● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Вл.А. Семёнов, М.Е. Килуновская , C.B. Красниенко, A.B. СубботинИзображения на плитах тагарских курганов(Шарыповский район Красноярского края)// СПб: 2003. 122 с. ISBN 5-201-01228-0
Серия: «Памятники древнего искусства северо-западной части Минусинской котловины», выпуск 2 (Выпуск 1: Петроглифы Каратага и горы Кедровой. Шарыповский район Красноярского края. СПб., 2000)
Содержание
Введение. — 7
Описание памятников. — 15Интерпретация изображений на плитах тагарских курганов. — 52Хронология и культурная принадлежность пиктограмм на тагарских плитах. — 68
[ Табл. II. Сводные данные по тагарским плитам с изображениями на юге Красноярского края. — 73 ]Таблицы [ 1-67 ]. — 76
Приложение 1 [ перевод фрагмента и рисунки из книги Аппельгрена-Кивало ]. — 100Заключение. — 117
Литература. — 119Summary. — 121
[ Со стр. 5: ] Характерной чертой погребальных памятников тагарской эпохи является наличие каменных оград, в которых всегда выделяются вертикально поставленные плиты. Их внимательное изучение показывает, что сама установка плит определённого типа входила в культово-обрядовую практику тагарского населения Минусинской котловины. В каждом могильнике на плитах одного или нескольких курганов имеются выбитые изображения, воспроизводящие человеческие фигуры и целый ряд символических знаков. Их размещение по единой схеме свидетельствует о том, что они предназначались для преднамеренной демонстрации. Имея аналогии с наскальными изображениями скифского времени, рисунки на могильных плитах отличаются композиционно, например, вертикальным расположением антропоморфных фигур. Это не оставляет сомнения в том, что семантически все эти изображения связаны с определёнными идеологическими представлениями и установками. Фактически авторы этой книги впервые систематически обратили внимание на это обстоятельство. Таким образом существенно расширяется информация о тагарском обществе. Во-первых мы получаем новые данные о культово-обрядовой практике, связанной с целым рядом действий не имеющими отношения к непосредственному захоронению. Во-вторых анализ этих изображений, входящих составной частью в погребальные комплексы, открывает новые черты идеологических представлений тагарского общества. Заслуженный деятель науки России Заключение. ^
Обследованные в Шарыповском районе курганы тагарской культуры представляют большой интерес, так как проливают дополнительный свет на характерные особенности этих памятников на севере Минусинской котловины. Выявленные на плитах рисунки с одной стороны являются частью наследия скифского мира, для которого было характерно искусство звериного стиля, с другой — здесь представлен целый пласт тамгообразных знаков, картографирование которых позволяет очертить ареалы определённых общностей, использовавших эти знаки в своих целях.
Специальных работ по тагарским тамгам до сих пор не существует, и это затрудняет сравнительные характеристики знаков на северной периферии тагарской культуры с центральными и южными её ареалами. Это относится и к проблеме датирования, как знаков, так и образов на тагарских плитах. Совершенно ясно, что часть знаков-тамг имеет узко-локальное распространение. Это касается орнитоморфных и «ламповых» фигур, которые главным образом концентрируются в бассейне верхнего Чулыма, хотя были обнаружены и на Енисее у Абакано-Перевоза и на Усгь-Тубе. Более геометризированные знаки распространены значительно шире и могут быть включены в общий «сако-юечжийский» (иранский) свод тамг, хотя для окончательного решения этого вопроса требуется создание свода собственно тагарских знаков-символов. Тем не менее, можно считать, что начало этому процессу уже положено.
По Шарыповскому району в настоящее время собрана исчерпывающая информация об изображениях на плитах, начало исследованию которых относится еще к работам финской экспедиции Юхана Аспелина в 1887 году (материалы опубликованы Я. Аппельгреном-Кивало). Тагарские могильники располагаются в этом регионе компактными группами в котловинах небольших озёр (Окуневое, Кызыл- Кёль), на перевалах между этими котловинами (Можары), либо вдоль хребта Каратаг или горы Кедровой. В последних двух случаях тагарские некрополи могут быть привязаны к памятникам наскального искусства, во всяком случае это не вызывает сомнения по отношению к горе Кедровой, у подножия которой расположено не менее ста тагарских курганов, а все петроглифы на ней относятся к скифскому времени (Семёнов и др. 2000, с. 55-58).
Ранее мы уже писали о целесообразности создания заповедных зон в местах концентрации памятников древнего искусства (Семёнов и др., 2000, с. 55-58). Эта инициатива была поддержана администрацией Шарыповского района и в настоящее время вопрос о создании заповедника «Большие озёра» передан на рассмотрение в краевую администрацию. В 2002 г. эта тема обсуждалась на выездном заседании в краеведческом музее в школе д. Большое озеро, проведённом международной конференцией по сохранению, консервации и музеефикации наскального искусства Сибири, подготовленной Сибирской Ассоциацией исследователей первобытного искусства (САИПИ). В работе этого заседания принимали участие главы администрации Шарыповского района и г. Шарыпово. На заседании были разработаны рекомендации по созданию кластерного природно-культурного заповедника, включающего особо охраняемые зоны, к которым относятся гора Свялик с остатками древнего укрепления, Дальние Каратагские горы (район Страшного Лога), гора Кедровая, тагарские могильники — Свялик VI, Апрельев Лог II, Большое озеро VIII, на плитах которых выявлено значительное число рисунков и тамг, а также природные объекты, нуждающиеся в охране Государства — озеро Круглое и мыс «Стрелка» на Большом Озере. Эта предварительная программа сохранения культурного и природного наследия Шарыповского района была одобрена администрацией города.
Уникальность Шарыповского района заключается в том, что он расположен на стыке различных культурных зон в пограничье Южной и Западной Сибири. Здесь проходят хребты Саяно-Алтайского нагорья, к которым подступают Западносибирские лесостепи. Последнее обстоятельство объясняет пестроту археологических культур (окуневские погребения на мысу Стрелка, самусьские на карьере у западной оконечности д. Большое озеро, тагарские некрополи, относящиеся ко всем периодам существования тагарской культуры, петроглифы эпохи бронзы и скифского времени. На западном берегу озера выявлены уникальные керамические комплексы, ещё не вполне чётко дифференцированных археологических периодов) . Все это заставляет спешить с созданием правовой базы будущего заповедника, особенно в условиях приёма ряда новых законов о земле и нарастающего антропогенного давления на окружающую среду, в самом широком смысле этого понятия. Сюда входит и «дикий», неорганизованный туризм, интенсивная застройка берегов озёр, варварское отношение к памятникам культуры.Справедливости ради надо отметить, что в д. Большое озеро ведётся активное краеведческое движение, организатором которого является преподаватель местной школы В.А. Цыбринская, в самом г. Шарыпово активную работу по выявлению и сохранению памятников культуры ведёт художник и преподаватель детской художественной школы С.А. Краснолуцкий, но необходимо включение и других общественных и государственных организаций, которые могли бы содействовать сохранению культурного наследия этой части Красноярского края. Опыт создания подобных заповедников уже имеется. На территории Сибири это «Томская писаница», в Республике Хакасия — заповедник «Казановка», в Казахстане «Тамгалы». Проводятся охранные мероприятия на Ленской писанице в Иркутской обл. В настоящий момент на территории г. Шарыпово и в зоне угольного разреза выявлены памятники эпохи бронзы и древнекаменного века. Это свидетельствует, что нам известно далеко не всё о прошлом Шарыповского озёрного края.
Литература. ^
Вадецкая 1986 — Вадецкая Э.Б. Археологические памятники в степях Среднего Енисея. Л., 1986.Вадецкая 1999 — Вадецкая Э.Б. Таштыкская эпоха в древней истории Сибири. СПб., 1999.Вайнберг, Новгородова 1976 — Вайнберг Б.И., Новгородова Э.А. Заметки о знаках и тамгах Монголии // Искусство и культура народов Средней Азии. М., 1976. С. 66-74.Гультов 1984 — Гультов С.Б. Изображение на плитах тагарских курганов Ачинской лесостепи // Скифо-сибирский мир (искусство и идеология). Тезисы докладов. Кемерово., 1984.Дирингер 1963 — Дирингер Д. Алфавит. М., 1963.Драчук 1975 — Драчук B.C. Системы знаков Северного Причерноморья. Киев., 1975.Дэвлет 1976 — Дэвлет М.А. К истории исследования памятников тагарской культуры // Южная Сибирь в скифо-сарматскую эпоху. Кемерово., 1976. С.16-33.Заднепровский 1997 — Заднепровский Ю.А. Древние номады Центральной Азии. СПб., 1997.Иванов 1999 — Иванов В.В. Универсальный язык культуры и его локальное преобразование // Древние культуры Восточной и Южной Азии. М., 1999. С. 5-22.Килуновская 1984 — Килуновская М.Е. Изображения оленя в скифское время в Туве // Проблемы истории Тувы. Кызыл., 1984. С. 269-279.Киселёв 1930 — Киселёв С.В. Значение техники и приёмов изображений некоторых енисейских писаниц. Труды секции археологии РАНИОН. T. V. М., 1930.Красниенко, Субботин 1997 — Красниенко С.В., Субботин А.В. Археологическая карта Шарыповского района (Красноярский край). СПб., 1997.Кубарев 1979 — Кубарев В.Д. Древние изваяния Алтая. Оленные камни. Новосибирск., 1979.Кубарев 1991 — Кубарев В.Д. Курганы Юстыда. Новосибирск., 1991.Кубарев 1992 — Кубарев В.Д. Курганы Сайлюгема. Новосибирск., 1992.Кубарев, Баяр 2002 — Кубарев В.Д., Баяр Д. Каменные изваяния Шивет-Улана (Центральная Монголия) // Археология, этнография и антропология Евразии. №4 (12). Новосибирск., 2002. С. 74-85.Курочкин 1993 — Курочкин Г.Н. Богатые курганы скифской знати на юге Сибири. СПб., 1993.Кызласов 1994 — Кызласов И.Л. Рунические письменности евразийских степей. М., 1994.Кызласов, Леонтьев 1980 — Кызласов Л.Р., Леонтьев Н.В. Народные рисунки хакасов. М., 1980.Лившиц 1980 — Лившиц В.А. О происхождении древнетюркской рунической письменности // Археологические исследования древнего и средневекового Казахстана. Алма-Ата., 1980.Мартынов 1979 — Мартынов А.И. Лесостепная тагарская культура. Новосибирск., 1979.Миняев 1990 — Миняев С.С. Подбойные погребения Центральной Азии в эпоху сюнну // Информационный бюллетень. МАИКЦА. Вып. 17. М., 1990.Мандельштам 1966 — Мандельштам A.M. Кочевники на пути в Индию. М.-Л., 1966.Николаева 1983 — Николаева Т.В. Изображения на плитах оград курганов тагарской культуры (методика и хронология). Автореферат канд. дисс. Кемерово., 1983.Окладников 1980 — Окладников А.П. Петроглифы Центральной Азии. Л., 1980.Окладников 1981 — Окладников А.П. Петроглифы Монголии. Л., 1981.Окладников, Запорожская 1969 — Окладников А.П., Запорожская В.Д. Петроглифы Забайкалья. Ч. 1., Л., 1959.Окладников, Запорожская 1970 — Окладников А.П., Запорожская В.Д. Петроглифы Забайкалья. Ч. 2., Л., 1970.Полосьмак 1994 — Полосьмак Н.В. Стерегущие золото грифы. Новосибирск., 1994.Пшеницына 1980 — Пшеницына М.Н. Тесинский этап // Комплекс археологических памятников у г. Тепсей на Енисее. Новосибирск., 1980.Руденко 1960 — Руденко С.И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.-Л., 1960.Рыгдалон 1959 — Рыгдалон [Рыгдылон] Э.Р. Писаницы близ озера Шира // Советская археология. №XXIX-XXX. 1959. С. 186-202.Савинов 1976 — Савинов Д.Г. К вопросу о хронологии и семантике изображений на плитах оград тагарских курганов (по материалам могильников у горы Туран) // Южная Сибирь в скифо-сарматскую эпоху. Кемерово., 1976. С.57-72.Савинов 1994 — Савинов Д.Г. Развитие стиля изображений на плитах курганов тагарской культуры // Проблемы археологии. Вып. 3. СПб., 1994. С. 123-136.Савинов 1995 — Савинов Д.Г. Новые материалы по изображениям на каменных плитах юга Хакасии. // Древнее искусство Азии. Петроглифы. Кемерово., 1995. С. 69-71.Семёнов 2002 — Семёнов Вл.А. Апотропеический круг (вещи апотропеи и охранительные ритуалы в погребальной обрядности саяно-алтайских скифов) // Центральная Азия и Прибайкалье в древности. Улан-Удэ — Чита., 2002.Семёнов, Килуновская, Красниенко, Субботин 2000 — Семёнов Вл.А., Килуновская М.Е., Красниенко C.B., Субботин A.B. Петроглифы Каратага и горы Кедровой. СПб., 2000.Соломоник 1959 — Соломоник Э.И. Сарматские знаки Северного Причерноморья. Киев., 1959.Стамбульник 1980 — Стамбульник Э.У. Раскопки на могильнике Аймырлыг // Археологические открытия 1979. М., 1980. С. 233-235.Субботин 2001 — Субботин A.B. Динамика развития тагарской культуры (по материалам монографически раскопанных могильников). Автореферат канд. дисс. СПб., 2001.Теплоухов 1929 — Теплоухов С.А. Опыт классификации древних металлических культур Минусинского края. Материалы по этнографии. [Т. IV]. Вып. 2. Л., 1929.Фрай 1972 — Фрай Р. Наследие Ирана. М., 1972.Членова 1992 — Членова H.A. Тагарская культура // Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1992.Яценко 2001 — Яценко С.А. Знаки тамги ираноязычных народов древности и раннего средневековья. М., 2001.Гэ Шанлинь, 1985 — Гэ Шанлинь Иньшань Яньцзю (Петроглифы гор Иньшань). Пекин, 1985. (на китайском языке).Appelgren-Kivalo 1931 — Appelgren-Kivalo H. Alt-altaische Kunstdenkmäler. Helsingfors, 1931.Blednova и др. 1995 — Blednova N., Francfort H.-P., Legtchilo N., Martin L., Sacchi D., Sher J., Smirnov D., Soleilhavoup F., Vidal P. Siberie du Sud 2: Tepsej I-III, Ust’-Tuba I-IV (Russie, Khakassie). Paris, 1995.Coles 1990 — Coles J. Images of the past. Risbergs Tryckeri. Uddevalla, 1990.Kubarev, Jacobson 1996 — Kubarev V., Jacobson E. Siberie du Sud 3: Kalbak-Tash 1 (Republique de l’Altai). Paris,1996.Kühn 1966 — Kühn H. The rock pictures of Europe. London, 1966.Savinov 1999 — Savinov D. Steles de Khakassie // Repertoire des Petroglyphes d'Asie Centrale. Paris, 1999.Sher 1999 — Sher J. Siberie du Sud 4: Cheremushny Log, Ust’-Kulog // Repertoire des Petroglyphes d’Asie Centrale. Paris, 1999.
Архивные материалы. ^
Долговесова Е.Б. Отчёт Южносибирского отряда Северо-азиатской экспедиции ИАЭ СО РАН в Орджоникидзовском районе Хакасской республики в 1992 г. — ИА РАН, р-1, 1992 г., д. 8351.Мандельштам A.M. Отчёт 2-ого отряда Саяно-Тувинской экспедиции о раскопках могильника Часкал в 1966 г. — ИА РАН, р-1, 1966 г., д. №3161а.
наверх |