А.В. Давыдова, С.С. Миняев / A. Davydova, S. Minyaev
Художественная бронза сюнну. Новые открытия в России.
The Xiongnu Decorative Bronzes: New Discoveries in Russia.
// СПб: «Гамас». 2008. 120 с.
ISBN 978-5-91519-009-1 (на обл.: ISBN 978-5-8465-0745-6)
Краткий очерк истории сюнну (С.С. Миняев).
В конце III в. до н.э. население обширного степного ареала Центральной Азии вступает на новый этап своего развития. Он связан с усилением племён сюнну (хунну), за короткий срок подчинивших своих близких, а затем и отдалённых соседей. В результате в азиатских степях за несколько лет образовалось мощное племенное объединение, власть которого распространялась на огромные пространства от Хуанхэ до Байкала и от Маньчжурии до Енисея. Сюннуские завоевания привели к крушению существовавших здесь ранее племенных союзов скифского времени, к интенсивному перемещению больших масс населения, к активному взаимодействию различных культурных традиций и тем самым к существенной трансформации антропологического и культурного облика населения ази-
(28/29)
атских степей (рис. 19). Именно в этот период складывается основа для формирования государств раннего средневековья, во многом определивших этническую ситуацию на востоке степного пояса и в новое время. Многие исследователи считают, что сюннуские завоевания дали толчок «великому переселению народов» — длительному процессу миграций скотоводческих племён, в результате которого потомки сюнну под именем гуннов могли появиться в Европе.
Возглавив мощный племенной союз, сюнну попадают в поле зрения древнекитайских историков, которые зафиксировали важнейшие события сюннуской эпохи и записали сведения о характере общественных отношений и обычаях сюнну. Основные данные собраны знаменитым хронистом древности Сыма Цянем в его «Записях историка», значительный материал содержится также в более поздних династийных хрониках, в первую очередь в «Истории Хань» (составленной в I в. н.э. Бань Гу) и в «Истории поздней Хань» (Фань Е, V в. н.э.).
Древние хронисты не смогли найти каких-либо реальных сведений о происхождении сюнну. Сыма Цянь, современник сюнну, записал лишь, что в ранний период истории сюнну «невозможно выяснить и последовательно изложить переходы власти от одного правителя к другому». Первые достоверные сведения о сюнну появляются в источниках лишь в конце III в. до н. э. Согласно этим сведениям, после образования в Китае династии Цинь сюнну были вынуждены покинуть исконные места своих кочевий и переселиться на север. Вернуться в районы исконного обитания они смогли лишь несколько лет спустя после падения Цинь. Долгое время считалось, что сюннуской прародиной было плато Ордос в северной излучине Хуанхэ. Однако современный анализ текстов выявил в них существенные противоречия, которые не позволяют принять эту точку зрения. Район кочевий сюнну до образования ими племенного союза в источниках конкретно не назван; по ряду косвенных сведений можно лишь предполагать, что он находился к северу от древнекитайских княжеств Чжао, Янь и Дай (Миняев, 1990).
Принадлежность сюнну к какой-либо языковой группе остаётся неясной, и, оперируя одним и тем же ограниченным набором предположительно сюннуских слов, лингвисты приходят к противоречивым, исключающим друг друга выводам. Данные антропологии также противоречивы — сюнну рассматриваются как типичная модель смешанной группы, где сочетание расовых признаков существенно колеблется как в пределах всей территории, занятой сюннуским племенным союзом, так и в пределах отдельного региона.
(29/30)
Только анализ археологических памятников сюнну, изучение которых насчитывает уже столетие, позволил выделить тип захоронений, связанный, вероятно, с ранними сюнну. Исследование погребального обряда позволило предположить, что для ранних сюнну должны быть характерны погребения в каменных ящиках, куда помещался деревянный гроб. Погребальные памятники такого типа, датируемые скифской эпохой (VIII-III вв. до н.э.), обнаружены только в степных и лесостепных районах юго-западной Маньчжурии (в долинах рек Ляохэ, Луаньхэ, Лаохахэ) и пограничных с ней районах провинции Хэбэй. К ним относятся захоронения в могильниках Дуннаньгоу, Чжоуцзяди, Юйхуанмяо, Хулугоу и ряд других (рис. 3). Эти памятники характеризуются именно теми признаками, которые в III-I вв. до н.э. проявляются в памятниках рядового населения сюнну: погребённые лежат на спине, с выпрямленными конечностями, в деревянных гробах, помещённых в каменный ящик, иногда с небольшой каменной кладкой на поверхности (рис. 4). Некоторые категории инвентаря — бронзовые пуговицы, зооморфные бляшки, колокольчики, бронзовые имитации каури — выявленные в южно-маньчжурских погребениях, аналогичны сюннуским. Другие типы сюннуского инвентаря (черешковые трёхлопастные стрелы, плоские стрелы-срезни, ножи с кольчатым навершием) можно рассматривать как результат развития аналогичных изделий из погребений юго-западной Маньчжурии. Форма и вес бронзовых стрел из этих могил указывают на применение большого лука, по размерам, очевидно, аналогичного сюннускому. Отмечено совпадение и в одной из особых черт погребального обряда — наличие раковин во рту погребённых.
Названные выше районы юго-западной Маньчжурии — единственные во всём азиатском поясе степей, где характерный для сюнну комплекс признаков прослеживается еще в предшествующую, скифскую эпоху. Поэтому можно предполагать, что эти районы составляли область, где протекали ранние этапы истории сюнну и откуда они распространили свое влияние на огромные пространства азиатских степей (Миняев, 1985; он же, 1990).
Если ранние этапы сюннуской истории освещены источниками крайне скудно, то события, связанные с возвышением сюнну и дальнейшими их
(30/31)
завоеваниями, переданы хронистами достаточно подробно. Образование сюннуского племенного союза отразилось в источниках в виде яркой легенды, не лишённой, конечно, конкретного исторического содержания. Вот как излагает эти события современник сюнну Сыма Цянь.
В конце III в. до н.э. шаньюем (верховным вождём) сюнну был Тоумань, который решил сделать своим наследником младшего сына от любимой жены. Чтобы избавиться от старшего сына Маодуня, который по традиции должен был наследовать отцу, Тоумань отправил его заложником к соседним племенам юечжи, что в то время практиковалось как своеобразная форма мирного договора. Затем шаньюй внезапно напал на юечжи, рассчитывая, что те в отместку убьют заложника. Так бы вероятно и случилось, но Маодунь, украв превосходного коня, сумел бежать и вернуться обратно. Тоумань по достоинству оценил смелость сына и назначил его командующим крупным отрядом всадников.
Как вскоре выяснилось, Маодунь не забыл пережитого унижения и решил отомстить отцу. Своё войско наследник «престола» стал воспитывать в духе беспрекословного повиновения и добился этого простым, но эффективным способом. Маодунь изготовил сигнальные стрелы, издававшие в полёте пронзительный свист (рис. 5) и приказал своим подчинённым всегда стрелять туда, куда летит его стрела; всем, кто не выполнит приказа, грозило отсечение головы.
Несколько раз Маодунь пускал сигнальные стрелы сначала в своего любимого коня, затем в любимую жену и все неподчинившиеся его сигналу были казнены. Зато, когда мишенью для стрелы наследника стал любимый конь шаньюя, всё его войско без промедления выстрелило туда же. Маодунь понял, что может полностью полагаться на своих всадников и во время одной из охот пустил стрелу уже в своего отца, шаньюя Тоуманя. Подчинённые Маодуню воины без колебаний натянули свои луки, и шаньюй был убит. Переступив через труп отца, Маодунь стал верховным вождем сюнну. По сведениям письменных источников, это произошло осенью 209 г. до н.э.
Поступок Маодуня вызвал возмущение сюннуской знати и жён Тоуманя, но новый шаньюй не остановился на смерти отца. Казнив своего младшего брата, мачех и всех сановников, не желавших повиноваться, Маодунь получил в свои руки неограниченную власть.
(31/32)
Смутой в среде сюнну решили воспользоваться их восточные соседи, известные под собирательным термином «дунху» (восточные варвары). Дунху предъявили сюнну ряд требований, внешне символических, но крайне оскорбительных для молодого шаньюя. Первым требованием дунху было передать им необычайно выносливого коня, оставшегося от Тоуманя. Все советники Маодуня воспротивились этому, но шаньюй, не желая осложнять отношений с соседями, отдал коня. В следующий раз дунху потребовали уже одну из жён шаньюя, и вновь возмущённые советники призывали отказать. Однако, и на этот раз Маодунь не внял совету и отдал жену. Воодушевившись, дунху предъявили претензии на участок пограничной земли, предупредив сюнну, чтобы те не смели пользоваться ею. На этот раз приближённые советовали не обращать внимания на потерю брошенной земли, но Маодунь вновь был иного мнения. В гневе заявив, что земля является основанием государства, он велел отрубить головы всем, согласным с потерей земли. Затем, в кратчайший срок собрав войско, сюнну неожиданно напали на дунху. Не ожидавшие этого дунху потерпели сокрушительное поражение: их правитель был убит, в плен попало множество людей и скота.
С этих событий начинается первый этап завоеваний Маодуня. После похода на дунху он напал на западных соседей сюнну — юечжей, у которых когда-то был в заложниках и «прогнал их». Затем на юге были присоединены земли племён лоуфань и байян, кочевавших на территории современного плато Ордос в излучине Хуанхэ. Позднее Маодунь предпринял ещё несколько походов на север от своих владений и значительно расширил их. При этом были покорены племена гэгуней, динлинов, цюйше и ряда других, которые являются, очевидно, предками многих современных народов Центральной Азии и Сибири. Территория, на которую распространялась власть сюнну, простиралась от Маньчжурии до Енисея и от Ордоса до Байкала и была столь велика, что Маодунь гордо заявил: «Все народы, натягивающие лук, оказались объединёнными в одну семью».
Описанные выше события происходили в основном в последнее десятилетие III в. до н.э., когда в Китае после периода междуусобных войн образовалась новая династия Хань. Её основатель Гао-ди не захотел мириться с существованием на своих северных границах столь мощного союза
(32/33)
племён и предпринял военный поход против него, лично выступив во главе армии. Маодунь применил обычную для военной тактики сюнну хитрость и стал отступать, заманив авангард ханьской армии во главе с императором в западню. Гао-ди был окружён у горы Байдэн и находился там целую неделю, не имея поддержки основных частей и испытывая нужду в продовольствии. Спустя семь дней сюнну открыли проход в окружении и ханьские воины смогли соединиться с основными силами. После этого военные действия были прекращены и между ханьской империей и сюнну был заключен договор о «мире, основанном на родстве». Маодунь получил в жёны принцессу из императорского рода, было оговорено количество ежегодных ханьских подношений в виде вина, шёлка, риса и других продуктов. Этим договором империя Хань фактически признала сюнну равным по силе «государством».
Период правления Маодуня (умер в 174 г. до н.э.) — это период расцвета сюнну, которые контролировали огромные пространства азиатских степей. Не ослабевало сюннуское могущество и десятилетия спустя, при преемниках Маодуня. Новый период сюннуской истории начинается в конце II в. до н.э., когда ханьский император У-ди, проводивший активную завоевательную политику, решил навсегда покончить с сюнну, постоянно совершавшими набеги на северные округа империи и причинявшими огромный ущерб. Военные действия протекали с переменным успехом: в 123-119 гг. до н.э. сюнну потеряли стратегически важный для них Ордос, однако в 90 г. до н.э. ханьские войска, глубоко вторгнувшиеся в земли сюнну, потерпели сокрушительное поражение у горы Яньжань. Ночью сюнну выкопали перед ханьскими отрядами глубокий ров, а затем напали на них с тыла и учинили «полный беспорядок», который был столь велик, что из нескольких десятков тысяч ханьских войск к укреплённой пограничной линии вернулись считанные единицы.
Военные меры против сюнну в очередной раз не принесли успеха, однако этот племенной союз подтачивала другая опасность, поначалу не столь заметная, но оказавшаяся более разрушительной. Междоусобицы и борьба за власть, почти прекратившиеся при Маодуне и его ближайших преемниках, вновь вспыхнули в начале I в. до н.э., когда власть шаньюя ослабла. Эти усобицы, к которым добавились свирепствовавшие несколько лет голод и бескормица, значительно подорвали силы сюнну, и все зависимые владения отделились от них. Особой силы внутренние распри достигли в середине I в. до н.э., когда «пять шаньюев спорили за власть». В результате сюнну раскололись на две части. Южные заключили мирный договор с Хань, обеспечив себе на некоторое время относительное спокойствие; северные
(33/34)
во главе с шаньюем Чжичжи откочевали сначала в «правые земли», а затем ещё далее на запад, во владение Канцзюй (предположительно на территории современной Средней Азии). Здесь отношения сюнну с местным населением не сложились, чем умело воспользовались ханьские чиновники, ведавшие делами западных округов империи. Они сумели собрать войско из местного населения, привлечь на свою сторону ряд представителей канцзюйской знати, оскорблённых Чжичжи и штурмом взять его столицу, построенную на берегу реки Дулай. Сам шаньюй был убит, большинство его воинов также были убиты или взяты в плен.
История сюнну в I в. н.э. — это история упадка некогда могущественного племени. Бесконечные усобицы окончательно подорвали их силы и сюнну терпят ряд поражений от своих соседей; особенно чувствительным было поражение от набиравших силу племен сяньби в 91 г. н.э. Шаньюй после этого бежал «неизвестно куда», а сяньби заняли северные земли сюнну. Как отмечают источники, оставшиеся сюнну в «количестве 100 000 юрт сами приняли племенное название сяньби». Другие северосюннуские кочевья, поставив шаньюем одного из князей, изъявили покорность Хань.
К началу II в. н.э. некогда могущественная сюннуская «держава» окончательно теряет своё влияние в степном поясе Азии. Натравливаемые друг на друга империей Хань, теснимые своими соседями, сюнну постепенно распадаются на ряд мелких группировок, окончательно потерявших самостоятельность. Часть из них находится в подчинении у империи и несёт пограничную службу, другие постепенно ассимилируются в среде своих соседей, скотоводческих племён сяньби, ухуань, гаогюй и других.
Так заканчивается сюннуская эпоха в Центральной Азии. События, связанные с усилением сюнну, их завоевательными походами, а затем и с распадом сюннуской державы, оказали огромное влияние на ход исторических процессов в азиатской части степного пояса. Они привели к формированию новых объединений эпохи раннего средневековья — жуаньжуаней, тюрок, киданей — сыгравших столь же значительную роль в истории этого огромного региона.
|