● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Б.И. Маршак, В.И. Распопова. Дворец VI века у подножия цитадели древнего Пенджикента. СПб: Изд-во Политехн. ун-та. 2012. Б.И. Маршак, В.И. Распопова

Дворец VI века у подножия цитадели древнего Пенджикента.

// СПб: Изд-во Политехн. ун-та. 2012. 80 с.
ISBN 978-5-7422-3722-8 Тираж 30 экз.

 

Содержание

 

Предисловие. — 4 ]

 

Описание исследованных помещений. — 6

Индивидуальные находки. — 18

Керамика. — 19

Живописное убранство помещения 13. — 20

 

Список цитированной литературы. — 37

Список сокращений. — 39

 

[ Илл. 1-79. — 40-76 ]

 


 

[ Предисловие. ]   ^

 

Цитадель древнего Пенджикента отделена саем (оврагом) от города (шахристана), расположенного к востоку от неё и обнесённого собственной крепостной стеной (ил. 1). Она занимает понижающийся к югу склон холма. Цитадель состоит из главного замка, к которому примыкали участки, обведённые дополнительной линией укреплений. Южнее замка крепостная стена огораживала незастроенный участок, защищая цитадель от обстрела со стороны господствующей высоты. На восточном участке открыты остатки дворца начала VIII в. у подножия замка (Исаков, 1977). При постройке дворца были частично снесены более ранние здания V-VII вв. Северный участок был важен с точки зрения обороны, поскольку именно на этом участке находился многоводный источник Кайнар.

 

В напольной части сохранились и доступны изучению только северный и восточный фас оборонительной стены. Их раскопки дали важные результаты по истории цитадели и всего города (Семёнов, 1986, с. 87-101, 163-166; Семёнов, 1996, с. 65-76).

 

Ориентация укреплений напольной части строго по сторонам света, тогда как главный замок ориентирован с некоторым отклонением, соответствующим осям планировки основной части города. Это можно объяснить тем, что замок синхронен первоначальной застройке города, основанного в V в., а укреплённое поселение, ставшее позднее северным участком цитадели, возникло в более раннее время около источника.

 

Здесь обнаружены не только стена с башнями V в., но и предшествующая ей крепостная ограда, а также наслоения с керамикой первых веков н.э.

 

Снаружи от стены V в. на севере и на востоке открыты остатки большого здания, прослеженные на протяжении более чем 90 м у северного фаса кайнарской части цитадели и более, чем 60 м у восточного.

 

Башни и куртины V в. местами были снесены, чтобы дать место новым коридорам и комнатам, а местами включены в застройку огромного по площади единого сооружения, скорее всего, дворца.

 

Раскопки его не стояли в плане работ экспедиции. Всё решил случай. 18 июля 1988 г. Б.И. Маршак обнаружил прорытую экскаватором траншею для водопроводной линии через восточную часть северного участка цитадели (ил. 2). Тогда же здесь были проведены спасательные раскопки, которые были продолжены в 1989, 1992 гг. [1] В результате этих работ выяснилось, что траншея перерезала стены девяти исследованных позже помещений здания дворцового типа (№№9-17) (ил. 3, 4). В помещении 13 снесены угол южной и восточной стен с тремя слоями глиняной штукатурки с живописью. Живопись уничтожена на участке в 1.5 кв.м.

 

На северном фасе прослежены лишь фрагменты плана. Лучше сохранились помещения у восточного фаса. Они занимают здесь полосу шириной около 12 м, обведённую с востока синхронной им крепостной оградой толщиной 4,40 м. Стены здания местами сохранились на высоту до 7,50 м, благодаря тому, что они были заложены сплошным массивом сырцовой кладки при очередной перестройке. В этой кладке, которая относится к крепостной стене толщиной 13-15 м, найдено небольшое количество керамики,

(4/5)

датируемой первыми веками н.э. и концом V в. — началом VI вв. Однако сама закладка может быть и более позднего времени, поскольку массивные стены пенджикентского шахристана датируются VII в.

 

Таким образом, время функционирования дворца приходится, по всей вероятности, на VI в. Всего целиком или частично исследовано 12 помещений (ил. 5, 6). [2]

 

Задача данной работы — по возможности полно опубликовать материалы, полученные при раскопках дворца VI в.

 

Публикация распадается на две части — описание исследованных помещений и анализ памятников искусства, полученных при раскопках.

 


 

[1] В 1988-1989, 1992 гг. надзор за работами на этом участке был поручен Н.Е. Сазоновой, кроме того в 1983 г. Г.Л. Семёновым была исследована северная часть здания. Прорисовка живописи осуществлялось реставраторами и художниками экспедиции под руководством и непосредственном участии Б.И. Маршака. Расчисткой, закреплением и снятием со стен живописи занимались реставраторы Государственного Эрмитажа Т.С. Василенко, Г.И. Тер-Оганьян, В.В. Шацкий, В.А. Фоминых, Р.М. Беляева. Полевую фотофиксацию провела В.И. Распопова.

[2] Нумерация помещений начинается с №6, так как продолжает нумерацию помещений, открытых на северном фасаде.

 


 

Список цитированной литературы.   ^

 

Альбаум Л.И. Живопись Афрасиаба. Изд-во «Фан» АН Узб. ССР, Ташкент, 1975.

Античные государства Северного Причерноморья. Археология СССР, М., 1984.

Беленицкий А.М. Монументальное искусство Пенджикента. Живопись. Скульптура. М., 1973.

Беленицкий A.M. Отчёт о раскопках на городище древнего Пенджикента в 1972 г.// АРТ, Душанбе, 1976, вып. 12.

Беленицкий А.М., Маршак Б.И., Распопова В.И. Раскопки древнего Пенджикента в 1974 г. // APT, Душанбе, 1979, вып. 14.

Беленицкий А.М., Маршак Б.И., Распопова В.И. Раскопки городища древнего Пенджикента в 1975 г. // APT, Душанбе, 1980, вып. 15

Беленицкий А.М., Маршак Б.И., Распопова В.И. Раскопки городища древнего Пенджикента в 1979 г. // APT, Душанбе, 1986, вып. 19

Бердимурадов А.Э., Самибаев М.К. Храм Джартепа-II (к проблемам культурной жизни Согда в IV-VIII вв.). Ташкент, 1999.

Абурейхан Бируни. 973-1048. Памятники минувших поколений. — Избранные произведения. I. Ташкент, 1957.

Грязнов М.П. Таштыкская культура // Комплекс археологических памятников у горы Тепсей на Енисее. Новосибирск, 1979.

Древности Таджикистана. Каталог выставки. Душанбе, 1985.

Живопись древнего Пенджикента. М., 1954.

Иванов А.А., Луконин В.Г., Смесова Л.С. Ювелирные изделия Востока. Древний, средневековый периоды. М., 1984.

Иностранцев К.А. Сасанидские этюды. СПб, 1909.

Исаков А.И. Цитадель древнего Пенджикента. Душанбе, 1977.

Книга деяний Ардашира сына Папака. Транскрипция текста, перевод со среднеперсидского, введение, комментарий и глоссарий О.М. Чунаковой, М., 1987.

Косолапов А.И., Маршак Б.И. Стенная живопись Средней и Центральной Азии (Историко-художественное и лабораторное исследование). С.-Петербург, 1999.

Кругликова И.Т. Настенные росписи Дильберджина // Древняя Бактрия. М., 1976. [Материалы Советско-Афганской экспедиции 1969-1973 гг.]

Лившиц В.А. Юридические документы и письма. Чтение, перевод и комментарий В.А. Лившица. Согдийские документы с горы Муг. Вып. II, М.. 1962.

Лившиц В.А. К открытию бактрийских надписей на Кара-тепе // Буддийские пещеры Кара-тепе в Старом Термезе. М., 1969.

Лившиц В.А. Правители Панча. (Согдийцы и тюрки) // Народы Азии и Африки, 1979, №4.

Лившиц В.А. Согдийский язык. Введение. // Основы иранского языкознания. Среднеиранские языки. М., 1981.

Литвинский Б.А. Кангюйско-сарматский фарн. Душанбе, 1968.

Литвинский Б.А. Сложносоставной лук в древней Средней Азии // CA, 1966, №4.

Луконин В.Г. Культура сасанидского Ирана: Иран в III-V вв. Очерки по истории культуры. М., 1969.

Луконин В.Г. Искусство древнего Ирана. М., 1977.

Маршак Б.И. Искусство Согда. Центральная Азия. // Новые памятники письменности и искусства. М., 1987.

Маршак Б.И. Искусство Согда. СПб, 2009.

Маршак Б.И. Керамика Согда V-VII веков как историко-культурный памятник (К методике изучения керамических комплексов). СПб, 2012

Маршак Б., Распопова В. Новые открытия в Пенджикенте. // Наука и жизнь. М., 1988, №2.

Маршак Б.И., Распопова В.И. Адоранты из северной капеллы II храма Пенджикента. // Проблемы интерпретации памятников культуры Востока. М., 1991.

(37/38)

Никитин А.Б., Согомонов А.Ю. Оттиски печатей и клейма на керамике сасанидского времени из Мервского оазиса // ВДИ, 1987, №4.

Пещерева Е.М. Праздник тюльпана (лола) в селении Исфары Кокандского уезда. // Сборник в честь В.В. Бартольда. Ташкент, 1927.

Пещерева Е.М. Некоторые дополнения к описанию праздника тюльпана в Ферганской долине. // Иранский сборник. К 75-летию проф. И.И. Зарубина. М., 1983.

Плетнёва С.А. От кочевий к городам. Салтово-маяцкая культура. МИА №142. М. 1967.

Пугаченкова Г.А. Новое о художественной культуре античного Согда. // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1983. Л., 1985.

Распопова В.И. Металлические изделия раннесредневекового Согда. Л., 1980.

Распопова В.И. Помещения с очагом-алтарём в древнем Пенджикенте // Культурные взаимосвязи народов Средней Азии и Кавказа с окружающим миром в древности и средневековье. Тезисы докладов конференции. М., 1981.

Распопова В.И. Жилища Пенджикента (Опыт историко-социальной интерпретации). Л., 1990.

Распопова В.И. Металлические изделия из Пенджикента. СПб, 1999.

Семёнов Г.Л. Раскопки внешней линии обороны цитадели Пенджикента. // Древние памятники культуры на территории СССР. Сборник научных трудов. Л., 1986.

Семёнов Г.Л. Согдийская фортификация V-VIII вв. СПб, 1996.

Тревер К.В., Луконин В.Г. Сасанидское серебро. Собрание Государственного Эрмитажа. Художественная культура Ирана III-VIII веков. М., 1987.

Шишкин В.А. Варахша. М., 1963.

Хазанов А.М. Сложные луки евразийских степей и Ирана в скифо-сарматскую эпоху. // Материальная культура народов Средней Азии и Казахстана. М., 1966.

Якубов Ю.Я. Раннесредневековые сельские поселения горного Согда. Душанбе, 1988. Якубов Ю. Религия древнего Согда. Душанбе, 1996.

Along the Ancient Silk Routes. Central Asian Art from the West Berlin State Museums. An exhibition lent by the Museum für Indische Kunst, Staatliche Museen Preussischer Kulturbesitz, Berlin. Federal Republic of Germany. The Metropolitan Museum of Art. New York, 1982.

Art treasures of Dunhuang. Hongkong, Beijing. 1982. (In Chinese).

Azarpay G. Sogdian Painting. (With contributions by A.M. Belenitskii, В.I. Marshak and Mark J. Dresden). University of California Press Berkeley. Los Angeles. London. 1981.

Azarpay G. Some Iranian Iconographie Formulae in Sogdian Painting // Iranica Antiqua, XI, 1976. Aymard J. Essai sur les chasses romaines des origines a la fin du siècle des Antonins (cynegetica). Paris, 1951.

Baltrušaitis J. Sāsanian Stucco // SPA, v. 1.

Belenizki A.M. Mittelasien: Kunst der Sogden. Leipzig, 1980.

Belenitskii A.M. and Marshak В.I. The Paintings of Sogdiana // Azarpay G. Sogdian Painting. Berkeley. Los Angeles. London, 1981.

Benveniste E. Textes Sogdiennes. Paris, 1940.

Boucharlat R. La forteresse sassanide de Tureng Tepe. — Le plateau iranien et l’Asie centrale des origines à la conquête islamique. Leurs relations à la lumière des documents archéologiques, Paris 22-24 mars 1976. Colloques internationaux du CNRS No 567. Paris, 1977.

Boudot-Lamotte A. Contribution à l’étude de l’archerie musulmane. Principalement d’après le manuscript d’Oxford Bodléienne Huntington No 264. (Damas, 1968).

A. von Le Coq. Bilderatlas zur Kunst- und Kulturgeschichte Mittelasiens. Berlin, 1913.

Cultural Contacts between East and West in Antiquity and Middle Ages from USSR (Exhibition Catalogue), Tokyo, 1985.

Ghirshman R. Parthes et Sassanides. Paris, 1962.

Godard A. L’Art de l’Iran. Paris, 1962.

Duchesne-Guillemin J. La Royauté iranienne et le xvaranah // Iranica. Napoli, 1979.

(38/39)

Francovich G. de. Il concetto della regalità nell’arte sasanide e l’interpretazione di due opere d’arte byzantine del periodo della dinastia macedone: la cassetta eburnea de Troyes e la corona di Constantino IX Monomaco di Budapest // Arte Lombarda, IX/I, Milano, 1964.

Frye R.N. The Heritage of Persia. London, 1962.

Erdmann K. Die Kunst Irans zur Zeit der Sasaniden. Mainz, 1969.

Harper P.O., Meyers P. Silver vessels of the Sasanian period. Volume One: Royal Imagery. New York, 1981.

Litvinsky B.A., Solov’ev V.S. L’art du Toxaristan a l’époque du Haut Moyen Âge (monuments non buddhiques) // Arts Asiatiques, t. XL - 1985.

Maenchen-Helfen O. Crenellated Mane and Scabbard Slide // Central Asiatic Journal. III, no. 2, 1957.

Marschak B.I. Silberschatze des Orients. Metallkunst des 3.-13. Jahrhunderts und ihre Kontinuität. Leipzig. 1986.

Marshak Boris. Legends, Tales, and Fables in the Art of Sogdiana. Biennial Ehsan Yarshater Lecture Series, SOAS, University of London (May 10-17, 1995), no. 1. New York: Bibliotheca Persica Press, 185 pp. (Appendix by Vladimir A. Livshits).

Marshak В., Raspopova V. A Hunting Scene from Panjikent // Bull. of the Asia Institute, 4.

Meister M.W. The pearl roundel in Chinese textile design // Ars Orientalis, vol. 8, 1970.

Schlumberger D.L. Orient hellénisé. Paris, 1970.

Special Exhibition. Treasures from the Shôso-in. Tokyo National Museum. October 31 — November 25, 1981.

Rice T.T. The Great Palace of the Byzantine Emperors. Second report. Edinburgh, 1958.

Rostovtzeff M. Dura-Europos and Its Art. Oxford, 1938.

Trever C. Excavations in Northern Mongolia. Leningrad, 1932

 

Список сокращений.   ^

 

APT — Археологические работы в Таджикистане. Душанбе.

ВДИ — Вестник древней истории. Москва.

МИА — Материалы и исследования по археологии СССР. Москва.

CA — Советская археология. Москва.

SPA — A Survey of Persian Art. London, New York.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки