главная страница / библиотека / обновления библиотеки
|
Рис. 2. Комарковский могильник, могила 16. Головные уборы и лицевые маски (Открыть Рис. 2 в новом окне) |
Рис. 3. Таштыкские причёски с кожаными накосниками(Открыть Рис. 3 в новом окне) |
1, 2 — кожаные накосники; 3 — накладная коса; 4-6 — фрагменты рисунков на планках из склепа Тепсей III; 7 — деревянная скульптурка из Уйбатского чаа-таса; 8 — головной убор мумии у д. Береш. |
выдвигаемой интерпретации предмета. Дело в том, что у трёх оглахтинских «туесков» на задней стороне снизу, между дырочками от «шпилек», имеется прямоугольный вырез. Размеры отверстия 1,5×1,5 и 2×3 см. Подобное отверстие есть на «туеске», найденном в могиле вместе с двумя косами (Оглахты, могила 1). Одна коса — шиньон, т.е. пряди волос обвиты вокруг кожаного жгута (ГИМ, кол. 43931, 2; рис. 3, 3). Длина косы 14,5 см. Другая коса — накладная, сплетена в три пряди волос, длиной 32 см (ГИМ, кол. 43931, 25). В середине одной из прядей есть заплетённая косичка толщиной не более 1 см. Видимо, она вплеталась в пряди накладных волос для создания толстой косы (рис. 1, 7). Берестяной колпачок-накосник слишком мал, чтобы закрывать свёрнутую на затылке косу. В то же время отверстие на задней стороне накосника почти совпадает по толщине с малой, туго заплетённой косичкой. Очевидно, кончик косы из собственных волос, свёрнутой и закрытой накосником, продевался через это отверстие и прикреплялся тем или иным способом к накладной косе.
О широком применении накосников свидетельствуют следующие наблюдения. Как правило, у черепов лежит по одной-две, реже — по три-
четыре булавки, т.е. их число соответствует числу дырочек в накоснике. По сохранившимся булавкам можно предполагать несохранившийся накосник. Даже с учётом только костяных, а не деревянных булавок выясняется, что накосники носили многие женщины.
Колпачки на косичку изготовлялись не только из берёсты. В Оглахтинском могильнике найдены кожаные миниатюрные мешочки, набитые травой или человеческими волосами. Они не привлекали внимания исследователей. Первый мешочек длиной 6 см и внутренним диаметром 1,8 см имел круглое дно, наверху сужен, а в нижнем конце расплющен. Мешочек сшит через край тонкими жилами, туго набит на 3/4 травой. [12] Второй мешочек шириной 5 см, глубиной 4,5 см имеет овальное дно. Сшит он из двух кусочков кожи, короткий подогнут внутрь и подрублен, длинный оторочен снаружи и охвачен ремешком. В мешочке — короткие пряди человеческих волос (КМ, кол. 24, № 33; рис. 3, 1). Третий мешочек цилиндрической формы длиной 8,5 см и шириной 5,5 см — с прошитым донышком. Сшит из одного куска твёрдой кожи, верхний край чуть загнут внутрь. В мешочке находятся заплетенные в тоненькую косичку волосы и деревянная булавка — шпилька длиной 3,5 см. По сведениям Адрианова, ранее в нём были две-три булавки (КМ, кол. 24, № 35; рис. 3, 2). Мешочки встречены в могилах, где похоронено по две человеческие мумии и не менее двух кукол-манекенов (могила 1). С мумиями найдены берестяные накосники и длинные косы. Значит, тоненькие косички в кожаных мешочках следует связывать с куклами.
Напомним, что погребальным куклам стремились придать индивидуальные черты умершего. Для этого куклу одевали в одежду покойника, лицо покрывали портретной маской, прикрепляли к голове волосы покойного. О последнем свидетельствуют две куклы, обнаруженные при вторичном исследовании Оглахтинского могильника Л.Р. Кызласовым. На голове одной был человеческий скальп с волосами, а к темени второй пришита подковообразно уложенная косичка из человеческих волос. [13] Следовательно, есть все основания видеть в кожаных мешочках (с волосами и булавками) часть головного убора куклы — имитацию накосника. О способе крепления кожаных накосников на голове говорит сам покрой мешочков. Они надевались на косичку донышком вверх, закалывались булавкой или завязывались у корня волос ремешком, продетым вдоль нижнего края.
Обращают на себя внимание разная форма и разные размеры кожаных накосников. Наибольший из них по размерам и форме похож на берестяные, а наименьший — на «ладонки». Ими Адрианов считал два шёлковых миниатюрных (4×4,5; 5,5×4,5 см) мешочка, засаленных и пропитанных каким-то органическим веществом. Оба обнаружены в одной могиле, поблизости от голов кукол. [14] Важно, что в этом срубе на голове мумий были берестяные накосники, а кожаные вообще не обнаружены (могила 2). Вполне вероятно, что здесь к головам кукол были пришиты не кожаные, а шёлковые мешочки, выполнявшие роль тех же колпачков, которые надевали сверху на свёрнутую косичку, пришитую к темени куклы. Видимо, шёлковый накосник имела одна из кукол, найденных Л.Р. Кызласовым, ибо на её голове сохранился кусочек шёлковой полихромной ткани размерами 4×4,5 см. [15] Именно такие размеры имели адриановские шелковые «ладонки». Гипотеза о кожаных и шелковых накосниках подкрепляется некоторыми таштыкскими рисунками. Вновь обратимся к тепсейским планкам. На них изображены воины с длинными волосами, связанными на затылке, а на темени у воинов — непонятная «шишечка», сверху плоская, к корню волос зауженная. Одна из «шишечек» у корня волос проткнута длинной булавкой, другая завязана длинным ремешком (рис. 3, 4-6). [16] Формой и размерами эти «шишечки» очень похожи на сплющенные колпачки, надевавшиеся сверху на свёрнутую косичку.
Таким образом, у таштыкцев были оригинальные и своеобразные способы крепления волос с помощью колпачков, надевавшихся на уложен-
ную на макушке косичку. Колпачки-накосники шили из берёсты, кожи, шёлка. Но были и другие способы крепления волос. Каркасом высокой причёски одной покойницы в Комарковском могильнике служила берестяная трубочка диаметром 1-1,5 см и высотой 5,5 см (рис. 1, 11; 2). Она лежала вертикально к темени, а выше веером располагались 12 костяных булавок. Сбоку и ниже трубочки было рассыпано около 300 бисерин и бусин. Судя по расстоянию от навершия булавок до черепа, высота причёски составляла не менее 10 см. Вероятно, сквозь трубочку продевалась часть собственных волос, а затем вплетались дополнительные, образуя большой узел, закреплявшийся булавками и украшенный низками бус. По конструкции это напоминает прическу женщины из Пазырыкского кургана. У алтайской покойницы волосы, заплетённые в косицы, продевались сквозь отверстия плоской деревянной шапочки, затем соединялись, обматываясь искусственными волосами и полосками войлока, а потом завязывались в узел, закреплённый железной булавкой. [17]
В таштыкских могилах найдены ещё три аналогичные трубочки, но костяные. Их диаметр по 1 см, высота — 5,5 см, а обломанной — чуть более 2 см. Две покрыты орнаментом (рис. 1, 8-10). Трубочки тех же размеров встречаются в гуннских погребениях Забайкалья. Их назначение пока неясно. [18] Может быть, их следует связывать с головными уборами? Правда, не все они лежат у головы погребённого, встречаются также у руки, между бёдер, у колена. Возможно, эти трубочки иногда служили каркасом причёски типа комарковской, а в других случаях надевались на конец длинной привязанной косы, подобно известным в археологии узким накосникам из металла. [19]
Исследование разнообразных накосников позволяет суммировать некоторые представления о причёсках того времени. Своеобразие заключается в ношении косы как женщинами, так и мужчинами, но разных величин и способа крепления на голове. Берестяные накосники, судя по сохранившимся от них булавкам, найденным в могилах у женских черепов, носили женщины. Все сохранившиеся экземпляры колпачков извлечены из могил, где были похоронены женщины. Если в могиле найдено два колпачка, то похоронены там две женщины (Оглахты, 1903, могила 2). Величина накосника определялась размерами свёрнутой под ним косы. Вторым вариантом той же прически была привязанная коса, вплетённая в конец свёрнутой на макушке собственной. В этом случае берестяной колпачок-накосник не только закрывал косу на голове, но служил своеобразной перемычкой между собственными и вплетёнными волосами. Более сложные причёски делали на голове, вплетая дополнительные волосы или прикрепляя шиньоны. Но всегда женские прически были высокими. Возможно, поэтому погребённых хоронили с высоко поднятыми головами, а под головы подкладывали твердые предметы: камни, обрубки дерева, деревянные, берестяные и кожаные подушки, набитые жёсткой травой.
Мужские прически имели характерную деталь — косичку, заплетённую на макушке или темени из собственных волос, иногда настолько тоненькую, что без сомнения все остальные волосы с висков и затылка сбривали. Имитацией подобной причёски является уложенная косичка, пришитая к голове куклы. Подлинная причёска сохранилась на одной мужской мумии (Оглахты, 1969, могила 4). У мужчины волосы с висков были выбриты, а на темени оставлены и собраны в слабо заплетённую косу. Гипсовая маска, закрывавшая лицо, в теменной части имеет специальный вырез для косы, уложенной вдоль головы. На затылке черепа сохранились короткие подстриженные волосы. [20] Чтобы уложенная или свёрнутая и закреплённая булавками косичка не рассыпалась, не лезла в глаза, не была помехой при движении, на неё надевали колпачок, сшитый из мягкого материала, а снизу завязывали или закрепляли дополнительной булавкой. Иногда к собственной косице прикрепляли накладную. Вариант мужской причёски предложен С.В. Киселёвым по деревянной
головке от скульптурки мужчины из склепа Уйбатского чаа-таса. Здесь от темени ко лбу уложена двойная овальная коса, подобная найденной в могиле, плетёной на каркасе (рис. 3, 7). Голова воина очень похожа на голову мужской мумии, обнаруженной нами в позднетагарском кургане у д. Береш в 1982 г. Мумия имела на лице глиняную маску, закрытую кожаной, а сверху — второй глиняной. Голова вмонтирована в глиняный убор, напоминающий убор уйбатской фигурки. Но главное сходство в том, что к макушке мумии был прикреплён кожаный футляр, а в нем — свёрнутая тоненькая косичка (рис. 3, 8).
Дополнительные разновидности как женских, так и мужских причёсок показаны на планках из склепа Тепсей III, где остриём ножа вырезаны сцены общественной охоты, угона военной добычи, батальные картины, передающие какие-то легендарные или исторические события. [21] Некоторые люди изображены с распущенными до плеч волосами, либо волосы связаны на затылке, а концы распущены по плечам в виде «конского хвоста». При этом волосы на макушке показаны горизонтальными черточками, иногда сочетающимися с поперечными и полукруглыми линиями. Создаётся впечатление, что переданы пряди волос, уложенные в замысловатую причёску, либо что к голове прикреплён парик. Люди в «париках» спасаются от погони, в них стреляют, их ранят. Они не имеют в руках оружия, иногда — только лук. Поэтому есть некоторое основание предполагать, что в данном случае изображены женщины, но основная группа людей со щитами, колчанами, луками и стрелами представляет, безусловно, мужчин-воинов. У некоторых воинов длинные волосы просто завязаны на затылке, но у многих, как говорилось, есть «шишка» — накосник, покрывающий косичку. Значит, эти воины волос с головы не сбривали.
Разнообразие женских и мужских причёсок, видимо, не случайно, а отражает возраст, общественное положение, этнический состав населения. Варианты женских причёсок, коса и пышный узел волос, по материалам наиболее полно исследованного Комарковского могильника могут предварительно определяться возрастом. Дело в том, что берестяные накосники, очевидно, носили взрослые замужние женщины, так как булавок от накосников в могилах подростков и детей нет. В то же время в одной могиле похоронены женщина 18 лет с пышной, богато украшенной причёской, женщина 25-40 лет, на голове которой сохранился накосник, н мужская кукла с пеплом (сохранился только пепел). Напомним, что при раскопках на верхней Оби М.П. Грязнов отметил погребение девушки моложе 20 лет, отличавшейся причёской от замужних женщин. [22] Варианты мужских причёсок — собственная или накладная коса на полубритой голове, или косичка на темени при длинных волосах — пока не имеют объяснения. Мужские трупы хоронили редко, гораздо чаще хоронили пепел в манекене-кукле. Две оглахтинские куклы подробно не опубликованы, без чего нельзя извлечь полную информацию из тепсейских рисунков, изображавших, видимо, разные группы мужского таштыкского населения.