● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Ю.П. Калашник. Греческое золото в собрании Эрмитажа: Памятники античного ювелирного искусства из Северного Причерноморья. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2014. Ю.П. Калашник

Греческое золото в собрании Эрмитажа:
Памятники античного ювелирного искусства
из Северного Причерноморья.

// СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2014. 280 с. ISBN 978-5-93572-542-6

 

аннотация: ]

Альбом знакомит читателя с хранящимися в Эрмитаже произведениями античного ювелирного искусства VI в. до н.э. — III в. н.э. из Северного Причерноморья. Раскопки в этих краях положили начало русской археологии, а полученные материалы составили ядро археологического собрания Эрмитажа.

 

Греки, две с половиной тысячи лет назад основавшие на Боспоре города, селились бок о бок с издавна обитавшими здесь племенами, образ жизни которых резко отличался от эллинского. Взаимное общение придало своеобразные черты культуре античных городов, а также сказалось на стилистике изделий местных мастеров и, в частности, отразилось в произведениях ювелирного искусства, найденных в гробницах состоятельных горожан, представителей аристократии Боспорского царства и в курганах племенной знати, воспринявшей греческие вкусы.

 

В издании представлены великолепные украшения, привезённые из Эллады, шедевры, изготовленные работавшим на Боспоре замечательным резчиком Дексаменом, скифские вещи и произведения местных мастеров, оформленные в греческой стилистике, и, наконец, местные оригинальные изделия. В этих вещах воплотились движения души их владельцев, отразились эстетические и религиозные представления и предрассудки того времени; без этих произведений история античного искусства оказалась бы неполной.

 

На обложке: Серьга в виде женской головы (с. 94) Середина IV в. до н.э. Некрополь Пантикапея. Деталь.

 

[ Содержание ]

 

Предисловие. — 8

Вступительная статья. — 9

 

Альбом. — 40

 

Источники. — 269

Библиография. — 271

 

Указатели. — 276

Места находок археологических памятников. — 276

Предметы. — 276

Атрибуты богов, культовые и магические предметы и их изображения. — 278

Анималистические мотивы. — 279

Изображения людей. — 279

Музыкальные инструменты. — 279

 


 

[ Предисловие ]   ^

 

В издании речь пойдёт о произведениях древнегреческих злато-кузнецов из раскопок античных городов на северных берегах Чёрного моря. Золотое у греков, как и у нас, — не только то, что сделано из золота, но и сияющее как золото, лучезарное, светлое. Вот и у Гомера боги и то, что принадлежит им, золотое, и Сапфо упоминает «в золотом сиянье служанку Афродиты», а стареющий Мимнерм со вздохом обращается к своей Нанно: «Что за любовь, что за радость без золотой Афродиты?..» В украшениях видны движения души человека, его отношение к окружающему миру. Далеко на краю ойкумены эти маленькие шедевры участвовали в важном процессе вовлечения жителей степей в орбиту античной культуры, а в творчестве работавших там мастеров запечатлены картины жизни суровых кочевников. Для нас ценность находок состоит не в золоте самом по себе, а в том, что в нём можно было исполнить всё, что не удалось бы в ином материале, и нержавеющий металл сохранил созданное на века.

Здесь представлена небольшая часть сокровищ, добытых археологами в ходе двухсотлетних исследований, ныне составляющих славу и гордость Эрмитажа.

 


со стр. 280 ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки