[ каталог выставки ]
Янтарь в древних культурах.
Художественные произведения из собрания Эрмитажа.
// СПб: «Славия». 2010. 144 с. ISBN 978-5-9501-0126-7
Оглавление
И.П. Засецкая. Культ и магия в предметах женского погребения. Курган «Большой» у города Армавира на Кубани. — 65
А.Г. Фурасьев. Янтарь в эпоху великого переселения народов. Конец IV — VI век. — 79
Лесная зона Восточной Европы в каменном веке [ 1-24 ]. — 94
Кавказ в раннескифское время [ 25-77 ]. — 100
Южная Сибирь в скифское и хуннское время [ 78-121 ]. — 120
Прикубанье в сарматское время [ 122-140 ]. — 132
Северное Причерноморье в эпоху великого переселения народов [ 141-149 ]. — 136
Янтарная карта мира. ^
Эрмитаж с удовольствием представляет себя в Калининграде через свои янтарные коллекции. На этот раз — археологические. Янтарь — застывшее чудо, которое продолжает жить, даже попав в недра земли. Множество цивилизаций жило его светом, вдохновлялось им и преображало его согласно своим вкусам и ощущениям.
Многие культуры заменяли янтарём свои любимые камни, но янтарь их превзошёл. Он — живой и остаётся живым вечно. Он — тёплый и согревает своим теплом.
Янтарь содержится в наших лучших коллекциях, происходит из наших лучших раскопок. Поселения и знаменитые погребения лесной Европы, Кавказа, скифского мира, Сибири, Алтая, Центральной Азии. Всюду янтарь был частью сокровищ и важным элементом магических ритуалов. Он защищал хозяина, отпугивал врага, помогал говорить с предками.
Он представал в виде простеньких фигурок и подвесок, полных внутренней силы. Он украшал причудливые изделия из драгоценных металлов, интересно сочетался с камнями и стеклом. Он нёс в себе свет солнца и память о тех людях, которые держали его в руках. Он принес эту память нам.
Янтарь — чудесное украшение и великолепный археологический источник. Он представляет нам особый мир — мир, который знал и ощущал янтарь. Карту этого мира приносит нам эта выставка. Она вернулась в янтарный край.
Добро пожаловать!
Михаил Пиотровский,
директор Государственного Эрмитажа
Янтарь из Эрмитажа. ^
Удивительно, насколько информация о древних культурах может быть актуальна в наши дни! Экспозиция из собрания Государственного Эрмитажа в Калининградском музее янтаря — тому подтверждение.
Несколько лет назад, во время одной из встреч с сотрудниками Государственного Эрмитажа, родилась идея об организации в Калининграде выставки археологического янтаря как наименее исследованного в истории бытования «солнечного камня». Аналога такой выставке не знала Российская Прибалтика.
Результаты научного изучения особенностей применения янтаря в доисторическое время закономерно востребованы в самой западной области нашего Отечества, поскольку именно здесь находится единственный в России музей, посвящённый балтийскому самоцвету. Всё, что касается темы «Янтарь в культуре человечества», должно быть отражено в его экспозиции. К сожалению, огромное количество археологического материала выпало из научного оборота в силу его малой доступности. Для калининградцев, у которых интерес к янтарю имеет генетический характер, для интернационального сообщества специалистов в области историко-культурных знаний о янтаре, чрезвычайно важен материал, который изучили, опубликовали и показали сотрудники Государственного Эрмитажа. Не случайно мы издаём каталог на двух языках, — книга сразу станет достоянием учёных и любителей стран Балтии и Северных стран, Японии, района Карибского моря и других регионов мира, где есть интерес к окаменевшим ископаемым смолам.
Настоящий каталог, сама выставка станут базовым материалом для наполнения музея в перспективе новым содержанием — для появления новых экспозиционных комплексов, посвящённых использованию янтаря в древних культурах.
Отмечена закономерность: чем богаче знания об использовании янтаря в человеческой истории, чем дальше вглубь веков уходит его применение, тем выше он ценится нашими современниками, тем больший спрос находит у покупателей.
От имени калининградцев выражаю искреннюю благодарность директору Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровскому и генеральному директору Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» С.В. Кириенко за возможность организации в Калининграде выставки «Янтарь в древних культурах», за создание ситуации общения с сотрудниками знаменитого музея.
Татьяна Суворова,
директор Калининградского музея янтаря
[ Введение. ] ^
Природа наделила янтарь не только красотой, но и таинственным блеском и удивительной притягательной силой. О янтаре рождались легенды и мифы.
Когда-то на небе было два солнца. Одно из них было очень тяжёлым, и небо не выдержало этой ноши. Солнце упало и разбилось о подводные морские скалы, и с тех пор море выносит его кусочки на берег. Так рассказывает о происхождении янтаря древняя прибалтийская легенда. Другая мифологическая традиция связывает янтарь с застывшими слезами гелиад о брате Фаэтоне или сестер Мелеагра. Древнелитовская легенда рассказывает, что это слёзы царевны Юрате о её возлюбленном Каститисе. Дошедшие до нас названия этого удивительного камня связаны с его необычными качествами. Германцы называли его «блестящим камнем», эстонцы — «камнем моря», литовцы по имени моря «балтасом»; часто обитатели побережья Балтики называли его «горючим камнем» или «морским ладаном». Некоторые народы отразили в названиях представления о его лечебных свойствах.
Эта выставка не только о янтарных вещах, которые были найдены при археологических раскопках поселений, курганов, могильников. Эта выставка о вещах, которые окружали янтарь. Золото и бронза с их теплым жёлтым цветом сопровождали янтарь в скифскую эпоху.
География находок удивительна — это лесная зона Восточной Европы, Кавказ, Причерноморье, но самые загадочные из них происходят из Сибири.
И не удивительно, что каждая находка вызывает пристальный интерес историков-археологов: за ними скрывается история народов, их политических взаимоотношений, торговых контактов. Перед посетителями выставки открывается возможность заглянуть в далёкое прошлое, узнать о людях, реалиях или событиях древних эпох.
Идёт время, но украшения и изделия из балтийского янтаря по-прежнему сопровождают нас, и он по-прежнему притягивает к себе людей.
[ Карта ] ^
Археологический янтарь на территории России и сопредельных государств.

Места находок.
1 — Оз. Шерегодро. Стоянка у оз. Кафтино. 2 — Наумово. 3 — Усвяты IV. 4 — Дубокрай V, Сертея II. 5 — Сахтыш I, Сахтыш VIII. 6 — Могильник Новогригорьевка. 7 — Могильник Суук-Су. Могильник Кореиз. 8 — Армавир, Курган Большой. 9 — Курганный могильник у станицы Келермесская. 10 — Кисловодск. 11 — Могильник Кичмалка II. 12 — Могильник Царца. 13 — Знаменский клад. 14 — Курган Аржан-2.
Литература. ^
Абрамова М.П. Погребения скифского времени Центрального Предкавказья // Советская археология. №2. 1974.
Алексеева Е.М. Античные бусы Северного Причерноморья // Свод археологических источников. Вып. Г1-12. М., 1978.
Алексеева Е.П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии. М., 1971.
Алексеева Е.П. Позднекобанская культура Центрального Кавказа // Учёные записки ЛГУ. Серия исторических наук. Вып. 13. Л., 1949.
Аржан. Источник в Долине царей. Археологические открытия в Туве. Издание по материалам выставки в Государственном Эрмитаже. СПб., 2004.
Батчаев В.М. Древности скифского и предскифского периодов // Археологические исследования на новостройках Кабардино-Балкарии. Т. II. Нальчик, 1985.
Батчаев В.М., Барцева Т.Б., Керефов Б.М. Археологические исследования на новостройках Кабардино-Балкарии в 1972-1979 гг. Т. 2. Нальчик, 1985.
Березин Я.Б., Дударев С.Л. Могильник «Лермонтовская скала (у реки)» — памятник раннего железного века Пятигорья // Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа. Вып. 1. Ставрополь, 1998.
Бируни. Сборник сведений о познании драгоценностей. Ташкент, 1963.
Борозна Н.Г. Некоторые материалы об амулетах-украшениях населения Средней Азии // Домусульманские верования и обряды Средней Азии. М., 1975.
Виноградов Г.С. Смерть и загробная жизнь в воззрениях русского старожильного населения Сибири. Иркутск, 1923.
Вольфрам X. Готы. От истоков до середины VI века. СПб., 2003.
Вуоринен Ю. Торговля кремнём и янтарём в Финляндии в эпоху неолита // Новое в археологии СССР и Финляндии. Л., 1984.
Галанина Л.К. Келермесские курганы. М., 1997. [см. ниже]
Галибин В.А. Особенности стеклянных бус Иволгинского могильника хунну // Древнее Забайкалье и его культурные связи. Новосибирск, 1985.
Жульников A.M. Обмен янтарём в Северной Европе в III тыс. до н.э. как фактор социального взаимодействия // Проблемы биологической и культурной адаптации человеческих популяций. Том. 1. Археология: адаптационные стратегии древнего населения Северной Евразии: сырьё и приемы обработки. СПб., 2008.
Замятнин С.Н. Работы на строительстве санатория КСу в Кисловодске // Известия Государственной Академии истории материальной культуры. Вып. 109. М.; Л., 1935.
Засецкая И.П. Зооморфные мотивы в сарматских геометрических бляшках // Античная торевтика. Л., 1986.
(141/142)
Кавказе // Вопросы скифо-сарматской археологии. 1954.
Ильинская В.А., Мозолевский Б.Н., Тереножкин А.И. Курганы VI в. до н.э. у с. Матусов // Скифия и Кавказ. Киев, 1980.
Ильинская В.А. Раннескифские курганы бассейна р. Тясмин. Киев, 1975.
Кагаров Е. Культ фетишей, растений и животных в древней Греции. СПб., 1913.
Канторович А.Р., Петренко В.Г., Маслов В.Е. Раскопки кургана раннескифской эпохи у г. Новопавловска (предварительная публикация) // Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа. Вып. VII. Археология, палеоантропология, краеведение, музееведение. М., 2007.
Ковпаненко Г.Т. Курганы раннескифского времени в бассейне р. Рось. Киев, 1981.
Козенкова В.И. Кобанская культура. Западный вариант // Свод археологических источников. Вып. 2-5. М., 1989.
Козенкова В.И. Материальная основа быта кобанских племён. Западный вариант // Свод археологических источников. Вып. В2-5. М., 1998.
Козенкова Б.И. Типология и хронологическая классификация предметов кобанской культуры. Восточный вариант // Свод археологических источников. Вып. В2-5, 1982.
Костылева Е.Л., Уткин A.B. Волосовские погребения с янтарём могильника Сахтыш IIа // Тверской археологический сборник. Т. 1. Вып. 4. Тверь, 2000.
Круглов А.П. Северо-Восточный Кавказ во II-I тысячелетиях до н.э. // Древние племена и народности Кавказа. Материалы и исследования по археологии СССР. Вып. 68. М.; Л., 1958.
Крюкова Т.А. Мордовское народное изобразительное искусство. Саранск, 1968.
Кулаков В.И. Археологические критерии социальной истории Янтарного берега в I-XI веках н.э. // Stratum plus. 2003-2004. №4. Кишинёв.
Кулаков В.И. История Пруссии до 1283 года. М., 2003.
Куфтин Б.А. Археологические раскопки в Триалети. Тбилиси, 1941.
Лимберис Н.Ю. Марченко И.И. Погребения VI-V вв. до н.э. из грунтовых могильников меотских городищ Правобережья Кубани // Материалы и исследования по археологии Кубани. Вып. 1. Краснодар, 2001.
Лозе И.А. Новый центр обработки янтаря эпохи неолита в Восточной Прибалтике // Советская археология. №3. 1969.
Мазуркевич А.Н., Микляев A.M. О раннем неолите междуречья Ловати и Западной Двины // Археологический сборник. №33. 1998.
Маслов В.Е., Петренко В.Г. Курган №12 могильника Новозаведённое-II // Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа. Вып. I. Археология. Ставрополь, 1998.
Мастыкова A.B. О распространении янтарных грибовидных бус-подвесок позднеримского времени на юге Восточной Европы и в Закавказье // Сто лет черняховской культуре. Киев, 1999.
Мастыкова A.B. Янтарные бусы с нарезным декором эпохи Великого переселения народов // Российская археология. М., 2004. №3.
Микляев A.M., Семёнов В.А. Свайное поселение на Жижицком озере. Стратиграфия и история поселения // Труды Государственного Эрмитажа. Вып. 20. Л., 1979.
Миллер В.Ф. Терская область. Археологические экскурсии // Материалы по археологии Кавказа. Вып. 1. М., 1888.
Мунчаев P.M. Луговой могильник // Древности Чечено-Ингушетии. М., 1963.
Оятева Е.И. Пермский звериный стиль в сокровищнице Государственного Эрмитажа. Пермь, 2009.
Петренко В.Г. Краснознаменский могильник. Элитные курганы раннескифской эпохи на Северном Кавказе. М., Берлин, Бордо, 2006.
Петренко В.Г., Маслов В.Е., Канторович А.Р. Погребение знатной скифянки из могильника Новозаведённое-II (предварительная публикация) // Археологические памятники раннего железного века [юга] России. М., 2004.
Петренко В.Г., Маслов В.Е., Канторович А.Р. Погребение подростков в могильнике Новозаведённое II // Древности скифской эпохи. М., 2006.
(142/143)
Пиотровский Б.Б. Древнеегипетские предметы, найденные на территории Советского Союза // Советская археология. №1. 1958.
Пиотровский Б.Б. Кармир-Блур III. Результаты раскопок 1951-1953 гг. Ереван, 1955.
Рябкова Т.В. Раннескифские памятники Нижнего Подонья и Прикубанья / Автореф. дисс. канд. ист. наук. СПб, 2003.
Сазонов А.А. О хронологии протомеотских погребений Закубанья // Kimmerowie, Scytowie, sarmaci. Księga poświęcona pamięci profesora Tadeusza Sulimirsriego. Pod redakcją Jana Chochorowskiego. Krakov, 2004.
Самоквасов Д.Я. Могилы русской земли. М., 1908.
Семёнов Вл., Килуновская М. Новые памятники раннего железного века в Туве // Информационный бюллетень. Вып. 17. М, 1990.
Скорий С.А. Курган Переп’ятиха. Київ, 1990.
Техов Б.Б. Тайны древних погребений. Владикавказ, 2002.
Техов Б.В. Тлийский могильник. Т. III. Тбилиси, 1985.
Трапш М.М. Древний Сухуми // Труды. Т. II. Сухуми, 1969.
Уварова П.С. Могильники Северного Кавказа // Материалы по археологии Кавказа. Вып. VIII. М., 1900.
Фурасьев А.Г. Эпоха Меровингов: орлы Рима и вороны Вотана. СПб., 2007. [In brevi.]
Фурасьев А.Г. Этнокультурные особенности населения Южного Крыма в VI — начале VII в. н.э. (по материалам женского костюма) // Гунны, готы и сарматы между Волгой и Дунаем. СПб., 2009.
Чугунов К.В. Искусство звериного стиля из кургана Аржан-2 // Антология «Урянхай. Тыва Дептер». Под ред. С.К. Шойгу. Том 7. М., 2008. С. 842-861.
Чурсин Г.Ф. Амулеты и талисманы кавказских народов // Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Вып. 46. Махачкала, 1929.
Щедринский A.M., Вамплер Т.П., Мазуркевич А.Н. Янтарь и янтареподобные смолы в культуре строителей свайных поселений Верхнего Подвинья // Сообщения Государственного Эрмитажа. Вып. 62. СПб., 2004.
Щукин М.Б., Бажан И.А. К вопросу о возникновении полихромного стиля клуазоне эпохи Великого переселения народов // Археологический сборник Государственного Эрмитажа. Вып. 30. СПб., 1990.
Art of the First Cities: the Third Millennium B.C. from the Mediterranean to the Indus. Catalogue of the Exhibition Being Held at the Metropolitan Museum of Art from Mai 8 to Aug. 17, 2003, N.Y., 2003.
Beck C.W., Adams A.B., Southard G.C., Fellows C., “Determination of the Origin of Greek Amber Artifacts by Computer-classification of Infrared Spectra”, Science and Archeology, Cambridge, MA, 1971.
Gardin C. du, “Amber Spacer Beads in the Neolithic and Bronze Age in Europe”, Amber in Archaeology, Riga, 2003.
Čugunov K., Parzinger H., Nagler A., »Der skythenzeitliche Fürstenkurgan Aržan 2 in Tuva«, Archäologie in Eurasien 26., Steppenvölker Eurasiens 3., Mainz, 2010.
Czebreszuk J., “Amber on the Threshold of a Wold Career”, Amber in Archaeology, Riga, 2003.
Loze I., “Middle Neolithic Amber Workshops in the Lake Lubans Depression”, Amber in Archaeology, Riga, 2003.
Loze I., “The Theme of the Grass Snake in Neolithic Material from Latvia”, Humanities and Social Sciencs. Latvia, No 2, Riga, 2003.
Miller Bryan R., et al., “Xiongnu Constituents of High Mountains: Results of the Mongol-American Khovd Archaeology Project 2008”, The Silk Road, vol. 7, Autumn 2009.
Miniaev S., Smolarski P., Art of the Steppes, Brusseles, 2002.
Shedrinsky A.M., Vasilyeva E. Amber Artifacts in the Kichmalka II Burial Ground of the Koban Sites Dating from Scythian Time [forthcoming].
Shedrinsky A.M., Wampler T.P., Chugunov K.V., “The Examination of Amber Beads from the Collection of the State Hermitage Museum Found in Arzhan-2 Burial Memorial Site”, Journal of Analytical and Applied Pyrolysis, No.71, 2004.
Stout E.C., Beck C.W., Anderson K.B., “Indetification of Ruminate [Romanian Amber] as Thermally Altered Succinite [Baltic Amber]”, Physics and Chemistry of Minerals, No. 27, 2000.
Zimina M., “Amber Ornaments from the Konchanskii Burial Grounds”, Amber in Archaeology, Riga, 2003.
|