Л.К. Галанина
Келермесские курганы.
«Царские» погребения раннескифской эпохи.
// М.: «Палеограф». 1997. 316 с.
ISBN 5-89526-001-2 («Степные народы Евразии». Т. I)
Под редакцией Аскольда Иванчика и Германа Парцингера.
Ljudmila K. Galanina.
Die Kurgane von Kelermes. »Königsgräber« der frühskythischen Zeit.
Herausgegeben von Askold Ivantchik und Hermann Parzinger.
Moskau: 1997 (Steppenvölker Eurasiens. Band I)
Содержание
[ Содержание. — 8 ]
I. Раскопки Келермесского могильника.
История формирования коллекции. — 16
II. Описание памятников. — 32
III. Погребальные сооружения и погребальный обряд. — 68
IV. Вещевой комплекс. Обзор и анализ инвентаря. — 88
V. Вопросы хронологии курганной группы. — 172
VI. Историко-культурный очерк. — 194
Каталог [1-426]. — 222
Список иллюстраций в тексте [Рис. 1-34]. — 262
Указатель иллюстраций. — 264
Таблицы 1-44. — 271
Inhaltsverzeichnis
[ Inhaltsverzeichnis. — 9 ]
I. Die Ausgrabungen der Kelermes-Nekropole. Die Entstehungsgeschichte der Sammlung. — 17
II. Die Beschreibung der Denkmäler. — 33
III. Die Grabkonstruktionen und die Bestattungssitten. — 69
IV. Die Sachkultur. Analyse des Inventars. — 89
V. Die Chronologie der Kurgangruppe. — 173
VI. Kulturhistorische Betrachtungen. — 195
Katalog. — 222
Literaturverzeichnis. — 250
Verzeichnis der Textabbildungen [Abb. 1-34]. — 263
Abbildungsnachweis. — 264
(/7)
От редакторов. ^
[А.И. Иванчик, Г. Парцингер]
В последние десятилетия археологические исследования на территории бывшего Советского Союза велись весьма интенсивно и дали множество важных результатов, часто заставляющих пересмотреть традиционные взгляды на древнюю историю этих районов. Многие из этих новых материалов уже введены в научный оборот, однако, к сожалению, значительная их часть остаётся пока не опубликованной и недостаточно изученной. Существенно затрудняет развитие исследований по археологии Евразии и языковой барьер. Большая часть работ на эту тему публикуется только по-русски, часто в редких и мало доступных изданиях, и нередко остаётся неизвестной учёным Запада.
Начиная издание этой серии, мы надеемся внести посильный вклад в решение упомянутых проблем и способствовать объединению усилий учёных Востока и Запада в изучении древней истории и археологии Евразии. В серии будут публиковаться новые оригинальные работы, посвящённые древним культурам Евразийских степей. Мы предполагаем издавать как публикации новых археологических материалов, так и аналитические обобщающие работы. Книги серии будут выходить на двух языках: русском и немецком. Созданный при серии консультативный совет будет способствовать, как мы надеемся, развитию международного сотрудничества в рамках этого проекта. В консультативный совет серии входят ведущие специалисты, представляющие основные научные центры, которые ведут исследования по археологии евразийских степей.
Vorwort der Herausgeber. ^
[A. Ivantchik, H. Parzinger]
In den letzten Jahrzehnten wurden in der ehemaligen Sowjetunion intensive archäologische Forschungen durchgefürt, die zahlreiche wichtige Ergebnisse lieferten. Oft führten sie dazu, traditionelle Ansichten über die Urgeschichte dieser Regionen neu zu überdenken. Einiges wurde veröffentlicht, aber der größte Teil dieser Materialien blieb unpubliziert und damit der Forschung unzugänglich. Zudem erschwerte die Sprachbararriere die Erforschung der Archäologie Eurasiens: Meist erschienen die Veröffentlichungen in russischer Sprache, zudem an entlegener Stelle, weshalb sie für den westlichen Leser in der Regel unbekannt blieben.
Mit dieser neuen Monographien-Reihe hoffen wir, zur Lösung oben genannter Probleme beizutragen und die Zusammenarbeit von Wissenschaftlern aus Ost und West bei der Erforschung der Ur- und Frühgeschichte Eurasiens zu fördern. In dieser Reihe sollen neue Studien zu den frühen Steppenvölkern Eurasien veröffentlicht werden, und zwar sowohl katalogartige Vorlagen bisher unbekannter Materialien als auch auswertende, zusammenfassende Untersuchungen. Die Publikationen erscheinen in russischer und deutscher Sprache. In der Hoffnung, die internationale Zusammenarbeit im Rahmen dieses Projektes zu fördern, bildeten wir ein die Herausgeber beratendes Gremium, dem international führende Forscher auf dem Gebiet der Archäologie Eurasiens mit Schwerpunkt auf den frühen Steppenvölkern angehören.
(7/8/9/10)
Список сокращений / Abkürzungsverzeichnis. ^
А/ААН — Автограф 1905 г. Архива Российской Академии наук. Санкт-Петербург
АИА / AIA — Архив Института археологии Российской Академии наук. Москва
АИИМК / AIIMK — Архив Института истории материальной культуры Российской Академии наук. Санкт-Петербург
АИУ — Археологические исследования на Украине в 1978-1979 гг. Тезизы [Тезисы] докладов XVIII конференции Института археологии АН УССР. Днепропетровск 1980
АО — Археологические открытия. Москва
АСГЭ — Археологический сборник Государственного Эрмитажа. Ленинград, Санкт-Петербург
АЭС — Чечено-ингушский археолого-этнографический сборник Института истории, языка и литературы. Грозный
ВАА — Вопросы археологии Адыгеи. Майкоп
ВДИ — Вестник древней истории. Москва
ВОНАНА — Вестник общественных наук Академии наук Армянской ССР. Ереван
ВССА — Вопросы скифо-сарматской археологии. Москва, Ленинград 1954
ВЯ — Вопросы языкознания. Москва
ГМИНВ — Государственный музей искусства народов Востока. Москва
ИАК — Известия Императорской археологической комиссии. Санкт-Петербург
ИБАИ — Известия на Български археологически институт. София
ИИМК / IIMK — Институт Истории материальной культуры Российской Академии наук. Санкт-Петербург
ИРАИМК — Известия Российской Академии истории материальной культуры. Санкт-Петербург, Петербург, Петроград, Ленинград
ИСКНЦ — Известия Северокавказского научного центра. Ростов-на-Дону 1986
ИЭАН — Институт этнографии АН СССР. Москва
КиС — Киммерийцы и скифы. Тезизы [Тезисы] докладов Всесоюзного семинара, посвящённого памяти А.И. Тереножкина. Ч. I-II. Кировоград 1987
КСИА — Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института археологии АН СССР. Москва
КСИИМК — Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры им. Марра АН СССР. Москва
КЧ — Крупновские чтения
ЛОИА — Ленинградское отделение Института археологии АН СССР
МАР — Материалы по археологии России. Санкт-Петербург, Петроград
МГУ — Московский Государственный университет
МИА — Материалы и исследования по археологии СССР. Москва, Ленинград
МКА — Материальная культура Азербайджана. Баку
ОАК — Отчёт археологической комиссии. Санкт-Петербург
ОИПК — Отдел истории первобытной культуры Государственного Эрмитажа
(10/11)
ПСА — Проблемы скифской археологии. Москва 1989
ПССА — Проблемы скифо-сарматской археологии Северного Причерноморья. Тезизы [Тезисы] докладов областной конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения Б.Н. Гракова. Запорожье 1989
ПССКИЕ — Проблемы скифо-сибирского культурно-исторического единства. Тезизы [Тезисы] докладов. Кемерово 1979
РА — Российская археология. Москва
СА — Советская археология. Москва
САИ — Свод археологических источников. Москва, Ленинград
СГЭ — Сообщения Государственного Эрмитажа. Ленинград
СКА — Сокровища курганов Адыгеи. Каталог выставки. Москва 1985
СМАА — Сборник материалов по археологии Адыгеи. Майкоп 1961
ССЗС — Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. Москва 1976
ССКИЕ — Скифо-сарматское культурно-историческое единство. Кемерово 1980
ССМ — Скифо-сибирский мир. Проблемы археологии скифо-сибирского мира. Социальная культура и общественные отношения. Тезизы [Тезисы] Всесоюзной археологической конференции. Ч. I. Кемерово 1987
ТОВГЭ — Труды отдела Востока Государственного Эрмитажа. Ленинград
ТОИПК — Труды отдела истории первобытной культуры Государственного Эрмитажа. Ленинград
ТЧИНИИ — Труды Чечено-Ингушского научно-исследовательского института. Грозный
УЗААП — Учёные записки Алма-Атинского пединститута. Серия гуманитарных наук. Алма-Ата
ШДИК — Шедевры древнего искусства Кубани. Москва 1987 г.
AA — Archäologischer Anzeiger. Beiblatt zum Jahrbuch des Archäologischen Instituts. Berlin
AM — Arheologia Moldovei. Bucureşti
AMI — Archäologische Mitteilungen aus Iran. Berlin
BAVA — Beiträge zur Allgemeinen und Vergleichenden Archäologie. München
BCH — Bulletin de Correspondance Hellénique. Athènes
ESA — Eurasia Septentrionalis Antiqua. Helsinki
FGrHist — Jacoby F. Die Fragmente der Griechischen Historiker. Leiden 1923-1957
JNES — Journal of Near Eastern Studies. Chicago
KHKM — Kwartalnik historii kultury materialnej. Warszawa
RAVA — Reallexikon der Assyriologie und Vorderasiatischen Archäologie. Berlin
Skythika — Skythika. Abhandlungen der Bayerischen Akademie der Wissenschaften, Phil.-hist. Klasse 98. München
SCI — Studii şi cercetări de istorie veche. Bucureşti
TNTSR — Treasure of Nomadic Tribes in South Russia. Tokyo 1991
(11/12)
Памяти
Александра Александровича Иессена
и Бориса Борисовича Пиотровского.
Введение. ^
В 70-х годах VII в. до. н.э. в письменных источниках появились первые сведения о могущественных ираноязычных кочевниках, которых ассирийские тексты называли I/Aškuzāia, а греческие авторы — Σκύθαι. Судя по письменным и археологическим данным, на рубеже VIII-VII вв. до н. э. отряды скифских всадников продвинулись из глубин Евразии в предкавказские и северопонтийские степи и вскоре устремились в Переднюю Азию. Кавказ, по образному выражению Эсхила, превратился в «скифскую дорогу», ведущую в заманчивый мир переднеазиатских цивилизаций.
Скифские походы осуществлялись различными маршрутами. Наряду с Дербентским и центрально-кавказскими перевалами кочевники использовали и горные проходы западного Кавказа. Западная часть Предкавказья, включая нижнее и среднее течение Кубани, уже с IX в. до н.э. была заселена многочисленными осёдлыми племенами, фигурирующими в античных письменных источниках под общим названием меотов. В период переднеазиатских походов и особенно после их завершения на закубанских землях осели отдельные группы ираноязычных номадов. В ряде мест воинственные пришельцы установили политическое господство над коренным населением. С этой поры Прикубанье становится одним из важных очагов раннескифской культуры, в формировании которой не последнюю роль сыграли аборигенные племена, обладавшие огромным экономическим потенциалом, особенно в области металлургии. Присутствие кочевников в бассейне Кубани способствовало заметной скифизации местной культуры, сумевшей сохранить, однако, и свою самобытную основу.
Сложные процессы взаимодействия разных этносов, населявших Северо-Западный Кавказ в VII в. до н.э., отражаются в археологических памятниках, среди которых особое место занимает группа курганов, раскопанных в начале XX в. на невысоком плато близ стан. Келермесской к северу от Майкопа. Грандиозность могил, обилие в них конских жертвоприношений, роскошь и разнообразие как скифских, так и ближневосточных художественных изделий не оставляют сомнения в том, что речь идёт о царском некрополе, где покоились участники переднеазиатских походов.
Тем не менее, до сих пор не существует единого мнения по поводу датировки этих захоронений. Предложенные различными специалистами даты варьируют от начала VII (Г. Коссак) до второй половины VI в. до н.э. (М.И. Ростовцев). Нет согласия в вопросе об этнической принадлежности погребённых. Большинство исследователей считает их скифами, другие же — меотами; имеются и иные точки зрения. Но, пожалуй, все согласны в том, что Келермесские курганы являются эталонными памятниками скифской архаики, наиболее ярко и полно отражающими её культуру. Об этом свидетельствуют такие привычные для каждого скифолога классификационные понятия, как «келермесский» и «предкелермесский» этапы, погребальные комплексы и инвентарь «келермесского типа» и т.д. Однако
(12/13)
Aleksandr Aleksandrovič Iessen
und Boris Borisovič Piotrovskij
zum Gedenken.
Einleitung. ^
In den siebziger Jahren des 7. Jhs. v. Chr. tauchten in den schriftlichen Quellen zum ersten Mal Nachrichten über iranischsprachige Nomaden auf, die in den assyrischen Texten I/Aškuzāia und in den griechischen Σκύθαι genannt wurden. Nach den schriftlichen und archäologischen Zeugnissen zu urteilen, drangen die Horden der Skythischen Reiter an der Wende vom 8. zum 7. Jh. v. Chr. aus den Tiefen Eurasiens in die nordkaukasischen und nordpontischen Steppen vor und wendeten sich bald in Richtung Vorderasien. Der Kaukasus wurde laut der bildhaften Aussage von Aischylos zur »Skythenstraße«, die in die verlockende Welt der vorderasiatischen Zivilisationen führte.
Die Skythenzüge folgten verschiedenen Wegen: Neben dem Derbentpaß und den zentralkaukasischen Pässen benutzten die Nomaden auch die Gebirgspässe im Westkaukasus. Der westliche Teil des Kaukasusvorlandes einschließlich des unteren und mittleren Flußlaufs des Kuban war bereits seit dem 9. Jh. v. Chr. von zahlreichen seßhaften Stämmen besiedelt, die in den antiken Schriftquellen unter der Allgemeinbezeichnung Maioten erscheinen. Während der vorderasiatischen Raubzüge und insbesondere danach ließen sich einzelne Gruppen von iranischsprachigen Nomaden im Kuban-Gebiet nieder. An einigen Orten herrschten die kriegerischen Ankömmlinge über die einheimische Bevölkerung. Seit dieser Zeit ist das Kuban-Gebiet zu einem der wichtigsten Zentren der frühskythischen Kultur geworden, bei deren Entstehung die einheimischen Stämme, die über ein erhebliches Wirtschaftspotential insbesondere im metallurgischen Bereich verfügten, keine unwichtige Rolle spielten. Die Anwesenheit der Nomaden im Einzugsgebiet des Kuban-Flusses begünstigte die »Skythisie-rung« der lokalen Kultur, die jedoch ihre eigenständige Grundlage behalten konnte.
Die komplizierten Prozesse der Wechselbeziehung verschiedener Völker, die im 7.Jh. v.Chr. den Nordwestkaukasus besiedelten, spiegeln sich in den archäologischen Denkmälern wider, unter denen eine Kurgangruppe, die Anfang des 20. Jahrhunderts auf einem niedrigen Plateau in der Nähe der Kosakensiedlung Kelermesskaja nördlich von Majkop ausgegraben wurde, einen besonderen Platz einnimmt. Die Großartigkeit der Gräber, der Reichtum an Pferdeopfern, Pracht und Vielfältigkeit sowohl Skythischer als auch vorderorientalischer Kunsterzeugnisse lassen keinen Zweifel daran, daß es sich hier um eine Fürstennekropole handelt, in der die Teilnehmer von Kriegszügen nach Vorderasien begraben liegen. Nichtsdestoweniger existiert bis in die heutige Zeit keine einheitliche Meinung zur Zeitstellung dieser Gräber. Die von verschiedenen Fachleuten vorgeschlagenen Datierungen variieren vom Anfang des 7. Jhs. (G. Kossack) bis zur 2. Hälfte des 6. Jhs. v. Chr. (M.I. Rostovcev). Es gibt auch keine Übereinstimmung in der Frage der ethnischen Zugehörigkeit der Bestatteten. Die Mehrzahl der Forscher sieht in ihnen Skythen, andere halten sie für Maioten. Es gibt auch andere Meinungen dazu. Jedoch stimmen wohl alle darin überein, daß die Kelermes-Kurgane typische Denkmäler der Skythischen Frühzeit sind. Davon zeugen solche für jeden Skythologen üblichen Klassifikationsbegriffe wie
(13/14)
исследователи до сих пор не располагают исчерпывающей информацией о Келермесских курганах, что отчасти объясняет отсутствие общепринятой оценки и трактовки этого памятника. Поэтому своей главной задачей мы считаем всеобъемлющую публикацию келермесских материалов. В первую очередь это относится к богатейшей коллекции вещей, хранящейся в Государственном Эрмитаже. Наиболее видное место среди них занимают произведения декоративно-прикладного искусства, которые составляют ядро знаменитого собрания «скифского золота», экспонирующегося в Особой кладовой музея.
Основная масса находок, поступивших в Петербург от первооткрывателя Келермесского могильника горного техника Д.Г. Шульца, оказалась депаспортизованной, т.е. не привязанной к комплексам. Этот пробел отчасти удалось восполнить благодаря работе с обширным и сознательно запутанным «эпистолярным наследием» этого «археолога-любителя» (короткие «отчёты», множество рапортов, донесений, жалоб, написанных в период с 1903 по 1913 гг.), который многие вещи оставил на месте раскопок, а часть золотых предметов переплавил в слитки и продал. Хотя работы на могильнике были продолжены в 1904 г. профессором Н.И. Веселовским, даже его изыскания не смогли заполнить целый ряд лакун, которые существенно обесценивали научную значимость келермесских древностей. Вот почему у автора этих строк возникла идея создания на базе Эрмитажа специальной Келермесской экспедиции с целью планомерного изучения курганной группы в целом и доисследования насыпей, копавшихся ранее Д.Г. Шульцем и Н.И. Веселовским. Работы, начавшиеся в 1980 г., продолжаются и ныне. За десять полевых сезонов (результаты раскопок после 1990 г. здесь не учитываются) Келермес предстал перед нами в новом свете. Оказалось, что мы имеем дело с многокомпонентным объектом, включающим основные и впускные подкурганные захоронения разных типов, а также грунтовый могильник. Подавляющая часть новых материалов уже введена нами в научный оборот, что даёт возможность привлекать их в настоящей монографии только по мере надобности для историко-культурных обобщений.
В данной работе мы предлагаем вниманию читателей первое полное издание шести келермесских курганных комплексов, раскопанных Д.Г. Шульцем и Н.И. Веселовским. Особое значение имеют дополнительные сведения по погребальному обряду, устройству могил и вещевым наборам, полученные Келермесской экспедицией в ходе доисследования (1983, 1985, 1989, 1990 гг.) четырёх усыпальниц этой группы. Публикуемая коллекция насчитывает немногим более 9000 предметов. Подробное описание их с указанием техники изготовления и ссылкой на основную литературу содержатся в иллюстрированном каталоге. Сведения об аналогиях, вопросы хронологии и происхождения вещей рассматриваются в основной части работы. История раскопок излагается на основании документов, хранящихся в фонде 1 Архива Института истории материальной культуры РАН (далее АИИМК), многие из которых публикуются впервые (прежде всего «археологический фонд» Д.Г. Шульца). Отчёты о повторных раскопках Келермесских памятников находятся в Архиве Института археологии РАН (далее АИА). Основной акцент в работе сделан на уточнении датировки и этнической атрибуции келермесских комплексов. Кроме того, рассматриваются вопросы социально-экономической структуры местного общества, взаимоотношений аборигенной среды с пришлыми этническими элементами, связей с окружающим миром.
(14/15)
»Kelermes-« und »Vor-Kelermes-Stufe«, Bestattungskomplexe und Inventar vom »Kelermes-Typs« usw. Jedoch liegt bis jetzt keine endgültige Publikation bezüglich der Kelermes-Kurgane vor, was z. T. auch das Fehlen einer allgemein anerkannten Bewertung und Deutung dieser Denkmäler erklärt. Deswegen sehen wir die Hauptaufgabe dieses Buches darin, die Kelermes-Materialien möglichst umfassend zu publizieren. In erster Linie betrifft dies die reiche Sammlung in der Staatlichen Ermitage, St. Petersburg. Einen hervorragenden Platz nehmen darin die Kunsterzeugnisse ein, die den Kern der bekannten Sammlung des »Skythischen Goldes« bilden, die in einem Sonderraum im Museum (Osobaja kladovaja) ausgestellt ist.
Die Hauptmasse der Funde, die vom Entdecker der Kelermes-Nekropole, dem Bergbautechniker D.G. Schulz, nach Petersburg geschickt wurde, ist ohne Fundzettel. Einige Fragen zur Herkunft ließen sich mit Hilfe von Briefen aus seinem Nachlaß noch klären (kurze »Grabungsberichte«, mehrere Rapporte, dienstliche Meldungen, Beschwerden, die in den Jahren 1903-13 geschrieben wurden). Obwohl die Arbeiten in der Nekropole im Jahre 1904 von Professor N.I. Veselovskij fortgesetzt wurden, konnten auch seine Forschungen eine ganze Reihe von Lücken nicht mehr schließen, die den wissenschaftlichen Wert der Kelermes-Altertümer bedeutend minderten. Aus diesem Grund kam der Verfasserin die Idee, von der Ermitage aus eine Kelermes-Expedition zu bilden, mit dem Ziel einer planmäßgen Erforschung dieser Kurgangruppe insgesamt und der Nachuntersuchung der Aufschüttungen, die von Schulz und Veselovskij hinterlassen wurden. Die Arbeiten begannen im Jahre 1980 und werden auch heute noch fortgesetzt. Nach zehn Grabungskampagnen (die Ergebnisse der Ausgrabungen nach 1990 werden hier nicht berücksichtigt) zeigte sich Kelermes in einem gänzlich neuen Licht. Es stellte sich heraus, daß wir es hier mit einem Objekt zu tun haben, das Kurgan-Haupt- und Nachbestattungen verschiedener Art sowie eine Flachgräber-Nekropole umfaßt. Der überwiegende Teil der neuen Materialien ist bereits veröffentlicht worden, was uns die Möglichkeit gibt, diese in der vorliegenden Monographie nur nach Bedarf für die kulturhistorischen Schlußfolgerungen heranzuziehen.
Hier präsentieren wir die erste vollständige Veröffentlichung der sechs Kurgankomplexe von Kelermes, die von Schulz und Veselovskij ausgegraben wurden. Besondere Bedeutung haben die zusätzlichen Informationen zu Bestattungssitten, zur Grabkonstruktion und zu den Beigaben, die die Kelermes-Expedition (in den Jahren 1983, 1985, 1989 und 1990) im Laufe der Nachuntersuchungen der vier Gräber dieser Gruppe erlangte. Die hier publizierte Sammlung enthält mehr als 9.000 Objekte. Ihre ausführliche Beschreibung mit den Hinweisen zur Herstellungstechnik und auf die wichtigste Literatur ist im illustrierten Katalog enthalten. Die Fragen zur Chronologie und Herkunft sowie Analogien der Gegenstände werden im Hauptteil dieser Arbeit untersucht. Die Geschichte der Ausgrabungen basiert auf den Dokumenten, die im Fond 1 des Archivs des Instituts für Geschichte der Materiellen Kultur der Russischen Akademie der Wissenschaften (im folgenden AIIMK) aufbewahrt werden; viele von ihnen werden zum ersten Mal veröffentlicht (vor allem die »archäologischen Fonds« von Schulz). Grabungsberichte über wiederholte Ausgrabungen der Kelermes-Denkmäler befinden sich im Archiv des Archäologischen Instituts der Russischen Akademie der Wissenschaften (im folgenden AIA). Besonderer Nachdruck wird in dieser Arbeit auf die Präzisierung der Datierungen und ethnischen Zugehörigkeit gelegt. Außerdem werden sozialökonomische und ethnische Fragen untersucht.
|