О.С. Советова
Петроглифы тагарской эпохи на Енисее
(Сюжеты и образы).
// Новосибирск: 2005. 140 с. ISBN 5-7803-0134-4
Добвлена нумерация, исправлена часть ошибок и опечаток.
Литература
(ниже: Список сокращений)
- Адрианов A.B. Писаницы Енисейской губернии: (Отчёт за 1904 г.) // Архив ИИМК РАН. Ф. 2, оп. 2, д. 12.
- Адрианов A.B. Предварительные сведения о собирании писаниц в Минусинском крае летом 1904 г. командированным Комитетом A.B. Адриановым // Изв. РКИСВА. СПб., 1904б. Вып. 4. С. 25-33.
- Адрианов A.B. Обследование писаниц в Минусинском крае летом 1907 г. (из писем секретарю Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии) // Изв. РКИСВА. СПб., 1908. Вып. 8. С. 37-46.
- Акишев К.А. Курган Иссык: (Искусство саков Казахстана). Алма-Ата, 1978.
- Акишев К.А. Искусство и мифология саков. Алма-Ата, 1984.
- Алексеенко Е.А. Представления кетов о мире // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX — начало XX века). Л., 1976. С. 67- 105.
- Алексинский Д.П. Ещё раз о «героической наготе» // Исседан: Альманах по древней истории и культуре. Екатеринбург, 2003. Т. II. С. 45-53.
- Алексинский Д.П., Бутягин А.М. Причёска куроса — причёска воина? // Военная археология: (Оружие и военное дело в истории и социальной перспективе). СПб., 1998. С. 67-69.
- Аму-Дарьинский клад: Каталог выставки. Л., 1979.
- Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии: (Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации). СПб., 1999.
- Анисимов А.Ф. Космогонические представления народов Севера. М.;Л., 1959.
- Анохин В.А. Монеты Атея // Скифские древности. Киев, 1973.
- Антонова Е.В. Орнаменты на сосудах и «знаки» на статуэтках анауской культуры: (К проблеме значения) // Средняя Азия и её соседи в древности и средневековье. М, 1981. С. 5-21.
- Аракелян Б.Н. Искусство Древней Армении // История искусства народов СССР. Искусство первобытного общества. М., 1971. Т. 1.
- Артамонов М.И. Основные этапы и направления в истории скифо-сибирского искусства // Тез. докл. и сообщ. конф. по вопросам скифо-сарматской археологии. М., 1966. С. 6-8.
- Артамонов М.И. Сокровища саков. М., 1973.
- Арриан Флавий. Тактика // ВДИ. 1948. №1.
- Ауэзов М. Путь Абая. Алма-Ата, 1978. Т. 1.
- Афанасьев А.Е. Древо жизни: Избр. ст. М., 1982.
- Антонова Е.В., Раевский Д.С. Рец. на кн.: Шер Я.А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М., 1980 // НАА. 1981. №4.
- Баркова Л.Л. Резные изображения животных на саркофаге из 2-го Башадарского кургана // АС. Л., 1984, Вып. 25. С.83-89.
- Барминцев Ю.Н., Кожевников Е.В. Коневодство в СССР. М., 1983.
- Бернштам А. Н. Кенкольский могильник. Л., 1940.
- Бернштам А.Н. Очерк истории гуннов. Л., 1951.
- Бобров В.В. Основные этапы развития тагарского искусства // Ранние кочевники Средней Азии и Казахстана: Тез. докл. конф. Л., 1975. С. 62-64.
- Бобров Л.А., Худяков Ю.С. Боевые изголовья кочевников Монголии и Калмыкии второй половины XVI — начала XVIII века // Древности Алтая. Горно-Алтайск, 2003. №11. С. 138-155.
- Бодде Дерк. Мифы древнего Китая // Мифология древнего мира. М., 1977. С. 366-404.
- Боковенко H.A. Бронзовые котлы эпохи ранних кочевников в азиатских степях // Проблемы западносибирской археологии: (Эпоха железа). Новосибирск, 1981. С. 42-52.
- Боковенко H.A. К вопросу о датировке некоторых енисейских изображений всадников // Скифо-сибирский мир: (Искусство и идеология). Новосибирск, 1987. С. 75-80.
- Боковенко H.A. Проблема реконструкции религиозных систем номадов Центральной Азии в скифскую эпоху // Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. СПб., 1996. С. 39-42.
- Боковенко H.A. Наскальное искусство скифской эпохи Енисея // Международная конференция по первобытному искусству: Тез. докл. Кемерово, 1998, С. 86-87.
- Боковенко H.A. Новые памятники наскального искусства скифской эпохи на Енисее // Мировоззрение. Археология. Ритуал. Культура: Сб. ст. к 60-летию М.Л. Подольского. СПб., 2000. С. 11-19.
- Боковенко H.A., Зайцева Г.И., Б. Ван Гил, Лебедева Л.М., Семенцов A.A. К проблеме хронологии раннетагарских памятников Енисея // Степи Евразии в древности и средневековье: (К 100-летию со дня рождения М.П. Грязнова). СПб., 2002. [Кн. II. 2003] С. 19-22.
- Боргояков М.И. Об одном древнейшем мифологическом сюжете, его эволюции и отражении в фольклоре
(96/97)
народов Евразии // Скифо-сибирское культурно-историческое единство: Мат-лы I Всесоюз. археол. конф. Кемерово, 1980. С. 272-276.
- Борухович В.Г., Фролов Э.Д. Примечания // Ксенофонт. Киропедия. М., 1977. С. 289-328.
- Бутанаев В.Я. Погребально-поминальные обряды хакасов в XIX — начале XX в. // Историко-культурные связи народов Южной Сибири. Абакан, 1988. С. 107-132.
- Бязыров А.Х. К вопросу о круге осетинских нартских сказаний. Сказания о нартах — эпос народов Кавказа. М., 1969.
- Вадецкая Э.Б. О каменных стелах эпохи бронзы в Хакасско-Минусинской котловине // СА. 1969. №4.
- Вадецкая Э.Б. Женские силуэты на плитах из окуневских могильников // Древняя Сибирь. 1970. Вып. 3. С. 261-265.
- Вадецкая Э.Б. Проблемы интерпретации окуневских изваяний // Пластика и рисунки древних культур. Новосибирск, 1983. С. 86-97.
- Вадецкая Э.Б. Таштыкские накосники и причёски // КСИА. М., 1985. Вып. 184.
- Вадецкая Э.Б. Археологические памятники в степях [Среднего] Енисея. Л., 1986.
- Вадецкая Э.Б. Таштыкская эпоха в древней истории Сибири. СПб., 1999.
- Вадецкая Э.Б., Леонтьев Н.В., Максименков Г.А. Памятники окуневской культуры. Л., 1980.
- Вайнштейн С.И., Крюков М.В. Седло и стремя // СА [СЭ]. 1984. №6. С. 114-130.
- Варёнов A.B. О функциональном предназначении «моделей ярма» эпохи Инь и Чжоу // Новое в археологии Китая: (Исследования и проблемы). Новосибирск, 1984. С. 42-51.
- Вейс Г. История цивилизации. Классическая древность до IV в. М., 1998. Т. 1.
- Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985.
- Витт В.О. Лошадь Древнего Востока // Конские породы Средней Азии. М., 1937. С. 11-32.
- Витт В.О. Лошади Пазырыкских курганов // СА. 1952. №XVI. C. 163-205.
- Волков B.B. Улангомский могильник (по материалам раскопок 1972 г.) // Археология и этнография Монголии. Новосибирск, 1978.
- Волков В.В. Оленные камни Монголии. Улан-Батор, 1981.
- Волков В.В. Оленные камни Монголии. М., 2002.
- Волков Н.Н. Цвет в живописи. М., 1985.
- Вяткина К.В. Шалаболинские наскальные изображения // СМАЭ. 1949. Т. XII. С. 417-484.
- Вяткина К.В. Наскальные изображения Минусинской котловины // СМАЭ. 1961. Т. XX. С. 188-237.
- Гаврилова A.A. Пятый Пазырыкский курган: (Дополнение к раскопочному отчёту и исторические выводы) // Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. СПб., 1996. С.89-102.
- Гаджиев Г.А. Следы влияния скифо-сибирской культуры на древнюю идеологию населения Дагестана (по этнографическим материалам) // Скифо-сибирский мир: Тез. докл. Второй археол. конф. Кемерово, 1984. С. 100-102.
- Гадконева З.З., Абакарова Ф.Щ. Отражение ритуально-мифологических представлений в причитаниях (на материале фольклора аварцев и даргинцев) // Проблемы мифологии и верований народов Дагестана: Сб. ст. Махачкала, 1988. С. 136-141.
- Гапоненко В.М. Наскальные изображения Таласской долины // Археологические памятники Таласской долины. Фрунзе, 1963.
- Геродот. История в девяти книгах / Пер. и примеч. Г.А. Стратановского. Л., 1972.
- Голан А. Миф и символ. М., 1994.
- Гомер. Илиада. М., 2002.
- Горелик М.В. К этнической идентификации персонажей, изображённых на предметах Амударьинского клада // Художественные памятники и проблемы культуры Востока. Л., 1985. С. 36-46.
- Горелик М.В. Оружие древнего Востока. М., 1993.
- Городцов В.А. Скальные рисунки Тургайской области // ТГИМ. 1926. Т. 1.
- Грач А.Д. Петроглифы Тувы // СМАЭ. 1957. Т. XVII.
- Грач А.Д. Древние кочевники в центре Азии. М., 1980а.
- Грач А.Д. Вопросы изучения петроглифов Тувы // Новейшие исследования по археологии Тувы и этногенезу тувинцев. Кызыл, 1980б.
- Гришин Ю.С. Производство в тагарскую эпоху // Гришин Ю.С., Тихонов Б.Г. Очерки по истории производства в Приуралье и Южной Сибири в эпоху бронзы и раннего железа. М., 1960. С. 116-206. (МИА СССР, №90).
- Гришин Ю.С. Об одной писанице на плите тагарского кургана из Минусинской котловины // КСИА. 1971. Вып. 128.
- Грязнов М.П. История древнейших племён Верхней Оби по раскопкам близ с. Большая Речка // МИА. 1956. №48.
- Грязнов М.П. Древнейшие памятники героического эпоса народов Южной Сибири // АСГЭ. Л., 1961. Вып. 3. С. 7-31.
- Грязнов М.П. Работы Карасукского отряда // АО 1967 года. М., 1968а. С. 148-150.
- Грязнов М.П. Тагарская культура // История Сибири. М., 1968б. Т. 1.
- Грязнов М.П. Аржан. Л., 1980а.
- Грязнов М.П. Таштыкская культура // Комплекс археологических памятников у горы Тепсей на Енисее. Новосибирск, 1980 [1979]. С. 89-146.
- Далгат У.Б. К вопросу о нартском эпосе у народов Дагестана // Нартский эпос: Мат-лы совещ. Орджоникидзе, 1957. С. 154-174.
- Диатроптов П.Д. Культ героев в античном Северном Причерноморье. М., 2001.
- Дибиров М.А. Ритуально-мифологические функции поминальных игр и состязаний в Дагестане // Проблемы мифологии и верований... С. 86-96.
(97/98)
- Диваев А. Мавзолей Кок-Кесена: Протоколы засед. и сообщ. Турк. кружка любителей археологии. Год X. Ташкент, 1905.
- Дорж Д., Новгородова Э.А. Петроглифы Монголии. Улан-Батор, 1975.
- Древнее золото Казахстана. Алматы, 1983.
- Древние цивилизации. М., 1989.
- Дэвлет Е.Г. Памятники наскального искусства: (Изучение, сохранение, использование). М., 2002.
- Дэвлет М.А. О культурных связях тагарских племён // Новое в советской археологии. М., 1965. С. 240-242.
- Дэвлет М.А. Бронзовые бляшки в форме сложного лука из Хакасии // КСИА. 1966. Вып. 107. С. 70-74.
- Дэвлет М.А. Древние антропоморфные изображения из саянского каньона Енисея // Соотношение древних культур Сибири с культурами сопредельных территорий. Новосибирск, 1975. С. 238-248.
- Дэвлет М.А. Петроглифы Улуг-Хема. М., 1976а.
- Дэвлет М.А. Большая Боярская писаница. М., 1976б.
- Дэвлет М.А. Петроглифы Мугур-Саргола. М., 1980.
- Дэвлет М.А. Петроглифы на кочевой тропе. М., 1982а.
- Дэвлет М.А. Бегущие звери на скалах горы Суханиха на Среднем Енисее // КСИА. 1982б. Вып. 169. С. 53-60.
- Дэвлет М.А. И.Т. Савенков как исследователь петроглифов // Проблемы исследования каменного века Евразии: (К 100-летию открытия палеолита на Енисее). Красноярск, 1984. С. 193-195.
- Дэвлет М.А. Из истории изучения петроглифов Енисея: (И.Т. Савенков и А.В. Адрианов) // Мировоззрение народов Западной Сибири по археологическим и этнографическим данным. Томск, 1985а. С. 54-56.
- Дэвлет М.А. К истории исследования петроглифов Енисея: (Работы A.B. Адрианова) // Археология Южной Сибири. Кемерово, 1985б. С. 88-99.
- Дэвлет М.А. Иван Савенков // ВИ. 1987а. №1. С. 180-184.
- Дэвлет М.А. К истории изучения петроглифов Енисея (начало — третья четверть XIX в.) // Скифо-сибирский мир. Новосибирск, 1987б. С. 80-88.
- Дэвлет М.А. И.Т. Савенков как исследователь петроглифов Енисея // СА. 1989. №3. С. 241-253.
- Дэвлет М.А. О космогонических представлениях древних жителей Среднего Енисея: (Изображения на Бейской стеле из Хакасии) // Семантика древних образов. Новосибирск, 1990а. С. 83-91.
- Дэвлет М.А. A.B. Адрианов и изучение петроглифов Тувы и Западных Саян // История археологических исследований Сибири. Омск, 1990б. С. 41-64.
- Дэвлет М.А. О сакрально-магических знаках на петроглифах и оленных камнях // Проблемы изучения наскальных изображений в СССР. М., 1990. С. 237-238.
- Дэвлет М.А. A.B. Адрианов — археолог и общественный деятель // Проблемы истории отечественной археологии: Тез. докл. конф. СПб., 1993а. С. 78-80.
- Дэвлет М.А. 140 лет со дня рождения исследователя Алтая A.B. Адрианова (1854-1920) // Страницы истории Алтая. 1994: Библиограф. указ. Барнаул, 1993б. С.91-101.
- Дэвлет М.А. О последней археологической экспедиции A.B. Адрианова // Методология и историография археологии Сибири. Кемерово, 1994. С. 8-90.
- Дэвлет М.А. Петроглифы на дне Саянского моря (гора Алды-Мозага). М., 1998.
- Дэвлет М.А. Петроглифы Куйлуг-Хема // Мировоззрение древнего населения Евразии. М., 2001, С. 370-438.
- Дэвлет М.А. Каменный «компас» в Саянском каньоне Енисея. М., 2004а.
- Дэвлет М.А. Александр Васильевич Адрианов: (К 150-летию со дня рождения). Кемерово, 2004б.
- Дэвлет Е., Дэвлет М. Духовная культура древних народов Северной и Центральной Азии: (Мир петроглифов). М., 2000. (Сер. «Российские исследования по мировой истории и культуре», т. 7).
- Дэвлет М.А., Со Хо Чжан. Изображения лыжников в наскальном искусстве Сибири и Центральной Азии // Археология Южной Сибири. Новосибирск, 2003. С. 59-63.
- Дьяконов И.М. Люди города Ура. М., 1990.
- Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М., 1976.
- Евсюков В.В., Комиссаров С.А. Бронзовая модель колесницы эпохи Чуньцю // Новое в археологии Китая: (Исследования и проблемы). Новосибирск, 1984. С. 52-66. (Сер. «История и культура востока Азии»).
- Евтюхова Л.А. Археологические памятники енисейских кыргызов (хакасов). Абакан, 1948.
- Евтюхова Л.А. К вопросу о писаницах Алтая // КСИИМК. 1951. Вып. XXXVI. С. 189-190.
- Ельнщкий A.A. Скифы [Скифия] евразийских степей. Новосибирск, 1977.
- Ермоленко Л.Н. О ритуальных сосудах для сакральных напитков у древних кочевников (сосуды на поддоне) // Вопросы археологии Казахстана. Алматы; М., 1998. Вып. 2. С. 110-116.
- Ермолова Н.М., Марков Ю.Н. Датирование археологических образцов из могильников эпохи бронзы Южной Сибири // Древние культуры евразийских степей. Л., 1983. С. 95-97.
- Ерофеева H.H. Лук // Мифы народов мира. М., 1982. Т. 2. С. 75-77.
- Ерошкин Д.В. Небесный охотник и солнечный конь: (К вопросу об астральной семантике петроглифов Горного Алтая) // Степи Евразии в древности и средневековье: (К 100-летию со дня рождения М.П. Грязнова). СПб., 2002 [Кн. II. 2003]. С. 44-46.
- Завитухина М.П. Древнее искусство на Енисее. М., 1983.
- Завитухина М.П. Минусинская художественная бронза и древности из Сибирской коллекции Петра I // Золотые олени Евразии. СПб., 2001. С. 232-243.
- Заика А.Л. Новые петроглифы Енисея // Наскальное искусство Азии. Кемерово, 1997. Вып. 2. С. 97 -101.
(98/99)
- Зайцева О.В., Чиндина Л.А. Воинские символы на Васюганской бляхе // Международная конференция по первобытному искусству: Тез. докл. Кемерово, 1998. С.28-39.
- Замаровский В. Боги и герои античных сказаний. М., 1994.
- Збруева A.B. История населения Прикамья в ананьинскую эпоху // МИА. 1952. №30.
- Иванов В.И. Опыт истолкования древнеиндийских ритуальных и мифологических терминов, образованных от asva — «конь»: (Жертвоприношение коня и дерево asvattha в древней Индии) // Проблемы истории языков и культуры народов Индии. М., 1974. С. 75-138.
- Иванов В.В. Солярные мифы // Мифы народов мира. М., 1982. Т. 2. С. 461-462.
- Иванов В.В., Топоров В.Н. Орел // Мифы народов мира. М. 1988. Т.2. С.257-260.
- Ильинская В.А. Изображения скифов времён переднеазиатских походов // Древности степной Скифии. Киев, 1982.
- Искусство Китая. М., 1988.
- История Сибири. Л., 1968. Т. 1.
- Кадырбаев М.К., Марьяшев А.Н. Наскальные изображения хребта Каратау. Алма-Ата, 1977.
- Карпов Ю.Ю. Джигит и волк. СПб., 1996.
- Кастрен М.А. Путешествие Александра Кастрена по Лапландии, северной России и Сибири // Магазин землевладения и путешествий. М., 1860. Т. 6, ч. 2.
- Килуновская М.Е. Интерпретация образа оленя в скифо-сибирском искусстве (по материалам петроглифов и оленных камней) // Скифо-сибирский мир. Новосибирск, 1987. С. 103-107.
- Килуновская М.Е. Наскальные изображения как элемент религиозно-мифологических представлений ранних кочевников Центральной Азии (по материалам из Тувы) // Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. СПб., 1996. С. 149-153.
- Килуновская М.Е. Проблемы датирования петроглифов Тувы: (Роль сравнительно-типологического метода) // Международная конференция по первобытному искусству: Тез. докл. Кемерово, 1998. С. 56-58.
- Килуновская М.Е. Аржано-майэмирский стиль в наскальном искусстве Тувы // Степи Евразии в древности и средневековье. СПб., 2002 [Кн. II. 2003]. С. 52-56.
- Киселёв C.B. Значение техники и приёмов изображения некоторых енисейских писаниц // ТСА РАН [РАНИОН]. М., 1930. Т. 5. С. 91-100.
- Киселёв C.B. Древняя история Южной Сибири // МИА. М, 1949. №9.
- Киселёв C.B. Древняя история Южной Сибири. М., 1951.
- Клеменц Д.А. Древности Минусинского музея: (Памятники металлических эпох). Томск, 1886.
- Кляшторный С.Г. Всадники Кочкорской долины // Евразия сквозь века: Сб. тр., посвящ. 60-летию со дня рожд. Д.Г.Савинова. СПб., 2000. С. 213-215.
- Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Пазырыкская узда: (К предыстории хунно-юечжийских войн) // Древние культуры Центральной Азии и Санкт-Петербург. СПб., 1998. С. 169-177.
- Кобланаы-батыр: (Казахский героический эпос). М., 1975.
- Ковалевская В.Б. Конь и всадник. М., 1977.
- Конрад Н.И. Избранные труды. М., 1977.
- Королькова Е.Ф. Всадники степей // Золотые олени Евразии. СПб., 2001. С. 42-43.
- Ксенофонт. Киропедия. М., 1977.
- Кубарев В.Д. Древние изваяния Алтая: (Оленные камни). Новосибирск, 1979.
- Кубарев В.Д. К интерпретации предмета неизвестного назначения из кургана 1 памятника Туэкта (Горный Алтай) // Военное дело древних племён Сибири и Центральной Азии. Новосибирск, 1981а. С. 65-74.
- Кубарев В.Д. Конь в сакральной атрибуции ранних кочевников Горного Алтая // Проблемы Западно-Сибирской археологии: (Эпоха железа). Новосибирск, 1981б. С. 84-94.
- Кубарев В.Д. Антропоморфные хвостатые существа алтайских гор // Антропоморфные изображения. Новосибирск, 1987. С. 150-167.
- Кубарев В.Д. О назначении зооморфных наверший из курганов Пазырыка и Уландрыка // Скифо-сибирский мир: (Искусство и идеология). Новосибирск, 1987. С. 169-173.
- Кубарев В.Д. Древние росписи Каракола. Новосибирск, 1988.
- Кубарев В.Д. О петроглифах Калгуты // Наскальное искусство Азии. Кемерово, 1997. С. 88-97.
- Кубарев В.Д. Пазырыкские сюжеты в петроглифах Алтая // Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий. Барнаул, 1999. С. 84-92.
- Кубарев В.Д. Сюжеты охоты и войны в древнетюркских петроглифах Алтая // Археология, этнография и антропология Евразии. Новосибирск, 2001. №4 (8). С. 95-107.
- Кубарев В.Д. Образ оленя в петроглифах Алтая // Степи Евразии в древности и средневековье. СПб., 2002 [Кн. II. 2003]. С. 70-76.
- Кубарев В.Д. Образ кабана в петроглифах Алтая // Археология Южной Сибири. Новосибирск, 2003а. С. 72-77.
- Кубарев В.Д. Военные сюжеты и культ оружия в петроглифах Алтая // Древности Алтая. Горно-Алтайск, 2003б. №11. С. 23-35.
- Кубарев В.Д., Маточкин Е.П. Петроглифы Алтая. Новосибирск, 1992.
- Кубарев В.Д., Якобсон Э., Цэвэндорж Д. Алтай — заповедная зона: (Предварительные результаты полевых исследований в 1993-1998 гг.) // Тез. Междунар. конф. по первобыт. искусству. Кемерово, 2000. Т.II. С. 64-77.
- Кузнецов H.A. О правомерности использования термина «боевые собаки» (по материалам раскопок курганов Южной Сибири) // Сибирь в панораме тысячелетий: Мат-лы Междунар. симпоз. Новосибирск, 1998. Т. 1. С. 299-307.
(99/100)
- Кузьмин Н.Ю. Изображения на плитах оград тагарских курганов у села Верхний Аскиз в Хакасии // Древнее искусство Азии: (Петроглифы). Кемерово, 1995. С. 55-57.
- Кузьмина Е.Е. Скифское искусство как отражение мировоззрения одной из групп индоиранцев // Скифо-сибирский стиль в искусстве народов Евразии. М., 1976. С. 52-65.
- Кузьмина Е.Е. В стране Кавата и Афрасиаба. М., 1977а.
- Кузьмина Е.Е. Конь в религии и искусстве саков и скифов // Скифы и сарматы. Киев, 1977б. С. 96-119.
- Кузьмина Е.Е. О «прочтении текста» изобразительных памятников искусства евразийских степей скифского времени // ВДИ. 1983. №3.
- Кузьмина Е.Е. Опыт интерпретации некоторых памятников скифского искусства // ВДИ. 1984. №1.
- Кузьмина Е.Е. Мифология и искусство саков и бактрийцев: (Культурологические очерки). М., 2002.
- Кузьминых C.B. Металлургия Волго-Камья в раннем железном веке. М., 1983.
- Кулемзин A.M. История вооружения и военного дела племен тагарской культуры (VII-II вв. до н.э.): Дис.... канд. ист. наук. Новосибирск, 1973.
- Курочкин Г.Н. Начальная дата тагарской культуры // Проблемы хронологии и периодизации археологических памятников Южной Сибири: Тез. докл. Барнаул, 1991.
- Кызласов Л.Р. К истории шаманских верований на Алтае // КСИИМК. М.;Л., 1949. Вып. XXIX. С. 48-54.
- Кызласов Л.Р. Таштыкская эпоха в истории Хакасско-Минусинской котловины. М., 1960.
- Кызласов Л.Р. Древнейшая Хакасия. М., 1986.
- Кызласов Л.Р. Историко-культурное значение образцов таштыкского искусства (на примерах графики) // Проблемы изучения наскальных изображений в СССР. М., 1990. С. 192-197.
- Кызласов Л.Р., Леонтьев Н.В. Народные рисунки хакасов. М., 1980.
- Кызласов И.Л. Таштыкские рыцари // Проблемы изучения наскальных изображений в СССР. М., 1990. С. 182-191.
- Лазаретов И.П. Изображения на плитах могильника Бырканов V (Хакасия) // Древнее искусство Азии: (Петроглифы). Кемерово, 1995. С. 57-60.
- Ларичев В.Е. Лучник и птица петроглифов Карагема // Гуманитарные науки в Сибири. Новосибирск, 1997. №3. С.57-63.
- Ларичев В.Е. Солнечные часы тагарской эпохи и проблема астрально-мифологических аспектов семантики наскальных изображений // Междунар. конф. по первобытному искусству: Тез. докл. Кемерово, 1998. С. 164-166.
- Ларичев В.Е. Структуры Мироздания и обитатели его в мировоззрении тагарского жречества Южной Сибири // Астрономия древних обществ. М., 2002.
- Лаушкин К.Д. Новое в искусстве древних художников Прионежья. Л.;М., 1964. С. 48-50. (Сообщения ГЭ, вып. XXVII).
- Левашова В.П. Искусство племён Хакасско-Минусинской котловины // История искусства народов СССР. М., 1971. Т. 1. С. 183-190.
- Левинтон Г.А. Великаны // Мифы народов мира. -1987. -T. 1. С. 228.
- Лелеков [Л.А.]. О некоторых иранских элементах Древней Руси // Искусство и археология Ирана: Всесоюз. конф. 1969 г. М, 1971. С. 183-190.
- Леонтьев Н.В. Изображения животных и птиц на плитах могильника Черновая VIII // Сибирь и её соседи в древности: (Древняя Сибирь). Новосибирск, 1976а. Вып. 3.
- Леонтьев Н.В. Наскальные изображения Коровьего лога: (К вопросу о периодизации антропоморфных изображений окуневской культуры) (Проблемы хронологии и семантики) // Изв. СО АН СССР, сер. обществ. наук. Новосибирск, 1976б. Вып. 3.
- Леонтьев Н.В. Хакасские народные рисунки на плитах горы Оглахты // Вопросы истории Хакасии. Абакан, 1977.
- Леонтьев Н.В. Колёсный транспорт эпохи бронзы на Енисее // Вопросы археологии Хакасии. Абакан, 1980. С. 65-84.
- Леонтьев Н.В., Боковенко H.A. Кавказская писаница на Тубе // КСИА. 1985. №184. С. 82-88.
- Липец Р.С. Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. М., 1984.
- Липский А.Н. К вопросу о семантике солнцеобразных личин Енисея // Сибирь и её соседи в древности. Новосибирск, 1970.
- Лирика Древней Эллады и Рима. М., 1990.
- Литвинский Б.А. Кангюйско-сарматский фарн: (К историко-культурным связям племён Южной России и Средней Азии). Душанбе, 1968.
- Литвинский Б.А. Древние кочевники «крыши мира». М., 1972.
- Литвинский Б.А. Семантика древних верований и обрядов памирцев // Средняя Азия и её соседи в древности и средневековье. М., 1981.
- Маадай-Кара: (Алтайский героический эпос) / Пер. С.С. Суразакова. М, 1973.
- Маадай-Кара: (Алтайский героический эпос). Горно-Алтайск, 1995.
- Мазин А.И. Таёжные писаницы Приамурья. Новосибирск, 1986.
- Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: (Образ мира и миры образов). М., 1996.
- Максименков Г.А. Сюжеты окуневского искусства // Древний Восток и мировая культура. М., 1981. С.35-41.
- Максимова А.Г., Ермолаева A.C., Марьяшев А.Н. Наскальные изображения урочища Тамгалы. Алма-Ата, 1985.
- Манас: (Киргизский героический эпос). М., 1988. Кн. 2.
- Марсадолов Л.С. Курганы в Салбыке — сибирская «Гиза» // Международная конференция по первобытному искусству: Тез. докл. Кемерово, 1998. С. 172-173.
(100/101)
- Марсадолов Л.С. Кочевники Казахстана, Алтая, Тувы // Золотые олени Евразии. СПб., 2001. С. 18-23.
- Мартынов А.И. Тисульские курганы тагарской культуры // ИЛАИ. Кемерово, 1972. Вып. IV.
- Мартынов А.И. Ягуня. Кемерово, 1973.
- Мартынов А.И. О мировоззренческой основе искусства скифо-сибирского мира // Скифо-сибирский мир: (Искусство и идеология). Новосибирск, 1987. С. 13-25.
- Мартынов А.И., Марьяшев А.Н., Абетеков А.К. Наскальные изображения Саймалы-Таша. Алма-Ата, 1992.
- Марьяшев А.Н., Рогожинский А.Е. Вопросы периодизации и хронологии петроглифов Казахстана // Скифо-сибирский мир: (Искусство и идеология). Новосибирск, 1987. С. 55-59.
- Марьяшев А.Н., Рогожинский А.Е. «Звериный» стиль в петроглифах Казахстана: (Опыт классификации) // Там же. С. 121-124.
- Марьяшев А.Я., Горячев A.A. Наскальные изображения Семиречья. Алматы, 2002.
- Материалы по древней истории Сибири. М., 1964.
- Маточкин Е.П. Новые петроглифы Бии // Памятники древних культур Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1986. С. 20-23.
- Маточкин Е.П. Архетипические образы в скифском искусстве Горного Алтая // Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий. Барнаул, 1999. С. 122-126.
- Матющенко В.И. Древняя история Южной Сибири. Омск, 1999.
- Мафедзев С.Х. Обряды и обрядовые игры адыгов в XIX — начале XX века. Нальчик, 1986.
- Махабхарата: Книга восьмая. Книга о Карне (Карна-парва). М, 1990.
- Махлаюк А.В. «Состязание в доблести» в контексте римских военных традиций // Из истории античного общества: Межвуз. сб. науч. тр. Нижний Новгород, 1999. Вып. 6. С. 64-81.
- Мачинский Д.А. О смысле изображений на Чертомлыцкой амфоре // Проблемы археологии. Л., 1978. Вып.2. С. 232-240.
- Мачинский Д.А. Земля аримаспов в античной традиции и «простор ариев» в Авесте // Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. СПб., 1996. С. 3-13.
- Медведев А.Ф. Из истории сложного лука // КСИИМК. М, 1964. Вып. 102.
- Мелетинский Е.М. Скандинавская мифология как система. М., 1973.
- Мелетинский Е.М. Эпос и мифы // Мифы народов мира. М., 1988. Т. 2. С. 664-666.
- Мелюкова А.И. Вооружение скифов // САИ. М., 1964. Вып.Д1-4.
- Миклашевич Е.А. Петроглифы эпохи поздней бронзы (Южная Сибирь и Средняя Азия) // Наскальное искусство Азии. Кемерово, 1995. Вып. 1.
- Миклашевич Е.А. «Племя единорога» на Енисее: (Сяньбэйские мотивы в наскальном искусстве Минусинской котловины) // Изобразительные памятники. -СПб., 2004. С. 320-325.
- Миллер Г.Ф. О сибирских надписях: (Часть 1. О сибирских писаных камнях) // Миллер Г.Ф. История Сибири. М.;Л., 1937. Т. 1.
- Мифологический словарь. М., 1990.
- Мозолевский Б.Н. Скифский «царский» курган Желтокаменка // Древности степной Скифии. Киев, 1982.
- Мотов Ю.А. К изучению идеологии раннесредневекового населения Алтая (по материалам могильника Кудыргэ) // История и археология Семиречья. Алматы, 2001. Вып. 2. С. 63-86.
- Нефёдкин А.К. О развитии тактики персидской конницы в ахеменидский период // Военная археология: (Оружие и военное дело в истории и социальной перспективе). СПб., 1998. С. 104-108.
- Нефёдкин А.К. Боевые колесницы и колесничие древних греков (XVI-I вв. до н.э.). СПб., 2001.
- Нефёдкин А.К. Спартанская «униформа»: (Особенности военного снаряжения лакедемонян в VII-IV вв. до н.э.) // Исседон: Альманах по древней истории и культуре. Екатеринбург, 2002. Т. 1. С. 36-52.
- Нефёдкин А.К. Нагота греческого воина: (Героика или реальность?) // Проблемы античной истории. СПб, 2003. С. 151-170.
- Николаева Т.В. Изображения на плитах оград курганов тагарской культуры: (Методика и хронология): Автореф. дис.... канд. ист. наук. Кемерово, 1983.
- Никулина Н.М. О взаимосвязях древнегреческого и древневосточного искусства // Античность и античные традиции в культуре и искусстве народов Советского Востока. М., 1978. С. 28-44.
- Новгородова Э.А. Культовые сюжеты на петроглифах Монголии. М., 1980. С. 89-91.
- Новгородова Э.А. Периодизация петроглифов Монголии // Средняя Азия и её соседи в древности и средневековье. М., 1981. С.ЗЗ-41.
- Новгородова Э.А. Мир петроглифов Монголии. М., 1984.
- Окладников А.П. Шишкинские писаницы — памятник древней культуры Прибайкалья. Иркутск, 1959.
- Окладников А.П. Олень золотые рога: (Рассказы об охоте за наскальными рисунками). М., 1964.
- Окладников А.П. Петроглифы Нижнего Амура. Л., 1971.
- Окладников А.П. Петроглифы Байкала — памятники древней культуры народов Сибири. Новосибирск, 1974.
- Окладников А.П. Петроглифы Центральной Азии. Хобт-Сомон (гора Тэбш). Л., 1980.
- Окладников А.П., Запорожская В.Д. Ленские писаницы. М.;Л., 1959.
- Окладников А.П., Запорожская В.Д. Петроглифы Забайкалья. Л, 1970. Ч. 2.
- Окладников А.П., Мазин А.И. Писаницы бассейна р. Алдан. Новосибирск, 1979.
- Окладников А.П., Мартынов А.И. Сокровища Томских писаниц. М., 1972.
- Окладников А.П., Худяков Ю.С. Образ воина на писаницах Монголии // Военное дело древних племён Сибири и Центральной Азии. Новосибирск, 1981. С. 21-29.
(101/102)
- Окладникова ЕЛ. Загадочные личины Азии и Америки. Новосибирск, 1979.
- Окладникова Е.А. Дошаманские культы как источник для интерпретации петроглифов Горного Алтая // Всесоюзная школа молодых востоковедов: Тез. докл. и сообщ. мол. учёных. М., 1980. Т. III, ч. 2. С. 209 -213.
- Окладникова Е.А. Ритуальные скульптурки животных из сыра кумандинских алтай-кижи // Пластика и рисунки древних культур. Новосибирск, 1983. С. 161. nS.
- Окладникова Е.А. Модель Вселенной в системе образов наскального искусства Тихоокеанского побережья Северной Америки. СПб., 1995.
- Окуневский сборник. СПб., 1997.
- Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. СПб., 1773-1788. Ч. 1-3.
- Панкова C.B. К проблеме истоков таштыкского стиля // Изобразительные памятники: стиль, эпоха, композиции. СПб., 2004. С. 325-329.
- Панкова C.B., Архипов В.П. Новые памятники наскального искусства из Южной Сибири // Археологические экспедиции за 2003 г. Гос. Эрмитажа. СПб., 2004. С. 36-47.
- Пиотровский Б.Б. Ванское царство (Урарту). -М., 1959.
- Плутарх. Избранные жизнеописания. М., 1990.
- Подольский М.Л. Окуневские изваяния и оленные камни // Скифо-сибирский мир. Новосибирск, 1987.
- Подольский М.Л. Интуиция бесконечности в наскальных изображениях // Теория и методология архаики. I. Свои и чужие культуры: (Возможные подходы к изучению). II. Сознание. Искусство. Образ. СПб., 1998.
- Подольский М.Л. О композиционной цельности наскального искусства // Международная конференция по первобытному искусству. Кемерово, 2000. Т. 2. С.20-31.
- Подольский Н.Л. О принципах датировки наскальных изображений // СА. 1973. С. 265-275.
- Полосьмак Н.В. Исследование памятников скифского времени на Укоке // Altaica. 1993. №3.
- Полосьмак Н.В. Стерегущие золото грифы. Новосибирск, 1994.
- Полосьмак Н.В. Погребение знатной пазырыкской женщины // ВДИ. М., 1996. №4. С. 142-167.
- Полосьмак Н.В. Воинские шлемы пазырыкцев // Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий. Барнаул, 1999. С. 148-151.
- Полосьмак. Н.В., Молодин В.И. Памятники пазырыкской культуры на плоскогорье Укок // Археология, этнография и антропология Евразии. Новосибирск, 2000. №4. С. 66-87.
- Полторацкая В.Н. Памятники эпохи ранних кочевников в Туве (по раскопкам С.А. Теплоухова) // АСГЭ. М.;Л., 1967. Вып. 8. С. 78-102.
- Попов Н.И. Общий взгляд на писаницы Минусинского края // ИСОРГО. Иркутск, 1875. Т. 6. №5-6. С.200-211.
- Попов Н.И. Общий взгляд на писаницы... (окончание) // ИСОРГО. Иркутск, 1876. Т. 7. №1-2. С. 25-30.
- Потапов Л.П. Этнографический очерк земледелия у алтайцев // ТИЭ, нов. сер. 1952. Т. 18.
- Потапов Л.П. Конь в верованиях и эпосе народов Саяно-Алтая // Фольклор и этнография: (Связи фольклора с древними представлениями и обрядами). Л., 1977.
- Потапов Л.П. Мифы алтае-саянских народов как исторический источник // Вопросы археологии и этнографии Горного Алтая. Горноалтайск, 1983. С. 96-110.
- Пугаченкова Г.А. Искусство Средней Азии и Казахстана // История искусства народов СССР. М., 1971. С. 224-253.
- Пугаченкова Г.А. К датировке и интерпретации трёх предметов «восточного серебра» из коллекции Эрмитажа // Средняя Азия и её соседи в древности и средневековье. М., 1981. С. 53-63.
- Пугаченкова Г.А. Образ кангюйца в согдийском искусстве // Из художественного наследия [художественой сокровищницы] Среднего Востока. Ташкент, 1987а.
- Пугаченкова Г.А. Из художественой сокровищницы Среднего Востока. Ташкент, 1987б.
- Пшеницына М.Н. Культура племён Среднего Енисея во II-I вв. до н.э.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Л., 1975.
- Пяткин Б.Н. Некоторые вопросы датировки петроглифов Южной Сибири // Археология Южной Сибири. Кемерово, 1977. Вып. 9. С. 60-67.
- Пяткин Б.Н. К проблемам хронологического определения петроглифов предскифского времени на Среднем Енисее // Проблемы скифо-сибирского культурно-исторического единства: Тез. докл. Кемерово, 1979. С. 126-129.
- Пяткин Б.Н. К семантике некоторых композиций Кунинской писаницы // ИСОАН. Новосибирск, 1980. №1,вып. 1. С. 112-116.
- Пяткин Б.Н. Камень с рисунками в урочище Кизань (гора Оглахты) // Проблемы древних культур Сибири. Новосибирск, 1985.
- Пяткин Б.Н. Представления древних людей о пространстве и времени по курганным намогильным сооружениям // Скифо-сибирский мир: (Искусство и идеология). Новосибирск, 1987. С. 31-37.
- Пяткин Б.Н., Курочкин Г.Н. Новое изображение зверя-божества окуневской культуры // Древнее искусство Азии. Кемерово, 1995. С. 72-74.
- Пяткин Б.Н., Мартынов А.И. Шалаболинские петроглифы. Красноярск, 1985.
- Пяткин Б.Н., Миклашевич Е.А. Петроглифы в системе археологических реконструкций // Актуальные проблемы методики западносибирской археологии. Новосибирск, 1989. С. 174-176.
- Пяткин Б.Н., Советова О.С., Миклашевич Е.А. Петроглифы Оглахты-V (публикация коллекции) // Древнее искусство Азии: (Петроглифы). Кемерово, 1995. С. 86-108.
(102/103)
- Пяткин Б.Н., Черняева О.С. Тепсейский фриз // Памятники древних культур Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1986. С. 89-98.
- Радлов В.В. Сибирские древности. СПб., 1888. Т. 1, вып. 1.
- Радлов В.В. Сибирские древности: (Из путевых заметок В.В. Радлова) // Зап. РАО, нов. сер. СПб., 1895. Т. 7, вып.3-4. С. 146-216.
- Раевский Д.С. О семантике одного из образов скифского искусства // Новое в археологии. М., 1972. С. 63-68.
- Раевский Д.С. Очерки идеологии скифо-сакских племён: (Опыт реконструкции скифской мифологии). М., 1977.
- Распопова В.И. Металлические изделия раннесредневекового Согда. Л., 1980.
- Ригведа: Избранные гимны / Пер. и ком. Т.Я. Елизаренковой. М., 1972.
- Римшнейдер М. От Олимпии до Ниневии во времена Гомера. М., 1977.
- Розенфельд A.З. Великаны в таджикском фольклоре и топонимике // Фольклор и этнография: (Связи фольклора с другими представлениями и обрядами). Л., 1977.
- Ростовцев М.И. Античная декоративная живопись на юге России. СПб., 1913.
- Руденко С.И. Предварительное сообщение о раскопках в Улагане 1947 г. // СА. 1947.
- Руденко С.И. Искусство скифов Алтая. М., 1949.
- Руденко С.И. Горноалтайские находки и скифы. М.;Л, 1952.
- Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.;Л., 1953.
- Руденко С.И. Искусство Алтая и Передней Азии (середина I тыс. до н.э.). М., 1961.
- Русакова И.Д. Новый памятник наскального искусства на Енисее: (Писаница Абакано-Перевоз в Хакасии) // Наскальное искусство Азии. Кемерово, 1997. Вып. 2. С. 101-112.
- Русакова И.Д. Мифологические сюжеты петроглифического комплекса Абакано-Перевоз // Международная конференция по первобытному искусству. Кемерово, 2000. Т. 2. С. 94-97.
- Русакова И.Д. Петроглифический комплекс «Бояры — Абакано-Перевоз» в Хакасии и его место в природно-историческом ландшафте: Автореф. дис.... канд. ист. наук. Кемерово, 2001.
- Русакова И.Д. К вопросу о мифологических представлениях ранних кочевников // Археология Южной Сибири. Кемерово, 2003. С. 96-99.
- Русакова И.Д., Баринова Е.С. Новые петроглифы на Томи // Наскальное искусство Азии. Кемерово, 1997. Вып. 2. С. 64-77.
- Русакова И.Д., Мартынов А.И., Покровская А.Ф. Результаты работ петроглифической экспедиции музея-заповедника «Томская писаница» у д. Абакано-Перевоз в Хакасии (1996г.) // Наскальное искусство Азии. Кемерово, 1997. Вып. 2. С. 118 -119.
- Русские народные сказки Сибири о чудесном коне. Новосибирск, 1984.
- Рыгдылон Э.Р. Писаницы близ озера Шира // СА. М.;Л., 1959. №ХХIХ-ХХХ. С. 186-202.
- Савенков И.Т. К разведочным материалам по археологии среднего течения Енисея // ИВСОИРГО. 1886-1887. Т. 17. Вып. 3-4. С. 26-105.
- Савенков И.Т. О древних памятниках изобразительного искусства на Енисее // Тр. XIV Археол. съезда в Чернигове в 1908 г. М., 1910. Т. 1.
- Савинов Д.Г. К вопросу о хронологии и семантике изображений на плитах оград тагарских курганов (по материалам могильников у горы Туран) // Южная Сибирь в скифо-сарматскую эпоху. Кемерово, 1976. С. 52-72.
- Савинов Д.Г. Наскальные изображения в стиле оленных камней // Проблемы изучения наскальных изображений в СССР. М., 1990. С. 174-181.
- Савинов Д.Г. Изображения эпохи бронзы на плитах из курганов юга Минусинской котловины // Современные проблемы изучения петроглифов. Кемерово, 1993. С.61-87.
- Савинов Д.Г. Развитие стиля изображений на плитах курганов тагарской культуры // Проблемы археологии. СПб, 1994. Вып. 3. С. 123-136.
- Савинов Д.Г. Тесинские «лабиринты» (по материалам могильника Есино III) // Древнее искусство Азии: (Петроглифы). Кемерово, 1995а. С. 22-32.
- Савинов Д.Г. О происхождении таштыкского стиля // Древнее искусство Азии: (Петроглифы). Кемерово, 1995б. С. 6-10.
- Савинов Д.Г. Изображения на курганных плитах как источник по истории населения тагарской культуры // Наскальное искусство Азии. Кемерово, 1995в. Вып. 1. С. 22-23.
- Савинов Д.Г. Карасукская традиция и «аржано-майэмирский» стиль // Древние культуры Центральной Азии и Санкт-Петербург: Мат-лы Всерос. науч. конф., посвящ. 70-летию со дня рожд. А.Д. Грача. СПб, 1998. С. 132-136.
- Савинов Д.Г. Изобразительные памятники и ритуал (по материалам эпохи бронзы Южной Сибири) // Международная конференция по первобытному искусству. Кемерово, 2000. -Т. 2. С. 197-206.
- Савинов Д.Г. К интерпретации изображений Боярских писаниц // Археология Южной Сибири. Кемерово, 2003. С. 100-105.
- Савостина Е.А. К символике изображения лука на Боспоре // СА. 1983. №4. С. 45-58.
- Самашев З.С. Работы в Восточном Казахстане // АО 1975 года. М, 1976.
- Самашев З.С. Наскальные изображения Верхнего Прииртышья. Алма-Ата, 1992.
- Самашев З.С., Франкфор А.П., Новоженов В.А., Видаль П. Памятники древнего искусства Казахстана: (Новые исследования) // Наскальное искусство Азии. Кемерово, 1995. Вып. 1. С. 15-16.
- Севастьянова Э.А. Древнее искусство Хакасии. Абакан, 1987.
(103/104)
- Седых В.H. О памятниках изобразительного искусства эпохи ранних кочевников из Абаканской степи // Евразия сквозь века: Сб. науч. тр., посвящ. 60-летию Д.Г. Савинова. СПб., 2001. С. 133-136.
- Семёнов Вл.А. Вооружение и воинский костюм скифов Тувы: (Алды-бельская и уюкско-саглынская культуры) // Военная археология: (Оружие и военное дело в истории и социальной перспективе). СПб., 1998. С. 160-163.
- Семёнов Вл.А., Килуновская М.Е., Красниенко C.B., Субботин A.B. Петроглифы Каратага и горы Кедровой. СПб., 2000.
- Семёнов Вл.А., Килуновская М.Е., Красниенко C.B., Субботин A.B. Изображения на плитах тагарских курганов. СПб., 2003.
- Серкина A.A. Символы рабства в Древнем Китае: (Дешифровка гадательных надписей). М., 1982.
- Словарь античности. М., 1989.
- Смирнов К.Ф. Вооружение савроматов // МИА. М., 1961. №101.
- Смирнов К.Ф. Савроматы. М., 1964.
- Смирнов Я.И. Восточное серебро. СПб., 1909.
- Смоляк A.B. Представления нанайцев о мире // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (2-я половина XIX — нач. XX в.). Л., 1976. С. 129-160.
- Советова О.С. О своеобразных изображениях коней со скал Оглахты (бассейн Среднего Енисея) // Скифо-сибирский мир: (Искусство и идеология). Новосибирск, 1987а. С. 139-143.
- Советова О.С. Сюжет с великанами на скалах Тепсея // Скифо-сибирский мир: (Искусство и идеология). Новосибирск, 19876. С. 173-176.
- Советова О.С. К вопросу о семантике среднеенисейских петроглифов скифского времени // Проблемы изучения наскальных изображений в СССР. М., 1990. С. 169-173.
- Советова О.С. Петроглифы горы Тепсей // Древнее искусство Азии: (Петроглифы). Кемерово, 1995. С. 33-54.
- Советова О.С. Образ хищника на скалах Енисея // Первобытная археология: (Человек и искусство). Новосибирск, 2002. С. 69-75.
- Советова О.С. Кони с оригинальными хвостами на скалах Енисея // Степи Евразии в древности и средневековье. СПб., 2002а. [Кн. II. 2003] С. 147-151.
- Советова О.С. Изображения птиц на писаницах Енисея. Кемерово, 2003а. С. 98-124.
- Советова О.С. Антропоморфные изображения на скалах Енисея: (К вопросу о внешнем облике населения тагарского времени) // Археология Южной Сибири. Новосибирск, 2003б. С. 106-110.
- Советова О.С. К вопросу о наготе «тагарских человечков» // Социально-демографические процессы на территории Сибири: (Древность и средневековье). Кемерово, 2003в. С. 126-131.
- Советова О.С. Образ героя в наскальных сценах // Человек в пространстве древних культур: Мат-лы Всерос. науч. конф. Челябинск, 2003. С. 133-135.
- Советова О.С., Миклашевич Е.А. Хронологические и семантические особенности среднеенисейских петроглифов (по итогам работы Петроглифического отряда Южносибирской археологической экспедиции КемГУ) // Археология, этнография и музейное дело. Кемерово, 1999. С. 47-74.
- Сосновский Г.П. Писаница на горе Кизех-Тах // КСИИМК. М.;Л., 1940. Вып. 6. С. 54-58.
- Спасский Г.И. О достопримечательнейших памятниках сибирских древностей и сходстве некоторых из них с великорусскими // ЗИРГО. СПб., 1875. Т. 17. С. 11-182.
- Степанова Е.В. Скифские мягкие сёдла: (Вопросы терминологии) // Степи Евразии в древности и средневековье. СПб., 2002 [Кн. II. 2003]. С. 151-154.
- Студзицкая C.B. Тема космической охоты и образ фантастического зверя в изобразительных памятниках окуневской культуры // ОС. СПб., 1997. С. 151-262.
- Субботин A.B. Скифы на юге Сибири: (Феномен тагарской культуры) // Изучение культурного наследия Востока: (Культурные традиции и преемственность в развитии древних культур и цивилизаций). СПб., 1999. С. 122-123.
- Субботин A.B. Динамика тагарской культуры (по итогам формализованного анализа монографически раскопанных могильников) // Степи Евразии в древности и средневековье. (К 100-летию со дня рожд. М.П. Грязнова). СПб., 2002 [Кн. II. 2003]. С. 154 -157.
- Сунчугашев Я.И. Хакасские героические сказания как исторический источник // Вопросы этнографии Хакасии. Абакан, 1981. С. 28-44.
- Сунчугашев Я.И. О некоторых петроглифах Хакасии // Скифская эпоха Алтая. Барнаул, 1986. С. 43-44.
- Сунчугашев Я.И. Есинские изображения тагарской культуры // Исследования памятников древних культур Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1987. С. 82-83.
- Суразаков С. С. Алтайский героический эпос. М., 1985.
- Тацит Корнелий. Анналы. Малые произведения. СПб., 1993. Т. 1. С. 7-384.
- Теплоухов С.А. Раскопки курганов в горах Ноин-Ула. Л., 1925.
- Теплоухов С.А. Древние погребения в Минусинском крае // МЭ. 1927. Т. 3, вып. 2. С. 57-112.
- Теплоухов С.А. Опыт классификации древних металлургических культур Минусинского края // МЭ. 1929. Т. 4, вып. 2. С. 41-62.
- Тиртей. Элегии // Парнас: Антология античной лирики. М., 1980. С. 31-34.
- Топоров В.Н. Лебедь // Мифы народов мира. М., 1988. Т. 1. С. 40-41.
- Тревер К.В. Сэнмурв-Паскудж — собака-птица. Л., 1937.
- Тревер К.В., Луконин В.Г. Сасанидское серебро: Собрание Государственного Эрмитажа: (Художественная культура Ирана III-VIII веков). М., 1987.
- Тресиддер Дж. Словарь символов. М., 1999.
(104/105)
- Тынышпаев М.Т. Ак-табан — шубрынды: (Великие бедствия и великие победы казахов) // В.В. Бартольду. Ташкент, 1927. С. 57-58.
- Тумане X. Военная организация греков в архаическую эпоху (Афины VIII-VI вв. до н.э.) // Античное общество: (Проблемы политической истории). СПб., 1997. С. 6-19.
- Тумане X. Рождение Афины. СПб., 2002.
- Турри Э. Артерии истории // Курьер ЮНЕСКО. 1983. Октябрь. С. 4-6.
- Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982.
- Урусов СЛ. Книга о лошади. СПб., 1902. Т. 1.
- Фёдоров-Давыдов Г.А. Искусство кочевников и Золотой Орды: (Очерки культуры и искусства народов Евразийских степей и золотордынских городов). М., 1976.
- Филиппова Е.Е. Погребальные колесницы карасукского времени // Проблемы изучения наскальных изображений в СССР. М., 1990. С. 166-168.
- Формозов A.A. Очерки по первобытному искусству. М., 1969.
- Формозов А.А. О месте наскальных изображений в истории искусства // Проблемы археологии Урала и Сибири. М., 1973.
- Формозов A.A. Новые книги о наскальных изображениях в СССР: (Обзор публикаций 1968-1972 гг.) // СА. 1973а. №3. С.273-279.
- Фрай Р. Наследие Ирана. М., 1972.
- Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978.
- Фролов Э.Д. Скифы в Афинах // ВДИ. 1998. №1. С. 135-152.
- Хазанов A.M. Сложные луки евразийских степей и Ирана в скифо-сарматскую эпоху // Материальная культура народов Средней Азии и Казахстана. М., 1966. С. 29-44.
- Хазанов А.М. Очерки военного дела сарматов. М., 1971.
- Харенберг Б. Хроника человечества. М., 2000.
- Хлобыстина М.Д. Культовая символика петроглифических рисунков в культуре ранней бронзы Южной Сибири // СА. 1971. №1.
- Черемисин Д.В. Петроглифы левого берега реки Чуи (Горный Алтай). Новосибирск, 1997. С. 78-88.
- Черемисин Д.В. Исследование наскальных изображений долины реки Чаганка (Алтай) в 2001 г. // Вестник САИПИ. Кемерово, 2001. №4. С. 12-16.
- Черемисин Д.В., Седельникова Н.В., Баринова Е.С. Скальные поверхности, лишайники и петроглифы Юго-Восточного Алтая: (Изучение в рамках интеграционного проекта СО РАН) // Археология Южной Сибири. Новосибирск, 2003. С. 118-124.
- Черненко Е.В. Оружие из Толстой могилы // Скифский мир. Киев, 1975. С. 152-173.
- Черненко Е.В. Скифские лучники. Киев, 1981.
- Черников С.С. Наскальные изображения верховий Иртыша // СА. 1947. №9.
- Членова Н.Л. Несколько писаниц Юго-Западной Тувы // СЭ. 1956. №4. С. 45-63.
- Членова Н.Л. Происхождение и ранняя история племён тагарской культуры. М., 1967.
- Членова Н.Л. Тагарские лошади: (О связях племён Южной Сибири и Средней Азии в скифскую эпоху) // Кавказ и Средняя Азия в древности и средневековье. М., 1981. С. 80-94.
- Членова Н.Л. Оленные камни как исторический источник: (На примере оленных камней Северного Кавказа). Новосибирск, 1984.
- Членова Н.Л. Тагарская культура // Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1992. С. 206-224. (Археология СССР).
- Чугунов К.В., Парцингер Г., Наглер А. Золотые звери из долины царей: (Открытия российско-германской экспедиции в Туве). СПб., 2004.
- Шер Я.А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М., 1980.
- Шер Я.А. Ранний этап скифо-сибирского звериного стиля // Скифо-сибирское культурно-историческое единство: Мат-лы I Всесоюз. археол. конф. Кемерово, 1980а. С. 338-347.
- Шер Я.А. Мифологические сюжеты в петроглифах Южной Сибири скифского времени // Скифо-сибирский мир: Тез. докл. 2-й археол. конф. Кемерово, 1984. С.78-80.
- Шер Я.А., Миклашевич Е.А., Самашев. З.С., Советова О.С. Петроглифы Жалтырак-Таша // Проблемы археологических культур степей Евразии. Кемерово, 1987. С. 70-78.
- Шер Я.А. «Господин коней» на берегах Енисея // Петербургский археологический вестник. СПб., 1993. №6. С. 17-22.
- Шер Я.А. Петроглифы — древнейший изобразительный фольклор // Наскальное искусство Азии. Кемерово, 1997. Вып. 2. С. 28-35.
- Шефер Э. Золотые персики Самарканда. М., 1981.
- Шталь И. Гомеровский эпос. М., 1975.
- Штернберг Л.Я. Культ орла у сибирских народов // CMAЭ. 1925. T.V, 2. C. 117-740.
- Элиаде М. Космос и история. М., 1987.
- Энциклопедический словарь славянской мифологии. М., 1995.
- Эпос о Гильгамеше: («О вс` видавшем») / Пер. И.М. Дьяконова. М.;Л., 1961.
- Янкович М. Мифологическое животное на звездном небе // Скифо-сибирское культурно-историческое единство: Мат-лы I Всесоюз. конф. Кемерово, 1980. С. 348-357.
- Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984.
- Яценко М.В. Искусство скифских племён Северного Причерноморья // История искусств народов СССР. М., 1971. Т. 1. С. 116-138.
- Appelgren-Kivalo N. Alt-Altaische Kunstdenkmaler (Briefe und Bildmaterialen von I. R. Aspelins Reisen in Sibirien und der Mongolei 1887-1889). Helsingfors, 1931.
- Blednova N., Francfort H. P., Legtchilo N., Martin L, Saaacchi D., Sher J.A., Smirnov D., Soleilhavoup F., Vidal P. Sibérie du Sud 2: Tepsej I-III, Ust-TubaI-VI
(105/106)
(Russie, Khakassie) // Repertoire des Petroglyphes d’Asie Centale. Paris, 1995. Fascicule №2.
- Historiska Nyheter. 1976. №3.
- Jacobson E., Kubarev V, Tseevendorj D. Mongolie du Nord-Ouest Tsagaan Salaa / Baga Oigor // Répertoire des petroglyphes d’Asie Centrale. Paris, 2001. Fascicule №6.
- Kubarev D., Jakobson E. Sibérie du sud 3: Kalbak-Tash I (Republique de l’Altai) // Repertoire des Petroglyphes d’Asie Centrale. Paris, 1996. Fascicule №3.
- Littauer M.A., Crouwel J.H. Wheeled Vehicles and Ridden Animals in the Ancient Near East. Leiden; Köln, 1979.
- Mariyashev A.N. Petroglyphs of South Kazakhstan and Semirechye. Almaty, 1994.
- Marjasev A.N., Gorjacev A.A., Potapov S.A. Kazakhstan. 1: Choix de petroglyphes du Semirech’e (Felsbilder im Siebenstromland) // Repertoire des petroglyphes d’Asie Centrale. Paris, 1998. Fascicule №5.
- Miklashevich E. Rock Art Research in North and Central Asia 1995-1999 // News of the World 2. Oxbow Books, 2003. P. 88-118.
- Miklashevich E.A., Pyatkin B. The petroglyphs at Sukhankha mountain (Middle Yenisei) // INORA. 1998. №21. P. 18-22.
- Savinov D. Steles de Khakassie // Repertoire des petroglyphes d’Asie Centrale. Paris, 1999. Fascicule №4. P. 53-72, planches 1-56.
- Sher J.A., Blelnova N., Legchilo N., Smirnov D. Sibérie du sud 1 : Oglakhty I-III (Russie, Khakassie) // Repertoire des Petroglyphes d’Asie Centrale. Paris, 1994. Fascicule №1.
- Stralenberg P. Das Nord- und Ostliche Theil von Europa und Asia. Stockholm, 1730.
- Tresors de l’ancien Iran. Musée rathgeneve. 1966.
Список сокращений (с. 138) ^
АО — Археологические открытия
АС — Археологический сборник
АСГЭ — Археологический сборник Государственного Эрмитажа
ВДИ — Вестник древней истории
ВИ — Вопросы истории
ГЭ — Государственный Эрмитаж
ЗИРГО — Записки Императорского Русского географического общества
Зап.РАО — Записки Российского археологического общества
ИИМК РАН — Известия Института материальной культуры Российской академии наук
Изв.РКИСВА — Известия Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии
ИЛАИ — Известия лаборатории археологических исследований государственного пединститута
ИСОАН — Известия Сибирского отделения Академии наук СССР
ИСОИРГО — Известия Сибирского отдела Императорского русского географического общества
КСИА АН СССР — Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института археологии Академии наук СССР
КСИИМК — Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры Академии наук СССР
ЛГУ — Ленинградский государственный университет
ЛОИА — Ленинградское отделение Института археологии АН СССР
МИА — Материалы и исследования по археологии СССР
НАА — Народы Азии и Африки
МЭ — Музей этнографии
ОС — Окуневский сборник
РА — Российская археология
СА — Советская археология
САИПИ — Сибирская ассоциация исследователей первобытного искусства
СГЭ — Сообщения Государственного Эрмитажа
СМАЭ — Сборник Музея антропологии и этнографии Академии наук СССР
СО РАН — Сибирское отделение Российской академии наук
СЭ — Советская этнография
ТСА РАН — Труды Секции археологии Российской академии наук [правильно: ТСА РАНИОН — Труды секции археологии Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук. М.;Л.]
INORA — International Newsletter On Rock Art.
|