● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
А.И. Косолапов, Б.И. МаршакСтенная живопись Средней и Центральной Азии(Историко-художественное и лабораторное исследование).// СПб: «Формика». 1999. 80 с.
Оглавление
Литература. — 6Список иллюстраций. — 11Illustrations. — 12
Введение. — 13
Цвет в росписях Центральной Азии (краткий историко-художественный обзор). — 15Согд. (Илл. 1-11). — 15Уструшана. (Илл. 12). — 22Тохаристан. (Илл. 13-14). — 23Сериндия. (Илл. 15-18). — 28
Материалы и техника. — 40Химические изменения пигментов в процессе старения. — 42Пигменты — путешественники. — 44
[ Вклейка между стр. 46 и 47: илл. 1-18 ]
Introduction. — 47
Color in the Murals of Central Asia (A Brief Art Historical Review). — 48Sogdia (Ills. 1-11). — 48Ustrushana (Ills. 12). — 55Tokharistan (Ills. 13-14). — 57Serindia (Ills. 15-19). — 61
The Murals: Technique and Materials. — 73Color Changes under Aging. — 75Traveling pigments. — 76
Введение. ^
В V-VIII вв. стенные росписи были широко распространены в оазисах Центральной Азии от Бухары на западе до Дуньхуана на востоке. В нашей работе рассматриваются росписи нескольких регионов: Согда и долинах рек Зеравшана и Кашкадарьи, в культурном отношении очень близкой к нему Устpyшаны, находившейся к северо-востоку от Согда, Тохаристана, южного соседа Согда, простиравшегося на юг до перевалов через Гиндукуш, Кучи в бассейне Тарима (Синьдцзян [Синьцзян]) и Дуньхуана — северо-западного форпоста Китая.
Все эти регионы и древности и в средние века были связаны сетью караванных путей, соединявших Китай с Индией и странами Средиземноморья, которая и научной литературе условно называется Шёлковым путем, хотя по этим дорогам перевозили самые различные товары. По ним же шли миссионеры и паломники: буддисты, манихеи, христиане. Караваны пересекали степи и пустыни, населённые кочевниками, которые обладали своим собственным культурным наследием. Нередко эти кочевники создавали могущественные государства, подчинявшие себе осёдлые народы. Великие державы — Византия, Иран и Китай — вовлекали страны Центральной Азии в сложные политические комбинации. Ещё одним интегрирующим фактором была согдийская колонизация, засвидетельствованная с первых веков н.э., но начавшаяся, вероятно, раньше: согдийцы, говорившие на одном из восточноиранских языков, основали свои торговые колонии, а иногда и целые города с сельской округой на северных трассах Шёлкового пути вплоть до Карашара, Турфанской впадины и округа Дуньхуана в западном Китае. Путь в Индию через перевалы в верховьях Инда также был прежде всего согдийской дорогой: среди сотен надписей путешественников IV-VII вв. на придорожных скалах абсолютно преобладают согдийские. Согдийские чиновники играли заметную роль в администрации степных тюркских каганов (VI-VIII вв.), владения которых в моменты их наибольшего могущества простирались от крымского Боспора до Великой Китайской стены и от Иртыша до Кабула.
Столь многообразные связи заставляют историков искусства изучать настенные росписи Центральной Азии не только в рамках каждой отдельной культуры, но и как некое целое, обладающее рядом общих черт (Bussagli, 1970; Rowland, 1970). В нашем проекте, осуществлённом благодаря гранту CASVA и любезному содействию профессора Т. Ширинова — директора Института археологии Академии наук Республики Узбекистан (Самарканд), профессора А. Абдуразакова и М. Реутовой — сотрудников этого Института, M. Самибаева — директора Музея-заповедника на Афрасиабе (Самарканд), академика Ж.-Ф. Жаррижа — директора Музея Гиме (Париж), Л. Фежер и В. Линартовой — кураторов этого Музея, а также доктора Рене де Ла Ри, доктора Б. Берри и г-на М. Палмера из лаборатории Национальной Галлереи Искусств (Вашингтон), которым мы выражаем нашу глубокую признательность, впервые сопоставлены колористические схемы и палитры художников различных регионов с помощью как историко-художественных, так и лабораторных методов.
наверх |