● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Б.А. Рыбаков. Геродотова Скифия. Историко-географический анализ. М.: 1979. Б.А. Рыбаков

Геродотова Скифия.

Историко-географический анализ.

// М.: 1979. 248 с.

 

Содержание

 

Введение. — 5

 

Реки Скифии. — 26

[Истр и его левые притоки в низовьях. — 29]

[Тира. — 31]

[Гипанис. — 32]

[Борисфен (Днепр). — 33]

[Пантикапа. — 39]

[«Гилея». — 43]

[Гипакирис и Геррос. — 46]

[Сиргис (Гиргис?). — 54]

[Оар и Лик. — 55]

[Заключение о реках. — 60]

Путешествие Геродота в Скифию. — 63

Устные источники Геродота. — 90

Геродот и археология. — 104

Фракийско-скифский поход Дария Гистаспа. — 169

Этногеография Скифии. — 185

Сколоты-праславяне. — 195

 

Заключение. — 239

Указатель этногеографических названий. — 241

 


 

Заключение.   ^

 

Историко-географическое рассмотрение геродотовой Скифии закончено. Оно выявило прежде всего ряд неоспоримых положительных качеств «отца истории». В результате придирчивого и порою поневоле громоздкого анализа Геродот предстаёт перед нами не только занимательным рассказчиком, познакомившим своих современников с половиной Старого Света от Италии до Вавилона и от экваториальной Африки до истоков Днепра. Мы видим его неутомимым наблюдательным путешественником, предпринявшим ряд дорогостоящих и утомительных поездок с целью сбора на местах достоверных данных о больших и малых событиях только что минувших греко-персидских войн.

 

Красочные рассказы о Скифии своим происхождением обязаны широте исторического замысла Геродота, пожелавшего предварить многоплановую картину длительных греко-персидских войн рассказом о скифском позоре того царя, который эти войны начал. Историк отправился по следам великого завоевателя: он любовался Понтом близ былой переправы персов из Азии в Европу и проследил судьбу горделивых лапидарных надписей Дария, посвящённых этому событию. Он чётко описал сложную речную систему притоков Гебра для того, чтобы читатель уяснил местонахождение тех 38 целебных источников Теара, где царь сделал первый длительный привал. Геродот объехал весь Понт, измерил свой тысячевёрстный путь, добрался до отдалённой Меотиды, осмотрел и измерил развалины последнего лагеря Дария, интересовался местами, с которыми легенды связывали судьбу амазонок (Териодонт, Кремны), совершил сухопутное путешествие в глубь Земледельческой Скифии.

 

Геродот обращался к читателям, у которых не было географических карт. Постоянно чувствуя это, историк неуклонно стремится дать читателям широкое общее представление об интересующей его земле

(239/240)

(весь бассейн Дуная, весь Понт, вся Скифия, весь путь к отдалённому Уралу), а затем детализирует общую картину, описывает реки как систему координат, вводит много точных измерений и определяет взаимное положение своих географических ориентиров. Геродот, очевидно, умел спрашивать и проверять полученные сведения — все его расстояния оказались очень точны, независимо от того, выражены ли они в днях конного пути или в днях плавания по реке, или же в суточном ходе морского корабля.

 

Геродот умел находить нужных информаторов из разных географических областей. Поэтому его описание Скифии как бы создано с разных точек зрения: со стороны земли агафирсов, из Ольвии, из земли борисфенитов, со стороны Меотиды, из огромного деревянного Гелона. Лично увиденное сочеталось с услышанным и записанным.

 

Скифия Геродота в настоящее время достаточно хорошо изучена археологически. Выявлен общий ареал культур скифского типа, совпавший в основных чертах со скифским тетрагоном Геродота, и выявлены также локальные, отличающиеся друг от друга археологические группы и культуры, которые с достаточной долей вероятия могут быть сопоставлены с геродотовскими народами. Новая география Скифии, полученная путём наложения археологической карты на карту геродотовских племен и народов, позволяет полностью реабилитировать Геродота в вопросе обрисовки хода кампании 512 г.: шестидесятидневный поход Дария Гистаспа полностью укладывается в тот маршрут, который обрисовывается новой расстановкой народов Скифии.

 

Необычайный интерес представляют собранные Геродотом эпические и исторические предания. Из всех народов, локализованных Геродотом в его Скифии, только невры и сколоты-борисфениты могут претендовать на прямых потомков, распознаваемых в позднейших средневековых и современных нам народах. Поэтому так важны для нас легенды о трёх братьях, о золотом царстве, о царе-Солнце, находящие поразительные параллели в восточнославянском фольклоре.

 

Историко-географический аспект рассмотрения сведений Геродота — это лишь одна часть источниковедческого анализа творений великого историка, но я глубоко убеждён в том, что без решения этого вопроса бесполезно заниматься историей скифского общества, так как только после приведения в географический порядок народов Скифии мы получаем право на полное, широкое использование всего обильного и многозначимого археологического материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки