● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ сборник ]Средняя Азия в древности и средневековье (история и культура).// М.: 1977. 224 с.Под ред. Б.Г. Гафурова, Б.А. Литвинского. [ аннотация: ] Сборник посвящён вопросам изучения древности и средневековья Средней Азии в различных аспектах: археология, история, искусствоведение, нумизматика. Предназначен для востоковедов, а также для специалистов более широкого профиля, изучающих проблемы культуры в сравнительном плане.
Содержание
Б.Г. Гафуров, Б.А. Литвинский. Предисловие. — 3
I. Древность. — 5
В.А. Ранов. Освоение Высокой Азии человеком каменного века (на примере гор Средней Азии). — 7Е.В. Антонова. Сходство и различие антропоморфной пластики Южной Туркмении и Месопотамии в эпоху энеолита. — 15М.Н. Погребова. Дохараппская керамика Калибангана. — 21Е.Е. Кузьмина. Распространение коневодства и культа коня у ираноязычных племён Средней Азии и других народов Старого Света. — 28И.В. Пьянков. Массагеты, соседи индийцев. — 53Ю.А. Рапопорт. Космогонический сюжет на хорезмийских сосудах. — 58Г.А. Кошеленко. Восточноэллинистический полис и государство. — 72Д.С. Раевский. К вопросу об обосновании царской власти в Парфии («Парфянский лучник» и его семантика). — 81Э.В. Ганевская, Ф.А. Заславская. К атрибуции одной из терракот Сурхандарьинского краеведческого музея в г. Термезе. — 87
II. Средние века. — 93
Л.И. Ремпель. Фрагмент бронзовой статуи верблюда из Самарканда и крылатый верблюд Варахши (к вопросу о природе согдийского искусства). — 95Ш.М. Шукуров. К анализу принципов иконографии в изобразительном искусстве Средней Азии. — 103Е.А. Давидович. Новые данные по истории Саманидов (клад медных монет IX-X вв. из Самарканда). — 112С.Б. Лунина. О культурных связях средневекового Мерва. — 126В.Л. Воронина. Бронзы Ахсикета из коллекции А.И. Смирнова. — 133Н. Ибрагимов. «Путешествие» ибн Баттӯты (1333) как источник по истории Средней Азии. — 138А.А. Иванов. История изучения мавераннахрской (среднеазиатской) школы миниатюры. Статья I. — 144И.Е. Плетнёв, Ю.З. Шваб. Архитектурный ансамбль у мазара Ходжа Ахрара в Самарканде. — 160Т.И. Султанов. Опыт анализа традиционных списков 92 «племен илатийа». — 165Е.А. Давидович. Вопросы хронологии и генеалогии Карахаиидов второй половины XII в. — 177
Abstracts of articles. — 188Список сокращений. — 192Список иллюстраций. — 194[ Иллюстрации. — Рис. 1-44 ]
Предисловие. ^
В последние десятилетия разработка истории и культуры Средней Азии вступила в качественно новый этап. Интенсивное накопление материала, начатое в 30-е годы и продолжающееся с нарастающим успехом вплоть до настоящего времени, потребовало углублённого анализа полученной информации, объёмом многократно превосходящей ту, что была доступна учёным прежде. Лавина первичных публикаций и информационных статей сопровождалась изданием обобщающих трудов и специальных исследований. За истекшие десять-пятнадцать лет доля работ последнего типа резко возрастает. И это естественно.
Перед специалистами по истории и культуре Средней Азии стоит задача строго научного, марксистского осмысления накопленных материалов, выявления глубинных процессов развития, связей между однородными и разнородными структурами, системного исследования огромного количества исторических явлений. При этом среднеазиатская история и культура не может и не должна рассматриваться изолированно, а как органическая часть всей восточной цивилизации.
Разумеется, прагматическое описание явлений представляется и более простым и, если оно выполнено на достаточно высоком уровне точности, более бесспорным. Напротив, любая попытка интерпретации, как правило, дискуссионна по самой сути своей. Так, например, интерпретация содержания иконографических памятников на основании фрагментарных свидетельств об идеологии таит в себе целый ряд сложностей принципиального характера. Исследователь нередко вынужден прибегать к «генерализации » картины идеологической жизни, ибо детальная (территориально-этническая, а порой и хронологическая) приуроченность письменных известий остаётся неопределённой; вынужден «раскрывать» смысл одних письменных известий посредством привлечения других, относящихся к иной области или даже региону (эпохе). Сопоставления делаются с этой искусственно составленной с помощью экстраполяции «усреднённой » идеологической средой, никогда на самом деле не существовавшей. Ещё большие опасности таятся в том, что процесс переноса образов из мира духовных представлений в сферу иконографии не являлся прямолинейным, эти образы — не кальки, они находятся в сложных диалектических взаимоотношениях, конкретный характер которых также изменялся. Система иконографических образов не совпадает с духовной и потому, что встречаются образы из других иконографических систем, которые адаптируются (полностью или частично) в иконографическом плане, что отнюдь не обязательно свидетельствует о включении этих образов в пантеон. Аналогичные трудности возникают перед исследователем, пытающимся истолковать смысл иконографического образа, для которого нет никаких отправных данных в письменных источниках по данному региону. Приходится считаться также с вероятной амбивалентностью многих образов и с тем, что анализ лишь частично вскрывает их сущность. Теоретическая природа всех этих явлений далека ещё от окончательного раскрытия; нет общепринятых критериев и методик. Тем не менее эта работа широко и успешно ведётся советскими учёными. Статьи такого содержания представлены и в нашем сборнике и, на наш взгляд, вносят новые штрихи в историю среднеазиатской культуры. Наряду с этим сборник включает и публикационные статьи по историко-культурной тематике. Редакция сочла возможным включить также статьи, в которых имеются элементы полемики, ибо при рассмотрении столь сложных проблем дискуссия порой неизбежна.
Большая группа статей посвящена проблемам исторического характера. Они написаны с использованием письменных, нумизматических и археологических источников. Все они вносят новые материалы и пересматривают уже существующие точки зрения и концепции. Тематический и территориальный охват их шире, чем собственно Средняя Азия, в отдельных статьях идёт речь о соседних территориях, культурно-исторически с нею связанных.
В целом предлагаемый вниманию читателей сборник посвящён той же тематике, что и предыдущий сборник «История и культура народов Средней Азии», и является фактически его продолжением.
Б.Г. Гафуров, Б.А. Литвинский
наверх |