● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

.А. Пугаченкова. Из художественной сокровищницы Среднего Востока. Ташкент: Изд-во лит. и искусства. 1987. Г.А. Пугаченкова

Из художественной сокровищницы Среднего Востока.

// Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1987. 224 с.

 

Содержание.

 

История искусства Средней Азии в трудах Г.А. Пугаченковой
(Л.И. Ремпель). — 4

 

От автора. — 10

 

Античное и средневековое зодчество Южного Туркменистана в его многовековом развитии. — 11

Черты эллинизма в искусстве среднеазиатско-пенджабского региона. — 32

Искусство Бактрии: эволюция стиля. — 41

Храм огня в Великом Согде. — 47

Образ кангюйца в согдийском искусстве. — 56

Геракл в Бактрии. — 66

Эфталитская чаша из Чилека. — 79

Мианкальское искусство. — 89

О стиле и школах архитектуры Среднего Востока. — 124

Малоизвестные памятники Северного Афганистана. — 128

Зодчество конца XIV — XV веков в его основных чертах. — 166

Среднеазиатские сады и парки XV века. — 172

К дискуссии о среднеазиатской миниатюре XV столетия. — 186

На тропах поиска и открытий. — 217

 

Список сокращений. — 224

 


 

От автора.   ^

 

Явления искусства Средней Азии и. сопредельных с нею стран столь многообразны, а число открываемых памятников зодчества, изобразительных и прикладных искусств растёт из года в год в такой прогрессии, что им уже посвящена обширная литература.

 

Почти за полвека научного пути автор этих строк также внесла скромную лепту в изыскание художественных сокровищ среднеазиатского региона, осмысление места и значения их в общем пути древней и средневековой художественной культуры. Это отражено в ряде книг и множестве статей.

 

В настоящее издание вошла лишь некоторая доля этих материалов. Оно посвящено искусствоведческим вопросам и не включает работ по археологии, исторической топографии, нумизматике. При отборе автор прежде всего учитывал проверку временем, дабы объекты исследования не утратили известной новизны, а также — принципиальности выдвинутых положений. Отобраны статьи, затрагивающие либо ключевые вопросы формирования среднеазиатской художественной культуры, либо осуществленные автором исследования памятников в науке совсем или почти неизвестных. При этом он избегал извлечений из монографических трудов (исключение сделано лишь для одного раздела «Трудов ЮТАКЭ», т. VI) или тематических сборников.

 

В книгу частью вошли некоторые статьи, опубликованные в малотиражных отечественных журналах и сборниках узко-специального профиля, в зарубежных изданиях, которых нередко нет даже в больших библиотеках, доклады на научных конференциях, нашедшие отражение в лучшем случае в виде тезисов, и ряд работ, ранее не публиковавшихся. Освещены здесь и некоторые новые открытия Узбекистанской искусствоведческой экспедиции.

 

В процессе отбора ранее публиковавшихся автором материалов возник вопрос — как быть с появившимися после этого научными и научно-популярными публикациями по близким темам или отдельным памятникам? Учёт потока новой информации потребовал бы насыщения огромным количеством дополнительных примечаний и ссылок, без изменений по существу. Поэтому работы прежних лет даны в настоящем сборнике в их первоначальном контексте. И лишь учитывая появление существенных новых данных, автор кое-где даёт комментарий, кое-где вступает в дискуссию, а кое-где исправляет самого себя.

 

Отбирая материал, автор стремился отобразить многообразие форм и проявлений художественной культуры среднеазиатского региона, иллюстрируя это произведениями архитектуры, изобразительных и прикладных искусств разных исторических эпох. Но акцент всё же сделан на столь любезном сердцу автора периоде среднеазиатской античности и времени, далеко не точно, но выразительно именуемом «тимуридским Ренессансом».

 

Главная цель книги — привлечь внимание широкого круга любителей прекрасного к почерпнутому из сокровищницы веков, малоизвестному для них художественному наследию Средней Азии и сопредельного Афганистана, дав представление о вкладе этого наследия в общий фонд истории культуры Среднего Востока.

 


 

Список сокращений.   ^

 

АО — Археологические открытия.

АСУ — Архитектура и строительство Узбекистана.

ВДИ — Вестник древней истории.

ЗВОРАО — Записки Восточного отделения Русского археологического общества.

ИРАО — Известия Восточного отделения Русского археологического общества.

МИА — Материалы и исследования по археологии СССР.

МИТТ — Материалы по истории туркмен и Туркмении.

НАА — Народы Азии и Африки.

ОНУ — Общественные науки в Узбекистане.

ПТКЛА — Протоколы и сообщения Туркестанского кружка любителей археологии.

СА — Советская археология.

САГУ — Среднеазиатский Государственный Университет.

САУ — Строительство и архитектура Узбекистана.

ТГЭ — Труды Государственного Эрмитажа.

ТЮТАКЭ — Труды Южно- Туркменистанской археологической комплексной экспедиции.

УзИскЭ — Узбекистанская искусствоведческая экспедиция.

УСА — Успехи среднеазиатской археологии.

AARP—Art and Archaeology Research Papers. London.

JA — Journal Asiatique.

MDAFA — Mémoires de la Delegation Archéologique Fransaise en Afghanistan. Paris.

SPA — A Survey of Persian Art. Ed. A.U. Pope. London — New Jork, 1938-1939.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки