С.В. Иванов
Орнамент народов Сибири как исторический источник
(по материалам XIX — начала ХХ в.).
Народы Севера и Дальнего Востока.
// ТИЭ. Новая серия. Т. 81. М.-Л.: 1963. 500 с., вкл.
Оглавление
Глава I. Постановка проблемы и методика исследования. — 5
Глава II. Обские угры. — 43
Литературные источники. — 43
Краткая характеристика орнамента. — 52
Орнамент на изделиях из твёрдых материалов. — 54
Технические приёмы. — 54
Дерево. — 54
Кость и рог. — 56
Орнаментальные мотивы. — 57
Дерево. — 57
Кость и рог. — 63
Олово. — 70
Орнамент на изделиях из мягких материалов. — 70
Технические приёмы. — 70
Камыш и осока. — 70
Берёста. — 71
Кожа. — 75
Мех. — 76
Цветные ткани. — 77
Вышивка. — 78
Вязание. — 80
Шитьё бисером. — 80
Оловянные отливки. — 81
Орнаментальные мотивы. — 84
Композиция. — 150
Типовой состав орнамента. — 154
Выводы. — 157
Глава III. Народы Крайнего Северо-Востока. — 163
Литературные источники. — 163
Краткая характеристика орнамента. — 169
Орнамент на изделиях из твёрдых материалов. — 171
Технические приёмы. — 171
Кость. — 171
Дерево. — 172
Металлы. — 173
Орнаментальные мотивы. — 175
Кость. — 175
Дерево. — 181
Металлы. — 192
Орнамент на изделиях из мягких материалов. — 196
Технические приёмы. — 196
Кожа, мех. — 196
Растительные волокна. — 204
Берёста. — 205
Глина. — 206
Некоторые вопросы технологии. — 206
Орнаментальные мотивы. — 210
Геометрические мотивы. — 210
Растительный орнамент. — 226
Об эскимоидном характере палеоазиатского орнамента. — 228
Композиция. — 239
Типовой состав орнамента. — 241
Выводы. — 242
Глава IV. Эвенки и эвены. Долганы. — 249
Литературные источники. — 249
Краткая характеристика орнамента. — 251
Орнамент на изделиях из твёрдых материалов. — 252
Технические приёмы. — 252
Кость. — 252
Дерево. — 254
Металлы. — 256
Орнаментальные мотивы. — 257
Кость. — 257
Дерево. — 268
Металлы. — 272
Некоторые итоги. — 274
Орнамент на изделиях из мягких материалов. — 275
Технические приёмы. — 275
Мех. — 276
Кожа. — 276
Берёста. — 279
Орнаментальные мотивы. — 279
Долганы. — 279
Эвенки. — 286
Эвены. — 292
К вопросу о происхождении и датировке некоторых мотивов тунгусского орнамента. — 297
Композиция. — 310
Типовой состав орнамента. — 312
Выводы. — 313
Глава V. Народы Приамурья, Приморья и Северного Сахалина. — 317
Литературные источники. — 317
Краткая характеристика орнамента. — 333
Орнамент на изделиях из твёрдых материалов. — 334
Технические приёмы. — 334
Дерево. — 335
Кость. — 338
Металлы. — 339
Орнаментальные мотивы. — 344
Дерево и кость. — 344
Металлы. — 360
Орнамент на изделиях из мягких материалов. — 364
Технические приёмы. — 364
Берёста. — 364
Ткани, мех, кожа. — 368
Орнаментальные мотивы. — 380
Зооморфные мотивы. — 381
Облаковидные мотивы. — 387
Мотивы растительного происхождения. — 395
Геометрический орнамент. — 401
Композиция. — 414
Типовой состав орнамента. — 422
Выводы. — 424
Глава VI. Некоторые вопросы сравнительно-сопоставительного и генетического изучения орнамента. — 441
О происхождении решётчатых квадратов и ромбов с продленными сторонами и близких к ним фигур. — 441
О происхождении диагонально пересечённых квадратов (прямоугольников, ромбов) и близких к ним фигур. — 449
О происхождении фигур в виде ступенчатых ромбов и восьмиконечных звёздчатых розеток. — 459
О группах родственных фигур, возникающих в процессе дивергенции исходных форм. — 462
О распространении кружкового орнамента. — 464
Заключение. — 474
Литература. — 480
Список сокращений. — 495
Предисловие. ^
Предлагаемая вниманию читателей работа ставит своей целью исследование орнамента народов Севера и Дальнего Востока под историко-этнографический углом зрения. [1] Изучая отдельные стороны этого орнамента, автор старался извлечь из них те данные, которые прямо или косвенно указывают на происхождение народа, его родственные и исторические связи с другими народами, на культурные взаимоотношения народов.
При исследовании орнамента применены были не только известные ранее приёмы его анализа, но и некоторые новые приёмы, позволившие выявить пути происхождения и развития отдельных мотивов, их серий и композиций, раскрыть группы родственных мотивов, различных по форме, но происходящих из одного источника.
Одним из необходимых условий успешного решения той или иной проблемы является, как известно, полнота подлежащего изучению материала, его массовость. В этом отношении наш материал неравноценен. По одним народам орнамент собран в значительном количестве и даёт представление о всех главнейших его видах, по другим народам его мало, он фрагментарен или освещает только некоторые стороны декоративного искусства.
Вследствие неполноты или отсутствия необходимого материала отдельные виды орнамента и даже орнамент некоторых народов Сибири в настоящей работе специально не рассматриваются. К таким народом относятся нганасаны, энцы и кеты. Об орнаменте ненцев и селькупов, во многом сходном с хантыйским и мансийским, упоминается в главе «Обские угры».
Следует также указать, что изучению нами подвергнуты не все стороны орнамента, а только те из них, которые отличаются относительной устойчивостью, позволяющей использовать их в качестве исторического источника.
В основу работы положены обширные, большей частью не опубликованные коллекции орнамента, хранящиеся в Музее антропологии и этнографии Академии наук СССР, в Государственном музее этнографии народов СССР и в других музеях Советского Союза. Кроме музейных, привлечены материалы, собранные автором во время экспедиции на Амур в 1927 г., литературные источники, а также рисунки и архивные данные, предоставленные в его распоряжение В.С. Адриановым (ваховские ханты), Н.А. Липской (нанайцы), Н.Ф. Прытковой (ханты), А.А. Поповым (долганы), А.П. Сушкиной (ханты и манси), И.П. Лавровым (чукчи и азиатские эскимосы), Б.О. Долгих (энцы) и Г.М. Василевич (эвенки).
(3/4)
Там, где это оказалось возможным и целесообразным, использованы и некоторые археологические источники.
Обзоры литературы даны по отдельным группам народов Севера и Дальнего Востока, в соответствующих главах.
Иллюстрации исполнены Т.В. Саглиной, Л.Л. Симоном, Н.Б. Чечулиным, Б.А. Гирстуном, А.С. Илючеком, Г.П. Садовской и В.И. Срибным.
Автор считает своим долгом принести глубокую благодарность Институту этнографии АН СССР, Государственному музею этнографии народов СССР и другим учреждениям, содействовавшим выполнению настоящей работы, а также Н.Ф. Прытковой, И.С. Вдовину, Г.М. Василевич, В.С. Старикову и В.И. Мошинской за их ценные советы и указания, сделанные при подготовке к печати отдельных глав рукописи.
[1] Орнамент якутов и народов Южной Сибири под тем же углом зрения предполагается рассмотреть в другой работе.
|