главная страница / библиотека / обновления библиотеки

М.С. Каган. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Л.: «Искусство». 1972. М.С. Каган

Морфология искусства.

Историко-теоретическое исследование
внутреннего строения мира искусств.

// Л.: «Искусство». 1972. 440 с.

 

Оглавление

 

От автора. — 7

 

Часть первая, историографическая и методологическая.

 

Глава I. От мифологических представлений о системе искусств к её философскому анализу. — 11

1. Морфологические идеи в античной эстетике. — 11

2. Средневековая догматика и ренессансная переоценка ценностей. — 21

3. Морфологическая проблематика в эстетике XVII и первой половины XVIII в. — 28

 

Глава II. Становление всеохватывающей «систематической энциклопедии» искусств. — 40

1. От Ш. Батте и М. Мендельсона к В. Кругу. — 40

2. От А. Шлегеля к Г. Гегелю. — 56

 

Глава III. Основные направления морфологического анализа искусства в буржуазной эстетике второй половины XIX и первой половины XX в. — 72

1. Умозрительно-дедуктивное направление: от X. Вейссе к А. Белому. — 72

2. Психологическое направление: от М. Лазаруса к Ш. Лало. — 82

3. Функциональное направление: от Г. Земпера к П. Франкастелю. — 86

4. Структурное направление: от Л. Якоба к Э. Сурио. — 92

5. Историко-культурное направление: от И. Тэна к В. Вундту и от Ф. Ницше к О. Шпенглеру. — 106

6. Эмпирическое направление: от Алена к Т. Манро. — 120

7. Скептическое направление: от Г. Лотце к Г. Морпурго-Тальябуэ. — 125

 

Глава IV. Морфологический анализ искусства в истории советской и зарубежной марксистской эстетической мысли. — 130

 

Глава V. Уроки истории эстетической мысли и методологические принципы морфологического изучения искусства в марксистской эстетике. — 158

 

Часть вторая, историческая. От первобытного художественного синкретизма к современной системе искусств.

 

Глава VI. Синкретизм первобытного искусства. — 175

1. Бифункциональный характер первобытного искусства. — 175

2. «Мусическая» и «техническая» формы первобытного искусства. — 183

3. Родовая и жанровая аморфность первобытного искусства. — 192

 

Глава VII. Исторический процесс дифференциации древнейшего художественного синкретизма. — 194

1. Фольклор как самостоятельная форма художественного творчества. — 194

2. Выделение и развитие художественного производства. — 200

3. Процесс художественного видообразования. — 212

 

Глава VIII. Расширение и сужение границ мира искусств. — 234

1. Интегрирующие силы историко-художественного процесса. — 234

2. Образование новых форм искусства благодаря расширению его технической базы. — 242

3. Отмирание устаревающих форм художественного творчества. — 260

 

Часть третья, теоретическая. Искусство как система классов, семейств, видов, разновидностей, родов и жанров.

 

Глава IX. Классы и семейства искусств. — 269

1. Онтологический критерий классификации искусств. — 269

2. Семиотический критерий классификации искусств. — 280

3. Искусства бифункциональные и монофункциональные. — 316

 

Глава X. Виды искусства и их разновидности. — 323

1. Виды и разновидности изобразительного творчества. — 323

2. Виды актёрского творчества. — 330

3. Виды и разновидности словесного творчества. — 334

4. Виды и разновидности музыкального творчества. — 346

5. Виды хореографического творчества. — 359

6. Виды и разновидности архитектонического творчества. — 362

7. Виды искусства синкретически-синтетического типа и их разновидности. — 374

 

Глава XI. Род как морфологическая категория. — 391

1. Проблема рода в литературе. — 393

2. Родовое деление в других видах искусства. — 403

 

Глава XII. Жанр как морфологическая категория. — 410

1. Дифференциация жанров в тематической плоскости. — 412

2. Дифференциация жанров по их познавательной ёмкости. — 415

3. Аксиологическая плоскость дифференциации жанров. — 416

4. Дифференциация жанров по типу создаваемых искусством образных моделей. — 418

 

Заключение. — 425

 

Список использованной литературы. — 426

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки