Ж. Дюмезиль
Осетинский эпос и мифология.
Пер. с фр. А.З. Алмазовой. Под ред. и с послесловием В.И. Абаева.
[ аннотация: ]
В книге собраны исследования и отдельные разделы работ французского учёного, специалиста в области мифологии, филологии, истории культур Жоржа Дюмезиля, посвящённые осетинскому нартовскому эпосу и осетинской мифологии.
Издание рассчитано на фольклористов, историков, этнографов, на специалистов в области мифологии и истории.
Содержание
От редколлегии. — 5
От редактора. — 7
Предисловие автора к «Книге о героях». — 8
Из книги «Сказания о Нартах». — 16
<Из предисловия>. — 16
Из главы I. Нарты. — 19
Из введения к главе II. Урызмаг и Сатана. — 33
Заметка I. Геродот, IV, 64 и далее. — 34
Заметка II. Предание о царевне Сатиник. — 50
Заметка III. Грозовые мифы. — 58
Заметка IV. Солнечные мифы. — 68
Заметка V. Между Персией и Россией. — 77
Из книги «Локи». — 86
Из главы I. Локи. — 86
I. Проблема Локи. — 86
II. Источники. — 88
Из главы II. Возражения на критику. — 89
IV. Локи. — 89
Из главы III. Сырдон. — 91
I. Нарт Сырдон. — 91
II. Источники. — 93
Рождение Сырдона. — 93
Лукавый Сырдон. — 94
Сырдон и Нарты. — 95
Истории в стиле Ходжи Насреддина. — 97
Сырдон, Урызмаг и жена Уарп-алдара. — 98
Сырдон и войны между Бората и Ахсартагката. — 98
Сырдон и голод Нартов. — 98
Сырдон, Нарты и Батраз. — 98
Сырдон, Хамыц и жена Хамыца. — 98
Сырдон, Нарты и старый Урызмаг. — 99
Сырдон и двое «младших» Созырыко. — 99
Сырдон, Созырыко и жеребьёвка. — 100
Сырдон, Челахсартаг и панцирь Созырыко. — 100
Сырдон и смерть юного союзника Сослана. — 101
Сырдон и убийство Сослана (Созырыко). — 103
Сырдон в сказаниях соседних с осетинами народов. — 108
Из главы IV. Сравнения. — 111
Локи и Сырдон. — 111
Смерть Бальдра и смерть Сослана (Созырыко). — 112
Локи и Бальдр, Сырдон и Сослан. — 115
Заимствования? — 117
Состояние общества и мифология. — 122
Психологические черты типа Локи — Сырдон. — 127
Скифские «энареи» и беременность Нарта Хамыца. — 132
Из статьи «По поводу некоторых фольклорных представлений осетин». — 138
*daiva в осетинском. — 138
Иронское dauӕg — дигорское idauӕg. — 140
Множественное Uacillatӕ, Uastyrjytӕ. — 142
Uac-. — 144
Из статьи «Индоиранские мифологические имена в фольклоре осетин». — 149
Осетинское uӕjug, uӕjyg «великан». — 149
Три рода. — 153
Из главы I. Нарты. — 153
Социальное устройство у осетин и у скифов. — 153
Легенда о происхождении скифов, функциональные священные предметы. — 155
Значение γέυη в легенде о происхождении скифов. — 158
Нартовский эпос. — 161
Глава II. Три нартовских рода. — 165
Три функциональных рода у северных осетин. — 165
Бората. — 166
Ахсартагката. — 168
Алагата. — 170
Структура Нартов у южных осетин. — 174
Структура Нартов у черкесов. — 178
Структура Нартов у татар. — 182
Структура Нартов у абхазцев. — 183
Структура Нартов у чеченцев и ингушей. — 184
Глава III. Три сокровища предков. — 187
Отправной текст «Нарты кадджытӕ». — 187
Толкование и осетинские варианты. — 191
Zond и σωφροαύνη в обществе. — 193
Черкесские варианты. — 197
Из главы IV. Война между Ахсартагката и Бората. — 198
Отправной текст (Памятники, II). — 198
Варианты. — 201
Толкование: Сильные против Богатых. — 211
Толкование: Сильные против Многочисленных. — 213
Zond — разум в войне между двумя родами. — 218
Рождение войска: резервуары Владыки рыб. — 220
Рождение войска: корова Васиштхи. — 221
Рождение войска: мельница Гротти и король Мюсинг. — 225
Рождение войска: сказки о трёх волшебных предметах. — 229
Лженевеста. — 232
«Making of History». — 234
Глава V. Три жены Урызмага. — 235
Сатана у осетин. — 235
Сатана вне Осетии. — 237
Отправной текст: «Нарты кадджытӕ». — 238
Устранение дочери Алагата. — 239
Замужество Сатаны. — 240
Устранение дочери Бората. — 241
Осетинские варианты. — 241
Толкование. — 243
Изменение сказания у абхазцев. — 246
Один армянский отголосок. — 251
Из главы VI. Выводы и вопросы. — 252
Живучесть схемы. — 252
Пережитки скифской мифологии у осетин. Батраз и Арес. — 253
Источники. — 258
Список сокращений. — 260
Указатель фольклорно-мифологических, литературных, легендарно-исторических имён, топонимов и терминов. — 261
В.И. Абаев, Ж. Дюмезиль — исследователь осетинского эпоса и мифологии. — 268
|