главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление каталога
[ каталог выставки ]Янтарь в древних культурах.Художественные произведения из собрания Эрмитажа.// СПб: «Славия». 2010. 144 с. ISBN 978-5-9501-0126-7Каталог выставки [в Калининградском областном музее янтаря, 14 сентября — 12 декабря 2010 года].
К.В. Чугунов Янтарь среди золота кочевнических владык. Царский курган раннескифского времени Аржан-2 в Тыве.
Летом 2001 г. археологи Центрально-Азиатской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа совместно с коллегами из Германского археологического института, исследуя в так называемой Долине царей на севере Республики Тыва курган под условным названием Аржан-2, нашли непотревоженное захоронение двух важных особ, предположительно — правителя древнего племени и его жены (рис. 11). Памятник, расположенный рядом с дорогой, всегда привлекал внимание не только размерами
Рис. 11. [илл. и подпись на стр. 46] Общий вид царской могилы. Фотография 2001 года.Fig. 11. General view of the royal grave. Photographed in 2001.(Открыть Рис. 11 в новом окне)
(около 80 м в диаметре), но и огромным количеством каменных кольцевых оград разного размера. Такие кольца из камней служили для совершения поминальных ритуалов, посвящённых культу предков. Казалось, что курган уже был когда-то ограблен — в центре каменная кладка была нарушена. Камень из наземного сооружения брали и в советское время, очевидно, для строительства трассы, которая проходит теперь рядом с ним. Кстати, именно поэтому он и был выбран для исследований, которые носили, по сути, спасательный характер. И сразу такая удача. Эту находку назвали первой археологической сенсацией XXI в.
В прямоугольной могильной яме на глубине 4,5 м археологами расчищена погребальная камера с двойными бревенчатыми стенами. Вся внутренняя поверхность сруба, включая пол и потолок, тщательно отёсана, брёвна подогнаны друг к другу практически без зазоров. После совершения захоронения яма была засыпана глиной до уровня погребённой почвы. На момент исследований брёвна погребальной камеры практически не деформировались. Оба перекрытия просели лишь вдоль юго-восточной стенки, верхний венец которой обломился в углах. После этого через образовавшиеся щели внутрь сруба просыпалось незначительное количество глины из заполнения ямы. Большая часть погребальной камеры оказалась не заполненной грунтом.
На полу погребальной камеры лежали скелеты двух человек, уложенных головами на северо-запад на боку с согнутыми в коленях ногами — в обычной для скифского времени Тывы позе. Одежда на них истлела, но и сами кости, и пол под ними были буквально усеяны золотыми предметами, некогда её украшавшими. Среди находок особую ценность представляют высокохудожественные изделия, выполненные в технике литья и тиснения в знаменитом скифо-сибирском зверином стиле. В захоронении были обнаружены массивная золотая гривна — символ власти, лук и богато декорированный золотом колчан со стрелами, нагрудное украшение — пектораль, бронзовые зеркала, деревянный ковш с ручкой, обёрнутой тиснёным золотым листом, множество поясных фигурных обойм и пряжек с изображениями животных, миниатюрный золотой котелок с фигурками баранов и многое другое. Одежда погребённых была вышита орнаментом из нескольких тысяч золотых бляшек в виде стоящего кошачьего хищника. Среди них на груди у женщины найдено множество бус и подвесок. Штаны мужчины были сплошь расшиты мельчайшим золотым бисером. Женская обувь украшена золотыми пластинами, усыпанными зернью с инкрустацией стеклянной пастой. Высокий головной убор женщины был декорирован двумя длинными золотыми шпильками, одна из которых имела скульптурное навершие в виде фигуры оленя. Стоящий олень венчал и шапку вождя. Оба головных убора украшены большими бляхами в виде фигур лошадей с подогнутыми ногами. Всё оружие, найденное с погребенными, сделано из железа и украшено золотой аппликацией в зверином стиле.
Общий вес золотых предметов, обнаруженных в могиле, превышает 20 кг — это больше, чем когда-либо находили археологи в Сибири и Центральной Азии. Но ценность этого открытия заключается не в этом, а прежде всего в том, что впервые достоянием науки стал непотревоженный комплекс захоронения представителя высшего социального слоя древнейших кочевников Степной Евразии.
При продолжении работ в 2002-2004 гг. в пределах кольцевой ограды кургана и под ней были обнаружены захоронения в погребальных камерах из вертикальных плит. Эти могилы содержали не столь уникальный набор вещей. Однако материалы именно этих погребений позволяют соотнести комплекс кургана с известными памятниками как в Тыве, так и за её пределами.
Очень важно, что материалы из этих могил имеют параллели в «царском» захоронении. Некоторые предметы точно такие же. Например, рядом с одной из погребенных женщин найдены две тиснёные золотые бляшки в виде кошачьего хищника, аналогичные украшениям женского костюма в основном комплексе кургана. Кроме того, о хронологической близости могил свидетельствуют стратиграфические наблюдения, сделанные в процессе раскопок.
Кто были эти люди? Антропологи определили, что в могилах скифского времени, исследованных на Аржане-2, примерно поровну мужчин и женщин. Были ли они похоронены в Царском кургане по причине их родственных связей? Может быть, жен- щины — наложницы вождя, а мужчины — дружина? Эти вопросы остаются пока без ответов. Возможно, какие-то из них можно будет разрешить после проведения генетических анализов древних останков. Но пока мы располагаем только теми фактами, которые удалось зафиксировать при раскопках. А факты говорят о многом.
Так, серия из пяти погребений, совершённых под конструкцией каменного кольца с самого края кургана, могла быть совершена уже после постройки кромлеха. В трёх случаях можно уверенно говорить о том, что люди, похороненные тут, были убиты — пробитые черепа и наконечники стрел в костях свидетельствуют о насильственной смерти. Умерщвлены ли они специально для сопровождения царя в загробный мир? Не исключено, так как мы знаем о человеческих жертвоприношениях при похоронах царя у скифов Причерноморья из рассказа Геродота. Греческий историк, непосредственно общавшийся со скифами, в V в. до н.э. писал, что вместе с царём «...погребают одну из наложниц царя, предварительно задушив её, а также виночерпия, повара, конюха, телохранителя, вестника...» (Геродот, IV-71). Возможно, этот ритуал бытовал у центральноазиатских кочевников задолго до времени Геродота? Историк отмечает, что сопровождали царя в могилу не рабы, а свободные скифы. Здесь, в могилах под кромлехом, похоронены люди с оружием, золотыми украшениями — соплеменники не самого низкого ранга. У единственной молодой женщины, погребенной в этой части кургана, головной убор украшала золотая бляха в виде барана, не уступающая декору царских одежд. На плитах перекрытия парной мужской могилы лежали бронзовые удила — может быть, здесь были похоронены конюхи? В другом погребении прекрасно сохранился деревянный ковш — не являлся ли человек, похороненный здесь, царским виночерпием? Конечно, уверенно ответить на эти вопросы мы не можем. К сожалению, у древних кочевников в центре Азии не было своего Геродота.
Но самые богатые сопроводительные захоронения найдены не под кромлехом, а на площади кургана. Это могила трёх женщин и парное мужское погребение. Совершены они были до возведения каменной кладки кургана. Иногда — это зафиксировано при раскопках в нескольких случаях — в могилы подхоранивали уже полностью разложившиеся тела. Возможно, их привозили издалека, с отдалённых кочевий. При этом даже отдельные кости сопровождались необходимым набором вещей. Значит, надкурганное сооружение строилось поэтапно, могила царя посещалась для совершения необходимых ритуалов и подхоронений.
Все женщины, похороненные в могиле, состоящей из двух отсеков, имели на поясе стандартный набор — зеркало, нож, шило и гребень. Старшая из них, вероятно, занимала при жизни достаточно высокое положение. Об этом можно судить по её погребальному наряду, украшенному не одной сотней бирюзовых, стеклянных и сердоликовых бус (кат. 79, рис. 12). Кроме того, на ней были надеты золотые серьги, покрытые
Рис. 12. Низка из трёхсот семидесяти шести бусин (кат. 79).Fig. 12. String of three hundred and seventy-six beads (cat. 79).(Открыть Рис. 12 в новом окне)
зернью с эмалевыми вставками, а головной убор украшен двумя бляшками в виде кошачьего хищника — такими же, как в основной могиле кургана.
Мужское захоронение имело ярко выраженный воинский набор сопроводительного инвентаря. За спиной погребённого располагался пояс, украшенный бронзовыми обоймами в виде всё тех же кошачьих хищников. На нём было закреплено оружие — горит с луком и стрелами и чекан. Здесь же найдены остатки деревянного ковша с великолепной рукоятью в виде лошадиной ноги, вырезанной из рога. Вероятно, этот предмет также был подвешен к поясу за отверстие в рукояти. Ещё одно соответствие рассказу Геродота — «...скифы носили чаши на поясе...» (Геродот, IV-10), не зафиксированное в раннескифских памятниках Причерноморья. Может быть, европейские степняки сохранили память о своей далёкой прародине, откуда их орды пришли в поисках добычи и новых пастбищ для своих табунов?
Изучение находок из кургана Аржан-2 позволяет утверждать, что большинство изделий могло быть выполнено местными мастерами. Этот памятник является захоронением представителей высшего социального слоя населения, жившего на территории Тывы во второй половине VII в. до н.э. Эта дата подтверждена серией радиоуглеродных анализов, выполненных в лабораториях Санкт-Петербурга, Германии и других стран. Находки в кургане Аржан-2 демонстрируют наличие уже в это время у населения Тывы ювелирного мастерства высочайшего уровня. Вместе с тем, некоторые изделия едва ли могли быть изготовлены кочевниками. Возможно, влияние владык, похороненных в Аржане-2, простиралось в то время за пределы нынешней Тывы и они могли использовать умение и мастерство торевтов каких-то древних государств. Кроме того, культурные связи между регионами скифского мира безусловно существовали и были очень динамичными. Любые новшества, особенно какие-либо усовершенствования в конском снаряжении и вооружении или технологические знания распространялись очень быстро. Пояс степей Евразии был своеобразным транслятором идей, которые возникали и перемещались с кочевыми ордами как с запада на восток, так и в обратном направлении. Определить истоки той или иной традиции чрезвычайно трудно. Элитарная субкультура кочевнических царей впитывала всё новое в первую очередь. Поэтому исследование царских курганов почти всегда приводят к пересмотру многих устоявшихся представлений. Так получилось и с Аржаном-2. Ведь ещё недавно трудно было представить, что в глубинах Центральной Азии «дикие» кочевники уже в VII в. до н.э. могли изготавливать такие шедевры ювелирного искусства. Примерно этим же временем датируются самые ранние скифские курганы в Северном Предкавказье, тоже содержавшие немало прекрасных изделий из золота и серебра. Но туда они попали вместе с военной добычей или были сделаны специально для скифов мастерами-торевтами ближневосточных культурных центров. Происхождение ряда предметов, найденных в тывинском кургане, установить сложнее. Один из
Кат./cat. 98.
вопросов, требующих решения, — откуда в Аржане-2 янтарные бусы и подвески.
Изделия из янтаря в археологических памятниках Сибири и Центральной Азии — находка чрезвычайно редкая. Поэтому обнаружение нескольких сотен янтарных бус в непотревоженной царской могиле раннескифского времени около посёлка Аржан в Тыве вызвало большой интерес специалистов. После проведения специальных исследований выяснилось, что этот янтарь имеет балтийское происхождение.
Как могли попасть эти бусины и подвески (рис. 13, кат. 87) в погребение вождя центральноазиатских кочевников за многие тысячи километров от мест добычи ископаемой смолы? Об этом можно только гадать, но некоторые заключения позволяют сделать анализ других находок из этого богатейшего кургана. В одной из сопроводительных могил обнаружены многочисленные бусы, украшавшие наряд погребённой знатной женщины. Подавляющее большинство их сделано из цветного стекла. Бусины имеют биконическую форму, некоторые с продольным рифлением на поверхности. Особую группу составляют достаточно крупные, плоские овальные бусины, которые, к сожалению, сохранились хуже остальных. Среди них найдена одна, имеющая такие же очертания, но выполненная из янтаря (кат. 98). Она — единственная среди многих сотен стеклянных, обнаруженных в сопровождающих царственную чету погребениях. При этом некоторые стеклянные копируют её форму. Очевидно, что янтарные украшения у азиатских кочевников имели значительную ценность и были доступны лишь верхушке общества. Это демонстрирует ожерелье женщины, погребённой вместе с вождём в основной могиле кургана, где янтарные бусы использованы вместе с золотыми и бирюзовыми. Кроме того, наряд и аксессуары царской четы были украшены и подвесками каплевидной формы, также вырезанными из янтаря. Очень важно, что такую же форму имеют и бирюзовые подвески, найденные вместе с янтарными и золотыми. Это говорит о том, что мастера изготавливали их вместе и имели для этого сырьё в виде кусков ископаемой смолы. На вопрос, какими путями попадал балтийский янтарь в Центральную Азию, могут дать
Рис. 13. Подвески из янтаря, камня и металла. Реконструкция (кат. 87).Fig. 13. Pendants made of amber, stone and metal. Reconstruction (cat. 87).(Открыть Рис. 13 в новом окне)
ответ находки янтарных бус на более западных по отношению к Тыве территориях. Таковых для памятников начала I тыс. до н.э. немного, но они есть. Единичные изделия известны на территории Памира и Средней Азии, что, конечно, тоже очень далеко от природных источников сырья. Однако некоторые другие находки в Аржане-2, например, бусы из индийского сердолика с наведённым орнаментом, также указывают на это направление культурных контактов. Но на сегодняшний день янтарные украшения из тывинского кургана — самая восточная находка археологических предметов из балтийского янтаря столь раннего времени.
За что ценили янтарь древние кочевники Азии? На этот вопрос нет однозначного ответа. Возможно, необычный камень, доставляемый с далёкого запада, сопровождался преданиями, существовавшими там издавна. Ведь сведения о нём встречаются уже в «Одиссее». Более поздние свидетельства римского времени наделяли янтарь многими лечебными свойствами — он считался панацеей от всех болезней. Не исключено, что камень мог выполнять функции амулета или служить в иных ритуально-магических целях.
Коллекция находок из кургана Аржан-2, отреставрированная в Государственном Эрмитаже, передана в Национальный музей Республики Тыва и сейчас экспонируется в г. Кызыл. Небольшая часть её оставлена в эрмитажном собрании.
Рис. 14. Бусы и серьга из кургана Аржан-2 (кат. 78, 79, 88, 89).Fig. 14. Breads and earring from Arzhan-2 mound (cat. 78, 79, 88, 89).(Открыть Рис. 14 в новом окне)
наверх |
главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление каталога