● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

KB. Тревер, В.Г. Луконин. Сасанидское серебро. Собрание Государственного Эрмитажа. Художественная культура Ирана III-VIII веков. М.: «Искусство». 1987. K.B. Тревер, В.Г. Луконин

Сасанидское серебро.

Собрание Государственного Эрмитажа.

Художественная культура Ирана III-VIII веков.

// М.: «Искусство», 1987. 240 с.

 

Оглавление.

 

Предисловие. В.Г. Луконин. — 7

 

Глава первая.

Сасанидский Иран. Политическая история, общество, идеология. В.Г. Луконин. — 9

Политические события. — 12

Государственное устройство. Система управления. Экономика. — 16

Торговля, налоги. — 19

Религия. — 22

 

Глава вторая.

Сасанидская торевтика. В.Г. Луконин. — 33

Сасанидское искусство. Основные темы. — 35

Сасанидская торевтика. Изучение, методика. — 38

Начальная стадия сасанидской торевтики. — 47

«Лицевые» сосуды. — 52

Сосуды с охотничьим сюжетом. Первый этап (III-IV вв.). — 54

Сосуды с охотничьим сюжетом. Второй этап (конец IV — конец V в.). — 60

Сосуды с охотничьим сюжетом. Восточноиранская школа. — 61

Сасанидо-кушанские и кушано-сасанидские монеты и восточноиранская школа. — 64

Сосуды с охотничьим сюжетом. Третий этап (конец V — VI в.). — 73

Сосуды с охотничьим сюжетом. Четвёртый этап (конец VI — VII в.). — 77

Сосуды с религиозными и благопожелательными сюжетами, торевтика «праздничного цикла». — 81

 

Глава третья.

Каталог сасанидского серебра Государственного Эрмитажа. К.В. Тревер, В.Г. Луконин. — 105

Описание памятников. — 107

Приложение к каталогу.

Надписи. В.А. Лившиц, В.Г. Луконин, Ф. Жиньо. — 121

Архивные данные. — 122

Технико-технологические исследования. — 129

Таблицы. — 137

 

Библиографические сокращения. — 150

Примечания. — 151

Иллюстрации [ 1-124 ]. — 157

 


 

Предисловие.   ^

 

Сасанидская коллекция — в особенности замечательные серебряные сосуды — пожалуй, самые известные памятники восточного собрания Государственного Эрмитажа. Эти предметы находили случайно — при вспашке поля или при пастьбе скота, преимущественно на севере нашей страны. Уже в середине XVIII в. такие памятники стали собирать и тщательно хранить различные частные коллекционеры (собрание Строгановых, собрание Юсуповых и т.д.), а затем, начиная с 80-х гг. XIX в., они стали попадать в Эрмитаж. Впервые фотографии всех этих сосудов (вместе с краткими определениями и архивными данными) были изданы академиком Я.И. Смирновым в 1909 г. в его знаменитом «Атласе древней серебряной и золотой посуды восточного происхождения», но отдельные памятники издавались и раньше (первая публикация — в Париже в 1755 г.).

 

С начала XX в. сасанидское серебро Эрмитажа — непременная часть всех общих исследований по культуре и искусству древнего Ирана, и, по-видимому, невозможно подсчитать, сколько раз с тех пор в литературе почти на всех языках мира описывались, интерпретировались или просто упоминались эти сосуды.

 

«Сасанидские древности» была первой выставкой Отдела Востока Эрмитажа, созданного в 1920 г. Затем эти памятники побывали во многих странах мира — от Англии до Японии, а в 1973-1974 гг. они впервые были показаны в Иране. В 1935 г. К.В. Тревер и И.А. Орбели опубликовали ещё один альбом всей сасанидской коллекции («Сасанидский металл»), а затем все вновь поступившие в Эрмитаж сосуды издавались отдельно, в различных научных статьях. Но несмотря на всемирную известность этой коллекции, до сих пор не существовало её полного научного каталога. Долгие годы его исподволь готовила К.В. Тревер. Она составила подробное описание всех памятников, входящих в эту коллекцию, как собственно сасанидских, так и тех, которые по своим сюжетам были тесно связаны с сасанидской культурой, тщательно проверила архивные данные, а в своих многочисленных статьях и книгах посвятила немало страниц их атрибуции и датировке. К подготовке издания полного каталога К.В. Тревер приступила в 1968 г. Однако её тяжёлая болезнь уже не оставила сил завершить эту работу. Эта книга — долг ученика памяти своего учителя. Уже не вставая с постели, уже почти умирая, Камилла Васильевна не раз убеждала меня в том, что я должен продолжить эту работу; несмотря на своё тяжелое физическое состояние, она внимательно выслушивала всё то, что мне удалось узнать нового о сасанидском серебре, следила за новой литературой, обсуждая со мной и другими своими учениками все новые точки зрения и новые находки. Она не могла уже писать сама, и последняя работа, которая лежала у неё на рабочем столе и которую я час за часом читал ей и исправлял по её указаниям, — это разделы этой книги «Описание памятников» и «Архивные данные».

 

Для того чтобы окончательно завершить работу, начатую К.В. Тревер, мне понадобилось около десяти лет.

 

В ней громадную помощь мне оказали мои друзья и коллеги, ученики К.В. Тревер — A.A. Иерусалимская, Б.И. Маршак, Е.В. Зеймаль. Главный хранитель отдела древнего Ирана Метрополитен-музея (США) д-р Пруденс Харпер, с которой в течение нескольких лет мне довелось работать над сасанидской тематикой, внесла большой вклад

(7/8)

в исследование не только тематики и сюжетов: с ней и с другими моими коллегами — как у нас, так и за рубежом — мне удалось обсудить многие детали, связанные с датировкой, атрибуцией и истолкованием памятников сасанидского искусства. Я никогда не забуду постоянное внимание к моим работам академика Французской академии Р.-М. Гиршмана, его готовность прийти на помощь, готовность поделиться новыми открытиями. Он успел познакомиться с большей частью одной из глав, входящих в это издание, и высказать свои критические замечания.

 

Во время моих нескольких поездок в Иран иранские друзья — учёные и коллекционеры — щедро знакомили меня с новыми неизданными материалами и оказали громадную помощь в знакомстве с коллекциями иранских музеев.

 

В.А. Лившиц — известный советский востоковед — существенно помог мне в чтении среднеперсидских надписей на сосудах нашей коллекции: им прочтены и прокомментированы все многочисленные согдийские надписи.

 

В обсуждении чтения надписей принял участие и профессор Сорбонны Ф. Жиньо.

 

В «Приложении» даны технические и технологические анализы предметов нашей коллекции. Они были выполнены специально для нашего музея заведующим отделом реставрации Метрополитен-музея д-ром П. Мейерсом с помощью учёных из Физической лаборатории Эрмитажа. Эти анализы осуществлялись как часть общей программы исследования сасанидских памятников крупнейших музеев мира и были опубликованы П. Мейерсом в монографии «Silvei Vessels of the Sasanian Period» Первый том этой монографии вышел в Нью-Йорке в 1981 г., второй том подготовлен к печати. Краткое изложение общей части из этого труда (Part II. Technical Study) предшествует таблицам с технико-технологическим описанием предметов, входящих в нашу коллекцию. При подготовке «Приложения» большую помощь мне оказал заведующий Физической лабораторией Государственного Эрмитажа А.Я.[А.И.] Косолапов. Он же снабдил эту часть работы примечаниями и дополнил её специальным разделом, посвящённым технико-технологическому анализу сасанидских монет.

 


 

Библиографические сокращения.   ^

 

Банк —
Банк A.B. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. Л.-М., 1967 [1966] (указывается номер репродукции).

Иран в III в. —
Луконин В.Г. Иран в III веке. Новые материалы и опыт исторической реконструкции. М., 1979.

Согдийское серебро —
Маршак Б.И. Согдийское серебро. Очерки по восточной торевтике. М., 1971 (при ссылках на таблицы: Маршак, номер сосуда на общей таблице с индексом «Т».

Чилекские чаши —
Маршак Б.И., Крикис Я.К. Чилекские чаши. ТГЭ, т. X. Культура и искусство народов Востока, вып. 7. Л., 1969.

Сасанидский металл —
Орбели И.А., Тревер К.В. Сасанидский металл. Л., 1935.

Восточное серебро —
Смирнов Я.И. Восточное серебро. Атлас древней серебряной и золотой посуды восточного происхождения. Спб., 1909.

Bivar A.D.H. Catalogue —
Bivar A.D.H. Catalogue of the Western Asiatic Seals in the British Museum. Stamp Seals IL The Sasanian Dynasty. London, 1969.

Dodd —
E. Cruikshank Dodd. Bysantine Silver Stamps. Washington, 1961 (указывается номер клейма).

Die Kunst Irans —
Erdmann K. Die Kunst Irans zur

Zeit der Sasaniden. Mainz, 1969. Sasanian Silver. —
Grabar O. Sasanian Silver. Late Antique and Early Medieval Arts of Luxury from Iran. Michigan, 1967.

The Royal Hunter —
Harper P.O. The Royal Hunter. Art of the Sasanian Empire. New York, 1978.

Silver Vessels —
Harper P.O., Meyers P. Silver Vessels of the Sasanian Period. Vol. 1. Royal Imagery. New York, 1981.

Taq-i Bustan —
Fukai Sh., Horiuchi. K. Taq-I Bustan. Vol. 1, Tokyo, 1969; vol. 2. Tokyo, 1972.

ВДИ —
Вестник древней истории.

ДАК —
Дело Археологической Комиссии.

OAK —
Отчёты Археологической Комиссии.

ТГЭ —
Труды Государственного Эрмитажа.

ТОВЭ —
Труды Отдела Востока Государственного Эрмитажа.

AMI —
Archaeologische Mitteilungen aus Iran. Herausgegeben vom Deutchen Archäologischen Institut. Abteilung Teheran. Neue Folge.

BSOAS —
Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London.

Iran —
Iran. Journal of the British Institute of Persian Studies.

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки