Е.Ф. Королькова
Теоретические проблемы искусствознания
и «звериный стиль» скифской эпохи.
К формированию глоссария основных терминов и понятий.
// СПб: 1996. 78 с. + 18 табл.
Оглавление
Материалы к глоссарию искусствоведческих терминов и понятий, необходимых в исследовании скифского «звериного стиля». — 3
Указатель основных терминов и понятий. — 60
Литература. ^
Алпатов 1987 — Алпатов М. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М., 1987.
Аскиня 1974 — Аскиня Я.Ф. Категория будущего и принципы её воплощения в искусстве // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974.
Бернштейн 1986 — Бернштейн Б.М. Несколько соображений в связи с проблемой «искусство и этнос» // Критерии и суждения в искусствознании. М., 1986.
Бернштейн 1986а — Бернштейн Б.М. Традиция и канон. Два парадокса // Критерии и суждения в искусствознании. М., 1986.
Большаков 1988 — Большаков А.О. Рецензия на книгу: Н.А.Померанцева «Эстетические основы искусства древнего Египта» // ВДИ. №1. 1988.
БСЭ, т. 2 — Архитектоника. 1970.
БСЭ, т. 10 — Богемская К.Г. Иконография. 1972.
БСЭ, т.12 — Хализев В.Е., Турчин B.C. Композиция. 1973.
БСЭ, т. 21 — Недошивин Г.А. Реализм. 1975.
БСЭ, т. 22 — Харлап М.Г. Ритм. 1975.
БСЭ, т. 24, кн. 1 — Недошивин Г.А. Стиль. 1976.
БСЭ, т. 24, кн. 1 — Александров С.Н., Кантор A.M. Стилизация. 1976.
(62/63)
Вагнер 1986 — Вагнер Г.К. Методические предпосылки изучения стиля древнерусского искусства // Критерии и суждения в искусствознании. М., 1986.
Вагнер 1987 — Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М., 1987.
Вёльфлин 1994 — Вёльфлин Генрих. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. Спб., 1994.
Веселовский 1940 — Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940.
Винкельман 1935 — Винкельман Иоган-Иоахим. Избранные произведения и письма. М.-Л., 1935.
Виноградов 1961 — Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961.
Виноградов, Шкурко 1963 — Виноградов В.Б., Шкурко А.И. О некоторых предметах звериного стиля из Центрального Предкавказья в скифское время // Сборник докладов на 6-ой и 7-ой археологических студенческих конференциях. М., 1963.
Виппер 1962 — Виппер Б.Р. Несколько тезисов к проблеме стиля // Творчество. 1962. 9.
Власов 1993 — Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. Санкт-Петербург, 1993.
Власов 1995 — Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. Том 1. Спб., 1995.
Волкова 1974 — Волкова Е.В. Ритм как объект эстетического анализа (методологические проблемы) // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974.
Гёте 1975 — Гёте. Об искусстве. М., 1975.
Гинзбург 1924 — Гинзбург М.Я. Стиль и эпоха. М., 1924.
Жегин 1970 — Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. (Условность древнего искусства). М., 1970.
Знамеровская 1975 — Знамеровская Т.П. Направление, творческий метод и стиль в искусстве. Л.,1975.
Зобов, Мостепаненко 1974 — Зобов Р.А., Мостепаненко A.M. О типологии пространственно-временных
(63/64)
отношений в сфере искусства // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974.
Иорданский 1982 — Иорданский В.Б. Хаос и гармония. М., 1982.
Каменский 1986 — Каменский А.А. О смысле художественной традиции // Критерии и суждения в искусствознании. М., 1986.
Канторович 1994 — Канторович А.Р. Звериный стиль степной Скифии 7-го — 3-го вв. до н.э. // Автореф. дис. на соискание уч. степени канд. ист. наук. М., 1994.
Каплун 1985 — Каплун А.И. Стиль и архитектура. М., 1985.
Киплик 1929 — Киплик Д.И. Техника живописи. Масляная живопись. Л., 1929.
Кисель 1993 — Кисель В.А. Стилистическая и технологическая атрибуция серебряного зеркала из Келермеса // ВДИ. №1. 1993.
Кон-Винер 1936 — Кон-Винер Э. История стилей изобразительных искусств. М., 1936.
Крючкова 1985 — Крючкова В.А. Антиискуство. Теория и практика авангардистских движений. М., 1985.
Кузьмина 1983 — Кузьмина Е.Е. О «прочтении текста» изобразительных памятников искусства евразийских степей скифского времени // ВДИ. №1. 1983.
(64/65)
Либеров 1976 — Либеров П.Д. Локальные особенности звериного стиля среднедонской культуры и отражение связей с внешним миром // ССЗС. М., 1976.
Лосев 1976 — Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.
Лотман 1970 — Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.
Маркарян 1978 — Маркарян Э.С. Интегративные тенденции во взаимоотношениях общественных и естественных наук // Методологические проблемы исследования этнических культур. Ереван, 1978.
Мейлих 1974 — Мейлих Б.С. Проблемы ритма, пространства и времени в комплексном изучении творчества // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л , 1974.
Миллер 1929 — Миллер А.А. Первобытное искусство // История искусств всех времён и народов. Л., 1929.
Минасян 1988 — Минасян Р.С. К вопросу о влиянии техники производства на происхождение некоторых особенностей скифо-сибирского звериного стиля // АСГЭ. 1988. Вып. 29.
Михайлов 1967 — Михайлов Б.П. Витрувий и Эллада. Основы античной теории архитектуры. М., 1967.
Михайлова 1986 — Михайлова А.А. Художественный образ как динамическая целостность // Критерии и суждения в искусствознании. М., 1986.
Михоэл 1960 — Михоэл [Михоэлс] С. Статьи, беседы, речи. М., 1960.
Моррис 1983 — Моррис Ч. Основания теории знаков // Семиотика. М., 1983.
(65/66)
Мочалов 1983 — Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины. Очерки о языке живописи. М., 1983.
Оятева 1993 — Оятева Е.И. Доклад «О художественности камских бронз», прочитанный в Отделе археологии Восточной Европы и Сибири Гос.Эрмитажа в 1993 г.
Оятева 1995 — Оятева Е.И. К вопросу о методе изучения художественных металлических пластин Прикамья 1-го — нач. 2-го тыс. до н.э. // АСГЭ. 1995. Вып. 32.
Переводчикова 1986 — Переводчикова Е.В. Воспроизведение вида животного в скифском зверином стиле // КСИА. 1986. Вып. 186.
Померанцева 1985 — Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М., 1985.
Претте, Капальдо 1981 — Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания. М., 1981. Ч.1.
Путилов 1991 — Путилов Б.Н. Мотив // Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Свод этнографических понятий и терминов. М., 1991.
Раевский 1985 — Раевский Д.С. От киммерийского орнамента к скифскому звериному стилю // Древности Евразии в скифо-сарматское время. М., 1985 [1984].
(66/67)
Художественные памятники и проблемы культуры Востока. Л., 1985.
Ротенберг 1971 — Ротенберг Е.И. Западноевропейское искусство 17 века. М., 1971.
Сапаров 1974 — Санаров М.А. Об организации пространственно-временного континуума художественного произведения // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974.
Сарабьянов 1979 — Сарабьянов Д.В. К определению стиля модерн // Советское искусствознание-78. М. 1979. Вып. 2.
Соколов 1968 — Соколов А.Н. Теория стиля. М., 1968.
Спиркин 1980 — Спиркин В. Человек, культура, традиция // Традиция в истории культуры. М., 1980. [1978]
Стернин 1986 — Стернин Г.Ю. Проблема «реальности» в изобразительном искусстве 19 в. (Заметки о некоторых тенденциях в современном зарубежном искусствознании ) // Критерии и суждения в искусствознании. М., 1986.
Столяр, Савватеев 1976 — Столяр А.Д., Савватеев Ю.А. О некоторых возможностях изобразительного анализа писаницы Астувансалми (Финляндия) // Первобытное искусство. Новосибирск, 1976.
Уитроу 1964 — Уитроу Дж. Естественная философия времени. М., 1964.
(67/68)
Успенский 1970 — Успенский Б.А. К исследованию древней живописи // Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения (условность древнего искусства). М., 1970.
Фаворский 1986 — Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М., 1986.
Философский словарь 1980 — Философский энциклопедический словарь. 2 изд. М., 1989.
Фортунатов 1974 — Фортунатов Н.М. Ритм художественной прозы // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974.
Хогарт 1958 — Хогарт В. Анализ красоты. Л.-М., 1958.
Чертов 1993 — Чертов Л.Ф. Знаковость. Опыт теоретического синтеза идей о знаковом способе информационной связи. СПб., 1993.
Шмит 1919 — Шмит Ф.И. Искусство — его психология, его стилистика, его эволюция. Харьков, 1919.
Шкурко 1975 — Шкурко А.И. Звериный стиль в искусстве и культуре лесостепной Скифии VII-III вв. до н.э. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд.ист.наук. М., 1975.
Шкурко 1976 — Шкурко А.И. О локальных различиях в искусстве лесостепной Скифии // ССЗС. М., 1976.
Эко 1984 — Эко У. О членениях кинематографического кода // Строение фильма. М., 1984.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона 1901, т. 62 — Стиль. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издание 1890-1907 гг., т. 62, Спб., 1901.
Эстетика 1989 — Эстетика: Словарь. М., 1989.
(68/69)
Яценко 1971 — Яценко И.В. Искусство скифских племён Северного Причерноморья // История искусства народов СССР. М., 1971. Т. 1.
Anderson 1969 — Anderson R.L. Art in Primitive Societies. New Jersey, 1979.
Bible Lands... 1994 — Bible Lands Museum Jerusalem. Guide to the Collection. Jerusalem, 1994.
Borovka 1928 — Borovka G. Scythian Art. London, 1928. 74 p.
Brassai 1964 — Brassai. Conversations avec Picasso. P., 1964.
Eco 1972 — Eco U. Einfuhrung in die Semiotik. München, 1972.
Herzfeld 1941 — Herzfeld E. Iran in the Ancient East. London, 1941.
Leroi-Gourhan 1965 — Leroi-Gourhan A. La gest et la parole. P., 1965.
Lévi-Strauss 1967 — Levi-Strauss С. Structural Antropology. New-York, 1967.
Panofsky 1962 — Panofsky E. Studies in iconology. Humanistic Themes in Art of the Renaissanse. New-York, 1962.
Rowland 1954 — Rowland R. Art in East and West. New-York, 1954.
Sackett 1973 — Sackett J.R. Style, function and variability in palaeolithic assemblages // Renfrew C. The explanation of culture change: models in prehistory. London, 1973.
Список сокращений. ^
АСГЭ — Археологический сборник. Государственный Эрмитаж. Л., СПб.
БСЭ — Большая Советская Энциклопедия. Изд. 3-е в 30 томах. М. 1970-1978.
ВДИ — Вестник древней истории, М.
MAP — Материалы по археологии России, издаваемые Императорской Археологической Комиссией.
МИА — Материалы и исследования по археологии СССР.
СА — Советская археология, М.
ССЗС — Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М., 1976.
|