С.И. Руденко
Культура населения Центрального Алтая в скифское время.
// М.-Л. 1960. 360 с. + 128 табл.
Оглавление
Глава I. Горноалтайские курганы с каменной наброской. — 7
Глава III. Находки в Башадарских курганах. — 42
Глава IV. Туэктинские курганы. — 93
Глава V. Находки в Туэктинских курганах. — 109
Глава VI. Датировка горноалтайских курганов с каменной наброской. — 162
Глава VII. Обитатели восточноевропейских и азиатских степей и предгорий в скифское время. — 173
Глава VIII. Занятия и образ жизни горноалтайцев. — 190
Глава IX. Одежда и украшения. — 204
Глава X. Техника обработки различных материалов. — 214
Глава XII. Общественный строй. — 237
Глава XIII. Изобразительное искусство. — 245
Список иллюстраций. — 347
Таблицы. — 351
Таблицы [ I-CXXVIII ].
Предисловие. ^
Моя работа «Культура населения Горного Алтая в скифское время», опубликованная в 1953 г., в основном была посвящена описанию Пазырыкской группы курганов Восточного Алтая и замечательных находок в этих курганах. В ней подробно рассмотрен и вопрос о причинах образования в курганах мерзлоты, обеспечившей прекрасную сохранность больших курганов Алтая с каменной наброской.
В 1950 и 1954 гг. в Центральном Алтае экспедициями Института истории материальной культуры Академии наук СССР под моим руководством производились раскопки в бассейне р. Урсула, левого притока р. Катуни, в Онгудайском районе Горно-Алтайской автономной области. В 1950 г. раскопаны два больших кургана на р. Караколе, притоке р. Урсула, близ аила Кулода. В раскопках принимали участие Н.Н. Новоуспенский, С.Н. Погодин, Н.М. Руденко, В.М. Сунцова и И.С. Чевалков. В 1954 г. производились раскопки двух больших курганов в долине р. Урсула, у с. Туэкта, в которых принимали участие И.М. Павлюченко, Н.М. Руденко, В.М. Сунцова и П.Е. Тадыев. В том же году отрядом А.А. Гавриловой при участии Л.А. Давыдовой и М.А. Сабуровой был доследован большой Катандинский курган, раскопанный В.В. Радловым в 1865 г., но вскрытый им не полностью. Конское захоронение осталось им незамеченным, что выделяло этот курган из общей группы аналогичных памятников Горного Алтая и послужило поводом к сопоставлению его с погребениями хуннских шаньюев в Монголии, в горах Ноин-Ула.
В настоящей работе подробно описываются Башадарские и Туэктинские курганы, а также сообщаются краткие сведения о других, ранее раскопанных на Алтае курганах скифского времени.
Дополнительные, весьма ценные материалы, полученные в результате раскопок этих двух последних групп курганов, дали возможность шире поставить вопрос о происхождении и характере культуры населения Горного Алтая в скифское время в целом с привлечением данных, касающихся современных и родственных им по культуре других евразийских скотоводческих племён.
(5/6)
В связи с дискуссией по поводу моего определения времени горноалтайских курганов с каменной наброской я подробнее остановился на вопросах датировки с привлечением результатов определения относительной хронологии Пазырыкской и Туэктинской групп курганов на основании изучения древесных колец, а также абсолютного их возраста при помощи радиоуглеродного метода.
Сопоставление данных письменных источников о культуре евразийских скотоводческих племён во второй половине I тысячелетия до н.э. с вещественными материалами, добытыми при раскопках горноалтайских курганов, позволило с исключительной для такого отдалённого времени полнотой осветить культуру не только племён Алтая, но и других современных им и родственных по культуре евразийских скотоводческих племён.
В заключении приводятся соображения об этнической принадлежности горноалтайских племён и их позднейшей судьбе.
Рисунки в тексте выполнены Н.М. Руденко и В.М. Сунцовой, цветные таблицы — В.М. Сунцовой. Фотографии вещей выполнены М.Г. Агаронян.
|