● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
М.А. ДэвлетПетроглифы Мугур-Саргола.// М.: 1980. 272 с.
Содержание
Введение. — 5
Описание петроглифов. — 16Таблицы 1-76. — 72Сюжеты петроглифов и вопросы хронологии. — 225Семантика петроглифов и вопросы этнографической традиции. — 244
Заключение. — 261Summary. — 262
Библиография. — 263Список иллюстраций и таблиц. — 269Список сокращений. — 270
Заключение. ^
Петроглифы Мугур-Саргола — одно из самых интересных, содержащих глубокую информацию местонахождений петроглифов в Сибири и Центральной Азии. Здесь, на скалах и валунах, находящихся на сравнительно узкой прибрежной полосе, на протяжении 500 м встречены уникальные и редкие сюжеты: личины-маски, антропоморфные фигуры, дома и загоны для скота, солярные символы, изображения созвездий и обычные для наскального искусства сцены охоты, фигуры животных, изолированные или находящиеся в композиционном единстве. Большинство этих петроглифов относится к эпохе бронзы. В последующие хронологические периоды рисунки также продолжали выбиваться на скалах, вплоть до наших дней.
Комплекс эпохи бронзы представляет собою наибольшую научную ценность. Мы можем говорить о том, что в этом месте, на чёрных скалах Мугур-Саргола. находилось в бронзовом веке святилище, где периодически во время древних обрядов на скалах выбивались петроглифы. В работе высказаны соображения в отношении характера этих обрядов. Представляется, что они связаны с сезонными праздниками, с обрядами инициации.
Интересно проследить преемственность между древнейшими обрядами и ламаистской мистерией цам. Можно предполагать, что ламаизм, ассимилируя местные добуддийские культы, включил в свою обрядовую практику древние мистерии центральноазиатских племён, вошедшие в ламаистскую религиозную церемонию цам.
В связи с тем что петроглифы Саянского каньона Енисея будут в ближайшие годы затоплены водами водохранилища Саяно-Шушенской ГЭС, предстоит полностью зафиксировать их и опубликовать. В тесной связи с местонахождением петроглифов Мугур-Саргола находятся наскальные изображения в устье р. Чинге. Огромный скальный массив, который мы именуем левым берегом р. Чинге, после заполнения водохранилища превратится в каменный остров и будет доступен изучению. Правый берег Чинге уйдёт под воду. Изучение этого местонахождения прольёт новый свет и на петроглифы Мугур-Саргола, которые тесно взаимосвязаны с ним. В дальнейшем предстоит объяснить как сходство, так и различие петроглифов Чинге и Мугур-Саргола. Можно надеяться, что новые полевые работы принесут новые открытия.
Summary. ^
The book comprises the petroglyphs of the ancient sanctuary that was discovered at the site of Mugur-Surgol in the southern part of the Sayan Canyon of the Yenissei river (Tuva Autonomous Soviet Socialist Republic). The rock engraving found on the riverside outcrops and boulders present either the point technique or — more rarely — the carving technique. During the periods of annual floods the petroglyphs are completely covered by water.
The Mugur-Surgol sanctuary contains about 250 drawings of human masks; other petroglyphs represent «small fences», hole-dents or round points. In addition to these subjects there are others, pertaining to different periods of time from the Bronze Age up to the modern period.
The human masks are incomlete (partial) or of a fullfaced type, revealing distinct facial features and definite attributes of headgears. According to the author's view the human masks represent manes (the spirits of ancestors). «The small fences» are the drawings of rectangular dwellings with adjoining enclosures for cattle. The small dots within the enclosures represent domestic animals.
In the author's opinion the main complex of Mugur-Surgol petroglyphs is dated back to the Bronze Age — the 1st half of the 2nd millenium В.С. — while the drawings are associated with initiation rites and the practices of men's secret societies well concidered in the ethnological literature.
The author further suggests that in the Lamaist mystery «Tzam» there still may be traced some survivals of the ritual traditions originated in the Bronze Age. The demonic masks thus may be considered as the ancient prototypes of dokshit masks. When Buddhism spread into the inner regions of Central Asia, the Buddhist preachers treated the ancient local gods as the evil forces or hostile demons. In the later course the Northern Buddhism (Lamaism) assimilated local pre-Buddhist cults; the local gods were included in the Lamaist Pantheon, having been raised to the rank of dokshit deities.
наверх |