главная страница / библиотека / обновления библиотеки

КСИИМК. Вып. XXXVI. М.-Л.: 1951. Л.А. Евтюхова

К вопросу о писаницах Алтая.

// КСИИМК. Вып. XXXVI. М.-Л.: 1951. С. 189-190.

 

Наскальные рисунки, обнаруженные А.И. Минорским в горном Алтае, чрезвычайно интересны. Все исследователи Алтая мало обращали внимания на этот тип памятников, и поэтому до сих пор они были почти неизвестны.

 

Общие пути развития истории народов южной Сибири, населявших территорию современных Хакасской, Тувинской и Горно-Алтайской автономных областей, а также их постоянная взаимосвязь в древности достаточно изучены по материалам археологических раскопок и другим памятникам. Однако изобразительное искусство в виде наскальных рисунков хорошо нам известно только по писаницам Минусинской котловины.

 

После работ последних лет Саяно-Алтайской археологической экспедиции (под руководством С.В. Киселёва) в Тувинской автономной области и обследования А.И. Минорским наскальных изображений на Алтае становится ясным, что жители этих двух районов не отставали от населения Минусинской котловины и в области развития изобразительного искусства.

 

Публикуемые А.И. Минорским образцы наскальных рисунков относятся к разному времени. Некоторые изображения животных (рис. 541 и 2) выполнены пунктирной набивной техникой со сплошным заполнением контура. По этим признакам они могут быть отнесены к тагарско-майэмирскому времени (т.е. к VII-IV вв. до н.э.).

 

Все остальные рисунки, выполненные резным контуром, не только по технике, но и по сюжетам поразительно похожи на широко известные писаницы Минусинской котловины более позднего времени. Особенно близки каракольским изображениям рисунки «писаной горы» на Сулеке.

 

Эти скальные рисунки, на основании анализа предметов конского убора, а также оружия — наконечников стрел, копий и проч., изображённых в сценах охоты и у всадников на Сулекской писанице, нами относятся к VIII-IX вв.1. [сноска: 1 Л.А. Евтюхова. Археологические памятники енисейских кыргызов. Абакан, 1948.] Предметы вооружения и конского убора из курганов енисейских кыргызов полностью совпадают с такими же предметами, изображёнными на скальных рисунках.

 

Небольшое собрание эстампажей А.И. Минорского с древних рисунков уже теперь даёт возможность судить об одновременности изображений из горного Алтая, выполненных линейным прорезным контуром, с древне-хакасскими не только по технике их выполнения. На рис. 554 и 561 мы видим охотников, стреляющих из составных луков стрелами, наконеч-

(189/190)

ники которых столь схожи с трёхлопастными наконечниками из погребений Саяно-Алтайского нагорья VII-IX вв.

 

К сожалению, А.И. Минорский не сделал эстампажей с надписей, встреченных им при обследовании скал с рисунками. Однако, судя по его описанию, эти надписи сделаны знаками орхоно-енисейского алфавита. Их содержание, безусловно, внесло бы новые данные в изучение древнего изобразительного искусства и его значения в жизни алтайских племён. Достаточно вспомнить, что имеющаяся на Сулекской писанице надпись: „bä n1kü kaja” — «памятная скала» — определяет значение её изображений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки