главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Е.В. СтепановаСкифские мягкие сёдла: вопросы терминологии.// Степи Евразии в древности и средневековье. Книга II. Материалы научно-практической конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения М.П. Грязнова. СПб: 2003 [ на обложке: 2002 ]. Книга II. С. 151-154.
По конструктивным особенностям всё многообразие древних и современных сёдел можно свести к двум основным типам: мягкие (бескаркасные) и с жёстким каркасом. Мягкие сёдла бытовали в среде евроазиатских кочевников и в зоне их контактов ориентировочно с VII-VI вв. до н.э. по первые века нашей эры. Жёсткие седла появились не позднее начала IV в. н.э., видимо, в Центральной Азии, и, претерпев многочисленные усовершенствования, постепенно распространились по всему миру. Все ныне существующие сёдла относятся к этому типу.
Терминология жёстких сёдел хорошо разработана в иппологической литературе и является общепринятой. Напротив, описание мягких сёдел даётся весьма произвольно; при отсутствии иллюстраций зачастую невозможно понять, о чём идёт речь.
Поскольку мягкие сёдла являются генетическими предшественниками жёстких, логично использовать термины, обозначающие элементы жёстких, для описания соответствующих элементов мягких. Такой перенос терминов широко используется в археологической литературе, но, к сожалению, недостаточно последовательно. Кроме того, в конструкции мягких сёдел есть элементы, не имеющие прямых аналогий. Термины, их обозначающие, также желательно унифицировать.
Как правило, описание мягких сёдел дается весьма пренебрежительно: как две сшитые вместе и набитые оленьим волосом или травой кожаные подушки [Амброз, 1973; Вайнштейн, 1972; 1984; Киселёв, 1951; Полосьмак, 1994; 2000; Руденко, 1953; 1960]. Между тем мягкие сёдла весьма совершенны; по сравнению с попоной, закреплённой на спине лошади, они были огромным достижением. Их выполненные из кожи сиденья были тщательно смоделированы за счёт кроя и мягкой, простёганной ремешками набивки, усиленной дополнительными кожаными и деревянными деталями. Они имели утолщения в передней и задней части, обеспечивающие надёжную фиксацию бёдер и седалища всадника, и продольный желоб, предотвращающий контакт всадника с позвоночником лошади, т.е. максимально учитывали анатомию лошади и удобство всадника.
В комплекты мягких сёдел обязательно входили потники из войлока, повторяющие форму седла и немного выступающие за его края, а также нагрудники, подхвостники, в том числе съёмные, и подпруги с пряжками. Таким образом, все основные элементы конского снаряжения, входящие в комплект современных сёдел, существовали ещё в скифское время.
Традиционно в археологической литературе считается, что у скифских мягких сёдел было две пары лук [Амброз, 1973; Вайнштейн, 1972; 1984; Киселёв, 1951; Полосьмак, 1994; 2000; Руденко, 1953; 1960; Kohalmi, 1968]. Однако луки — это дугообразные части ленчика, соединяющие лавки (полки) седла [Словарь-справочник по коневодству и конному спорту, 1991]. У мягких сёдел нет ленчика, а значит нет и лук.
Нельзя согласиться и с мнением А.К. Амброза, что «утолщения краёв подушек» выполняли «роль позднейших лук» [Амброз, 1973, с. 94]. Луки имеют следующие функции: 1) обеспечение жёсткости каркаса, что позволяет оптимизировать давление на спину лошади и использовать стремена; 2) предотвращение контакта всадника с позвоночником лошади, так как луки формируют
Упоры скифских и современных «английских» сёдел (вид спереди): а — спортивное седло; b — седло австралийских пастухов; с — скифское седло; 1 — передняя лука; 2 — передняя распорка; 3 — упоры; 4 — потники.(Открыть рис. в новом окне)
седельный желоб и наряду с полками выступают основой сиденья; 3) фиксация бёдра и седалища всадника.
Утолщения в передней и задней частях седельных подушек мягких сёдел выполняют только одну функцию — обеспечение прочности посадки.
Аналогичные детали есть у современных спортивных и универсальных «английских» сёдел, которые конструктивно относясь к сёдлам с жёстким каркасом, сочетают в себе достоинства жёстких и мягких сёдел и имеют много общего с последними.
Ленчик современного спортивного седла скрыт в глубине кожаных седельных подушек, между которыми располагается седельный желоб шириной 7-10 см, и под кожаной покрышкой, закреплённой между низкими луками. Покрышка и подушки формируют сиденье, повышающееся к лукам; кроме того, седельные подушки имеют Г-образную форму, их перпендикулярные полкам отростки образуют валики (утолщения) в передней части крыльев. Эти утолщения называются упорами (рисунок) и, наряду с повышением задней части седла, выполняют функцию фиксации бедра и колена всадника. У классических жестких сёдел эту функцию выполняют развилки массивных передней и задней лук.
Упоры у спортивных и универсальных «английских» сёдел конструктивно не связаны с луками. Это лишь утолщения седельных подушек или дополнительные элементы, закреплённые на седельных подушках и выполняющие ту же функцию. Высота, ширина, форма упоров определяются удобством и вкусами конкретного всадника. Как правило, у сёдел, предназначенных для прыжков или длительной езды по пересечённой местности, упоры более высокие.
Таким образом, скифские сёдла имели не две пары лук, а две пары упоров (рисунок). У современных «английских», выполненных в форме «трилистника», есть только передние упоры. Хотя утолщения в задних час- тях их седельных подушек имеются, но вследствие небольшой ширины подушек (около 15 см, против 40 см в передней части) и достаточной высоты задней луки упоры как самостоятельные элементы здесь не выражены.
Размеры и оформление упоров — наиболее вариабельные элементы мягких сёдел. Насколько можно судить по находкам в алтайских курганах, детали кроя торцевых передних и задних частей кожаных подушек имели линзовидную (чечевицеобразную) форму, что предопределяло внешний вид упоров [Руденко, 1953; 1960]. С наружных сторон упоры украшались декоративными войлочными медальонами, повторяющими форму основы. В некоторых случаях упоры формировались особо из плотного толстого войлока, и только поверх него нашивались медальоны [Полосьмак, 1994; 2000]. Верхний край (бортик) упоров иногда укреплялся деревянными или роговыми дужками (в том числе резными), но часто только украшался нашитой полоской войлока другого цвета, чем медальон, кожаной аппликацией, деревянными бляшками или фигурками. В 1-м и 2-м Башадарских курганах дужек не было, в 1-м и 2-м Пазырыкских курганах деревянные дужки были, в 3-6-м курганах — роговые дужки у трёх из более чем 20 сёдел, в Туэктинских курганах наиболее представительный набор дужек — 18 от 18 сёдел, в могильниках Уландрыка — два комплекта деревянных дужек при наличии девяти подпружных пряжек, в могильниках Укока — девять комплектов от остатков 22 сёдел. В Европейской части также имеются единичные находки дужек упоров (курганы у с. Жаботин). Необязательный характер наличия дужек также подтверждает наше мнение о том, что детали упоров не имеют отношения к появлению жёсткого каркаса у сёдел (и лук в частности).
Значительно реже упоры украшались и укреплялись одновременно линзовидными или полукруглыми со сглаженными углами деревянными, роговыми, реже из толстой кожи накладками, закрывающими лицевую сторону упоров [Киселёв, 1951; Руденко, 1953; 1960]. Известны такие накладки среди случайных находок [Руденко, 1953, с. 343 (неверная ссылка)].
В тех случаях, когда кожаная основа сёдел не сохранилась, наличие вышеназванных дужек, деревянных, роговых и войлочных накладок-медальонов позволяет реконструировать форму упоров мягких сёдел. Судя по сохранившимся остаткам сёдел и их фрагментам (дужки, накладки-медальоны), длина упоров «скифских» сёдел по хорде колебалась от 15 до 30 см, высота от 12 до 20 см, причем задние упоры обычно были меньше передних. Степень изогнутости верхнего края также значительно варьирует, например выборка из 18 туэктинских сёдел даёт отношение длины дужек по хорде к их высоте от 0,15 до 0,5 см [Руденко, 1960].
Изображения сёдел, конструктивно идентичных алтайским, с упорами аналогичной формы имеют широкую географию — от Китая до Греции. В качестве примеров можно привести глиняные статуэтки осёдланных лошадей из погребения Цинь Ши Хуанди 210 г. до н.э., деревянных лошадок из Катандинского кургана, парные бляхи с отдыхающими всадниками из Сибирской коллекции Петра I, боспорские надгробные рельефы, изображение лошади, сбросившей всадника на греческом рельефе около 200 г. до н.э. из Метрополитен музея, Нью-Йорк.
Однако «скифская» разновидность мягких сёдел с полукруглыми упорами не являлась единственной. По находке в Валькенбургской крепости в Голландии и по изображениям на рельефах реконструированы римские сёдла, также имевшие две пары упоров, но в форме усечённого конуса. По мнению П. Конноли, эти сёдла кельтского происхождения, но римлянами использовались, начиная с ранней империи, т.е с конца I в. до н.э. (2000, с. 126, 235). Характерные изображения этих сёдел можно видеть, например, на упавшей лошади в сцене битвы на памятнике Юлия в Сент-Реми в Провансе, датируемом концом I в. до н.э., и на рельефе начала I в. н.э. из Мантуи в долине р. По, изображающем двух всадников. У римских сёдел не было ни деревянного каркаса, ни каких-либо деревянных накладок.
Между тем, у относительно более поздних скифских сёдел (3-й и 5-й Пазырыкские курганы, Шибе, Каракол), кроме упоров, имелись любопытные детали, предназначавшиеся для выполнения функций, которые у сёдел с жёстким каркасом выполняют луки, и, соответственно, являющиеся предшественниками лук. Это так называемые «распорки». Распорки «представляют собою массивные дощечки с двумя противоположными выступами-язычками». Пара дощечек помещалась спереди и сзади седельных подушек у оснований упоров, а язычки вкладывались внутрь подушек [Руденко, 1953]. Кроме того, распорки ремешками, пропущенными через отверстия в них, привязывались к серединам ремней, закреплённых поперек сёдел с внутренней стороны упоров и усиливавших конструкцию седла. Можно согласиться с мнением С.И. Руденко, что «распорки эти являлись первым зачатком будущей деревянной основы седла» (1953, с. 165).
Распорки были призваны сохранить фиксированную ширину и высоту седельного желоба и предупредить «расползание» седла под весом всадника, т.е. предпринята попытка сохранить угол между подушками, которые в этом случае выполняют роль полок. Недостаток распорок — недугообразная форма.
Любопытно отметить, что полки современных спортивных сёдел не могут выполнять функцию равномерного распределения тяжести по спине лошади сами по себе, так как имеют незначительную площадь опоры, в отличие от широких массивных полок сёдел с внешним каркасом (строевые, казачьи, ковбойские, монгольские, среднеазиатские и др.), т.е. полками в функциональном смысле в спортивных сёдлах выступают седельные подушки с металлическим или деревянным каркасом внутри.
Таким образом, утолщения седельных подушек мягких сёдел являются не луками, а упорами. Прообразом лук являются деревянные распорки, зафиксированные на позднем этапе бытования мягких сёдел. Что касается ремней, крепивших мягкое седло на спине лошади, то в иппологической литературе нет термина «верхняя подпруга», предложенного С.И. Руденко и используемого затем другими авторами, и не применяется для верхового седла термин «чересседельник», предложенный С.В. Киселёвым. Используются термины подпруга, приструга, трок (троковый ремень).
У скифских сёдел была только одна подпруга, охватывающая тело лошади снизу и с боков. Что касается ремня, закреплённого поперек седельных подушек, то его свободные концы выступали в качестве приструг. Аналогичный способ крепления приструг имеется у спортивных и других жёстких сёдел. Точечное крепление приструг есть только у некоторых сёдел с внешним каркасом (строевые, казачьи, монгольские). Для мягких сёдел последний способ невозможен ввиду непрочности материала.
У сохранившихся алтайских сёдел концы приструг свободны или имеют щитовидные концевые накладки с отверстием, т.е., видимо, пряжки, как и у современных сёдел, крепились на подпружном ремне. При отсутствии пряжек подпруги привязывались к пристругам. При одной пряжке конец подпруги привязывался к правой приструге, а пряжка с левой стороны позволяла регулировать натяжение. В некоторых случаях нельзя исключать использование закреплённого трокового ремня с одной пряжкой, затягивающегося вокруг корпуса лошади (как у римских сёдел).
Относительно небольшие размеры, лёгкость и наличие только одной подпруги у скифских сёдел, в отличие от современных, имеющих две-три подпруги, делало обязательным использование нагрудника. Нагрудники «скифского» типа применяются и теперь, причём также крепятся к пристругам. Только у современных спортивных сёдел концы нагрудника пристегиваются пряжками, а у скифских — продевались через отверстия в пристругах, иногда укреплённых кожаными или роговыми накладками, и привязывались.
Предложенные выше термины являются наиболее корректными при описании деталей мягких сёдел в археологической литературе.
наверх |