Г.А. Пугаченкова
Из художественной сокровищницы Среднего Востока.
// Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1987. 224 с.
Содержание.
История искусства Средней Азии в трудах Г.А. Пугаченковой
(Л.И. Ремпель). — 4
Античное и средневековое зодчество Южного Туркменистана в его многовековом развитии. — 11
Черты эллинизма в искусстве среднеазиатско-пенджабского региона. — 32
Искусство Бактрии: эволюция стиля. — 41
Храм огня в Великом Согде. — 47
Геракл в Бактрии. — 66
Эфталитская чаша из Чилека. — 79
Мианкальское искусство. — 89
О стиле и школах архитектуры Среднего Востока. — 124
Малоизвестные памятники Северного Афганистана. — 128
Зодчество конца XIV — XV веков в его основных чертах. — 166
Среднеазиатские сады и парки XV века. — 172
К дискуссии о среднеазиатской миниатюре XV столетия. — 186
На тропах поиска и открытий. — 217
От автора. ^
Явления искусства Средней Азии и. сопредельных с нею стран столь многообразны, а число открываемых памятников зодчества, изобразительных и прикладных искусств растёт из года в год в такой прогрессии, что им уже посвящена обширная литература.
Почти за полвека научного пути автор этих строк также внесла скромную лепту в изыскание художественных сокровищ среднеазиатского региона, осмысление места и значения их в общем пути древней и средневековой художественной культуры. Это отражено в ряде книг и множестве статей.
В настоящее издание вошла лишь некоторая доля этих материалов. Оно посвящено искусствоведческим вопросам и не включает работ по археологии, исторической топографии, нумизматике. При отборе автор прежде всего учитывал проверку временем, дабы объекты исследования не утратили известной новизны, а также — принципиальности выдвинутых положений. Отобраны статьи, затрагивающие либо ключевые вопросы формирования среднеазиатской художественной культуры, либо осуществленные автором исследования памятников в науке совсем или почти неизвестных. При этом он избегал извлечений из монографических трудов (исключение сделано лишь для одного раздела «Трудов ЮТАКЭ», т. VI) или тематических сборников.
В книгу частью вошли некоторые статьи, опубликованные в малотиражных отечественных журналах и сборниках узко-специального профиля, в зарубежных изданиях, которых нередко нет даже в больших библиотеках, доклады на научных конференциях, нашедшие отражение в лучшем случае в виде тезисов, и ряд работ, ранее не публиковавшихся. Освещены здесь и некоторые новые открытия Узбекистанской искусствоведческой экспедиции.
В процессе отбора ранее публиковавшихся автором материалов возник вопрос — как быть с появившимися после этого научными и научно-популярными публикациями по близким темам или отдельным памятникам? Учёт потока новой информации потребовал бы насыщения огромным количеством дополнительных примечаний и ссылок, без изменений по существу. Поэтому работы прежних лет даны в настоящем сборнике в их первоначальном контексте. И лишь учитывая появление существенных новых данных, автор кое-где даёт комментарий, кое-где вступает в дискуссию, а кое-где исправляет самого себя.
Отбирая материал, автор стремился отобразить многообразие форм и проявлений художественной культуры среднеазиатского региона, иллюстрируя это произведениями архитектуры, изобразительных и прикладных искусств разных исторических эпох. Но акцент всё же сделан на столь любезном сердцу автора периоде среднеазиатской античности и времени, далеко не точно, но выразительно именуемом «тимуридским Ренессансом».
Главная цель книги — привлечь внимание широкого круга любителей прекрасного к почерпнутому из сокровищницы веков, малоизвестному для них художественному наследию Средней Азии и сопредельного Афганистана, дав представление о вкладе этого наследия в общий фонд истории культуры Среднего Востока.
Список сокращений. ^
АО — Археологические открытия.
АСУ — Архитектура и строительство Узбекистана.
ВДИ — Вестник древней истории.
ЗВОРАО — Записки Восточного отделения Русского археологического общества.
ИРАО — Известия Восточного отделения Русского археологического общества.
МИА — Материалы и исследования по археологии СССР.
МИТТ — Материалы по истории туркмен и Туркмении.
НАА — Народы Азии и Африки.
ОНУ — Общественные науки в Узбекистане.
ПТКЛА — Протоколы и сообщения Туркестанского кружка любителей археологии.
СА — Советская археология.
САГУ — Среднеазиатский Государственный Университет.
САУ — Строительство и архитектура Узбекистана.
ТГЭ — Труды Государственного Эрмитажа.
ТЮТАКЭ — Труды Южно- Туркменистанской археологической комплексной экспедиции.
УзИскЭ — Узбекистанская искусствоведческая экспедиция.
УСА — Успехи среднеазиатской археологии.
AARP—Art and Archaeology Research Papers. London.
JA — Journal Asiatique.
MDAFA — Mémoires de la Delegation Archéologique Fransaise en Afghanistan. Paris.
SPA — A Survey of Persian Art. Ed. A.U. Pope. London — New Jork, 1938-1939.
|