главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Материалы и исследования по археологии Евразии. Памяти Л.К. Галаниной посвящается. / АСГЭ. Вып. 40. СПб: 2015. Е.Ф. Королькова

Следы невиданных зверей
(к проблеме трактовки фантастических образов).

// АСГЭ. Вып. 40. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2015. С. 157-188.

 

Искусство – феномен, пожалуй, наиболее адекватно и глубоко отражающий породившие его культуру и эпоху. Оно выступает для нас как своего рода историческое послание. Проблема состоит лишь в его правильном понимании и дешифровке, поскольку, естественно, принадлежа иной культуре и другому времени, зритель всегда невольно трактует то, что он видит, в привычной ему системе координат опознавания и осмысления объекта. Нам свойственно называть фантастическими образы, созданные в древности и недоступные нашему пониманию ни по форме, ни по смыслу, облечённому в эту форму. Сложность проникновения в подлинное содержание в равной степени относится и к текстам, которые даже при владении древними языками далеко не всегда могут быть по-настоящему поняты и порой имеют скрытый, закодированный смысл. Они могут восприниматься как нечто весьма запутанное, противоречивое и в целом непонятное. Раскрытие истинного смысла произведений древнего искусства, несмотря на всю сложность и заведомую многоступенчатость этой задачи, и есть главная цель исследователя. Её сложность неизбежно усугубляется экстраполяцией современного сознания и логических построений на структуру иного мировоззрения. Для понимания художественного творчества главными вопросами оказываются «что изображено?», «как изображено?» и «почему изображено?»

 

Фантастические образы и волшебные истории «открывают нам дверь в Иные Эпохи, и, если мы войдём в эту дверь, на миг мы окажемся где-то вне нашего времени – и может быть, вне времени вообще», как писал в своём эссе «О волшебных историях» Дж.Р.Р. Толкин [60, с. 43].

 

Бестиарий скифо-сибирского искусства звериного стиля изобилует, помимо реальных животных, всяческими монстрами, адекватное определение которых невозможно, если они не имеют зафиксированного письменной традицией наименования, как например, грифоны и сфинксы. Ибо эти существа не с чем отождествить: они могут иметь одновременно признаки птицы, разных копытных животных и хищников (ил. 1-4). Они – плод человеческого сознания.

 

Фантастические образы появились задолго до сложения самого феномена скифо-сибирского звериного стиля. Следы этих загадочных невиданных зверей уходят в древние культуры Востока. Они могут привести нас в мир, где «мы должны встретить кентавра и дракона» [60, с. 77], и, может быть, приблизить к пониманию их значения.

 

Генезис этих сложных образов и мотивов, принцип их формообразования, морфология и их смысл чрезвычайно важны для реконструкции истории культуры евразийских номадов в целом и для понимания путей сложения и развития локальных вариантов культур скифо-сакского мира. Иными словами, поиск

(157/158)

 

 

 

 

 

 

 

 

… … …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

… … …

 

Все хтонические существа в разных мифологических системах мира так или иначе сконструированы по тому же принципу, что отвечает требованиям знаковой системы. Таким образом, все гибридные монстры звериного стиля ранних кочевников Евразии – создания, принадлежащие Иному миру.

 

Литература.   ^

 

1. Алексеев А.Ю. Скифская хроника (Европейские скифы в VII-IV вв. до н.э.: Историко-археологический очерк). СПб., 1992.

2. Алексеев А.Ю. Хронография Европейской Скифии VII-IV веков до н.э. СПб., 2003.

3. Алексеев А.Ю. Неизвестные грифоны скифского Александропольского кургана // Scripta Antiqua. Вопросы древней истории, филологии, искусства и материальной культуры : альманах. Т. 1. М., 2011. С. 73-89.

4. Артамонов М.И. К вопросу о происхождении скифского искусства // СГЭ. 1962. [Вып.] 22. С. 30-35.

5. Артамонов М.И. Происхождение скифского искусства. СА. 1968. №4. С. 27-49.

6. Артамонов М.И. Скифо-сибирское искусство звериного стиля (основные этапы и направления) // Проблемы скифской археологии. М., 1971. С. 24-35.

7. Артамонов М.И. Сокровища саков. М., 1973.

8. Баркова Л.Л. 1987. Образ орлиноголового грифона в искусстве древнего Алтая // АСГЭ. 1987. [Вып.] 28. С. 5-29.

9. Бертельс А.Е. Художественный образ в искусстве Ирана IX-XV вв. (Слово, изображение). М., 1997.

10. Блэк В.Б. К вопросу об истоках скифо-сарматского звериного стиля // Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М., 1976. С. 30-39.

11. Богданов Е.С. Образ хищника в пластическом искусстве кочевых народов Центральной Азии (скифо-сибирская художественная традиция). Новосибирск. 2006.

12. Выготский Л.С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. М., 1997.

13. Глезер В.Д. Зрение и мышление. Л., 1985.

14. Грач А.Д. Древние кочевники в центре Азии. М., 1980.

15. Данин Д. Старт кентавристики // Наука и жизнь. 1996. №5. С. 70-74.

16. Засецкая И.П. Изображения грифонов и «грифов» в сарматском зверином стиле // Золото, конь и человек. Сб. ст. к 60-летию А.В. Симоненко. Киев, 2012. С. 353-371.

(186/187)

17. Засецкая И.П. Образ волка в сарматском искусстве I в. н.э. // Вояджер: мир и человек: теоретический и научно-методический журнал. №3. 2012. Самара. С. 63-73.

18. Ильинская В.А. Некоторые мотивы раннескифского звериного стиля // СА. 1965. №1. С. 86-107.

19. Каменецкий И.С., Маршак Б.И., Шер Я.А. Анализ археологических источников (возможности формализованного подхода). М., 1975.

20. Канторович А.Р. К вопросу о переднеазиатском влиянии на звериный стиль степной Скифии // ВДИ. 1998. №3. С. 146-168.

21. Канторович А.Р. Зооморфные превращения в зверином стиле степной Скифии как изобразительный феномен // Проблемы скифо-сарматской археологии Северного Причерноморья (к 100-летию Б.Н. Гракова). Запорожье, 1999. С. 116-120.

22. Канторович А.Р. К вопросу о стилистических истоках, причинах популярности и назначении приема «зооморфных превращений» в искусстве скифского звериного стиля // Историко-археологический альманах. Вып. 8. Армавир ; М., 2002. С. 20-33.

23. Канторович А.Р. Классификация и типология элементов зооморфных превращений в зверином стиле Степной Скифии // Структурно-семиотические исследования в археологии. Т. 1. Донецк, 2002. С. 77-129.

24. Канторович А.Р. Истоки и вариации образов грифона и грифоподобных существ в раннескифском зверином стиле VII-VI вв. до н.э. // Археологический альманах. №21. Донецк, 2010. С. 189-224.

25. Кисель В.А. Священная секира скифов. Об одной находке из Келермеса. СПб, 1997.

26. Кореняко В.А. К проблеме происхождения скифо-сибирского звериного стиля // РА. №4. 1998. С. 64-77.

27. Королькова Е.Ф. К проблеме формирования художественного образа в зверином стиле скифской эпохи // Животные и растения в мифоритуальных системах : материалы науч. конф. СПб., 1996. С. 16-17.

28. Королькова Е.Ф. Теоретические проблемы искусствознания и «звериный стиль» скифской эпохи. СПб, 1996.

29. Королькова Е.Ф. «Зооморфные превращения» и «цитаты» в скифо-сибирском зверином стиле (к проблеме формирования художественного образа и композиции) // Ювелирное икусство и материальная культура : тез. докладов восьмого коллоквиума. СПб., 2001. С. 63-71.

30. Королькова Е.Ф. Древневосточные чудовища и скифский звериный стиль // Эрмитажные чтения памяти Б.Б. Пиотровского (1908-1990) : тез. докладов. СПб., 2003. С. 38-44.

31. Королькова Е.Ф. Образы невиданных зверей // Археология Казахстана в эпоху независимости: итоги, перспективы [Том II] : материалы междунар. науч. конф., посвящённой 20-летию Независимой Республики Казахстан и 20-летию Института археологии им. А.Х. Маргулана КН МОН РК. Алматы, 2011. С. 179-186.

32. Королькова Е.Ф. Конский эгрет со сценой терзания из Сибирской коллекции Петра I // СГЭ. 2011. [Вып.] 69. С. 5-14.

33. Криничная Н.А. Персонажи преданий: становление и эволюция образа. Л., 1988.

34. Кубарев В.Д. Курганы Уландрыка. Новосибирск, 1987.

35. Кубарев В.Д., Черемисин Д.В. Образ птицы в искусстве ранних кочевников Алтая // Археология юга Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск. 1984. С. 86-100.

36. Кубарев В.Д., Черемисин Д.В. Волк в искусстве и верованиях кочевников Центральной Азии // [Традиционные] Верования и быт народов Сибири. Новосибирск, 1987. С. 98-117.

37. Лавыгина Н.В. Образы фантастических существ в полихромном зверином стиле среднесарматского времени // Археология Волго-Уральского региона в эпоху раннего железного века и Средиземноморья [Средневековья]. Научные школы ВГУ. Волгоград, 1999. С. 156-171.

38. Ларионов А.В., Эрзяйкин П.А. Сон и сновидения. Екатеринбург, 1996.

39. Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве / пер. А.А. Губер, В.П. Зубов. СПБ., 2012.

40. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993.

41. Луконин В.Г. Искусство Древнего Ирана. М., 1977.

42. Макара // Мифологический словарь под ред. Е.М. Мелетинского. М., 1991. С. 334.

43. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1995.

44. Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство // Малая история искусств. М., 1973.

45. Николаенко Н.Н. Психология творчества. СПб., 2005.

(187/188)

46. Оятева Е.И. К вопросу о методе изучения художественной металлической пластики Прикамья I-II тыс. н.э. // АСГЭ. 1995. [Вып.] 32. С. 105-118.

47. Переводчикова Е.В. О возможности исследования скифского звериного стиля как изобразительной системы // Проблемы истории античности и средних веков. М., 1980. С. 112-124.

48. Переводчикова Е.В. Язык звериных образов. М., 1994.

49. Погребова Н.Н. Грифон в искусстве Северного Причерноморья в эпоху архаики // КСИИМК. 1948. Вып. 23. С. 62-67.

50. Подольский М.Л. Зверь, который был сам по себе, или Феноменология скифского звериного стиля. СПб, 2010.

51. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.

52. Раевский Д.С. Модель мира скифской культуры. Проблемы мировоззрения ираноязычных народов евразийских степей I тысячелетия до н.э. М., 1985.

53. Раевский Д.С. О возможности новых подходов к изучению звериного стиля скифской эпохи // Древние цивилизации Евразии. История и культура: тез. докладов конф., посвящённой 75-летию Б.А. Литвинского. М., 1998. С. 81-83.

54. Раевский Д.С. Об игровом начале в скифском зверином стиле // Первобытная археология: Человек и искусство. Новосибирск, 2002. С. 178-181.

55. Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М. ; Л., 1953.

56. Руденко С.И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М. ; Л., 1960.

57. Руденко С.И. Сибирская коллекция Петра I // САИ [Вып.] Д 3-9. М. ; Л., 1962.

58. Савинов Д.Г. Образ фантастического хищника в древнем искусстве Евразии (в свете переднеазиатской теории М.И. Артамонова) // Вып. 4 : История и культура древних и средневековых обществ. Проблемы археологии. СПб., 1998. С. 154-165.

59. Савинов Д.Г. Изобразительные памятники раннескифского времени: искусство композиции // Изобразительные и технологические традиции в искусстве Северной и Центральной Азии. Москва ; Кемерово. 2012. С. 35-55.

60. Толкин Дж.Р.Р. О волшебных историях // Дерево и лист. М., 1991. С. 11-111.

61. Тревер К.В. Сэнмурв-Паскудж: Собака-птица. Л., 1937.

62. Фабрициус И.В. Скифо-сарматские орнаментированные клыки. Рукопись 1934 г. // Архив ИИМК. Ф. 61. №73.

63. Хиллман Дж. Архетипическая психология. СПб., 1996.

64. Чертов Л.Ф. Знаковость: Опыт теоретического синтеза идей о знаковом способе информационной связи. СПб., 1993.

65. Шань хай цзин (Каталог гор и морей). М., 2004.

66. Шеллинг Ф.В. Система трансцендентального идеализма. Л., 1936.

67. Шер Я.А. О возможных истоках скифо-сибирского звериного стиля // Вопросы археологии Казахстана : сб. науч. ст. Вып. 2. Алматы; М., 1998. С. 218-230.

68. Ancient Art from the Shumei Family Collection. New York, 1996.

69. Boardman J. The Tillya Teppe Gold: A Closer Look // Ancient West and East. Vol. 2. N 2. Leiden ; Boston. 2003. P. 348-374.

70. Boardman J. Three Monsters at Tillya Tepe // Ancient Civilization. 2003. 9, 1-2. P. 133-146.

71. Boardman J. Central Asia: West And East // After Alexander. Central Asia before Islam. Proceedings of the British Academy. 2007. 133. P. 9-25.

72. Bunker E.C., Chatwin C.B., Farkas A.R. Animal Style. Art from East to West. New York, 1970.

73. Möbius H. Uber Form und Bedeutung der Sitzenden Gestalt in der Kunst der Orients und der Griechen // AM. 1916. 41. S. 119-219.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки