главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Ю.С. ГришинОб одной писанице на плите тагарского кургана из Минусинской котловины.// КСИА. Вып. 128. М.: 1971. С. 53-54.
Близ центральной фермы Аскызского овцесовхоза, несколько к северу от железнодорожного моста через р. Камышту, на правом её берегу расположен тагарский могильник. Курганы отличаются сравнительно небольшими размерами, невысокими насыпями и имеют по углам боковых каменных оградок или же посредине некоторых из них выделяющиеся высокие плиты. Судя по внешним признакам, они должны относиться к первой стадии тагарской культуры, по классификации, предложенной С.В. Киселёвым, т.е. к VII-V вв. до н.э. [1]
В 1953 г. на плите одного из этих курганов, стоящей посредине его южной стенки, автором были обнаружены
Рис. 19. Писаница на плите тагарского кургана из Минусинской котловины.
изображения различных знаков (нередко встречающиеся на раннетагарских курганах), [2] а в нижней её части перевёрнутое вверх дном изображение «скифского» котла. Сама плита, обращённая вершиной к востоку, имела горбообразную форму с западной стороны и почти прямую, но слегка вогнутую книзу, с полукруглым выступом в нижней части, — с восточной (рис. 19). Все изображения знаков и котла были выбиты контурными линиями путём нанесения точечных ударов. Они составляли по расположению как бы два различных яруса, из которых верхний включал преломленные под углом линии и кружок в центре, а нижний рисунок перевёрнутого вверх дном котла и группирующихся вокруг него знаков копыта и S-образного завитка.
Что же они означали? Скорее всего вся композиция изображала в верхнем ярусе небо (рисунок солярного знака и летящей птицы), а в нижней — землю (следы копыт животных). Перевёрнутое же вверх дном изображение «скифского» котла, возможно, было связано с особенностями погребального ритуала. Ведь, как известно по описанию Георги конца XVIII в., у некоторых северных народов России применялся при по- хоронах обычай опрокидывания котла над головой покойника в могиле. [3]
Если это так, то представленная писаница на плите тагарского кургана является ценным археологическим памятником, который должен иметь важное значение для изучения мировоззрения и религиозных обычаев древних тагарских племён. Что же касается ранней датировки изображения «скифского» котла, появление которого до недавнего времени в Минусинской котловине относилось лишь к периоду второй стадии тагарской эпохи, то Н.Л. Членова в последнее время вполне обоснованно доказала, что они бытовали здесь ещё с VIII в. до н.э. [4]
[1] С.В. Киселёв. Древняя история южной Сибири. МИА, №9, 1949, стр. 127.[2] Там же.[3] Георги. Описание всех обитающих в Российском государстве народов, ч. III. СПб., 1799, стр. 11.[4] Н.Л. Членова. Происхождение и ранняя история племён тагарской культуры. М., 1967, стр. 92-109.
наверх |