главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Н.В. Полосьмак. «Стерегущие золото грифы» (ак-алахинские курганы). Новосибирск: 1994. Н.В. Полосьмак

«Стерегущие золото грифы»

(ак-алахинские курганы).

// Новосибирск: 1994. 125 с. ISBN 5-02-030738-6

 

Оглавление

 

От автора. — 3

Введение. — 6

 

Глава I. Природно-хозяйственные условия Укока. — 11

Глава II. Ак-алахинские курганы. — 16

Глава III. Курган Кутургунтас. — 66

Глава IV. Некоторые образы пазырыкского искусства. — 90

 

Заключение. — 97

 

Список сокращений. — 98

Список литературы. — 99

 

Приложение. — 102

Т.С. Балуева. Антропологическая реконструкция пазырыкцев Бертекской котловины. — 102

И.Е. Гребнев, С.К. Васильев. Лошади из памятников пазырыкской культуры Южного Алтая. — 106

Садако Като. Штаны из погребения в кургане 1 могильника Ак-Алаха I. — 111

Т.Н. Глушкова. Плетение и ткачество в раннем железном веке (по материалам могильника Ак-Алаха I). — 114

 

Summary. — 122

 


 

С 4-й страницы обложки:

 

«...Аристей, сын Каистробия из Проконесса, в своей эпической поэме сообщает, как он, одержимый Фебом, прибыл к исседонам. По его рассказам, за исседонами обитают аримаспы — одноглазые люди, за аримаспами — стерегущие золото грифы, а ещё выше за ними — гипербореи на границе с морем». (Геродот, кн. IV, 13)

 

Уже со второй половины VI в. до н.э. (времени предположительного написания «Аримаспеи») в пазырыкском искусстве важное место занимал образ фантастического существа, напоминающего своим обликом более всего грифа в вариантах, характерных для искусства народов древнего мира.

 

Образ грифа в искусстве пазырыкцев — такая же загадка, как и происхождение их культуры.

 


 

От автора.   ^

 

Исследование курганов пазырыкской культуры на плато Укок было начато в 1990 г. Это один из самых «высоких» районов Горного Алтая, где зафиксированы археологические памятники. Первый раскопанный курган средних размеров (кург. 1 могильника Ак-Алаха I) оказался с «замёрзшей» могилой. Повторился «алтайский феномен» — во льду, заполнившем могильную яму, сохранились вещи, сделанные из дерева, войлока, ткани. Открыто непотревоженное погребение, принадлежавшее элите пазырыкского общества — воинам-всадникам.

 

Происхождение подкурганной мерзлоты на раскопанных ранее Пазырыкских, Башадарских, Туэктинских и других «царских» курганах Алтая подробно проанализировано С.И. Руденко [1953, с. 11-24]. Он считал подкурганную мерзлоту результатом сочетания климата и особенностей конструкции курганов (наличие каменной наброски и большой глубокой погребальной камеры). Как известно, районы расположения этих курганов (долины рек Улаган, Урсул, Катунь) не были местами распространения сплошной мерзлоты. Её образование под курганами С.И. Руденко связывал также с размерами каменных насыпей памятников — в диаметре они были не менее 25 м [1952, с. 10].

 

Раскопки пазырыкских курганов рядового населения высокогорных районов Юго-Восточного Алтая, проводившиеся В.Д. Кубаревым, показали, что образование подкурганной мерзлоты не всегда связано с размерами каменной насыпи кургана. Многие из небольших курганов, расположенных в долинах Уландрыка, Ташанты, Барбугазы, Бугузуна, оказались с «замёрзшими» могилами. В суровом климате высокогорья «замёрзшими» и заполненными льдом были только погребальные камеры, вырытые в плотной однородной глине. «Ямы, выбранные в крупном галечнике или щебнистом материке, т.е. в грунте с пористой структурой, хотя и промерзали зимой, но так же хорошо оттаивали летом» [Кубарев, 1987, с. 9].

 

Подкурганная мерзлота была обнаружена в Туве, в курганах саглынской культуры, синхронной пазырыкской. Как пишет А.Д. Грач, «образование мерзлоты в курганах долины Саглы определялось прежде всего характером климатических условий саглынского микрорайона. Суровый климат этой высокогорной долины обусловил то, что влага, проникавшая в результате выпадения осадков весной, летом и осенью в засыпку могильных ям и внутрь камер, замерзала в зимний период и не оттаивала летом. Особую роль в проникновении осадков внутрь погребальных камер играло наличие подхоронительных ходов. Необходимо учитывать ещё один фактор — наличие в Саглынской долине мощной естественной мерзлоты» [1980, с. 18].

 

Последнее характерно и для Укока. Геокриологические условия плоскогорья недостаточно исследованы, однако, как известно, в этом районе многолетнемерзлые породы занимают около 60-80 % площади. Они носят прерывистый и островной характер распространения, что связано с существованием таликов вдоль долин рек и наиболее обводнённых участков. Это даёт основание предполагать наличие серии курганов с «замёрзшими» могилами. Могила со льдом в кург. 1 могильника Ак-Алаха I, по размерам насыпи относящегося к средним (18 м в диаметре), была неглубокой (2,90 м), но в ней стоял двойной бревенчатый сруб с двойным перекрытием из брёвен и покрытием из нескольких слоёв берёсты. Могильная яма была вырыта в слое галечника (как во всех остальных раскопанных на Укоке средних пазырыкских курганах). Несмотря на пористую структуру грунта, вода частично скапливалась в яме, но в основном в срубе, где со временем образовался лёд.

 

Наблюдения, сделанные за последние годы, дают основания для вывода, что алтайский феномен «замёрзших» могил не так однозначен, как казалось после раскопок «царских» курганов, и объяснить его полностью мы пока не можем. Вероятно, в каждом конкретном случае образование подкурганной мерзлоты было обусловлено не только общими, названными С.И. Руденко, причинами, но и факторами частного характера. Так, если после раскопок больших пазырыкских курганов, мерзлота, казалось, образовывается только под грандиозными каменными сооружениями, такими как Пазырыкские, Башадарские, Туэктинские и другие курганы такого ранга, то теперь ясно, что «замёрзшими» могут быть могилы и под средними и под совсем маленькими насыпями. Непременными являются два основных условия,

(3/4)

выделенные и объяснённые С.И. Руденко: наличие каменной насыпи (наброски) и деревянного сруба в могильной яме. Размеры же курганов и срубов, а также глубина могильных ям могут быть самыми различными, всё зависит от места расположения курганов, конкретной географической ситуации. Условия районов высокогорья с суровым климатом и многолетнемерзлыми почвами создают ситуацию, при которой даже в наибольших пазырыкских курганах могильные ямы (глубиной не более 3 м) оказываются заполненными льдом. При этом пористая структура грунта (русловой галечник), в котором вырыта яма, не является препятствием для образования мерзлоты.

 

Следует отметить, что «замёрзшие» могилы в Центральной Азии датируются совершенно определённым временем — VI-II вв. до н.э. Ни до, ни позже их не было. Исключение составляют близкие по времени ноин-улинские курганы, в которых зафиксирована мерзлота, но большая глубина могильных ям, превышающая в отдельных случаях 11-метровую отметку, не способствовала их полному промерзанию.

 

Феномен «замёрзших» могил — это сочетание особенностей погребального обряда культуры с природными условиями горных районов Центральной Азии. Поэтому срубы, заполненные льдом, — явление уникальное, оно ограничено конкретными временными рамками существования пазырыкской и саглынской и, возможно, хуннской культур (в Западной Монголии). Для археолога образование льда в древних могилах представляет интерес с той точки зрения, что в этой среде прекрасно сохраняются вещи. Потрясает обыденность простых вещей: чинёная одежда, прошитая мельчайшими стежками, сложные причёски, удерживающиеся булавками, зашитые кожаным шнурком трещины на деревянных сосудах, жирные пятна от мяса на деревянных блюдах, заплетённые в косы хвосты лошадей... Пазырыкские курганы с «замёрзшими» могилами уникальны по полноте информации. Они занимают особое место среди остальных известных нам погребений родственных культур, их нельзя сравнить ни с одним синхронным памятником (кроме саглынских, гораздо менее информативных). Можно лишь догадываться о том, что у соседей пазырыкцев в Западной Монголии, Восточном Казахстане, Синьцзяне, степном Алтае и других районах были такие же категории вещей из органических материалов: войлоки, резные деревянные изделия, ковры, кожаная одежда и многое другое.

 

Удивительная сохранность вещей из органических материалов, мумий людей и коней, позволяющая составить полное представление об одежде и утвари, — вот в чём ценность «замёрзших» могил. Высокой сохранности в погребениях вещей (предметов из органики), мумифицированных тел способствует и сухой жаркий климат. Вот почему А.П. Франкфорт «готов поспорить», что раскопки сакских погребений в Ладакхе и Занскаре приведут к открытию, как он выражается, «новых Пазырыков» [1990, р. 24]. Энтузиазм и надежды учёного вполне оправданы и понятны. В Синьцзяне, например, найдены погребения сакского времени с высушенными мумифицировавшимися телами в одежде [Debaine-Francford, 1988, р. 15-18]. Поразительным примером сохранности мумифицированных тел и предметов сопроводительного инвентаря из органических материалов являются погребения женщины в могильнике Мавадуй I и мужчины в Фэнхуаншань 168 (начало II в. до н.э.). Заметим, что в высокогорных районах Алтая в больших погребальных камерах, где не образовался лёд, при условии непотревоженности могут хорошо сохраняться абсолютно все предметы из органических материалов. Примером этому может служить второй раскопанный на р. Ак-Алахе в 1991 г. пазырыкский курган средних размеров — Кутургунтас. Самый большой из известных на Укоке (диаметр насыпи около 30 м), он расположен несколько ниже ак-алахинских курганов, в более мягких климатических условиях. Здесь могильная яма была вырыта в том же аллювиальном грунте и на той же глубине (около 3 м), что и могила в кург. 1 могильника Ак-Алаха I, но образование мерзлотного слоя и льда внутри камеры не произошло. Вместе с тем в погребальной камере, в которую почти не попала земля, прекрасно сохранились ткани, кожа, изделия из дерева. Если бы это погребение не было ограблено в древности, мы, вероятно, увидели бы во всем великолепии экипировку самого богатого и знатного пазырыкца Укока.

 

*       *        *

 

С первого же года раскопки на Укоке вызвали большой интерес у археологов и других специалистов из разных стран мира. Многие из них побывали на Укоке и присутствовали на разных стадиях работы. В их числе реставраторы под руководством господина Савады из Археологического центра в г. Нара (Япония), археологи профессора Хван и Сон из Южной Кореи, К. Ламберг-Карловский, палеозоолог доктор Ричард Медоу из Гарвардского университета и многие другие. Отдельные учёные внесли свой вклад в изучение материалов из ак-алахинских курганов. Так, японским специалистом госпожой Садако Като — автором статей по древней одежде, в том числе пазырыкской и гуннской (из могильника Ноин-Ула), исследована найденная в кург. 1 могильника Ак-Алаха I пара шерстяных штанов. Анализ тканей и войлоков из этого же кургана был сделан во Франции под руководством мадам Рибо, которая ранее исследовала ткани из больших пазырыкских курганов. Параллельно такая же работа проводилась Т.Н. Глушковой. Костные остатки лошадей из всех пазырыкских курганов Укока обработаны палеозоологами Института ар-

(4/5)

хеологии и этнографии СО РАН И.Е. Гребневым и С.К. Васильевым. Антропологическая реконструкция пазырыкского населения Укока проведена кандидатом биологических наук Т.С. Балуевой, антропологические характеристики погребённых, приводимые в книге, составлены кандидатом биологических наук Т.А. Чикишевой.

 

Хочется выразить свою признательность всем, принимавшим участие в изучении полученных на Укоке уникальных материалов. Тяжелой работой по разборке каменных насыпей и могильных ям в трудных условиях высокогорья занимались студенты исторических факультетов Новосибирского и Омского государственных педагогических институтов. Это был по-настоящему самоотверженный труд, и мы бесконечно благодарны всем, кто с большим энтузиазмом и терпением разделил с нами все тяготы полевой жизни.

 

Существование и работа археологического отряда на Укоке были бы просто невозможны без помощи друзей — пограничников заставы Ак-Алаха и Урыльской комендатуры — майоров М.Е. Чапанова, В.В. Панченко, В.Г. Третьякова, подполковника А.И. Смышляева и многих других.

 

Успешная работа большого археологического отряда в таком труднодоступном и удалённом от населения пунктов района [ так в тексте ], как Укок, обеспечивалась возможностями Института археологии и этнографии СО РАН. В настоящее время это не под силу ни одному научному учреждению России. В реставрации материалов из ак-алахинских курганов большую помощь оказали сотрудники Государственного Эрмитажа.

 

Оформление книги (рисунки, чертежи, реконструкции) выполнены Е.В. Шумаковой. Фотографии вещей сделаны В.И. Новиковым, полевые съемки производил В.П. Мыльников.

 


(/97)

Заключение.   ^

 

Памятники, рассматриваемые в данной работе, являются самыми южными в ареале пазырыкской культуры. Возникает вопрос — является ли юг Горного Алтая южной границей пазырыкской культуры? Согласно довольно популярной точки зрения К. Еттмара, Пазырыкские курганы могли быть созданы «племенами, имевшими пастбища гораздо южнее, там, где сейчас находится территория Китая» [Jettmar, 1981, р. 145-162]. Об этом же пишет Д.Г. Савинов: «Центр пазырыкского союза племён находился значительно южнее территории распространения пазырыкской культуры, где расположены, собственно, Пазырыкские курганы, возможно, представляющие своеобразные “герры” пазырыкского общества» [1989, с. 12-13]. Действительно, в последние десятилетия в ходе планомерных археологических исследований В.Д. Кубарева, В.А. Могильникова, А.С. Суразакова, Д.Г. Савинова, В.И. Молодина в Кош-Агачском районе республики Алтай удалось выяснить, что ареал пазырыкской культуры оказался шире, его границы доходили до Западной Монголии и Синьцзяня (Китай).

 

На примыкающей к Горному Алтаю территории Западной Монголии пока не исследовано ни одного могильника скифского времени. (Улангомский могильник расположен на границе с Тувой, и культура населения, его оставившего, ближе к саглынской, нежели к пазырыкской.) Мы можем только предполагать, что этот район Монголии мог быть освоен пазырыкцами. В районе Синьцзяня исследованы многочисленные погребальные памятники раннего железного века, которые относятся преимущественно к «этнокультурной общности номадов сакского круга, охватывающей все основные долины Тяньшаня в целом» [Заднепровский, 1992, с. 96]. Есть также группы погребений, в инвентаре которых прослеживают черты, характерные для пазырыкской культуры. Были найдены детали повозок с колёсами и ступицами из дерева, зеркало с ручкой и некоторые другие вещи. Особый интерес вызывает татуировка на спине, верхней части и кистях рук нескольких из похороненных людей, чьи тела сохранились благодаря сухому климату. Изображены простые растительные мотивы [Debaine-Francfort, 1988, р. 5-29]. В 1993 г. на Укоке в пазырыкском кургане была обнаружена мумия женщины с татуировкой на руках и на пальцах. Татуировка на теле имелась и у мужчины из 2-го Пазырыкского кургана. Оказывается, этот обычай имеет древнюю традицию в центрально-азиатском регионе.

 

Последние исследования, проведённые на юге Алтая, в том числе на Укоке, показали, что основной территорией влияния пазырыкской культуры был Горный Алтай. Обилие погребальных памятников, в частности богатых «княжеских» захоронений, может свидетельствовать только о том, что пазырыкцы воспринимали эту горную страну как свою родину, место жизни и смерти, земное и «небесное» пастбище. Немалую роль в сакрализации его территории играла неповторимая красота природы. Места кочевий пазырыкцев были, вероятно, и местами их погребения. «Для скотоводов Алтай — сущее Эльдорадо, не случайно скотоводство — основное занятие алтайцев. Невысокие травы Алтайских гор — должно быть, особенно здоровый корм для лошадей и рогатого скота, а в скалистых районах находят себе прекрасные пастбища овцы и козы...» [Радлов, 1989, с. 144]. Сила и могущество пазырыкцев во многом были связаны с тем, что они владели пастбищами, охотничьими угодьями, недрами Алтая. «Пазырыкское время на Алтае представляется каким-то золотым веком» [Киселёв, 1951, с. 358]. До настоящего времени пазырыкское золото — это только фольга. Почему? Пока не было найдено нетронутых богатых погребений, можно было говорить о том, что все золото из «княжеских» могил Алтая было унесено грабителями. После раскопок погребений знатных пазырыкцев на Укоке это не кажется совсем бесспорным. Возможно, вещи, отлитые из золота, вообще не клали в погребения, а их подменяли «золотым» блеском фольги, либо всё золото пазырыкцев сосредоточивалось только в погребениях «царей», как это часто бывало (например, Варненский некрополь, «клад Приама» и др.). Как бы то ни было, но грифы до сих пор стерегут золото пазырыкцев.

 

Алтай был одним из тех мест, где из общеиндоевропейской мифологемы родилась версия мифа о фантастических птицах — охранниках золота. Здесь обитали «стерегущие золото грифы» Аристея, а пазырыкцы были тем народом, в чьей мифологии образ орлиноголового грифона играл особую роль.

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки