● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Г.А. Фёдоров-Давыдов. Искусство кочевников и Золотой Орды. Очерки культуры и искусства народов Евразийских степей и золотоордынских городов. / Памятники древнего искусства. М.: «Искусство», 1976. Г.А. Фёдоров-Давыдов

Искусство кочевников и Золотой Орды.

Очерки культуры и искусства народов Евразийских степей и золотоордынских городов.

// М.: «Искусство». 1976. 228 с. («Памятники древнего искусства»)

 

Оглавление

 

От автора.5

 

I. «Звериный стиль».7

II. Орнаментализм и  изобразительность в искусстве раннесредневековых кочевников.61

III. Монументальная скульптура тюрков.85

IV. Искусство и культура золотоордынских городов. — 105

 

Заключение.189

Примечания.190

Библиография.209

Summary. — 220

Список иллюстраций. — 223

 

 

 

 

 


 

От автора.   ^

 

Вольная степь, протянувшаяся от Байкала до Дуная, не раз привлекала внимание деятелей русской и мировой культуры. Художники и поэты, писатели и композиторы обращались в своём творчестве к образам, навеянным древней историей этих степей, которые восходили к прошлому нашей Родины.

 

Но наряду с сложением и развитием образа степи в русском искусстве и литературе было и научное изучение древних номадов и их культуры. От представлений о кочевниках как о низкоразвитых, отсталых племенах стали приходить к концепциям, рисующим их как носителей сложного, с весьма развитым хозяйством общества. А так как со времен палеолита нет крупных человеческих коллективов без искусства, то возникла тема об искусстве кочевников. Скифское искусство знали давно, ещё в XVIII и XIX вв. Алтайское и казахстанское современное скифам искусство «звериного стиля» открыли позже, и во всём мире оно вызвало удивление и восхищение. Меньше внимания привлекало искусство кочевников средневековой эпохи, а замечательные тюркские статуи не рассматривались почти никем как произведения искусства. Тема о кочевническом искусстве очень велика и сложна. Мы берём только несколько вопросов, связанных, как нам кажется, с узловыми моментами его развития и позволяющих вскрыть саму специфику этого искусства в определённые периоды истории Евразийских степей. Автор не мог и не стремился охватить все аспекты проблемы, и потому предлагаемая книга имеет по необходимости характер очерков.

 


 

Заключение.   ^

 

Естественным продолжением нашей темы должно быть изучение пережитков древнего искусства степей Евразии в современном творчестве потомков древних населявших их народов. Но это выходит за рамки наших исследований. Некоторые пути в этом отношении намечены исследованиями по сибирскому изобразительному искусству: С.В. Иванова, Н.И. Каплан — по искусству горных алтайцев, Е.И. Маховой, К.И. Антипиной, М.Т. Айтбаева и других — по киргизскому народному искусству, Н. Нурмухаммедова и других — по казахскому народному искусству и т.п. Четыре темы взяли мы из огромного и разностороннего материала — скифо-сибирский «звериный стиль», искусство раннесредневековых кочевников, монументальная скульптура тюрков и искусство золотоордынских городов. Связаны ли они между собой чем-либо, кроме географии? Нам представляется, что эти четыре темы, при всей их изолированности, относятся к проблеме изучения основных узловых моментов и вех в степном искусстве древности.

 

Действительно, в «зверином стиле» и монументальной скульптуре мы найдём то искусство, которое живо связано с первобытным мышлением и верованиями. Именно эта связь определяет разный подход к изображению зверя и человека. Она обусловливает также особое органическое слияние образа животного и предмета — отсюда ряд замечательных декоративных достижений «звериного стиля», сохраняющих свою прелесть и сейчас. Искусство кочевников раннего средневековья даёт нам совсем другое искусство, совсем другое отношение к изобразительности. Ремесленное искусство больших городских центров ещё больше разрывает эту связь искусства с первобытным мировоззрением. Без учёта этого процесса нельзя понять дух и природу народного искусства потомков алтайцев и кыпчаков, монголов и гузов, сарматов и алан.

 


 

Примечания   ^

В примечаниях применена следующая форма сокращений названий литературы: каждая работа обозначена фамилией автора и годом выпуска. Если книга вышла без указания автора на титульном листе, то она обозначается первыми словами названия и годом выпуска. Расшифровка сокращений приведена в библиографическом списке в конце этой книги.

[Примечания см. в соотв. разделах.]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки