главная страница / библиотека / обновления библиотеки / содержание
[ коллективная монография ]Триста веков искусства.Искусство европейской части СССР.// М.: «Искусство». 1976. 328 с.
М.И. Артамонов. Искусство скифов.
[ Прим. сайта: В этом посмертном издании не могли быть учтены материалы кургана Аржан, сильно влияющие на подходы к проблеме происхождения звериного стиля. ]
77. [ стр. 64 ] Навершие с фигурой крылатого грифона. Курган у с. Красный Кут, Днепропетровская обл. Бронза, литьё. Высота 17,2 см., ширина 8,2 см. IV в. до н.э. Найдено при раскопках И.Е. Забелина 1860 г. Государственный Эрмитаж. Ленинград.(Открыть илл. 77 в новом окне)
Скифы были одним из ираноязычных народов, занимавших в I тысячелетии до н.э. степную и лесостепную зоны Евразии. Они жили в Восточной Европе между Днестром и Доном. Имя этого народа вместе с некоторыми сведениями, касающимися его истории, быта, социального строя и религии, известно из сообщений древнегреческих писателей, главным образом из сочинения Геродота «История», написанного в третьей четверти V века до н.э. Он рассказывает, что скифы явились в Северное Причерноморье из Азии, изгнав ранее обитавших в нем киммерийцев. Преследуя киммерийцев, удалившихся через Кавказ в Малую Азию, скифы будто бы заблудились в пути и попали в Переднюю Азию к озеру Урмия, где и оставались двадцать восемь лет, занимаясь грабежами и разбоями. На основании данных Геродота и вторжение скифов в Северное Причерноморье и пребывание их в Передней Азии относятся к VII веку до н.э.
Однако из ассирийских источников — клинописных документов, современных событиям, о которых в них говорится, — известно, что киммерийцы (гимирри) вторглись в Малую Азию ещё в 20-х годах VIII века, тогда как скифы (ишкуза) появляются далеко от них в Передней Азии и только через полстолетия — в 70-х годах VII века. Следовательно, ни о каком преследовании киммерийцев скифами не может быть и речи, и вообще непосредственной связи между нашествиями киммерийцев и скифов в Азию не существовало. К тому же оказывается, что скифы находились в Азии не двадцать восемь лет, а не менее девяноста, а значит, их появление там было не эпизодическим военно-грабительским предприятием, а таким же, как и у киммерийцев, переселением. Чем были вызваны эти переселения, точно не известно, скорее всего, это было одно из периодических изменений климата, в результате которого ведение кочевого скотоводческого хозяйства в южнорусских степях стало если не невозможным, то весьма затруднительным.
Киммерийцы в Азии воевали с Ванским царством (Урарту) и с Ассирией, в союзе с фракийцами-трерами в 654 году взяли и разграбили столицу Лидии — Сарды, вторгались и в другие страны Малой Азии, пока наконец не обосновались в Каппадокии по реке Галису (Кызыл-Ирмак). Скифы же деятельно участвовали в войнах между переднеазиатскими государствами, выступая на сто- Нащитная бляха в виде оленя. Курган №1, станица Костромская. Золото, литьё, инкрустация. Первая половина VI в. до н.э.(Открыть илл. 78 в новом окне)
роне то мидян, то ассирийцев, то вавилонян, но в 585 году были изгнаны мидянами обратно на родину — в Северное Причерноморье. Их возвращение из Азии, из-за закавказской реки Аракса, считавшейся границей между Азией и Европой, и послужило поводом Геродоту считать их пришельцами в Северном Причерноморье. На самом деле скифы были древним населением Поднепровья, если когда-либо и явившимся туда, то только из Заволжья и задолго до своего вторжения в Переднюю Азию — ещё во второй половине II тысячелетия до н.э. Геродот просто спутал два события, различные и по времени и по содержанию, и возвращение скифов из Передней Азии отождествил с их первоначальным заселением Северного Причерноморья. Появление в степной и лесостепной зонах Восточной Европы в VI веке до н.э. своеобразного искусства звериного стиля представляется совершенно неожиданным, так как в непосредственно предшествующих культурах Северного Причерноморья никаких признаков его возникновения не наблюдается. Памятников с мотивами изобразительного характера в археологической срубной культуре эпохи бронзы, к которой восходит скифская культура, не известно. Для неё характерен скромный геометрический орнамент на глиняной посуде без каких-либо признаков изобразительности. Ввиду этого в поисках корней скифского искусства взоры исследователей обратились к северу, к лесной полосе Восточной Европы и Сибири, где ещё с неолитического периода были распространены выполненные в камне, роге и дереве изображения животных, составляющие содержание скифского искусства, и откуда дошли до нас замечательные сейминско-турбинские бронзовые ножи со скульптурными фигурками лошадей и баранов на рукоятке. Возникло предположение, что в искусстве охотников и рыболовов лесной полосы скрываются истоки скифского звериного стиля, связанного с ними посредством позднебронзовой карасукской культуры Минусинского края. Действительно, в бронзовых изделиях этой культуры встречаются сюжеты лесной полосы — головки лося, а по местоположению и направлению хозяйственной деятельности своего населения она примыкает к скотоводческим культурам степной зоны. Полное сходство формы сейминско-турбинских ножей с соответствующими вещами карасукской культуры послужило одним из
главных основании для предположения о распространении, если не карасукской культуры в целом, то её отдельных элементов на запад вплоть до Кавказа и Днепра, а вместе с тем и признания искусства этой культуры в качестве начального звена формирования скифского художественного стиля.
При ближайшем рассмотрении это построение оказалось искусственным и неверным. Сближение карасукского и скифского искусства имело место только в Минусинском крае, на всей же остальной территории распространения звериного стиля скифского типа ничего общего между ним и карасукским искусством не наблюдается. И по сюжетам и по стилю они глубоко отличаются одно от другого, да и по времени бытования между сейминско-турбинскими ножами и скифскими памятниками с изобразительными мотивами оказывается значительный разрыв — не менее чем в половину тысячелетия. Поиски истоков скифского искусства пришлось направить по другому пути, приведшему в страны Древнего Востока, связи которых с Северным Причерноморьем и другими областями скифской культуры ко времени возникновения последней стали особенно тесными благодаря вторжению иранцев, в том числе и скифов, в Переднюю Азию.
Это вторжение началось ещё в конце II тысячелетия до н.э. из Средней Азии. При своем появлении в Передней Азии скифы застали там мидян, таких же иранцев, как и они сами. В течение десятилетий, проведённых скифами в Азии, они сталкивались не только с Мидией, но и с хурритским царством Манна, и с Ассирией, и с Вавилоном, и с Ванским царством (Урарту), они доходили до Палестины и Средиземноморского побережья, бывали в Малой Азии. За это время они имели возможность ознакомиться с достижениями Древнего Востока и заимствовать у него немало элементов быта, искусства, религии и даже социального строя. Из одного или нескольких погребений, расхищенных жителями деревни Зивийе близ города Саккыза (Северный Иранский Курдистан), происходит комплекс дорогих вещей, известный под именем Саккызского клада. Среди изделий этого клада, относящегося к концу VII века до н.э., наряду с произведениями ассирийского, урартского и маннейского искусства находятся предметы скифских Бляшка в виде птицы с раскрытыми крыльями.
|
Крестовидная бляха.
|
Поясная бляха в виде головы льва.
|
меной оленя местным животным — лосем. Такие курганы имеются и по правую и по левую сторону среднего Днепра. Среди первых особой известностью пользуются курганы Журовской группы, а из вторых привлекают внимание огромные насыпи на реке Суле.
К самому концу VI века до н.э. относится одно сравнительно богатое погребение в Острой Томаковской могиле, всё ещё не под специальным курганом, а впущенное в более древнюю насыпь. Найденные в нём золотые украшения выполнены в греческой технике, но в сочетании со скифскими сюжетами. Наиболее интересным является меч в обложенных золотом ножнах того же типа, что и найденный в кургане у хутора Шумейко на реке Суле.
В 514 году до н.э. войско персидского царя Дария I вторглось в степи Северного Причерноморья с целью включить в Персидскую империю находящиеся на морском побережье греческие города. В отражении персов главную роль сыграли скифы царские, что, с одной стороны, указывает на значение, которое они приобрели в скифской стране, а с другой — явилось условием распространения их власти на её население. Овладев степным Поднепровьем, скифы царские направили свою военную активность против земледельческого населения лесостепной полосы. Грабительские набеги с их стороны заставили пахарей объединиться в более крупные, чем у них были раньше, территориальные организации с военными вождями во главе и сооружать мощные укреплённые убежища — городища, в которых бы они могли обороняться от своих врагов. Крупные вооружённые дружины и ополчения пахарей и сооруженные ими огромные городища, такие, как Немировское, Пастырское и особенно Бельское, занимающее площадь в 4400 га, обведённую могучим земляным валом протяжением около 30 км, позволили им довольно долго держаться против скифов царских. Но в конце концов, примерно к середине V века до н.э., между теми и другими установились более мирные отношения путём какой-то формы подчинения первых вторым и передачи скифам царским львиной доли доходов от торговли скифов-пахарей с греками.
Во второй половине V века до н.э., по словам Геродота, скифы царские считали всех остальных скифов своими рабами, а их царю обязан был слу-
жить любой скиф, которому он укажет. В этом заявлении, конечно, имеется немалая доля преувеличения, но факт, что число богатых могил в лесостепной полосе значительно сокращается, а многие городища перестают функционировать. Однако и обременённые поборами в пользу скифов царских, скифы-пахари не стали рабами, а сохранили прежний общественный строй и управлялись своими вождями, которые, как и раньше, собирали продукты их труда и вели торговлю с греками с той лишь разницей, что доходы от этой торговли приходилось теперь делить со скифами царскими. Эти доходы и стали основой богатства и благополучия знати, стоявшей во главе последних.
Число богатых погребений в степи и притом устроенных под специальными более или менее высокими насыпями в V веке до н.э. увеличивается. Хотя до нас не дошло ни одной неразграбленной могилы, среди уцелевших вещей имеются и золотые и бронзовые украшения звериного стиля (например, курган Бабы́) и греческие художественные произведения.
С конца VI века до н.э. сравнительно богатые погребения появляются и в степном Крыму, хотя крымские кочевники явно не имели никакого отношения к хлебной торговле среднеднепровских пахарей. Условием их обогащения были близость к греческим колониям и различного рода связи с греческим населением. Из находок в степном Крыму можно отметить золотые бляшки скифского стиля из Ак-Мечети (Карамеркитский курган), золотой наконечник меча и бронзовую, обёрнутую золотым листком с ячейками для эмалевых инкрустаций фигурку пантеры из Золотого кургана под Симферополем, бронзовую бляху в виде свернувшейся кольцом пантеры из кургана Кулаковского.
Наиболее богатые курганы с многочисленными сопровождающими погребениями лошадей и разнообразным погребальным инвентарём в конце VI — V веков до н.э. продолжались устраиваться в Прикубанье. Оттуда происходят бронзовые навершия с головками быка, грифона, стилизованной птицы, серебряные и бронзовые фигурные псалии с гравированными изображениями различных животных. В некоторых изделиях можно обнаружить черты, отражающие влияние, идущее из греческих городов Боспора (на Керченском проливе). Вещей восточного происхождения в них уже нет.
В скифском искусстве V века до н.э. сравнительно с формами VI века до н.э. происходят заметные изменения. Они становятся динамичнее, уплощаются, орнаментируются и включают в себя элементы греческого происхождения, такие, например, как пальметка. Греческое влияние на скифскую культуру и искусство особенно сильно проявляется со второй половины V века до н.э. в памятниках скифской аристократии, сближавшейся с греческими городами Боспора, подолгу или даже постоянно жившей в этих городах. В курганах возле города Нимфея на Керченском полуострове и в Семибратних курганах в низовьях реки Кубани сохраняется в основном местный погребальный обряд с сопровождающими знатного покойника женой, слугами, лошадьми, оружием и многими другими вещами главным образом скифских типов, но выполненных в греческих мастерских с украшениями в греческом или греко-персидском стиле с многочисленными сюжетами нескифского характера. Скифские формы наиболее отчётливо выступают в предметах конского снаряжения — в уздечных бляхах и псалиях.
Наивысшего могущества Скифское царство достигло в IV веке до н.э. Только в это время в степном Приднепровье появляются огромные царские курганы со сложными подземными усыпальницами, наполненными драгоценным инвентарём. Полностью сохранилось боковое погребение в кургане Солоха, лишь частично затронуто грабителями исключительное по сложности своего устройства погребение в Чертомлыкском кургане. В последние годы открыты богатейшие, неразграбленные боковые женские погребения в курганах Гайманова могила и Толстый курган — все в Нижнем Поднепровье. В большинстве других исследованных курганов уцелели от разграбления только конские могилы, но и они содержат немало дорогих прекрасных вещей. Столь же богатые погребения находятся в окрестностях боспорских городов. Из них особого внимания в силу сохранности дорогого высокохудожественного инвентаря заслуживают Куль-Оба близ Керчи и Большая Близница на Таманском полуострове. Для всех них характерно обилие золотых и серебряных вещей, преимущественно греческой работы, отличающихся в некоторых экземплярах высоким художественным совершенством и изображениями в ряде случаев самих скифов.
К их числу относится: золотой гребень со схваткой скифов и серебряный сосуд с изображениями охоты скифов на фантастических львов из Солохи, всемирно известная чертомлыкская серебряная ваза со скульптурным фризом, представляющим укрощение скифами лошадей, кульобский электровый кубок со сценами из жизни скифов или, что вероятнее, из легенды об их происхождении, совершенно уникальное нагрудное золотое украшение — пектораль с изображениями скифов среди домашних животных в сценах доения овец и изготовления меховой одежды и многие другие. Эти творения греческих мастеров были выполнены специально для скифов. Особенно же многочисленна в этих курганах массовая продукция греческих мастерских в виде разнообразных золотых нашивных бляшек, ювелирных украшений, посуды и других вещей бытового и культового обихода. Эти вещи вытесняют произведения собственно скифского стиля, хотя порой в них видна попытка воспроизвести его без понимания существа скифского искусства, как, например, на электровой нащитной бляхе в виде лежащего оленя из Куль-Обы.
Собственно скифские художественные произведения представлены в этих курганах немногочисленными золотыми украшениями предметов вооружения да бронзовыми навершиями и частями конского снаряжения. В них наблюдается дальнейшее развитие отмеченных ещё для V века до н.э. орнаментальности и схематизма. Традиции скифского звериного стиля немного лучше сохраняются и в не столь богатых погребениях лесостепного Приднепровья, но и в них наблюдаются те же явления, которые с особой яркостью выступают в курганах степного Поднепровья, Крыма и Боспорского царства, распространившего свои владения на Прикубанье и даже на низовья Дона.
Наиболее интересные образцы орнаментального скифского стиля IV века до н.э. известны по находкам 1917 года в Елизаветинском кургане на Кубани. В Прикубанье же в курганах конца IV — начала III века до н.э., таких, как Карагодеуашх, появляются, кроме того, своеобразные формы литых конских украшений из бронзы, как бы выгнутых из толстой проволоки. Но такие же найдены и в Верхнеднепровском районе в Нижнем Поднепровье. Вообще произведения скифского искусства, происходящие из разных частей Южной России,
отличаются поразительным сходством между собой, что может свидетельствовать о существовании мастерских, работавших на широкий рынок. Такие мастерские могли быть в крупных городищах с постоянным населением, таких, как Каменское городище на Днепре напротив Никополя, где находилась ставка скифского царя и открыты следы ремесленного производства, и в поселениях в составе огромного Бельского городища, и в Елизаветинском городище на Кубани, и в других торгово-ремесленных центрах Северного Причерноморья. Возможно, что скифские мастерские существовали и в греческих городах на северном побережье Чёрного моря, игравших огромную роль в формировании и развитии скифской культуры.
Следует ещё отметить наличие в Северном Причерноморье, в особенности в Нижнем Приднепровье, украшений фракийского характера, то ли проникших туда из Подунавья, то ли сделанных по фракийским образцам. Они известны по находкам в курганах Огуз, Красный Кут, Александропольский и другие. Фракийский звериный стиль Западного Причерноморья и Средней Европы, распространённый до Восточной Германии (Феттерсфельде), по происхождению сходен, но с самого начала содержит в себе много элементов греко-ионийского характера. В своём развитии он обнаруживает большую зависимость от греческого искусства, что, впрочем, не лишает его, как и скифский стиль, самобытности и своеобразия. В своем развитии искусство этого стиля идёт по общему со скифским пути от реализма к орнаментальному схематизму. На позднейшем этане в него, как и в искусство Северного Причерноморья, проникают идущие с Востока наивно абстрактные формы идеалистического характера.
Скифские памятники Северного Причерноморья делятся в основном на три художественно стилистические группы. Одна состоит из греческих произведений, только внешне связанных с туземным миром. Кроме типичных греческих вещей (керамики, металлических сосудов, ювелирных изделий и т.п.), широким потоком вливавшихся в быт скифской аристократии, в греческих колониях возникло производство предметов скифских форм, но с греческими мотивами украшений или со скифскими сюжетами, но в греческой трактовке. Клас-
сические скифские курганы IV века до н.э. Солоха, Чертомлык, Куль-Оба, Большая Близница и другие в изобилии представляют этого рода изделия, в ряде случаев весьма высокого художественного качества. Вторую группу образуют произведения того же рода, что и первую, но, выполненные в греко-персидском стиле, сложившемся на почве Азии в результате взаимодействия персидского и греческого искусства. В Северное Причерноморье он был занесён малоазиатскими греками и хорошо привился, в особенности в городах Боспора, так как оказался созвучным собственно скифскому искусству. Этот стиль отличается графичностью и орнаментальным схематизмом. Третья, собственно скифская группа рано определилась в своих стилистических особенностях, но тесно связана со второй и вобрала в состав своих сюжетов и форм немало греческих элементов.
Реальный образ животного, составляющий главное содержание скифского искусства, со времени возникновения этого искусства разрабатывался декоративно, и в связи с этим сначала отдельные его части, а затем и все изображения получают орнаментальную трактовку и превращаются в линейно-плоскостные схемы, в которых орнаментальные мотивы доминируют над изобразительными. В конце концов в этом искусстве распространяются формы, в которых трудно, а иногда и невозможно распознать их реальную основу. Таковы, например, изображения рогов на псалиях и уздечных бляхах из Семибратних и Елизаветинских курганов IV века до н.э., или фигуры, в основе которых лежат стилизованные изображения ног или лап животного, или же орнаментальные формы, образованные на основе головы или фигуры птицы.
Развитие скифского искусства в Северном Причерноморье распадается на два периода. Первый из них охватывает VI-V века до н.э. и характеризуется соединением реалистического образа, трактованного в объёмно-живописных формах, с элементами орнаментальной декоративности. Второй, относящийся к IV веку до н.э., отличается графической схематизацией изображений, превращением их в линейный орнамент. В соответствии с этим изображения становятся плоскими, а детали обозначаются резными линиями. Наряду с этими двумя основными периодами можно было бы выделить ещё один промежуточный, сравнительно ко-
роткий, падающий на вторую половину V века до н.э., когда признаки, характерные для первого и второго периодов, сочетаются между собой и когда в скифское искусство проникают многие греческие мотивы. Именно в это время, несмотря на сохранение значительной прежней живости и выразительности, получают развитие нереалистические элементы, а сравнительно редкие до этого случаи зооморфных превращений отдельных частей животных становятся обычным явлением. Более того, эти части обособляются в самостоятельные мотивы. Наряду с отдельными изображениями голов и копыт, хорошо известными и на ранних этапах, широко распространяются украшения в виде других частей животных: ног, лап, рогов, уха, что, между прочим, связано с распадением образов, в целом виде представленных ритуальными пазырыкскими масками из войлока, кожи и дерева (Алтай), предназначенными для украшения лошадей, изображающими различных животных, вовсе неизвестных в Северном Причерноморье.
Тем не менее именно такие маски с изображением головы и передней части животного на конской морде, а лап или задних ног в виде фигурных лопастей, свешивающихся по её сторонам, послужили основой для возникновения металлических налобных и нащёчных уздечных блях, первые из которых имеют форму скульптурной головки животного или птицы, а вторые — его ног или лап, а ещё чаще — стилизованных ушей, тоже являющихся одним из элементов конских масок, в виде чехлов, надевавшихся на лошадиные уши.
По всей вероятности, сделанные из войлока, кожи и дерева конские маски не были особенностью одного Алтая, но в других местах скифской культуры, где в могилах не образовывалось вечной мерзлоты, не могли сохраниться из-за недолговечности применявшихся для них материалов. Связанное с этими масками и заменяющими их металлическими уздечными украшениями противоестественное расчленение образа животного способствовало усилению орнаментальной тенденции в скифском искусстве и дальнейшей стилизации его мотивов. Можно заметить, что чем меньше реалистических черт сохранялось в этом искусстве, тем с большей свободой они сочетаются между собой и тем в большем числе в него включаются греческие элементы. В дополнение к полученному с
Востока грифону в скифском искусстве распространяются греческие варианты этого мотива, а также сфинксы и другие того же рода мифологические образы. Возникают и собственные фантастические изображения, вроде хищника с оленьими рогами. Всё шире и шире внедряются греческие растительные мотивы — пальметка, розетка, вьющаяся лоза и другие. Скифское искусство утрачивает значительную долю своей самостоятельности и оттесняется продукцией греческих ремесленных мастерских.
Принято думать, что для скифского искусства характерны композиции борьбы зверей. Однако в действительности такого рода изображений в скифском искусстве очень мало, и они весьма примитивны по построению. Они появляются в памятниках восточного происхождения, но не прививаются в собственно скифском искусстве, а распространены в произведениях греческого и греко-персидского стиля, предназначенных для скифского обихода. Начиная с V века до н.э. этого рода композиции в большом числе представлены в сибирском искусстве, где они восходят к персо-ахеменидским образцам. В скифском же искусстве Северного Причерноморья сцены борьбы зверей не получили развития, вероятно, потому, что они были вытеснены соответствующими греческими и греко-персидскими изображениями, которые занимали в инвентаре богатых скифских погребений господствующее положение.
Особую категорию скифских памятников искусства составляют монументальные скульптурные изображения, так называемые каменные бабы, хотя они, как правило, изображают мужчину-воина, в ряде случаев с признаками этого пола и всегда с типичным скифским оружием. Судя по формам оружия, эти скульптуры появляются не позже конца VI века до н.э. Они по большей части уплощённые, стелообразные и слабо расчленённые. Выделены только углублёнными контурными линиями безбородая голова с едва намеченным лицом, на котором даны всё же усы, руки с рогом-ритоном, гривна на шее и предметы вооружения, висящие на поясе. Имеются немногочисленные скульптуры с более детализированной разделкой — с объёмно выделенными руками и рельефными изображениями лица и других частей тела, одежды и вооружения, в частности с разделёнными углубле-
нием ногами. Эти скульптуры встречаются от Кубани до Дуная и, по-видимому, связаны с курганами, на которых они иногда и находятся. Однако древнейшие из них, с обнажённым фалом, едва ли были памятниками, воздвигнутыми в честь погребённых.
Скорее всего, в них воплощён образ предка, того первочеловека Таргитая, который считался родоначальником скифов и которого греки отождествляли со своим полубогом Гераклом. В дальнейшем, возможно, это были и статуи героя-царя.
Культ предка-родоначальника в скифской религии сочетался с почитанием космических мужских божеств (какой, например, представлен в окружении птиц и зверей на бронзовом навершии из Днепропетровщины) и конкурировал с поклонением божествам женского рода, но сформировался он, по всей вероятности, сравнительно поздно. Антропоморфные божества в скифской религии получили развитие только под греческим влиянием и вобрали в себя многие формы греческого происхождения. Почитание огня в виде домашнего очага и сил природы составляло основное содержание народной скифской религии, получившей наиболее яркое выражение в воплощавших эти силы изображениях животных — в зверином стиле скифского искусства.
Оттеснённые наступающими с востока — из-за Дона — сарматами, скифы в III веке до н.э. теряют бо́льшую часть своих владений и сосредотачиваются в степях Низового Днепра и Крыма. Столицей их становится Неаполис возле Симферополя. Однако именно в это время скифские цари пытаются распространить свою власть на греческие города Северного Причерноморья, вероятно, с целью возместить свои потери на другой территории и завладеть контролем над торговлей, а следовательно, и доходами греческих городов. Во II веке до н.э. натиск скифов на греческие города становится настолько сильным, что последние уже не в состоянии откупаться от возросших претензий своих соседей и вынуждены искать помощи у малоазиатского Понтийского царства, а затем вместе с ним попадают под власть Рима. Только с помощью Понтийского царства и Рима греческим городам Северного Причерноморья удаётся отразить скифов, культура которых к этому времени приобретает сарматский облик.
Бляшка в виде стилизованных звериных головок.
|
Ажурная бляха с изображением двух пар звериных головок.
|
Родственные скифам сарматы, занимавшие степи по Дону и дальше на восток, сравнительно поздно выступают на арену истории. Первое время (VI-V вв. до н.э.) их искусство существенным образом не отличается от скифского, за исключением разве раннего появления в нём образа волка, по-видимому, пользовавшегося особым почитанием у этого народа. Позже в сарматском искусстве, как и у кочевников Южной Сибири, преобладающее положение занимают сюжеты и формы среднеазиатского происхождения, тем более что в Северное Причерноморье вторгались одна за другой волны среднеазиатских (казахстанских) кочевников. Так же как в Южной Сибири, в сарматском искусстве распространяются вставки из цветных камней, главным образом бирюзы, которые с течением времени подавляют, а затем и вытесняют изобразительные сюжеты. Но в период встречи со скифами сарматы ещё изображали отдельных животных и сцены борьбы между ними. Так же как и у скифов, крупную роль в развитии искусства сарматов играли северочерноморские греческие города, в особенности Пантикапей (Боспор) на Керченском проливе. Лучшие образцы сарматского инкрустационного стиля, такие, как найденные в составе так называемого Новочеркасского клада (курган Хохлач), создавались в мастерских этих городов. В дальнейшем в сарматском искусстве преобладающее положение занимают геометрические формы, вместе с цветными инкрустациями характеризующие стиль, господствующий в эпоху великого переселения народов.
Краткая библиография. ^
главная страница / библиотека / обновления библиотеки / содержание