● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Г.М. Бонгард-Левин, Э.А. ГрантовскийОт Скифии до Индии.Древние арии: мифы и история.// Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Мысль. 1983. 208 с.См. также первое и третье издания. Оглавление
От авторов. — 5
текст
[ Введение. — 7 ]
«Полярные» явления. — 7«Арктическая родина в Ведах». — 8Миф и действительность. — 10Арии. — 13Скифы. — 16Перстень Скила. — 19Скифы, сарматы, аланы, осетины. — 22Полярная ночь за Скифией. — 25Путь к исседонам. — 28Восток или север? — 32Реальная география и легендарная традиция. — 36Снова в Индии. — 38Молочный океан. — 43«Страна блаженных» 45«Недоступная Арктика». — 48Некоторые итоги и новые проблемы. — 51Вершины Высокой Хары. — 53Юдхиштхира и Кей-Хосров у Великих гор. — 56«Блаженная обитель» в иранской мифологии. — 61Эпос скифов и античная литература. — 66Скифская мифология и славянская традиция. — 75Рипейские горы в «Ригведе»? — 86Летающие риши. — 91Полёт Аристея. — 94Арии и финно-угры. — 98Царь великой державы и бог таёжного народа. — 101Таинственный зверь шарабха. — 104Северный шаманизм и древнейшая религия ариев. — 108«Напиток бессмертия». — 113Конопля, белена, мухоморы. — 117Похищение сомы. — 122Мифологические образы северных легенд. — 129«Божественная комедия» и зороастрийские жрецы в «потустороннем мире». — 142Арабские путешественники и ученые на Волге. — 149Древние сказания помогают науке. — 151
Древние арии: прародина, время и пути расселения. — 154
Основная литература. — 203
От авторов. ^
Каждая книга после публикации обретает свою судьбу, начинает самостоятельную жизнь, вторгаться в которую автор уже не может. Это привилегия читателя. Он определяет продолжительность жизни книги и вправе дать ей новую — вторую, а может быть, и третью жизнь. И лишь тогда вся ответственность вновь ложится на автора.
Так случилось и с нашей книгой, опубликованной около десяти лет назад. По просьбе читателей нами подготовлено второе, переработанное и дополненное издание. Но переиздать книгу — часто труднее, чем написать новую. Современная наука, включая историю, филологию, археологию, развивается всё более стремительно. Постоянно появляются свежие материалы, публикуются новые исследования, археологи открывают неизвестные ранее памятники прошлого. Рождаются новые гипотезы и теории, пересматриваются традиционные взгляды.
Этот вполне закономерный процесс развития науки ярко проявляется в такой, казалось бы, далёкой от современности проблемы, как «арийская». Более ста лет учёные обсуждают вопросы, связанные с происхождением и ранними этапами расселения индоиранцев (ариев) и других индоевропейских народов, но и сегодня научные споры не только не утихают, но и разгораются с новой силой. Пример тому — дискуссия о происхождении индоевропейцев, которая идёт на страницах журнала «Вестник древней истории».
Осмыслить новые данные, точки зрения, концепции за последние десять лет, т.е. со времени выхода первого издания настоящей книги, — задача весьма сложная, особенно если иметь в виду, что за прошедшие годы претерпели изменения и взгляды самих авторов книги, получили уточнения выдвигавшиеся ими ранее положения и выводы. Кроме того, необходимо было учесть замечания и пожелания рецензентов.
Проблема происхождения индоиранцев не случайно вызывает такой живой интерес у читателей. И дело тут не только и не столько в многочисленных загадках, которыми полна эта тематика. Изучение «арийской проблемы» предполагает комплексный подход — учёт данных различных дисциплин: лингвистики, археологии, этнографии и т.д. Необычайно широк диапазон исследований, которые непосредственно связаны с общей проблемой происхождения и ранней истории индоиранских народов. Эта проблема непосредственно затрагивает и вопросы истории, культуры, этногенеза ряда народов СССР.
Интерес к «арийской проблеме» отразился и на судьбе нашей книги, которая привлекла внимание как специалистов, [1] так и широкого круга читателей. Она была переведена на английский, венгерский и французский языки и издана в Индии, ВНР, Франции. [2]
Материалы дискуссии по «арийской проблеме» говорят о том, что её окончательное решение ещё впереди, требуются новые исследования, новые, дополнительные аргументы в пользу выдвинутых мнений. Однако уже сейчас можно подвести некоторые итоги, выделить наиболее актуальные вопросы, к решению которых необходимо обратиться в первую очередь. Это и побудило авторов написать заключительный раздел книги [стр. 154-202], где наряду с собственными выводами изложены другие точки зрения учёных, а также намечены пути, которые представляются наиболее плодотворными для будущих изысканий по интересующей нас тематике. В книгу включены также некоторые другие дополнения, значительно расширена библиография, хотя, конечно, она содержит лишь небольшую часть огромной научной литературы, связанной с «арийской проблемой».
Первое издание книги содержало послесловие, написанное академиком А.П. Окладниковым (1908-1981), выдающимся археологом и историком. Новое издание авторы посвящают памяти этого замечательного учёного и обаятельного человека.
[1] На книгу опубликованы рецензии Д.С. Раевского (Вестник древней истории, 1976, №4, с. 131-137), Ж. Фуссмана (Journal Asiatique, t. 264, 1976, p. 209-212), T.A. Гуриева и Е.А. Тулатовой (Осетинская филология, вып. 1. Орджоникидзе, 1977, с. 132-136) и др.[2] The Origin of Aryans. New Delhi, 1980; Szkíthiától Indiáig. Budapest, 1981; De la Scythie à l’Inde. Énigmes de l’histoire des anciens Aryens. Paris, 1981.
Основная литература. ^
Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. М., 1949.Абаев В.И. Этимологические заметки. — Труды Института языкознания, т. VI. М., 1956.Абаев В.И. Образ Вия в повести Н.В. Гоголя. — Русский фольклор, т. III. М.-Л., 1958.Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка, т. I-III. М., 1958-1979.Абаев В.И. Скифо-европейские изоглоссы. М., 1965.Абаев В.И. К вопросу о прародине и древнейших миграциях индоиранских народов. — Сб. Древний Восток и античный мир. М., 1972.Алиев Играр. История Мидии. Баку, 1960.Андронов М.С. Язык брагуи. М., 1971.Анисимов А.Ф. Космологические представления народов Севера. М., 1959.Анучин Д.Н., Борзов А.А. Рельеф европейской части СССР. М., 1948.Аскаров А. Сапаллитепа. Ташкент, 1973.Барроу Т. Санскрит. М., 1976.Бертельс Е.Э. Избранные труды, т. I. M., 1960.Бируни. Индия (пер. А.Б. Халидова и Ю.Н. Завадовского). Ташкент, 1963.Бонгард-Левин Г.М. Хараппская цивилизация и «арийская проблема». — Советская этнография, 1962, №1.Бонгард-Левин Г.М. К проблеме генезиса древнеиндийской цивилизации (индоарии и местные субстраты). — Вестник древней истории, 1979, №1.Бонгард-Левин Г.М. Некоторые проблемы этнокультурной истории народов Индостана в III-I тысячелетиях до н.э. — Сб. Узловые проблемы истории Индии. М., 1981.Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Древняя Индия. М., 1969.Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы. М., 1961.Виноградов Ю.Г. Перстень царя Скила. — Советская археология, 1980, №3.Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Древняя Передняя Азия и индоевропейская проблема. — Вестник древней истории, 1980, №3.Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Миграции племён — носителей индоевропейских диалектов — с первоначальной территории расселения на Ближнем Востоке в исторические места их обитания в Евразии. — Вестник древней истории, 1981, №2.Гафуров Б.Г. Таджики. М., 1972.Генинг В.Ф. Могильник Синташта и проблема ранних индоиранских племён. — Советская археология, 1977, №4.Геродот. История в 9 книгах (пер. Ф.Г. Мищенко), т. I-II. М., 1888.Гондатти Н.Л. Предварительный отчёт о поездке в Северо-Западную Сибирь. М., 1888.Граков Б.Н. Скифы. М., 1971.Грантовский Э.А. Индоиранские касты у скифов. М., 1960.Грантовский Э.А. Ранняя история иранских племён Передней Азии. М., 1970.Грантовский Э.А. О распространении иранских племён на территории Ирана. — Сб. История Иранского государства и культуры. М., 1971.Грязнов М.П. Аржан. Л., 1980.Дандамаев М.А. Иран при первых Ахеменидах. М., 1963.Дьякоков И.М. История Мидии. М.-Л., 1956.Дьяконов И.М. Языки древней Передней Азии. М., 1967.Дьяконов И.М. Восточный Иран до Кира. — Сб. История Иранского государства и культуры. М., 1971.Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М., 1976.Залеман К.Г. Очерк истории древнеперсидской, или иранской, литературы. — Всеобщая история литературы, вып. I. СПб., 1880.«Законы Ману». М., 1960.Иванов Вяч.В. Об одной параллели к гоголевскому Вию. — Труды по знаковым системам. V. Тарту, 1971.Иванов Вяч.В. Категория «видимого» и «невидимого» в тексте: ещё раз о восточнославянских фольклорных параллелях к гоголевскому «Вию». — Structure of Texts and Semiotics of Culture. The Hague — Paris, 1973.Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. М., 1959.История Ирана. М., 1977.Кнорозов Ю.В. Протоиндийские надписи (к проблемам дешифровки). — Советская этнография, 1981, №5.Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Харьков, 1956.Кузьмина Е.Е. Колёсный транспорт и проблема этнической и социальной истории древнего населения южнорусских степей. — Вестник древней истории, 1974, №4.Кузьмина Е.Е. Распространение коневодства и культа коня у ираноязычных племён Средней Азии и других народов Старого Света. — Сб. Средняя Азия в древности и средневековье. М., 1977.Латышев В.В. Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе, т. I-II. СПб., 1893-1906.Литвинский Б.А. Археологические открытия в Таджикистане за годы Советской власти и некоторые проблемы древней истории Средней Азии. — Вестник древней истории, 1967, №4.Луконин В.Г. Искусство древнего Ирана. М., 1977.Локерман А. Загадка русского золота. — Наука и жизнь, 1973, №6.Мандельштам А.М. Памятники эпохи бронзы в Южном Таджикистане. [МИА №145.] Л., 1968.Массон В.М. Древнеземледельческая культура Маргианы. [МИА №73] М.-Л., 1959.Массон В.М. Средняя Азия и Древний Восток. М., 1964.Массон В.М. Печати протоиндийского типа из Алтын-тепе (к проблеме этнической атрибуции культур расписной керамики Ближнего Востока). — Вестник древней истории, 1977, №4.Массон В.М., Ромодин В.М. История Афганистана, т. I. M., 1964.«Махабхарата». Книга I, II, IV, V (пер. В.И. Кальянова). М.-Л., 1950-1976.«Махабхарата» (пер., введение, примечания Б.А. Смирнова), т. I-X. Ашхабад, 1955-1972.Мачинский Д.А. О времени первого активного выступления сарматов в Поднепровье по свидетельствам античных письменных источников. — Археологический сборник, вып. 13. Л., Гос. Эрмитаж, 1971.Новицкий Г. Краткое описание о народе остяцком. СПб., 1884.Овсянико-Куликовский Д.Н. Культ божества «сома» в древней Индии в эпоху Вед. Одесса, 1884 (Записки Новороссийского университета, т. 39).Окладников А.П. Неолит и бронзовый век Прибайкалья. [Часть 3. Глазковское время. / МИА №43.] М.-Л., 1955.Погребова М.Н. Иран и Закавказье в раннем железном веке. М., 1977.Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946.Пьянков И.В. J. Bolton. Aristeas ... (Рец.) — Вестник древней истории, 1967, №4.Раевский Д.С. Очерки идеологии скифо-сакских племён. М., 1977.«Ригведа». Избранные гимны (пер. Т.Я. Елизаренковой). М., 1972.Руденко С.И. Горноалтайские находки и скифы. М.-Л., 1962.Рыбаков Б.А. Геродотова Скифия. М., 1979.Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.Сарианиди В.И. Древние земледельцы Афганистана. М., 1977.Смирнов А.П. Очерки древней и средневековой истории народов Среднего Поволжья и Прикамья. М., 1952.Смирнов К.Ф. Археологические данные о древних всадниках Поволжско-Уральских степей. — Советская археология, 1961, №1.Смирнов К.Ф., Кузьмина Е.Е. Происхождение индоиранцев в свете новейших археологических открытий. М., 1977.Софокл. Трагедии (пер. С.В. Шервинского). М., 1954.Теплоухов Ф.А. Древности пермской чуди в виде баснословных людей и животных. — Пермский край, т. II, 1893.Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964.Тревер К.В. Сэнмурв-паскудж, собака-птица. Л., 1937.Хенниг Р. Неведомые земли, т. I. М., 1961.Хлопин И.П. Индоиранцы: земледельцы или скотоводы? — Вопросы истории, 1970, №10.Чернецов В.Н. Вогульские сказки. Л., 1935.Чернецов В.Н. К вопросу о проникновении восточного серебра в Прикамье. — Труды Института этнографии [Новая серия], т. I. М.-Л., 1947.Фирдоуси. Шах-намэ (пер. Ц.В. Бану-Лахути), т. I-V. М., 1957-1969.Шрадер О. Индоевропейцы. СПб., 1913.Штернберг Л.Я. Первобытная религия. Л., 1936.Эсхил. Трагедии. М.-Л., 1937.Этнические проблемы истории Центральной Азии в древности (II тысячелетие до н.э.). М., 1981.Ancient Cities of the Indus. Edited by G.L. Possehl. New Delhi, 1979.Arntz H. Sprachliche Beziehungen zwischen Arisch und Baltoslawitsch. Heidelberg, 1933.Avesta. Übersetzt von Fr. Wolff. Strassburg, 1910.Burrow T. The Proto-Indoaryans. — Journal of the Royal Asiatic Society, 1973, N2.Benveniste E. Le vocabulaire des institutions mdo-europeennes, t. I-II. Paris, 1969.Bhattacharji S. The Indian Theogony. Cambridge, 1970.Bolton J. Aristeas of Proconnesus. Oxford, 1962.Brandenstein W. Pie alten Inder in Vorderasien. — Frühgeschichte und Sprachwissenschaft. Wien, 1948.Brandenstein W. Das Indogermanen-problem. — Forschungen und Fortschritte. Berlin, 1962, 36. Jahrgang, Ht 2.Cameron G. History of Early Iran. Chicago, 1936.Cuyler Young T. The Iranian Migration into the Zagros. — Iran, vol. V, 1967.Dales G.F. The Mythical Massacre of Mohenjo-Daro. — Expedition, 1964, vol. 6, N3.Deshayes J. New Evidence for the Indo-Europeans from Tureng Tepe, Iran. — Archaeology, 1969, vol. 22, N1.Dumézil G. L’idéology tripartie des Indo-Européens. Bruxelles, 1958.Dumézil G. Romans de Scythie et d’alentour. Paris, 1978.Emenau M.B. Linguistic Prehistory of India. — Tamil Culture, 1956, vol. 5, N 1.Ghirshman R. Fouilles de Sialk, près de Kashan, 1933, 1934, 1937, t. I-II. Paris, 1938-1939.Ghirshman R. L’Iran et la migration des indo-aryens et des iraniens. Leiden, 1977.Gignoux Ph. L’inscription de Kartir à Sar Mašhad. Journal Asiatique, 1968, t. 256.Gignoux Ph. “Corps osseux et âme osseuse”: essai sur le chamanisme dans l’Iran ancien. — Journal Asiatique, 1979, t. 267.Harmatta J. Sur l’origine du mythe des Hyperboreans. — Acta Antiqua. Budapest, 1955, t. III, pt. 1-2.Hauschild R. Über die frühesten Arier im Alten Orient. Berlin, 1962.Holmberg V. Finno-ugric, Siberian. — The Mythology of All Races, vol. IV. Boston, 1927.Indus Civilisation. — New Perspectives. Edited by A.H. Dani. Islamabad, 1981.Joki A.J. Uralier und Indogermanen. Helsinki, 1973.Joshi J.P. Interlocking of late Harappa Culture and Painted Grey Ware Culture in the Light of Recent Excavations. — Man and Environment, vol. 2, 1978.Kannisto A. Wogulische Volksdichtung, Bd. I. Helsinki, 1951.König F.M. Älteste Geschichte der Meder und Perser. Leipzig, 1934.Korenchy E. Iranische Lehnwörter in den oburgrischen Sprachen. Budapest, 1972.Kuiper F.B.J. The Genesis of a Linguistic Area. — Indo-Iranian Journal, vol. 10, 1967.Lal B.B. Excavations at Hastinapura and other Explorations, 1950-1952. — Ancient India, vol. 10-11, 1954-1955.Mayrhofer M. Kurzgefaßtes etymologisches Wörterbuch des Altindischen, Bd. I-IV. Heidelberg, 1955-1980.Mayrhofer M. Die Indo-Arier im alten Vorderasien. Wiesbaden, 1966.McAlpin D.W. Elamite and Dravidian:Further Evidence of Relationship. — Current Anthropology, vol. 16, 1975.Meuli K. Scythica. — Hermes, 1935.Meyer Ed. Die ältesten datierten Zeugnisse der iranischen Sprache und der zoroastrischen Religion. — Zeitschrift für vergleichende Sprachforschung, Bd. 42, 1908.Meyer Ed. Geschichte des Altertums, Bd. I, Ht 2. Stuttgart und Berlin, 1926 (5. Aufl.).Munkacsi B. Das altindische Fabeltier Carabhas. — Keleti Szemle, t. 9, 1908.Nyberg H. Die Religionen des alten Iran. Leipzig, 1938.Patkanov S. Die Irtysch-Ostjaken und ihre Volkspoesie, I-II. Spb., 1897-1900.Pisani V. Studi sulla preistoria delle lingue indeuropee. — Memorie della R. Academia Nazionale dei Lincei. Classe di scienze morali, Storiche e filologiche, Serie VI vol. IV, fasc. VI. Roma, 1933.Porzig W. Die Gliederung des indogermanischen Sprachgebiets. Heidelberg, 1954.Rau W. Töpferei und Tongeschirr im vedischen Indien. Wiesbaden, 1972.Sankalia H.D. The “Cemetery H” Culture. — Puratattva, 1972-1973, N6.Specht F. Zur Geschichte der Verbalklasse auf -ē. — Zeitschrift für vergleichende Sprachforschung, Bd. 62, 1934.Schrader O. Reallexikon der indogermanischen Altertumskunde. 2. Aufl. hrsg. von Nehring A., Bd. I-II. Berlin, 1917-1927.Tilak B. The Arctic Home in the Vedas. Bombay, 1903. The Travels of Ibn Battūta A.D. 1325-1354. Translated ... by Gibb H.A.R. vol. II. Cambridge, 1962.Wasson R. Soma Divine Mushroom of Immortality. New York, 1968.Widengren G. Die Religionen Irans. Stuttgart, 1965.Wiesner J. Studien zu dem Arimaspenmotiv auf Tarentiner Sarkophagen. — Jahrbuch des Deutschen Archäologischen Instituts, Bd. 78 (1963). Berlin, 1964.Wikander S. Sur le fonds commun indo-iranien des épopées de la Perse et de l’Inde. — La Nouvelle Clio, 1950, N7.
наверх |