● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
А.В. ДавыдоваИволгинский археологический комплекс.Том 2: Иволгинский могильник./ Археологические памятники сюнну. Вып. 2.// СПб: «Петербургское Востоковедение». 1996. 176 с. ISBN 5-85803-034-3
Содержание
Введение. — 6
Общая характеристика могильника. — 8Устройство могил и внутримогильных сооружений. — 10Инвентарь могил. — 14Хронология памятника. — 24Иволгинский могильник и проблемы социальной стратификации общества сюнну. — 26
Заключение. — 31Библиография. — 33
Каталог. — 35
Приложение 1.Половозрастные определения антропологического материала из погребений Иволгинского могильника. — 77Приложение 2.Данные о составе пищи в могилах. — 81
Иллюстрации [ Табл. 1-73 ]. — 84
Summary. — 159List of Illustration. — 167
Введение ^
В истории Центральной Азии, начиная с конца III в. до н.э. заметный след оставили сюнну, известные своими успешными завоевательными походами. Силу их оружия узнали многие народы Забайкалья, Минусинской котловины, Тувы, Алтая, вынужден был обороняться от них и Китай. Выдающийся историк древности Сыма Цянь, будучи современником сюнну, положил начало изучению этого легендарного народа. Начиная с первой половины XVIII века европейская наука, основываясь исключительно на толковании древнекитайских письменных источников, пыталась составить характеристику общества сюнну. В конце XIX — начале XX века к письменным источникам были добавлены вещественные.
Пионером в области изучения археологических памятников был антрополог Ю.Д. Талько-Гринцевич, волею судеб оказавшийся в Забайкалье. В окрестностях Кяхты он обнаружил и раскопал многие могилы сюнну, накопив значительный вещественный материал, не утерявший своего научного значения до сих пор (Талько-Гринцевич, 1928). В 20-х гг. XX века интерес к истории сюнну возродился благодаря сенсационным раскопкам княжеских захоронений в Ноин-Уле, произведенных экспедицией русского путешественника П.К. Козлова (Краткие отчёты, 1925; Trever, 1932). Они послужили толчком к началу систематических археологических работ в Забайкалье, которые возглавил Г.П. Сосновский. С его именем связано не только накопление археологического материала, но и обобщение результатов полевых работ, произведенных к тому времени (Сосновский, 1934; он же, 1935). Написанная им большая рукопись «Гуннские памятники Забайкалья», к сожалению, так и не увидела свет (Архив ИИМК РАН, фонд 45, дело 219, 233).
Начатые в 1928-1929 гг. Г.П. Сосновским работы на Иволгинском городище были продолжены только в 1949-50 гг. В.П. Шиловым (Давыдова, Шилов, 1952). Затем в течение пяти полевых сезонов (1958-1959, 1961-1962, 1974 гг.) под руководством А.В. Давыдовой на городище в юго-западной его части был полностью исследован участок более 7000 кв.м, что составило 20 % от общей площади Иволгинского городища. Материалы городища по предварительным публикациям известны широкому кругу специалистов, а сам памятник стал своего рода эталоном осёдлых поселений сюнну (Давыдова, 1985; Davydova, 1968). В 1956 г. был открыт относящийся к городищу могильник.
Иволгинский могильник, как и одноименное городище, находится в 16 км к юго-западу от г. Улан-Удэ и в 440 м к северо-востоку от городища. В этом месте ещё в 1927 году был сделан ряд случайных находок, в том числе бронзовая пластина с изображением четырёх ползущих змей (табл. 1: 5); в 1949 г. директор Улан-Удэнского краеведческого музея С.П. Костырев здесь же нашёл бронзовую бляшку с изображением кошачьего (табл. 1: 9). Но о наличии могильника рядом с городищем не догадывались ни улан-удэнские краеведы, которые в 1927 г. провели первые разведочные работы на городище (Отчёт о деятельности.., 1929), ни Г.П. Сосновский (Сосновский, 1934).
Иволгинский могильник, как и большинство грунтовых могильников, был обнаружен при благоприятном стечении случайных обстоятельств. Летом 1956 г. сильные ливневые дожди, размывшие песчаную поверхность, обнажили не только различные предметы (бусы, бронзовые поделки, обломки керамики), но и кости человека. Исследование этого памятника началось в год его открытия в 1956 г. и продолжалось с перерывами в течение семи полевых сезонов до 1970 г. За это время экспедиция кафедры археологии Ленинградского государственного университета под руководством А.В. Давыдовой вскрыла 8000 кв.м площади могильника, где выявила 216 грунтовых могил. Этим работам посвящено лишь три небольших статьи автора раскопок, что никак не отражает всех результатов семилетних работ на могильнике, исследованном сплошной площадью и практически целиком (Давыдова, 1957; она же, 1971; она же, 1982). Настоящее издание исправляет этот пробел — оно содержит полную публикацию всех полученных материалов.
Автор благодарен студентам кафедры археологии Ленинградского государственного университета, школьникам города Улан-Удэ, усилиями которых произведены все земляные работы на могильнике.
Особую благодарность автор приносит Л.С. Кухаревой, проделавшей огромную работу по зарисовке найденного в могильнике материала.
наверх |