● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Е.А. Окладникова. Загадочные личины Азии и Америки. Новосибирск: 1979. Е.А. Окладникова

Загадочные личины Азии и Америки.

// Новосибирск: 1979. 168 с.

 

Оглавление

 

Введение. — 3

 

Глава I. История исследования памятников наскального искусства Северо-Западного побережья Северной Америки. — 6

Глава II. Описание петроглифов. — 12

Глава III. Сюжетные группы петроглифов. — 24

Антропоморфные маски-личины (Северная Америка, Антильские острова, Алеутские острова. Нижний Амур). — 26

Антропоморфные изображения в позе лягушки. — 54

Медведи. — 63

Насекомые, пресмыкающиеся и черви. — 68

Рыбы, морские животные. — 71

Морские чудовища. — 77

Птицы. — 80

Геометрические петроглифы. — 87

Глава IV. Стили петроглифов. — 101

Глава V. Датировка петроглифов Северо-Западного побережья Северной Америки. — 113

Глава VI. Социальная организация и наскальное искусство индейцев Северо-Западного побережья Северной Америки. — 124

 

Заключение. — 132

 

Приложение [ Табл. I-XXVIII ]. — 136

 


 

Введение.   ^

 

Петроглифам принадлежит особое место среди памятников первобытного искусства как источнику, который во многом позволяет глубже, чем другие археологические памятники, понять искусство древних племён, их мировоззрение и эстетические представления — духовный мир исчезнувших обществ. Петроглифам мира, в том числе на территории Советского Союза, посвящена огромная литература. Однако в советской да и в мировой литературе недостаточно полно отражено наскальное искусство Американского континента.

 

Широкой читающей публике хорошо известны петроглифы Белого моря и Онежского озера. То же можно сказать о наскальных изображениях Сибири, которым посвящено немало статей и серия монографий, начиная с фундаментальной работы И.Т. Савенкова о петроглифах Енисея. Многие читатели знакомы с петроглифами Сахары по научно-популярным книгам А. Лота.

 

Но вот петроглифам Америки, разнообразным и многочисленным, решительно не повезло. Даже у специалистов-искусствоведов и археологов, занимающихся проблемами первобытного искусства, они не пользуются той популярностью, которой заслуживают как важный источник информации об истории культуры и искусства аборигенов Нового Света. В научной и научно-популярной литературе им не уделялось должного внимания.

 

Для нас петроглифы Америки интересны ещё и потому, что с ними связаны проблемы межконтинентальных контактов и культурно-этнических взаимоотношений между Северной Азией и Северной Америкой, в том числе актуальная проблема «первых американцев», происхождения древних культур Нового Света.

 

Особый интерес представляют петроглифы Северо-Запада Америки по той причине, что они вместе с петроглифами Аляски в территориальном отношении ближе всего к наскальным изображениям Северной Азии, в первую очередь Нижнего Амура. Близки они и по характеру, сюжетам и идейному содержанию, по эстетическим признакам.

 

Наскальные изображения Северо-Западного побережья Северной Америки — выдающийся памятник наскального искусства в масштабах всего мира. На этой территории насчитывается более пятисот пунктов, в которых были обнаружены многочисленные рисунки, преимущественно петроглифы. Омываемые водами Тихого океана наскальные изображения, оставленные на валунах и прибрежных утёсах, тянутся непрерывной чередой по всему побережью (см. рис. 1, 2). Эта цепь уникальных памятников неожиданно возникает среди валунов Аляски и доходит до р. Колумбия. Река разделяет два наиболее значительных ареала наскального искусства Северной Америки: территории побережья и внутреннего плато. Горы, сквозь скалистые ущелья которых р. Колумбия прокладывает себе путь к океану, являются естественной границей между культурами южного и северного побережья. Здесь наиболее чётко прослеживаются те влияния,

(3/4)

которые оказывают традиции наскального искусства Калифорнии на стиль наскального искусства Северо-Западного побережья.

 

В данной работе рассматриваются памятники наскального искусства побережья от залива Якутат, расположенного в южной части Аляски, до знаменитых порогов в Даллес, на р. Колумбия. Эта обширная территория делится на традиционные районы по лингвистическому принципу (языки аборигенов): тлинкиты, хайда, тсимшиан, белла кула, квакиутль, нутка, прибрежные селиш и шинук (см. рис. 1).

 

Комплексы наскальных изображений сохранились в тех местах, где остались лишь едва заметные следы старых индейских поселений. Аналогичная картина расположения наскальных изображений наблюдается на Дальнем Востоке, например комплекс рядом с д. Сакачи-Алян на Амуре или памятники наскального искусства под стенами древнего городища у с. Шереметьево на р. Уссури. Б. Хилл и Р. Хилл, которые в поисках наскальных рисунков побережья повторили путь, пройденный в 20-х гг. X. Смитом, уже не встретили на побережье тех цветущих индейских деревень, о которых писал последний. О пребывании здесь некогда человека свидетельствовали лишь петроглифы. [1]

 

Рисунки выбиты на гладких и светлых плоскостях песчаника и гранита. Поверхность камня с изображением обычно несколько наклонена или расположена под естественным навесом таким образом, что защищена от воздействий атмосферных осадков и штормовых ветров. Другие рисунки, чаще всего выполненные краской, сохранились в укромных местах, добраться до которых всегда сложно, — в пещерах и расщелинах скал. Кроме того, они, как правило, находятся в местах погребений или церемониальных собраний индейских общин, в местах инициации и т.п.

 

Петроглифов на Северо-Западном побережье Северной Америки много. Они весьма разнообразны, разнохарактерны и разновременны. В сюжетном плане пальма первенства, без сомнения, принадлежит антропоморфным изображениям. Кроме них известны рисунки птиц, рыб, мифических существ, а также геометрические рисунки, основными формообразующими элементами которых наравне с прямой являются кривая линия и полуокружность. К группе особо интересных сюжетов наскального искусства как в семантическом, так и в историческом плане относятся многочисленные изображения зооморфных масок-личин.

 

В настоящей работе материалы наскальных рисунков Северо-Западного побережья Северной Америки рассматриваются на основе литературных источников. Американские исследователи Э. Мид, Б. Хилл и Р. Хилл, а также Э. Стивенс и Д. Люнди ввели в научный оборот обширный, привлекающий внимание фактический материал по наскальному искусству побережья. Поэтому нет необходимости подробно останавливаться на уже известном научном описании этих памятников. Охарактеризуем самые яркие из местонахождений. Основное внимание уделим вопросам квалификации, интерпретации, стилю и датировке наскальных изображений.

 

В целом наскальное искусство Северо-Западного побережья Северной Америки имеет своё оригинальное художественное лицо. Эти рисунки выделяются на общем фоне петроглифов Северной Америки своеобразием сюжетов, стилистических особенностей, приверженностью мастеров к использованию определённых художественных приёмов исполнения. Но вместе с тем отмечается и большое стилистическое разнообразие. Несмотря на целостность культуры индейцев побережья, в наскальном искусстве этого региона сказались, конечно, определённые этнокультурные особенности, которые носят скорее локальный характер. Однако проблема выделения местных признаков не снимает необходимости выявления хронологически различных стилистических групп.

(4/5)

 

Для каждого из выделенных нами художественных стилей можно назвать периоды появления, расцвета и упадка. Стили наскального искусства не только последовательно сменяли друг друга, но и сосуществовали.

 

Следующая проблема — датировка наскальных изображений Северо-Западного побережья. Ни один из многих методов определения возраста рисунков не является абсолютным. Большинство американских исследователей наскального искусства побережья считают, что основная часть изображений была создана в конце I тыс. до н.э. — в начале I тыс. н.э.

 

Помимо них существуют ещё две группы изображений, одна из которых принадлежит самому раннему, архаическому пласту, а другая — явно позднего происхождения, т.е. времени европейской колонизации. Относительно позднейших можно сказать, что Северо-Западное побережье Северной Америки подвергалось европейской колонизации во второй половине XVIII в. Темпы европеизации были не слишком быстрыми, а изменения, вызванные этим процессом, не столь моментальными, чтобы сразу же «поразить сердце» индейского общества. Поэтому на окраине «дикого Запада» древние обычаи и верования сохранялись более длительное время, чем, например, к востоку от Миссисипи. Этим объясняется живучесть традиций создания наскальных изображений на территории побережья. Но именно благодаря приверженности традициям здесь имеются интереснейшие возможности восстановления смысла, идейного содержания, социальной обусловленности сюжетов наскального искусства на основании этнографических фактов. Идейной основой почти всех наскальных рисунков побережья являются древние мифологические сюжеты и деятельность тайных союзов. Назначение рисунков часто определяется культово-магическими целями и шаманским ритуалом.

 

Последняя, но важнейшая с исторической точки зрения, в плане конкретных культурно-этнических взаимоотношений между древними племенами, проблема — проблема связи между петроглифами Азии и Америки. Она столь же интересная, сколь и сложная. Особый интерес в связи с этим представляют антропоморфные и зооморфные маски-личины, определяющие основное содержание и специфику образов наскального искусства Америки. Своеобразие этого сюжета и необычность художественной формы заставили американских исследователей наскального искусства (Э. Мид, Б. Хилл и Р. Хилл, Э. Стивенс и Д. Люнди), а также русских (А.П. Окладников) обратиться в поисках аналогий к иным памятникам мирового наскального искусства, в частности к петроглифам Амура.

 

История наскального искусства североамериканских индейцев связана с историей духовной и материальной культуры не только индейцев, но и жителей Северо-Восточной Азии. Проблемы связей наскального искусства Северо-Западного побережья Северной Америки и Северо-Восточной Азии рассматриваются в основном на материалах, опубликованных А.П. Окладниковым, а также на собственных полевых исследованиях автора на Амуре в 1975 г. Использованные в работе материалы позволяют подтвердить и расширить сложившиеся в этнографической и исторической литературе представления о том, что культура индейцев Северо-Западного побережья Северной Америки развивалась под влиянием богатых мифологических и религиозных традиций народов Северо-Восточной Азии, Дальнего Востока и Сибири. Можно полагать, что сама практика создания наскальных рисунков была привнесена на Американский континент одной из многочисленных волн миграций населения из Северо-Восточной Азии.

 


 

[1] Hill В. and R. Indian petroglyphs of the Pacific Northwest. Saanichton, 1974, p. 14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки