● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Л.Р. Кызласов, Н.В. ЛеонтьевНародные рисунки хакасов.// М.: 1980. 176 с.
Содержание
Предисловие. — 3
Известия о хакасских рисунках. — 6Открытие хакасских писаниц. — 13Датировка изображений. — 21Изобразительные приёмы. — 32Рисунки на камне — отрасль хакасского искусства. — 46Сюжеты и семантика изображений. — 64Стилистические особенности рисунков на камне (И.Л. Кызласова). — 76
Заключение. — 82
Описание писаниц. — 84Малоарбатский Писанец. — 84Писаницы на горе Папальчиха. — 87Малый Писанец на р. Джебаш. — 88Писаницы у дер. Комарковой. — 88Камни с рисунками и писаницы в горах Оглахты. — 91Камни с рисунками близ улуса Аёва. — 102Рисунки на плитах древних тагарских курганов. — 103Наскальные рисунки на Абакане и Чёрном Июсе. — 103
Список таблиц. — 106Таблицы. — 107Приложения. — 157Список использованной литературы. — 159Список сокращений. — 162
Резюме на хакасском языке. — 163Резюме на английском языке. — 169
Предисловие. ^ «...Я видел древних письменаНа диких скалах Енисея.Таинственная старина,Потомков поздних не жалея,Проводит хитрые чертыДля их гадательной мечты».А. Кузьмин, 1828 г.
В Южной Сибири, в долинах р. Абакан и её многочисленных горных и степных притоков, по верховьям Чулыма и левобережью среднего течения великого Енисея, живёт небольшой древний тюркоязычный народ — хакасы. В 1980 г. исполняется 50 лет со дня создания Хакасской автономной области, входящей в состав Красноярского края Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Этому славному юбилею советской государственности хакасов, позволившей коренным образом преобразить некогда отсталые быт и культуру народа в социалистические и прогрессивные, авторы посвящают свою работу.
Общеизвестно, что памятники народного искусства создавались трудом и умением многих поколений безымянных художников. Материалом, на котором раскрывалось народное творчество, служили камень, глина, дерево, берёста, кость, кожа, ткани и т.п.
В настоящее время памятники традиционного хакасского народного искусства сохранились главным образом лишь в музейных собраниях. Хотя тематически и целеустремленно они не собирались и не изучались искусствоведами, тем не менее уже с 70-х годов XIX в. музейные коллекции пополнялись благодаря краеведам и этнографам.
Одежда и детали костюма, предметы домашнего обихода, конского снаряжения и вооружения — всё это нередко представляет собой не просто искусно и умело изготовленные вещи, но и являет нам подлинные шедевры декоративно-прикладного искусства.
Отражая вкусы и художественные запросы людей, чувства и мастерство умельцев, такие изделия тем самым выявляют не только технические возможности, но и эстетический, культурный уровень народа, не только его мечты о прекрасном, но и важные элементы мироощущения и миропонимания, многие стороны духовной жизни людей.
Вместе с тем выявляются характерные черты и традиции, свидетельствующие об особом историческом пути, пройденном данным этническим коллективом в отличие от других.
Всё это уже само по себе делает необходимым пристальное изучение прикладного искусства хакасов. Перед исследователями разного профиля, положившими принцип историзма в основу методологии изучения народного искусства, лежит широкое и благородное поле деятельности. Ювелирное искусство и художественная обработка металлов, вышивка и шитьё, тиснение по коже и берёсте, аппликация и роспись по ткани, резьба по дереву и кости, — трудно даже перечислить направления творческого поиска народных художников, которые всё ещё остаются почти или полностью не изученными в Хакасии.
Художественная обработка металлов представлена, например, великолепными образцами серебряной, медной и иногда золотой насечки по железу. Чаще всего так украшались разнообразные детали конской сбруи: бляхи и накладки уздечек, сёдел, подпруг, а также дужки и подножия стремян. Обычны для металлических предметов и просечные узоры, использующие игру светотени, чеканка и реже инкрустация. Значительный материал для изучения шитья, вышивки, орнамента содержат коллекции хакасского народного костюма: рубах и платьев, пальто и шуб, поясов и рукавиц, шапок и кисетов. Гораздо более редки предметы из тиснёной кожи, украшенного аппликацией войлока, плетёные изделия. Очень скупо представлена резьба по кости. Среди образцов художественной обработки дерева, пожалуй, наиболее интересны деревянные шкатулки (хак. абдыра) и ящички (хак. харчахас). Они искусно украшены резным орнаментом, а нередко и разнообразными жанровыми или сакральными сценами.
Искусство религиозного содержания представляют выполненные красками рисунки на шаманских бубнах и изображения духов-покровителей (хак. тöс), а также аппликации на лентах шаманских костюмов [Иванов, 1954 и 1955]. В своё время в Минусинском музее хранились образцы хакасской народной скульптуры — 16 каменных фигурок баранов и людей, служивших подношениями древним каменным изваяниям, почитавшимся ещё в первой трети нашего века. Сейчас в музейных фондах удалось обнаружить только три подобные скульптурки, привезенные с горы Иней тас Д.А. Клеменцем [Клеменц, 1891, с. 27; Яковлев, 1900, с. 53, № 25-32]. Другим видом хакасского народного творчества являются рисунки на затесях деревьев. Сохранилось только несколько изображений, скопированных в 80-х годах прошлого века И.Т. Савенковым. По составу рисунков и технике исполнения они занимают как бы промежуточное положение между изображениями на скалах и камнях и резьбой по дереву. На каждой затеси есть и тамги, и (фигуры людей с животными; на одних затесях рисунки резные, на других начертаны углем [Савенков, 1884-1889, л. 46, 47; Савенков, 1910].
В научной литературе имеются работы, посвящённые орнаменту и скульптуре народов Сибири и в том числе хакасским образцам [Шнейдер, 1930; Иванов, 1961]. Некоторое освещение на основе ограниченных музейных материалов получил и рисунок [Иванов, 1954, с. 582-607]. Однако в целом народный рисунок хакасов продолжает оставаться неизученным.
Авторы этой книги — археологи и историки. Работая в поле с разнородными памятниками далёкого прошлого, которыми так богата Ха- касско-Минусинская котловина, мы постоянно занимаемся и наскальными рисунками. Эти своеобразные картинные галереи донесли до нас изображения, выполненные людьми разных эпох за многие тысячи лет. Среди них удалось впервые выделить нанесённые красками, прочерченные тонкими линиями или выбитые мелкими углублениями изображения, созданные хакасами относительно недавно — за последние 300 лет. Эти рисунки на скалах, отдельных камнях или на плитах древних курганов также относятся к традиционному искусству современного хакасского народа. Открытие народных рисунков на камне, оказавшихся наиболее массовым и широко распространённым видом изобразительной деятельности хакасов, резко увеличило основные фондовые материалы по рисунку, существенно углубило и дополнило представления о нём.
Мы впервые знакомим с этим необычным материалом широкие круги читателей, ибо в книге даётся первая систематизированная публикация хакасских народных изображений на камне и первый опыт их анализа. Следует, однако, заметить, что рисунки на скалах и камнях не являются в хакасском народном искусстве какой-то обособленной отраслью. Они теснейшим образом связаны с другими разделами декоративно-прикладного искусства: резьбой по дереву, рисунками на коже и ткани, вышивкой. Сопоставление и параллельное изучение облегчают их понимание, помогают выявить как общие черты, так и специфику и своеобразие хакасского народного рисунка. Всё это позволяет надеяться на дальнейшее расширение наших знаний о народном искусстве хакасов.
Авторы будут благодарны всем, кто сможет указать новые образцы хакасских рисунков или пожелает высказать свои соображения по этой теме 1. [сноска: 1 Просим обращаться в Хакасский научно-исследовательский институт в г. Абакане или в Минусинский краеведческий музей.] В интересах сохранения цельности изложения описание писаниц приводится в конце книги. Общая редакция книги произведена Л.Р. Кызласовым. Выражаем глубокую благодарность всем лицам и организациям, содействовавшим сбору материалов и появлению нашей книги. Особую признательность приносим сотрудникам Минусинского краеведческого музея и Хакасской археологической экспедиции Московского университета, а также художнику В.Ф. Капелько, археологам И.Л. Кызласову, Э.А. Севастьяновой, Я.И. Сунчугашеву, искусствоведу И.Л. Кызласовой (автору раздела «Стилистические особенности рисунков»), оказавшим большую помощь при подготовке книги, предлагаемой ныне вниманию читателей. Проф. Л.Р. Кызласов
наверх |