А.Е. Бертельс
Художественный образ в искусстве Ирана IX-XV вв.
(Слово, изображение).
// М.: «Восточная литература». 1997. 424 с., вкл. ISBN 5-02-017707-5
[ аннотация: ]
В книге на материале мифологии, эпоса, поэзии, а также произведений пластических искусств прослежены различные облики устойчивых символических художественных образов, просуществовавших в искусстве Ирана с V в. до н.э. почти до наших дней. Реконструкция того смысла, который им придавали создатели образов, а также их изменчивого восприятия, зафиксированного в различных комментариях на протяжении веков, даёт возможность автору показать их многомерную природу, поставить вопрос об их эстетической ценности.
См. файл .pdf, 22,7 Мб.
Оглавление
Предисловие. — 3
Глава I. Мифологические, религиозные и научные основы построения художественного образа в средневековой персидской поэзии. — 17
1. Связь метафор и образов персидской поэзии с древнейшими мифологическими традициями. — 17
2. Связь метафор и образов персидской поэзии с зороастрийской традицией. — 34
3. Отношение терминологических систем философских и научных трактатов к метафорическим системам персидской поэзии. — 55
Глава II. Словесная и смысловая основа художественного образа в персидской поэзии. — 78
1. Система ключевых слов. Происхождение её иерархического построения и входящих в неё «групп слов». — 78
Приложение. Рубрики синоптической словарной схемы «Фраханг и пахлавик». — 104
2. Разделы словаря, семантические поля, тематические группы слов в языке персидских средневековых текстов. — 106
3. О значении (смысле) термина и тропа в тексте, дефиниции и комментарии. — 130
4. «Пери́». История изменения смысла образного слова в контексте истории культуры. — 141
Глава III. Поэтические и пластические воплощения метафоры и символа птицы «Симург» в поэзии, торевтике и миниатюре. Их мифологические и религиозные истоки. — 154
1. Символический образ птицы. Восточные источники «Божественной комедии». — 154
2. Образ-символ «Симург» в древности и раннем средневековье. — 162
3. Традиция изображения Симурга до распространения и утверждения ислама. — 171
4. Символы крылатой духовной сущности, «крылатой души» в Авесте, в манихейской традиции, в греческой философии и в Коране. — 177
5. Дефиниции символов «Симург, птицы, их перелёт» в иранской мистической теософии и персидской поэзии. Комментарии, оценки символа. — 187
6. Образ-символ птицы и образ странствия (перелёта) птиц в начале иранской исламской традиции. Авиценна и Ахмад Газали — предшественники Аттара. — 200
Послание о птице (перевод). — 207
О птицах (перевод). — 213
7. Другие предшественники Аттара. Ихван ас-сафа. Фирдоуси. «Калила и Димна». Ибн Хазм. — 222
8. Сана’и. Символическое описание состояний души во время Пути. — 249
9. Кристаллизация метафоры-символа «Симург» и странствие (перелёт) птиц в поэме Аттара «Мантик ат-тайр» («Разговоры птиц»). — 268
Глава IV. Группа «ключевых слов»: «семь цветов, семь планет» и миниатюры, иллюстрирующие обрамляющее повествование поэмы Низами «Хафт пайкар». — 290
1. О природе метафоры-цветообозначения в персидской поэзии. — 290
2. Цветовая символика в поэме Низами «Хафт пайкар». — 305
3. Миниатюры, иллюстрирующие обрамляющее повествование «Семи красавиц» Низами («семь планет, семь цветов»). — 321
Описание миниатюр, упомянутых в тексте гл. IV. Указания на рукописи и репродукции. — 335
Глава V. Поэтические описания и пластические изображения вознесения пророка Мухаммада. — 338
1. Вводные замечания. — 338
2. Ми‘радж в Коране и в «Ми‘радж-наме». — 345
О Ми‘радже Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует (перевод). — 350
3. Два цикла миниатюр, изображающих вознесение Мухаммада и его странствия в потустороннем мире. — 359
А. «Стамбульский альбом». — 359
Описания миниатюр «Стамбульского альбома». — 363
Б. Парижская рукопись «Ми‘радж-наме» на уйгурском языке, украшенная шестьюдесятью миниатюрами. — 368
Глава VI Лубочные изображения рая и ада конца XIX — начала XX в. (зороастрийская традиция). — 390
Библиография. — 402
Summary. — 418
Иллюстрации [вклейки: ч/б, после стр. 256, Ил. 1-16; цвет., после стр. 288, Ил. I-XVI]
|