главная страница / библиотека / обновления библиотеки
А.И. Мартынов, А.Н. Марьяшев, А.К. АбетековНаскальные изображения Саймалы-Таша.// Алма-Ата: 1992. 110 с.
[ аннотация: ] В книге содержатся сведения о наиболее ярком памятнике первобытного искусства — святилище Саймалы-Таш в Ферганском хребте. В работе рассматриваются вопросы хронологии и семантики петроглифов. Книга иллюстрирована и рассчитана на археологов, историков, этнографов, краеведов.
Отв.ред. К.М. Байпаков.
Содержание (развёрнуто)
Введение. — 3
Глава 1. История изучения комплекса Саймалы-Таш. — 51.1. Открытие святилища Саймалы-Таш. — 5[ 1.2. — раздел в тексте не выделен ]1.3. Первое полное обследование Саймалы-Таша. — 111.4. Экспедиции 60-х — начала 70-х годов. — 14[ 1.5. — раздел в тексте не выделен ]1.6. Современные исследования Саймалы-Таша. — 19Глава 2. Вопросы классификации и хронологии петроглифов урочища Саймалы-Таш. — 202.1. Проблемы хронологии. — 20Глава 3. К вопросу о святилище и его функции. — 45
Литература. — 49Иллюстрации [Рис. 1-132, Фото 1-29]. — 52
Введение. ^
Святилище Саймалы-Таша с наскальными изображениями было открыто в начале XX века. Это открытие совпало с возросшим интерасом к первобытному искусству. Это было время, когда внимание учёных было привлечено к памятникам пещерной палеолитической живописи.
На фоне выдающихся открытий Саймалы-Таш не получил должного признания. Изучать его начали только в послевоенные годы. Саймалы-Таш расположен в Ферганском хребте в районе перевала Кугарт, на высоте около 3500 метров над уровнем моря. Саймалы-Таш в переводе с киргизского языка значит узорчатый камень. Древние наскальные изображения высечены на камнях древней морены. О количестве петроглифов точных сведений нет. Некоторые исследователи считают, что на камнях высечено около ста тысяч изображений, другие приводят иное количество — около десяти тысяч. Если взять за основу минимальное количество петроглифов — так называются высеченные на камне древние рисунки, — то и это будет достаточно, чтобы считать Саймалы-Таш самым крупным памятником первобытного искусства в Средней Азии и Казахстане.
Этот памятник интересен не только количеством рисунков, но и тем, что там находятся наиболее древние петроглифы Средней Азии. Саймалы-Таш, как и многие подобные ему, был долговременным святилищем. На камнях высечены изображения нескольких эпох. Основная часть петроглифов расположена в верхней и средней части морены в зоне альпийских лугов в районе моренного озера. Здесь встречаются наиболее архаичные сюжеты. Однако и среди самых древних петроглифов много подновлённых позднее, что указывает на то, что сюда приходили люди несколько столетий спустя. Об этом свидетельствует разный цвет картины — пустынного загара.
Основные сюжеты петроглифов: изображения горных козлов, архаров, быков, оленей, ослов или куланов, хищников, повозок, запряжённых быками, божеств с головами в форме дисков или ободов с лучами; фигур мужчин с воздетыми вверх руками, сцен священного брака, многочисленных знаков — свастик, солярных символов, различных геометрических фигур. Археологи уже проделали большую работу по выявлению изображений разных эпох, однако, эта работа ещё не за- вершена. Существуют различные суждения о времени появления первых петроглифов, о соотношении древнейших и более поздних изображений.
Работа многих экспедиций позволила использовать и обработать большой материал. Установлено, что древнейшая группа рисунков на камнях, самая многочисленная и наиболее интересная для исследователей уже существовала в эпоху энеолита. Это было время становления производящего хозяйства. В этот период сформировались многие культы, связанные с первобытными верованиями, складывалась мифология, создавалось новое искусство, которое оказало влияние на искусство последующих эпох.
Значение этого памятника трудно переоценить. Однако, до сих пор о Саймалы-таше не появилось ни одной крупной научной работы, не издан даже альбом с иллюстрациями. Работа на Саймалы-Таше ещё далека от завершения. Предстоит зафиксировать все изображения, сделать подробную топосъёмку местности, выяснить функции древнего святилища, изучить, какими были климатические условия во время появления там святилища. На это уйдут годы. Накопившийся материал позволяет сделать уже предварительные выводы. Ограниченный объём книги и технические возможности не позволяют использовать цветные и микалентные фотокопии, что не даёт возможности более полно представить читателю этот памятник.
Авторы рассматривают эту публикацию как предварительную.
наверх |