B.C. Ольховский
Монументальная скульптура
населения западной части евразийских степей
эпохи раннего железа.
// М.: 2005. 300 с. ISBN 5-02-010271-7
Скачать файл: .pdf, 118,5 Мб.
[ аннотация: ]
В монографии исследуется монументальная скульптура населения евразийских степей (киммерийцев, скифов, сарматов). В ней рассмотрены все известные к настоящему времени изваяния этих культур, приведены их исчерпывакяций анализ и интерпретация по предложенной автором методике. Результатом работы стали интересные и оригинальные выводы историко-культурного характера.
Для археологов, историков, специалистов в области материальной культуры.
Оглавление
От редакторов. [ М.Г. Мошкова, Е.А. Попова ] — 3
Глава I.
Монументальная скульптура как предмет историко-культурного анализа. — 8
Современное состояние проблемы и перспективы её изучения. — 8
Потенциальная информативность памятников монументальной скульптуры. — 9
Изваяние как знаковая информационная система: теоретическая модель. — 12
Скульптура как объект искусствоведческого анализа (понятийно-терминологический аспект). — 13
Глава II.
Изваяние как археологический источник (методико-практический аспект). — 15
Методика практического изучения древней скульптуры. — 15
Информационная модель изваяния. — 16
Хронологическая и этнокультурная атрибуция памятников древней скульптуры. — 17
Глава III.
«Киммерийские» изваяния западной части евразийских степей. — 18
Историографический очерк. — 18
«Киммерийские» стелы: характеристика источников. — 30
Технология изготовления «киммерийских» стел. — 48
Морфология и иконография «киммерийских» стел. — 53
Параметры «киммерийских» стел. — 56
Предметный репертуар изображений на «киммерийских» стелах. — 57
Функция и семантика «киммерийских» стел. — 77
К проблеме генезиса и хронологии «киммерийских» стел. — 92
Глава IV.
Скифские изваяния причерноморско-кавказского региона (проблемы генезиса, функции и семантики). — 94
Историографический очерк. — 94
Скифская скульптура: характеристика источников, территориально-хронологическое распределение. — 102
Технология, морфология и иконография скифских изваяний. — 109
Предметный репертуар изображений скифских изваяний. — 112
Функция и семантика скифской скульптуры. — 114
К проблеме генезиса и эволюции скифской скульптуры. — 117
Глава V.
Изваяния кочевников урало-казахстанских степей эпохи раннего железа. — 131
Источники, историография, территориально-хронологическое распределение памятников. — 131
Технология, морфология и иконография «сарматских» изваяний. — 138
Предметный репертуар изображений «сарматских» изваяний. — 144
Функции и семантика «сарматской» скульптуры. — 145
К проблеме генезиса и эволюции «сарматской» скульптуры западной части евразийских степей. — 148
Иллюстрации [1-156]. — 155
Литература и архивные материалы. — 283
Список сокращений. — 296
От редакторов. ^
Предлагаемая вниманию читателя монография представляет собой рукопись докторской диссертации B.C. Ольховского, успешно защищённой им в 2001 г. Работа была задумана автором как основа трёх отдельных исследований. К сожалению, трагическая гибель не позволила ему осуществить этот замысел.
B.C. Ольховский был единственным учёным, серьёзно занимавшимся изучением изваяний евразийских степей раннего железного века. Им собран и проанализирован большой материал, сделаны интересные выводы относительно самых разных аспектов — от технологии изготовления до семантики памятников. Кроме того, B.C. Ольховский предложил методические разработки по исследованию подобных объектов.
Мемориальный характер данного издания обязывал нас относиться к авторскому тексту особенно бережно. Именно этим мы и руководствовались, готовя его к печати. Диссертационная работа по своим задачам предполагает обобщение предыдущих публикаций, поэтому B.C. Ольховский включил в неё разделы, основанные на вышедших в свет статьях и монографии. В особенности это касается главы, посвященной скифским изваяниям. В диссертацию вошла значительная часть монографии «Скифские изваяния VII-III вв. до н.э.», изданной в 1994 г. Однако, как писал сам автор, в ней не рассматривались проблемы генезиса, функции и семантики скифских изваяний, а в диссертации этому уделено особое внимание.
Мы сочли целесообразным сократить главу о скифских изваяниях, изъяв части, полностью совпадающие с текстом монографии, и оставили разделы, касающиеся указанных проблем. Поэтому к названию главы о скифских изваяниях добавлен подзаголовок, отражающий суть её тематической направленности.
Диссертационная работа по сравнению с монографией 1994 г. отличалась ещё и тем, что в ней было учтено большее количество памятников. Это не привело к принципиальным изменениям концептуального характера, но нам показалось необходимым сохранить для публикации текст, отражающий разницу в количестве изваяний, и, в особенности, статистические таблицы, иллюстрирующие различные аспекты исследования изваяний.
Включенные новые изваяния не были подробно описаны автором в диссертационной работе, поэтому для наглядности в разделе, где даётся распределение скифских изваяний по территориальным группам, мы приводим дополнительно, помимо карт (ил. 62, 63), на которых они обозначены, перечисление памятников, не вошедших в монографию. В тех случаях, когда в текст диссертации, совпадающий с текстом монографии, были вставлены сведения о некоторых новых памятниках, эти фрагменты помещены в наш импровизированный каталог.
Изменения коснулись ещё некоторых частей диссертации, а именно теоретических глав, посвящённых методике изучения изваяний. Для удобства восприятия читателем содержания работы мы позволили себе сократить упомянутые разделы, сняв излишне загромождающие её пространные пассажи о современных взглядах на культуру и искусство вообще и определения искусствоведческих терминов, не касающихся непосредственно объекта исследования. Здесь оставлены основные положения методики искусствоведческого анализа изваяний (глава I) и методическая разработка, предложенная B.C. Ольховским для археологического исследования (формализованного анализа и т.д.) памятников монументальной скульптуры (глава II). Последняя публикуется в основном по тексту автореферата, где она изложена более сжато и чётко.
Главы, посвященные «киммерийским» и «сарматским» изваяниям, представляют собой самостоятельные исследования, в которых B.C. Ольховский впервые обобщил имеющиеся материалы. В них содержится тщательный анализ и всесторонняя интерпретация памятников. Эти части диссертации публикуются без изменений.
(3/4)
Одним из безусловных и чрезвычайно важных достоинств работы является очень высокое качество иллюстраций, позволяющих получить полное и наглядное представление о внешнем виде памятников и всех имеющихся на них изображениях. Это обстоятельство открывает в перспективе большие возможности будущим исследователям для работы с данным материалом.
Публикуемое сочинение B.C. Ольховского, несомненно, представляет большой вклад в историческую науку, поскольку содержит новые оригинальные концепции генезиса и эволюции монументальной скульптуры евразийских кочевников. Оно свидетельствует о большом научном потенциале, которым обладал автор, но, к несчастью, не успел реализовать его в полной мере. Выпускаемая в свет монография — дань уважения коллег, друзей и близких Валерию Сергеевичу Ольховскому — учёному, оставившему заметный след в науке.
|