А.В. Давыдова, С.С. Миняев / A. Davydova, S. Minyaev
Художественная бронза сюнну. Новые открытия в России.
The Xiongnu Decorative Bronzes: New Discoveries in Russia.
// СПб: «Гамас». 2008. 120 с.
ISBN 978-5-91519-009-1 (на обл.: ISBN 978-5-8465-0745-6)
[ аннотация: ] Предметы древнего искусства, оригинальные и неповторимые, составляют гордость всех музейных коллекций. Большая часть таких предметов получена при раскопках археологических памятников, исследование которых приносит основную информацию о материальной и духовной культуре древних народов. Не составляют исключение поселения и могильники азиатских гуннов (в современной науке их называют сюнну), на рубеже III-II вв. до н.э. захвативших огромные пространства Центральной Азии. Первые экземпляры сюннуских художественных бронз были добыты грабителями из захоронений в Монголии и Северном Китае и в начале XX века появились на антикварных рынках Старого и Нового света. В настоящее время эти изделия составляют престижную часть экспонатов крупнейших западных музеев и частных коллекций. Однако отсутствие научной документации длительное время не позволяло определить хронологию таких находок, их назначение и этническую атрибуцию. Только систематические археологические исследования, проводимые в последние годы в России, позволили сформировать представительную, хорошо документированную коллекцию сюннуской бронзы и определить назначение многих предметов. В книге впервые публикуется основная часть этой уникальной коллекции, в которую вошли находки из базовых археологических памятников сюнну — Иволгинского комплекса, Дырестуйского могильника и поселения Дурёны, — хранящиеся ныне в Государственном Эрмитаже и Кяхтинском краеведческом музее. Публикацию каталога художественной бронзы предваряет краткий очерк истории сюнну, характеристика основных археологических памятников, а также анализ основных направлений в искусстве сюнну. Книга содержит идентичные тексты на русском и английском языках и рассчитана на археологов, историков, искусствоведов и всех, интересующихся историей Центральной Азии и этапами развития древнего искусства.
Contents / Содержание
[ Добавление сайта: Список рисунков в тексте (Рис. 1-43) ]
Introduction (Sergey Minyaev). — 7
Brief sketch of the Xiongnu history (Sergey Minyaev). — 8
Archaeological sites of the Xiongnu (Sergey Minyaev). — 17
Art of the Xiongnu (Sergey Minyaev). — 22
Artistic bronzes of the Xiongnu (Anthonyna Davydova). — 25
The collection of Ivolga and Derestuj decorative bronzes (Anthonyna Davydova). — 25
Введение (С.С. Миняев). — 27
Bibliography (А.В. Давыдова). — 110 [118]
Fig. 18. Beads and earrings from turquoise and cornelian, Derestuj cemetery.
Рис. 18. Сердоликовые и бирюзовые бусы и серьги, Дырестуйский могильник.
|
Введение. ^
Предметы древнего искусства, оригинальные и неповторимые, составляют гордость всех музейных коллекций. Большая часть таких предметов получена при раскопках археологических памятников, исследование которых приносит основную информацию о материальной и духовной культуре древних народов. Не составляет исключения и Республика Бурятия (Российская Федерация), занимающая территорию Западного Забайкалья и выделяющаяся даже в Сибири богатством и разнообразием памятников истории. Особое место среди этих памятников занимают поселения и могильники азиатских гуннов (в современной науке их называют сюнну), на рубеже III-II вв. до н.э. захвативших огромные пространства Центральной Азии. Археологические памятники сюнну, открытые сто лет назад именно в Бурятии, содержат большое число изделий древнего искусства, первое место среди которых, как по количеству находок, так и по общепризнанной эстетической ценности, занимают художественные бронзы.
Первые экземпляры сюннуских художественных бронз были добыты грабительскими раскопками в Монголии и Северном Китае и в начале XX века появились на антикварных рынках Старого и Нового света. В настоящее время эти изделия составляют престижную часть экспонатов крупнейших западных музеев и частных коллекций. Однако, отсутствие научной документации длительное время не позволяло определить хронологию таких находок, их назначение и этническую атрибуцию. Только систематические археологические исследования, проводимые в последние годы, позволили сформировать представительную, хорошо документированную коллекцию сюннуских бронз и определить назначение многих предметов.
В данной книге публикуется большая часть этой уникальной коллекции, основу которой составляют находки из широко известных археологических памятников сюнну в Бурятии — Иволгинского комплекса, Дырестуйского могильника и поселения Дурёны. Публикацию каталога художественной бронзы предваряет краткий очерк истории сюнну, характеристика основных археологических памятников, а также анализ основных направлений в искусстве сюнну.
Bibliography. ^
10. Давыдова А.В. Бронзовая печать из поселения Дурёны // СА. 1988. №3. [? — возможно, имеется в виду другая статья]
19. Миняев С.С. Дурёны-2: многослойное поселение в Западном Забайкалье // Советская археология. 1988. №2.
20. Миняев С.С. «Сюннулечжуань» и проблема ранней истории сюнну // Общество и государство в Китае. Вып. XXI. М., 1990.
24. Миняев С.С. Сюннуский культурный комплекс: время и пространство // Древняя и средневековая история Восточной Азии. Владивосток, 2001. С. 295-305.
(118/119)
25. Миняев С.С., Сахаровская Л.М. Сопроводительные захоронения «царского» комплекса №7 в могильнике Царам // Археологические вести, 2002. №9. С. 86-118.
26. Михно П.С., Петри Б.Э. Чикойский всадник // Труды секции РАНИОН. 1929. Вып. 4.
34. Сунь Шоудао. Сюнну Сичагоу вэньхуа гумуцюнь ды фасянь (Исследование могил «сюннуской культуры Сичагоу») // Веньу. 1960. NN8-9. С. 25-32 (на кит. яз.).
37. Тунсинь Даодуньцзы сюнну му (Сюннуские могилы в Даодуньцзы, уезд Тунсинь) // Каогу сюебао. 1988. N1 (на кит. яз.)
38. Andersson J. Hunting Magic in the Animal Style // BMFEA. 1932. Vol. 4.
39. Bunker et al. Ancient bronzes of the Arthur M. Sackler collections. New-York, 1997.
40. Carter D. The symbol of the beast: the animal style art of Eurasia. New-York, 1957.
41. Davydova A. The Ivolga gorodishche // AAH. 1968. Vol. 20.
42. Fettich N. Zur chronologie der Sibirischen Goldfunde der Ermitage // AAH. Vol. 1, 4. 1952.
43. Minns E. The art of the Northern Nomads // Proceeding of the British Academy. 1942. Vol. 28.
44. Minyaev S. The excavation of Xiongnu Sites in the Buryatia Republic // Orientations. 1995. Vol. 26. N.10. P. 44-45.
45. Miniaev S. The origins of the «Geometric Style» in Hsiungnu art // BAR International series 890. 2000.
46. Miniaev S., Smolarsky Ph. Art of the steppes. Bruxells, 2002.
47. Rostovtzeff M. L’art Greco-Sarmate et l’art Chinois de l’epoque des Han // Aréthuse. 1924, Avril.
48. Rostovtzeff M. The animal style in South Russia and China. Princeton, 1929.
49. Rostovtzeff M. The Great Hero of Middle Asia and his exploits // Artibus Asia. 1930/32. Vol. 2-3. Leipzig, 1933.
50. Salmony A. Sini-[Sino-]-Siberian Art in the Collection of C.T. Loo. Paris, 1933.
51. Samolin W., Drew I. Eurasian animal style plaques, 1 // Monumenta Serica. 1971. Vol. XXIV.
|