М.И. Артамонов
Сокровища скифских курганов
в собрании Государственного Эрмитажа.
// Прага — Л.: «Артия», «Советский художник». 1966. 120 с.+ табл.
Журовские курганы.
Тем не менее скифская культура распространялась в Северном Причерноморье в тех же формах, что и на Кубани. Больше того, от скифов она проникла к фракийцам Западного Причерноморья и Центральной Европы и сделалась у них основою для образования самостоятельной фракийской культуры. Распространилась скифская культура и на лесостепные области Среднего Приднепровья, где обитали осёдлые земледельческие племена со своими вождями и где известны многочисленные курганы, по богатству погребений уступавшие царским могилам Прикубанья, но тем не менее представляющие сходный погребальный обряд и тот же тип инвентаря.
Датируемые находками импортных греческих предметов ранние скифские погребения в Среднеднепровском Правобережье были открыты в окрестностях села Журовки Чигиринского района. В этой группе курганов представлен вполне сложившийся характерный тип могильного сооружения, повторяющийся в других местах, но, пожалуй, нигде больше неизвестный в столь многочисленных и ярких образцах, что в значительной мере, впрочем, надо относить за счёт качества раскопок. Богатые могилы здесь устроены в виде большой ямы, обставленной по углам, а также нередко и посредине каждой стороны толстыми дубовыми столбами. Такой же столб, а иногда и два находятся в центре особенно
(31/32)
больших ям. Стены могилы между столбами забирались досками или плахами, поставленными вертикально, причём нижние концы их врывались в землю, вследствие чего по сторонам на дне ямы обычно встречаются неглубокие канавки. Столбы поддерживали крышу — или плоскую в виде бревенчатого наката, или даже скатную, немного возвышавшуюся над серединой камеры. Вход в камеру устраивался в виде пологого или ступенчатого коридора со стенками, также облицованными деревом, и иногда полностью или частично перекрытого (рис. VI). В камере иногда настилался деревянный пол, на стенах замечены следы глиняной обмазки и даже раскраски. Стены камер иногда обтягивались материей, часто в них, особенно в столбы, вбивались крючки, на которых развешивались одежды и уздечки. Во многих из этих камер находится не один, а два погребённых — мужчина и женщина, очевидно, жена или наложница, сопровождавшая мужа в загробную жизнь; во входном коридоре помещаются две или три лошади. Погребённые сопровождаются многочисленным и разнообразным инвентарём. К сожалению, большинство таких погребений разрушено грабителями.
В нескольких курганах ЖУРОВСКОЙ ГРУППЫ [ список ], раскопанных кладоискателями, наряду с самосскими сосудами VI в. были найдены замечательные образцы раннего скифского искусства, а именно: подковообразный предмет с фаллообразными концами и с фигурой вцепившегося в него лежащего хищника посредине (табл. 77), фигурка такого же хищника, стоящего на подставке в виде лапы с изогнутыми когтями (рис. 25), изображение лежащего лося с повёрнутой назад головой, тоже на подставке в виде звериной лапы (табл. 76), профильная голова хищника с широко открытой пастью и, наконец, профильная фигурка птицы с симметрично распластанными крыльями и хвостом, близко сходная с птицей на бляхе из Золотого кургана в Крыму. Все эти произведения отлиты из бронзы и отличаются признаками характерной скифской стилизации.
В этой же группе ряд курганов раскопан А.А. Бобринским. Наиболее ранний из них (VI в.) №407 содержал костяные псалии (рис. 26) и костяные же пронизки в виде птичьих головок. При женском скелете в нём найдены бронзовые серьги в виде согнутых гвоздей с широкой шляпкой, бронзовая гвоздевидная булавка и бронзовое зеркало с кнопкой на обороте, вложенное в деревянный футляр. Из находок в другой части камеры надо назвать золотую бляшку в виде фигурки лежащего оленя (табл. 79) и два железных навершия, лежавшие между скелетами мужчины и женщины.
Из других находок в Журовских курганах отметим: в кургане №400, второй четверти V в., — бронзовые псалии в виде согнутой лошадиной ноги с копытом, бронзовую подвеску в форме остроконечного копыта с львиной головкой наверху (рис. 27), бронзовую бляху в виде профильной головы льва и большую бронзовую пряжку в виде головы лося, составленной из двух профильных голов того же животного (рис. 28). Здесь же находилась золотая бляха с изображением оленя с повёрнутой назад головой, увенчанной развёрнутыми рогами (рис. 29).
Из кургана №401 того же времени, что и предыдущий, происходят: бляхи в виде лежащего хищника с повёрнутой впрямь головой, с хвостом в виде головки птицы и с ногами, заканчивающимися лапами с преувеличенно большими ког-
(32/33)
тями (рис. 30), две бляхи в форме профильной львиной головы с раскрытой пастью (табл. 81), такой же, как и найденная в предшествующем кургане, но повёрнутой в противоположную сторону, и одна в виде головы лося (табл. 83), массивная бронзовая бляха со скульптурной головкой оленя (табл. 80), бронзовая привеска в виде сидящего льва, бляха в форме головы грифона и другая в виде птичьей головы с длинным частично обломанным клювом и, наконец, золотой длинный конский налобник с фигурой птицы посредине, с изображением лежащего оленя на верхнем конце и двух головок птичек на нижнем (рис. 31). Здесь же были найдены: золотая пластинка с фигурой лежащего оленя и треугольная пластинка с дырочками по краю и золотыми же гвоздиками в них. Она, вероятно, была прибита к несохранившемуся деревянному сосуду. На пластинке изображена головка оленя или козла с длинным прямым рогом со стилизованными птичьими головками по сторонам (рис. 32). При лошадях во входном коридоре оказалась в числе других бронзовая бляха в виде головы грифона с многолепестковой пальметкой на месте шеи (табл. 82).
Того же рода инвентарь содержали и другие Журовские курганы. Из них отметим ещё курган №403, откуда происходит бляха с изображением оленя; курган №404 с прекрасным зеркалом с ручкой в виде колонны с ионийской капителью; курган №402, где найдены мелкие золотые бляшки в виде головок грифонов и длинная золотая пластинка с рядом двойных спиралей. Найденными в них греческими предметами эти курганы датируются также V в. В общем же, предметы греческого импорта в Журовских курганах немногочисленны. Из них можно отметить несколько чернолаковых сосудов, небольшой краснофигурный килик с надписью, алабастр, амфоры, бронзовую черпалку и ситечки с ручками, оканчивающимися лебедиными головками.
В эрмитажной коллекции представлено ограниченное количество памятников лесостепной Скифии. По ним нельзя проследить локальные различия между отдельными группами, на которые они распадаются и которые отражают этнографические особенности обитавших там различных племён. Но и имеющихся данных достаточно, чтобы заметить, во-первых, существенные отличия в устройстве погребений между лесостепным и степным населением Скифии и, во-вторых, близкое сходство распространённой тут и там культуры. Погребения лесостепной полосы уступают в богатстве и пышности могилам степных царей, но и здесь отчётливо выступают резкие имущественные и вместе с тем социальные различия между погребёнными. И здесь в могиле со знатным покойником оказывается его жена или наложница, иногда слуга, а также кони, хотя и в значительно меньшем количестве, нежели в погребениях кубанских вождей. И здесь наряду с вещами местного производства в составе инвентаря богатых могил появляются предметы греческого импорта, а в искусство проникают элементы греческого происхождения.
Греческое влияние распространялось в Приднепровье преимущественно через Ольвию, милетскую колонию, возникшую в VI в. в устье Южного Буга. Отсюда в Скифию шли, по-видимому, вещи не только малоазийского производства, блестяще представленные вышеуказанными находками художественных изделий из бронзы, но и произведения, изготовленные в ольвийских мастерских с учётом вкусов и потребностей местного населения и отличающиеся своеобразным со-
(33/34)
единением мотивов греческого и местного происхождения. Наиболее яркие образцы этого рода изделий представлены зеркалами греческого типа, но с добавлениями, совершенно необычными для Греции. По краю диска у таких зеркал имеется высокий бортик, а ручка с продольными рёбрами украшена на одном или даже на обоих концах фигурками зверей или бараньими головками (рис. 33). Такие зеркала получили широкое распространение и проникали даже в Южное Приуралье. Характерным предметом ольвийского производства считаются крестообразные бляхи, служившие, по всей вероятности, для подвешивания колчанов (рис. 34). Из Ольвии же могут происходить и многие другие предметы звериного стиля, в которых типичные для варварского искусства звериные мотивы сочетаются с растительным орнаментом в виде пальметки, розетки и т.п. Из ювелирных изделий к ольвийской продукции относятся различные украшения с широким применением зерни: ионийского типа ожерелья из отдельных пронизок, серьги с подвесками в виде птичек (табл. 86), ушные подвески с большими, украшенными зернью и филигранью щитками с львиной головкой в центре на одном из концов и с бараньей головкой или маленьким вроде шляпки гвоздя щитком на другом (табл. 84). Сюда же относятся рукоятки и ножны мечей, украшенные зернью, подобные найденным в Острой Томаковской могиле.
|