А.В. Давыдова, С.С. Миняев / A. Davydova, S. Minyaev
Художественная бронза сюнну. Новые открытия в России.
The Xiongnu Decorative Bronzes: New Discoveries in Russia.
// СПб: «Гамас». 2008. 120 с.
ISBN 978-5-91519-009-1 (на обл.: ISBN 978-5-8465-0745-6)
Археологические памятники сюнну (С.С. Миняев).
От сюннуской эпохи в Центральной Азии остались яркие археологические памятники — курганы вождей и рядовые захоронения, мощные укреплённые крепости и обширные открытые поселения. Укреплённые городища имели прямоугольную форму, мощную систему оборонительных сооружений из рвов и валов, чёткую внутреннюю планировку из рядов жилищ и хозяйственных сооружений. Открытые поселения располагались в речных долинах и занимали большую площадь, часто несколько километров вдоль берега реки. Жилища сюнну, обнаруженные на поселениях, представляли собой квадратные полуземлянки с покрытой дерном двускатной крышей; они отапливались печами, сложенными из каменных плит и имевших канал-дымоход вдоль северной и западной стенок. Население крепостей и городищ занималось земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством и различными ремеслами, в том числе выплавкой металлов и изготовлением разнообразных железных и бронзовых изделий (рис. 18, 20-25 [неверные ссылки?]).
Сюннуские погребения образуют несколько групп, которые отразили развитое социальное расслоение общества. Эти группы отличаются друг от друга по совокупности основных признаков: сложность погребальной конструкции, глубина и размеры могильной ямы, состав инвентаря. Самые сложные конструкции сооружались для погребения знати. Они состояли из большой ямы (в среднем 30×30 м, глубина более 10 м), в которую вёл пологий спуск-дромос. На дне ямы устанавливался бревенчатый сруб в 7-10 венцов, в него помещали ещё один сруб, а внутри него ставили деревянный гроб. Внутренняя поверхность срубов драпировалась шерстяными коврами и шёлковыми тканями. Захоронения рядового населения совершались в небольших ямах, в деревянных гробах, иногда вставленных в каменные ящики. Могилы знати и рядового населения существенно отличаются и по составу инвентаря, что отразило разницу в имущественном положении погребенных, их реальное прижизненное богатство.
Многочисленные находки, сделанные в ходе археологических исследований дали исключительно важные сведения о культуре и образе жизни сюнну, не только значительно дополнив знания о них, почерпнутые из пись-
(35/36)
менных источников, но и существенно исправив представления о сюннуском хозяйстве как основанном на примитивном скотоводстве. Археологические материалы показали, что сюнну имели комплексное хозяйство, в котором наряду со скотоводством, рыболовством и охотой определённую роль играли земледелие и, в особенности, различные ремёсла: гончарное, косторезное, плавка железа и бронзы, изготовление изделий из этих металлов, изготовление украшений, ковров, кож, шерстяных изделий.
Систематические раскопки археологических памятников сюнну проводились, в основном, в Бурятии, где детальному исследованию подверглись Иволгинское городище и могильник около Улан-Удэ, поселение Дурёны на реке Чикой и полностью раскопанный Дырестуйский могильник на левом берегу Джиды. В последние годы ведутся раскопки «царского» комплекса захоронений в пади Царам (Давыдова, 1995; Давыдова, 1996; Давыдова, 1978; Миняев, 1998; Миняев, Сахаровская, 2002).
Иволгинский комплекс, расположенный в 16 км от столицы Бурятии г. Улан-Удэ, по степени изученности занимает первое место (рис. 10). Он состоит из большого и малого городищ и могильника, многолетние раскопки которых проводились под руководством А.В. Давыдовой в 1956-1974 гг. Большое городище является основным объектом комплекса (рис. 10). Оно расположено на берегу старого русла реки Селенги, имеет прямоугольную форму размером 350×200 м и с трёх сторон окружено оборонительным поясом из четырёх валов и рвов между ними. С четвёртой стороны крепость защищала протекавшая здесь в древности полноводная Селенга. Общая ширина валов и рвов достигала 38 м, что делало линию обороны надёжным препятствием и для конницы и для пешего войска (рис. 11). К настоящему времени здесь исследовано около 20% площади (в том числе 7 000 кв.м. сплошным раскопом), выявлено 51 жилище и сотни хозяйственных ям.
Внутри крепости в определенной закономерности группировались своеобразные «кварталы», состоявшие из жилищ и хозяйственных сооружений. В центре Иволгинского городища находилось единственное наземное жилище, конструктивные особенности которого позволяют интерпретировать его как жилище «правителя». Остальные жилища представлены полуземлянками с отопительной системой, они имели двускатную крышу, крытую дёрном. Находки в ряде жилищ позволяют сделать вывод о ремесленной специализации их обитателей, в том числе свидетельствуют о литье бронзовых изделий.
Назначение малого городища не совсем ясно — вполне возможно это было временное укрепление, которое функционировало лишь короткий
(36/37)
срок в период сооружения основной крепости. После её постройки оно утратило своё назначение: здесь не успел отложиться культурный слой и отсутствуют жилища.
Иволгинский могильник расположен в 400 м к северу от основной крепости и исследован практически полностью. Он насчитывает 216 погребений, не имевших намогильных сооружений. Захоронения совершались в грунтовых ямах и деревянных гробах. Погребённые ориентированы на север, лежат вытянуто на спине. В погребальном инвентаре представлены сосуды, украшения одежды и пояса, оружие. Широко представлены уникальные образцы искусства сюнну, в том числе художественная металлопластика (рис. 15-17 [неверные ссылки? Близкие вещи см.: 100-102]). Анализ материалов могильника позволил выявить имущественную и социальную дифференциацию в среде сюнну и дал значительный материал для реконструкции социальных отношений в сюннуском обществе (Давыдова, 1982).
Дырестуйский могильник расположен на левом берегу реки Джиды (левого притока Селенги) в 18 км выше её устья, в 8 км выше по течению от села Дырестуй (Джидинский район Республики Бурятия; рис. 12). Это один из первых памятников сюнну, открытый в 1900 г. кяхтинским краеведом Ю.Д. Талько-Гринцевичем (Талько-Гринцевич, 1999). Дырестуйский могильник отличается от Иволгинского наличием курганов, для которых характерна невысокая кладка в 1-2 ряда камней. Курганы располагались группами на некотором удалении друг от друга. Вокруг курганов по определённой сис-
(37/38)
теме располагались незаметные на современной поверхности грунтовые погребения. Захороненные в них люди были принесены в жертву погребённым в курганах — на многих скелетах из грунтовых могил сохранились следы насильственной смерти. Большинство таких могил было неограблено и содержало разнообразный погребальный инвентарь, в том числе редкие предметы искусства.
Комплекс памятников у села Дурёны расположен в 35 км к востоку от г. Кяхта, к югу от села, вдоль левого берега реки Чикой, где берег реки образует ряд излучин в виде подковы (рис. 13, 27). Отсюда и произошло название местности, а затем и села: Дурёё в бурятском означает дугу, подкову, стремя. Эта местность издавна была благоприятна для занятий земледелием и скотоводством, обилие рыбы и дичи делает её привлекательной и в настоящее время. Памятник был открыт в начале XX века известным краеведом, впоследствии директором Кяхтинского музея П.С. Михно. Неподалеку от села он собрал за несколько лет обширную коллекцию подъемного материала, в которой выделяется бронзовая фигурка т.н. «Чикойского всадника» (рис. 115 [116]). Основное поселение Дурёны-1 расположено по берегу наиболее крупной излучины в 2 км к югу от современного села. Протяжённость излучины составляет около 5 км, выходы культурного слоя зафиксированы здесь на всём протяжении берега (рис. 28). В 70-х гг. XX в. поселение было объектом систематических исследований под руководством А.В. Давыдовой (Давыдова, 1978). В 1,5 км к северу от поселения Дурёны-I, отделённое от него невысокой сопкой, находится поселение Дурёны-II. Здесь, на южной окраине села, также вдоль излучины коренного берега р. Чикой, зафиксировано несколько культурных слоёв с керамикой различного времени (Миняев, 1988).
|