● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
К.Ф. СмирновСавроматы. Ранняя история и культура сарматов.// М.: 1964. 380 с., вкл.
Оглавление
Введение. — 3
Глава первая.Современное состояние изучения истории и культуры савроматов. — 5
Глава вторая.Хронология памятников савроматской культуры. — 24§1. Археологические памятники VIII-VII в. до н.э. — 26§2. Археологические памятники конца VII — VI в. до н.э. — 33§3. Археологические памятники конца VI — V в. до н.э. — 41§4. Археологические памятники конца V — IV в. до н.э. — 57
Глава третья.Погребальный обряд савроматов. — 75§1. Топография курганных могильников и типы курганов. — 75§2. Типы могил. — 79§3. Оборудование погребальных помещений и надмогильные сооружения. — 85§4. Ориентировка и поза погребённых. — 91§5. Различные формы проявления культа огня. Трупосожжения. — 94§6. Кости животных в могилах и погребальный инвентарь. — 100
Глава четвёртая.Материальная культура савроматов. — 104§1. Орудия труда. — 104§2. Керамика. — 108§3. Металлическая и деревянная посуда. Прочая хозяйственная утварь. — 127§4. Одежда и украшения. — 138§5. Предметы туалета. — 152§6. Предметы культа. — 162
Глава пятая.Проблема происхождения савроматов. Территория их расселения. — 174§1. Вопрос о взаимоотношениях племён срубной и андроновской культур. — 174§2. Происхождение савроматов по данным археологии и антропологии. — 182§3. Письменная традиция и данные языкознания о происхождении савроматов. — 188§4. Территория расселения савроматов. — 191
Глава шестая.Особенности общественного строя савроматов. — 198
Глава седьмая.Звериный стиль в искусстве савроматов. — 216
Глава восьмая.Религиозные представления савроматов. — 247
Глава девятая.Торговые связи савроматов и взаимоотношения их с соседями. — 257§1. Развитие обмена. — 257§2. Отношения со Скифией и скифский торговый путь в землю савроматов. — 258§3. Взаимоотношения с будинами Среднего Дона и племенами городецкой культуры. — 261§4. Связи с меотами и племенами Северного Кавказа. — 265§5. Взаимоотношения с носителями ананьинской культуры, с племенами Казахстана и Сибири. — 269§6. Связи с сако-массагетским миром и Ближним Востоком. — 277
Глава десятая.Сложение прохоровской культуры и начало расселения сарматов. — 286
Иллюстрации [Рис. 1-84]. — 291
Список сокращений. — 376
Введение. ^
История обширного сарматского мира занимает важное место в древней истории юга нашей страны. Изучение сарматов помогает разобраться во многих вопросах раннего средневековья, особенно в вопросах происхождения ряда народов и их культуры в Средней Азии и Казахстане, в Поволжье, на Северном Кавказе и в Крыму.
Формирование сарматских племён восходит к столь же глубокой древности, как и происхождение скифов. Первый этап исторического развития сарматов связан с савроматами, соседями скифов на востоке, и по времени совпадает с расцветом скифской культуры в Северном Причерноморье. Археологические памятники савроматов очень близки скифским. Поэтому не сразу удалось выделить их из обширной группы памятников, которые долгое время объединялись у нас под общим понятием древностей скифской культуры.
В противоположность М.И. Ростовцеву я рассматриваю савроматов не как отдельное племя Приазовья, исчезнувшее с исторической арены в результате нашествия с востока новых сарматских орд, [1] а как группу различных, в основном кочевых племён, сформировавшихся в течение VIII-VII вв. до н.э. в степях восточнее Дона, в Заволжье и Южном Приуралье из потомков племён степной бронзы. Если на западе история савроматов была тесно связана со скифами, меотами и другими племенами Северного Кавказа, то на востоке генетические и культурные связи савроматов вели к могучему в древности сако-массагетскому миру.
Я далёк от мысли полностью отождествить савроматов с более поздними сарматскими племенами, но считаю, что именно из племенных объединений савроматов вышли и на их основе сформировались крупные политические союзы сарматов, сыгравших значительную роль в древней истории как Средней Азии, так и особенно Северного Кавказа и Северного Причерноморья, где сарматы во II-I вв. до н.э. завоевали бо́льшую часть Скифии. Проникнув на Таманский полуостров и в Крым, они заселили античные города Северного Причерноморья, оказали воздействие на их экономику и общественное устройство (особенно в Боспорском царстве), значительно изменили их материальную культуру, военное дело и быт. Со времени завоевания Скифии и до нашествия гуннов сарматы представляли ведущую политическую и военную силу Северного Причерноморья.
На примере истории и культуры сарматских племён мы изучаем конкретные выражения некоторых общих закономерностей и общественных явлений: историю древнего кочевого хозяйства, развитие производительных сил древних племён юга СССР и общественных отношений от разложения первобытнообщинного строя до формирования прочных политических союзов, имевших тенденцию превратиться в ранние формы государственности. Если в глубине степей сарматы сохранили кочевой и полукочевой тип хозяйства, а в своём общественном развитии не достигли более высокого уровня, чем племенной строй, в котором на первом (савроматском) этапе продолжали существовать своеобразные матриархальные формы («гинекократия»), то их отдельные группы, проникшие в земледельческие области и государства Средней Азии и Закавказья, в меотскую среду Прикубанья и города Северного Причерноморья, перешли к прочной осёдлости и явились активной силой в развитии древних государств нашей страны.
История сарматских племён развёртывалась не только в пределах нашей страны. В I в. до н.э. они приняли участие в борьбе против Рима на стороне Митридата в Закавказье, а в первые века нашей эры вступили в длительную борьбу с Римом вместе с дру- гими «варварами» на дунайских границах Римской империи. Сарматы были активными участниками «великого переселения народов» и способствовали крушению рабовладельческого строя в Западной Европе. Их отдельные отряды (аланов) вместе с другими «варварами» прошли Европу вплоть до Испании и проникли в Северную Африку.
Сарматы не были бесследно стёрты с лица земли. После того как их территория в раннее средневековье была занята тюркоязычными племенами, они смешались отчасти с северокавказскими, отчасти со славянскими и в ещё большей степени с тюркоязычными племенами юга Восточной Европы и Азии. Сарматы были одним из важных компонентов в процессе сложения народов, населяющих нашу многонациональную Родину.
Савроматская культура — одна из наиболее значительных в Евразии археологических культур скифского типа. Область её распространения между скифским Северным Причерноморьем и сакским миром Средней Азии куда более обширна, чем ареал скифской культуры. Она связывает эти два родственных, но самостоятельных мира древности.
Но если о скифах и их культуре имеется огромная историко-археологическая литература, то о савроматах до сих пор написано сравнительно немного.
Накопившийся за последние годы археологический материал позволил посвятить савроматам настоящую монографию, написанную на основании источников различных видов, но главным образом археологических.
Цель этой монографии — изучение ранней истории и культуры сарматов с VIII по IV в. до н.э. В отличие от установившейся в археологической литературе традиции начинать историю савроматов с VI в. до н.э. я рассматриваю её с более раннего времени. Уже на рубеже эпохи бронзы и раннего железного века в археологическом материале степного Поволжья и Южного Приуралья складываются основные черты материальной культуры савроматов, определяется их этническое своеобразие, особенно выраженное в погребальном обряде. Таким образом, развитие савроматских племён прослеживается в течение почти полутысячелетия от времени их сложения до начала расселения со своей первоначальной территории.
Монография делится на две основные части. Первая (главы I-IV), в основном источниковедческая, посвящена историографии и истории изучения археологических памятников савроматов. В ней предложен опыт дробной хронологии памятников, дан анализ погребального обряда и материальной культуры по IV в. до н.э. включительно.
Я стремился с максимальной полнотой собрать воедино археологические памятники савроматов и проанализировать их как исторический источник. Это могло быть сделано только благодаря любезности ряда исследователей, в первую очередь Б.Н. Гракова, В.П. Шилова, И.В. Синицына, В.С. Сорокина, М.Г. Мошковой, Э.А. Фёдоровой-Давыдовой и И.И. Гущиной, которые позволили использовать ещё не опубликованные или неполностью опубликованные материалы их раскопок. Всем, кто оказал мне помощь в работе над монографией, приношу большую благодарность.
В описание материальной культуры не включена характеристика оружия и конского снаряжения. Этот раздел работы уже опубликован. [2]
Вторая часть монографии (главы V-X) содержит исследование по общим вопросам истории и культуры ранних сарматов на основе синтеза археологических и прочих доступных автору источников. В ней изложены проблемы происхождения савроматов; сделана попытка выделения различных племенных групп или их объединений; дана характеристика особенностей общественного строя, религиозных представлений, наиболее ярких черт прикладного искусства, отражённого в зверином стиле, и взаимоотношений с соседними племенами и народами. Здесь лишь очень кратко затронуты вопросы производства и хозяйства савроматов, так как этой проблеме посвящена особая работа. [3]
Заключительная часть монографии в общих чертах касается вопроса сложения новых союзов племён, создавших условия для активной военно-политической деятельности сарматов и начала их расселения из Приуралья и Поволжья во второй половине IV — III в. до н.э. Именно в это время и не позднее III в. до н.э. кочевые племена, носившие общее название «савроматы», стали называться в письменных источниках сарматами, судя по сообщению Теофраста (372-287 гг. до н.э.), впервые употребившего термин «Сарматия» (Теофраст, О водах, фр. 172). Но ещё долго, вплоть до первых веков нашей эры, греческие и латинские писатели продолжали называть их савроматами, отражая этим историческую преемственность савроматов и сарматов.
[1] М.И. Ростовцев. Эллинство и иранство на юге России. Пг., 1918.[2] К.Ф. Смирнов. Вооружение савроматов. — МИА, №101, 1961.[3] К.Ф. Смирнов. Производство и характер хозяйства ранних сарматов. — СА, 1964, №3 (в печати).
Список сокращений. ^
АГСП — Античные города Северного Причерноморья. М.-Л., 1955АН — Академия наукАП — Археологiчнi пам’ятки УРСРАС — Археологический съездБЧ — Библиотека для чтенияВАУ — Вопросы археологии УралаВДИ — Вестник древней историиВССА — Вопросы скифо-сарматской археологии. М., 1954ВУАК — Воронежская учёная архивная комиссияГАИМК — Государственная академия истории материальной культурыГИМ — Государственный исторический музейГМИИ — Государственный музей изобразительных искусствГЭ — Государственный ЭрмитажДБК — Древности Боспора Киммерийского. СПб., 1854ДГС — Древности Геродотовой Скифии, вып. II. СПб., 1872ДП — Б.И. и В.Н. Ханенко. Древности Приднепровья, вып. II-VI. Киев, 1899-1902ЖМНП — Журнал Министерства народного просвещенияЗВОРАО — Записки Восточного отделения Русского археологического обществаЗООИД — Записки Одесского общества истории и древностейЗОРСА — Записки Отделения русской и славянской археологииЗРАО — Записки Русского археологического обществаЗУОЛЕ — Записки Уральского общества любителей естествознанияИА — Институт археологииИАК — Известия Археологической комиссииИАН СССР — Известия Академии наук СССРИГАИМК — Известия Государственной академии истории материальной культурыИИ — Институт историиИИАЭ — Институт истории, археологии и этнографииИИМК — Институт истории материальной культурыИИЯЛИ — Институт истории, языка и литературыИМАО — Известия Московского археологического обществаИРАИМК — Известия Российской академии истории материальной культурыИЭ — Институт этнографииКАЭЭ — Киргизская археолого-этнографическая экспедицияКСИИМК — Краткие сообщения Института истории материальной культурыКСИА АН СССР — Краткие сообщения Института археологии АН СССРКСИА АН УССР — Краткие сообщения Института археологии АН УССРЛОИА — Ленинградское отделение Института археологииМАВГР — Материалы по археологии восточных губерний РоссииМАК — Материалы по археологии КавказаМАО — Московское археологическое обществоMAP — Материалы по археологии РоссииМАЭ — Музей антропологии и этнографииМИА — Материалы и исследования по археологии СССРМГУ — Московский государственный университетМХЭ — Материалы Хорезмской экспедицииМЭ — Музей этнографииНИИЯЛИ — Научно-исследовательский институт языка, литературы и историиOAK — Отчёт Археологической комиссииОИН — Отделение исторических наукОИПК — Отдел истории первобытной культурыОУАК — Оренбургская учёная архивная комиссияПИДО — Проблемы истории докапиталистических обществПУАК — Пермская учёная архивная комиссияРАНИОН — Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наукРД — И. Толстой и Н. Кондаков. Русские древности в памятниках искусства, вып. I-III. СПб., 1890-1890СА — Советская археологияСАГУ — Среднеазиатский государственный университет им. В.И. ЛенинаСАИ — Свод археологических источниковСГАИМК — Сообщения Государственной академии истории материальной культурыСГУ — Саратовский государственный университет им. Н.Г. ЧернышевскогоСмела — А.А. Бобринский. Курганы и случайные находки близ местечка Смелы, т. I-III. СПб., 1887-1901СОМК — Саратовский областной музей краеведенияСУАК — Саратовская учёная архивная комиссияСЭ — Советская этнографияТХЭ — Труды Хорезмской экспедицииФАН — Филиал Академии наукЮТАКЭ — Южнотуркменская археологическая комплексная экспедицияBMFEA — The Bulletin of the Museum of the Far Eastern Antiquities. StokholmСАН — Cambridge Ancient HistoryESA — Eurasia Septentrionalis AntiquaJRAS — Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and IrelandPZ — Prähistorische Zeitschrift. Berlin — LeipzigRE — Pauly — Wissowa — Kroll. Real-Encyclopädie der klassischen AltertumswissenschaftRV — Reallexicon der Vorgeschichte. BerlinZE — Zeitschrift für Ethnologie. Berlin
наверх |