М.С. Каган
Морфология искусства.
Историко-теоретическое исследование
внутреннего строения мира искусств.
// Л.: «Искусство». 1972. 440 с.
[ аннотация: ]
Это первая в советской эстетической науке монография, специально посвящённая анализу внутреннего строения мира искусств. Книга состоит из трёх частей. В первой части, историографической и методологической, рассматривается история изучения данной проблемы в мировой эстетической мысли, с древнейших времён и до наших дней. Во второй части, исторической, показывается, как в ходе развития художественной культуры выкристаллизовывались различные виды искусства и как они взаимодействовали, образуя новые, синтетические искусства. В третьей части, теоретической, исследуются закономерности внутреннего строения всего мира искусств — взаимоотношение разных классов, семейств, видов и разновидностей искусства, а также родов и жанров. Читатель должен, естественно, учитывать, что недостаточная разработанность в нашей науке данной темы делает некоторые положения исследования дискуссионными.
Оглавление
От автора. — 7
Часть первая, историографическая и методологическая.
Глава I. От мифологических представлений о системе искусств к её философскому анализу. — 11
1. Морфологические идеи в античной эстетике. — 11
2. Средневековая догматика и ренессансная переоценка ценностей. — 21
3. Морфологическая проблематика в эстетике XVII и первой половины XVIII в. — 28
Глава II. Становление всеохватывающей «систематической энциклопедии» искусств. — 40
1. От Ш. Батте и М. Мендельсона к В. Кругу. — 40
2. От А. Шлегеля к Г. Гегелю. — 56
Глава III. Основные направления морфологического анализа искусства в буржуазной эстетике второй половины XIX и первой половины XX в. — 72
1. Умозрительно-дедуктивное направление: от X. Вейссе к А. Белому. — 72
2. Психологическое направление: от М. Лазаруса к Ш. Лало. — 82
3. Функциональное направление: от Г. Земпера к П. Франкастелю. — 86
4. Структурное направление: от Л. Якоба к Э. Сурио. — 92
5. Историко-культурное направление: от И. Тэна к В. Вундту и от Ф. Ницше к О. Шпенглеру. — 106
6. Эмпирическое направление: от Алена к Т. Манро. — 120
7. Скептическое направление: от Г. Лотце к Г. Морпурго-Тальябуэ. — 125
Глава IV. Морфологический анализ искусства в истории советской и зарубежной марксистской эстетической мысли. — 130
Глава V. Уроки истории эстетической мысли и методологические принципы морфологического изучения искусства в марксистской эстетике. — 158
Часть вторая, историческая. От первобытного художественного синкретизма к современной системе искусств.
Глава VI. Синкретизм первобытного искусства. — 175
1. Бифункциональный характер первобытного искусства. — 175
2. «Мусическая» и «техническая» формы первобытного искусства. — 183
3. Родовая и жанровая аморфность первобытного искусства. — 192
Глава VII. Исторический процесс дифференциации древнейшего художественного синкретизма. — 194
1. Фольклор как самостоятельная форма художественного творчества. — 194
2. Выделение и развитие художественного производства. — 200
3. Процесс художественного видообразования. — 212
Глава VIII. Расширение и сужение границ мира искусств. — 234
1. Интегрирующие силы историко-художественного процесса. — 234
2. Образование новых форм искусства благодаря расширению его технической базы. — 242
3. Отмирание устаревающих форм художественного творчества. — 260
Часть третья, теоретическая. Искусство как система классов, семейств, видов, разновидностей, родов и жанров.
Глава IX. Классы и семейства искусств. — 269
1. Онтологический критерий классификации искусств. — 269
2. Семиотический критерий классификации искусств. — 280
3. Искусства бифункциональные и монофункциональные. — 316
Глава X. Виды искусства и их разновидности. — 323
1. Виды и разновидности изобразительного творчества. — 323
2. Виды актёрского творчества. — 330
3. Виды и разновидности словесного творчества. — 334
4. Виды и разновидности музыкального творчества. — 346
5. Виды хореографического творчества. — 359
6. Виды и разновидности архитектонического творчества. — 362
7. Виды искусства синкретически-синтетического типа и их разновидности. — 374
Глава XI. Род как морфологическая категория. — 391
1. Проблема рода в литературе. — 393
2. Родовое деление в других видах искусства. — 403
Глава XII. Жанр как морфологическая категория. — 410
1. Дифференциация жанров в тематической плоскости. — 412
2. Дифференциация жанров по их познавательной ёмкости. — 415
3. Аксиологическая плоскость дифференциации жанров. — 416
4. Дифференциация жанров по типу создаваемых искусством образных моделей. — 418
Заключение. — 425
Список использованной литературы. — 426
|