главная страница / библиотека / обновления библиотеки
|
|
|
Рис. 1. Фрагменты орнаментированных поясов. Бронза. Армения, Ахпат, первая четверть I тыс. до н.э.(Открыть Рис. 1 в новом окне) |
Рис. 2. Хеттская база колонны. Базальт. Из Зеджирли (древний Самал), около IX в. до н.э.(Открыть Рис. 2 в новом окне) |
колонны из хеттского Самала (современный Зенджирли, рис. 2) [11] и хеттских же рельефах из Сакчегёзу и Каркемиша (Мараша), [12] на одной из хурритских цилиндрических печатей и даже в декоре митаннийских сосудов из Телль-Атчаны и Телль-Биллы. [13]
Не выражая сомнений относительно индо-иранского происхождения скифов и не полемизируя с авторами, приводящими основательные доказательства генетических и конкретных влияний культуры областей Иранского нагорья на скифское и сарматское искусство, попытаемся проследить взаимосвязи изобразительного творчества скифо-сарматского мира и переднеазиатских культур, которые развивались на нагорье Армянском, в Северной Сирии и на полуострове Малая Азия. Таким образом, привлекая широкий круг произведений искусства, постараемся на основе образно-стилистического сопоставления и анализа выявить черты органического стилистического сходства между памятниками скифов и сармат и хетто-хурритского мира, то есть из
районов севера и северо-запада Передней Азии. [14]
Не анализируя вопросы, связанные с происхождением в скифо-сарматском искусстве того или иного образа (кошачьего хищника, оленя и др.), будем касаться принципиальных творчески-изобразительных соответствий в группах памятников с названных территорий. Заметим всё же, что точка зрения Б.Б. Пиотровского, В.А. Ильинской и С.С. Черникова на исконно скифское происхождение ряда изобразительных мотивов и приемов их компоновки, а также их трансформации кажется наиболее верной. [15]
При сравнении характера силуэтов изображений реальных и фантастических животных (быка, коня, льва, грифона) на таких характерных памятниках скифо-сарматского звериного стиля VI-V вв. до н.э. как, например, бронзовые навершия из Большого Ульского и Келермесского курганов, бронзовые же бляхи из кургана у села Журовка и навершие из Краснокутского кургана [16] с силуэтным решением в пространстве таких, не менее типичных образцов пластики хетто-хурритского круга начала I тыс. до н.э., как бычья фигура в портике митаннийского храма — дворца в Телль-Халафе, [17] фигуры привратных и изображённых на рельефах львов из руин хеттских архитектурных ансамблей в Телль-Ахмаре, Телль-Атхане (рис. 3, 1), и Каратене, [18] становятся очевидными
принципиальные творческие соответствия. Так, несомненен единый, подчёркнуто выразительный лаконизм общих очертаний изображений. Образно-смысловые «задания», связанные с назначением всех произведений, требовали убедительной типизации абриса каждой части тела любого животного. Такая стилистическая трактовка в обеих группах памятников совершенно очевидно связана с многовековыми творческими традициями, подвергшимися определённой канонизации.
Близость силуэтных, островыразительных решений, может быть, ещё явственнее ощущается при сравнении композиций со сценами нападения реального или крылатого льва на оленя, быка, ягнёнка, например, на золотой обкладке колчана из Семибратнего кургана и на целом ряде ортостатов из Телль-Халафа (рис. 3, 2). [19] Этот драматический сюжет передан на памятниках обеих групп в равной мере определённо и одним и тем же приёмом: силуэтом, скупо очерченным, но выверенным настолько точно, что он вопло-
|
|
Рис. 4. Хеттский рельеф из Эйюка с изображениями сцен охоты на вепря и оленя. Известняк, конец II тыс. до н.э.(Открыть Рис. 4 в новом окне) |
Рис. 5. Каменные изваяния
|
щает прыжок и вгрызание хищника в свою жертву. Благодаря такому обобщению силуэтов сюжет, изображённый вполне конкретно, начинает звучать символически.
Большая или меньшая степень декоративности в проработке деталей, наблюдающаяся в различных памятниках, связана с их разновременностью, происхождением из разных пунктов, а также с тем, что одни выполнены из камня, а другие из металла. Принцип же трактовки, подачи силуэтов везде один и тот же. В едином пластическом ритме с силуэтами фигур выполнена и вся их лепка: большими объёмами и плоскостями, чётко выделенными, суммарно передающими главную типическую черту каждой части тела: крепость и силу ног или лап, упругость шеи, весомость объёмов туловища.
Этот стиль скульптурного воплощения образов животных отлично прослеживается на ярчайших образцах скифского искусства — золотой фигуре пантеры, украшении щита из Келермесского кургана и золотой фигуре оленя, также декорировавшей щит, из кургана у станицы Костромской (обе — IV [опечатка, надо: VI] в. до н.э.). [20] Однако неизменно такова же трактовка формы и многочисленных хеттских, хурритских, урартских и закавказских рельефных и трёхмерных изображений. Достаточно обратиться, кроме уже названных выше примеров, хотя бы к хеттским рельефам с фигурой воина на коне из Богазкёя [21] или со сценами охоты на кабана и оленя из Эйюка (рис. 4) [22] крупной фигуре птицы, увенчивающей колонну, и рельефным фигурам страуса, сокола и дикого гуся из Телль-Халафа (рис. 5, 1), [23] урартской бронзовой голове лошади, навершии дышла колесницы из Тейшебаини (Кармир-Блура, рис. 5, 2), [24] закавказской пластике второй половины II и первой четверти I тыс. до н.э., представленной бронзовыми фигурками, подвесками и навершиями из Толорса, Лчашена, Айрума (рис. 5, 3), Паравакара и многих других мест. [25]
Все перечисленные скульптуры в стилистическом отношении принадлежат к одному направлению переднеазиатского искусства, основанному на использовании лаконично-выразительных изобразительных приемов: а) подчинении формы изображения (силуэта и объёма) его назначению; б) последовательном, метрически размеренном, спокойном распределении изображений по отношению друг к другу; в) компоновке всех форм изображений по принципу пластического равновесия; г) в ряде случаев — противопоставление различных фигур по геральдическому принципу.
Образно же стилистический строй значительного количества образцов пластики Ирана отличается более изощрённо-узорчатыми ритмами силуэтов, зачастую декоративно-видоизменёнными формами тел животных и в целом сложно декоративным воплощением как отдельных мотивов, так и композиций, в которые они включены. В памятниках этого круга господствует специфическое, очень утончённое, линеарно-орнаменталъное начало. В рассматриваемую эпоху оно многогранно проявляется и в многочисленных скульптурных произведениях из бронзы Луристана X-VII вв. до н.э., [26] и в гармоничнейшем по своему пластически-декоративному решению рельефном оформлении Персепольского дворца (VI-V вв. до н.э.). [27] Элементы такого подхода к трактовке силуэтов и объёмов наблюдаются и в облике образцов пластики из Хазанлу IX-VIII вв. до н.э., например, на бронзовых накладках в виде птиц, [28] а также в фигурах лежащих львов. [29]
Истоки этого стилистического своеобразия, характерного для большой группы памятников искусства Ирана, можно проследить поэтапно, вплоть до росписей эламской керамики IV — начала III тыс. до н.э.
Многие иранские памятники характеризуются в связи с изощрённостью трактовки силуэтов и декора множественностью форм и сгущённостью в распределении орнаментов. Кроме того, их образно-стилистическому строю свойственно преобладание геральдической компоновки изобразительных мотивов, а также фантастического элемента в подаче образов. Сопоставление стиля исполнения скифо-сарматских памятников со стилистическими чертами многих
иранских бронз из Хазанлу и Луристана показывает также, что: а) существует общность сюжетов — изображены одни и те же реальные и фантастические животные (орёл, фазан, пантера, онагр, козел, быко-орёл, быко-человек); б) что в ряде случаев используются близкие приёмы обобщения форм — включение многих элементов фигур разных животных в одну пластическую композицию.
Однако следует напомнить, что эти черты в такой же мере присущи и искусству хетто-хурритов, урартов, ассирийцев. Достаточно назвать фантастических охранителей дворцовый входов Ассирии — крылатых быков с человеческими головами IX-VIII вв. до н.э., [30] сфинксов из хеттского Зенджирли (Сакчегёзу) или Каркемиша (рис. 6) того же времени, [31] наконец, целый комплекс начала I тыс. до н.э. подобных олицетворений высших сил из Телль-Халафа, [32] в облике которых непринуждённейше сочетаются части птицы, льва, быка, скорпиона и человека.
Не высказывая, таким образом, ни малейшего сомнения в существовании многогранных стилистических связей и соответствий между скифо-сарматским искусством и искусством Ирана, хотелось бы обратить внимание на несомненность подобного же стилистического единства этого искусства с большим кругом изобразительных памятников северо-запада Передней Азии.