главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Вопросы этнической истории киргизского народа. Фрунзе: «Илим». 1989. Ю.С. Худяков

Кыргызы в Центральной Азии.

// Вопросы этнической истории киргизского народа. Фрунзе: «Илим». 1989. С. 29-40.

 

В истории Центральной Азии важное место отводится кыргызам. Впервые они упоминаются в письменных источниках в конце III в. до н.э. В 201 г. до н.э. хуннский Модэ-шаньюй покорил ряд «владений», находившихся севернее Ордоса, среди которых упоминаются «гяньгуни» 1 [1] (гэгуни, цзяньгуни), т.e. кыргызы. По мнению В.В. Бартольда, исконные земли гяньгуней находились в районе оз. Кыргыз-нур на северо-западе Монголии. Хунны назначили «правителями страны гяньгунь и других северных стран сановников китайского происхождения», в правление которых гяньгуни, перемешавшись о динлинами, освоили бассейн Енисея. Излагая данную версию, В.В. Бартольд проявил известную осторожность, полагая, что переводчик китайских источников домыслил ход событий, утверждая, что хуннский наместник Ли Лин «получил во владение Хягас» 2[2]

 

Менее критично отнёсся к оценке событий в изложении Н.Я. Бичурина С.В. Киселёв, воссоздавший по сведениям ханьских летописцев историю динлино-гяньгунских племён на Енисее с конца III в. до н.э. 3 [3] Гипотезу последнего развил Л.Р. Кызласов, по мнению которого гяньгуни после хуннского завоевания час-

(29/30)

тично переселились на Енисей, где «перемешались с динлинами», а в I в. до н.э. новая волна гяньгуней была вытеснена хуннами за Саяны 1[4] Кызласов полагает, что такое развитие событий «блестяще подтверждается» археологическими материалами, динлины были определены как носители тагарской культуры, перемешавшиеся динлино-гяньгуни — носители таштыкской культуры в Минусинской котловине. Л.Р. Кызласов пытался выделить памятники гяньгуней в Монголии (курган Наинтэ-Сумэ) и в Туве (курган Шурмак-Тей) 2[5] В основе его определений лежит сходство погребального обряда кремации с обрядностью енисейских кыргызов, данная точка зрения стала традиционной, однако противоречит источникам, в которых не говорится о том, что смешение гяньгуней и динлинов произошло на Енисее в хуннское время. Не согласуется данная версия и с археологическими материалами.

 

Согласно источникам, в III в. до н.э. Гяньгунь и Динлин были разными «владениями» 3[6] В I в. до н.э. шаньюй северных хуннов Чжичжи «послал войска на pапад, разбил цзянгуней [цзяньгуней], а на севере принудил сдаться динлинов». Очевидно, что это были два разных этноса, обитавших на различных территориях. Район обитания гяньгуней указан довольно точно: «Земли цзяньгуней находились на расстоянии 7 тыс.ли западнее ставки шаньюя и на расстоянии 5 тыс.ли севернее владения Чеши. В них Чжичжи и остался жить». В научной литературе эти земли обычно помещаются в районе оз. Кыргыз-нур в северо-западной Монголии, однако известно, что земли гяньгуней находились западнее земель усуней, севернее Чеши, восточнее Кангюй. Когда правитель Кангюй решил использовать северохуннского шаньюя в борьбе с усунями, то «к цзянгуням [цзяньгуням] был немедленно отправлен гонец для переговоров с Чжичжи. Шаньюй согласился на союз и «двинулся во главе войск на запад» 4 [7] к землям кангюев. Судя по этим данным, земли гяньгуней должны были располагаться в Тарбагатае или Монгольском Алтае. Поиски археологических памятников гяньгуней в этих районах пока не проводились. В 1987 г. нам удалось частично обследовать бассейн оз. Кыргыз-нур, где имеются памятники хуннской и улуг-хемской культуры, однако объектов, ко-

(30/31)

торые могли бы относиться к гяньгуням, пока не найдено.

 

В III в.н.э. гяньгуни и динлины продолжали обитать на разных территориях: «Владение Гяньгунь расположено северо-западнее Канцзюй. Отборное войско 30 тыс. человек. Следуют за скотом. Там много соболей, есть хорошие лошади.

 

Владение Динлин находится севернее Канцзюй… Эти выше названные три государства с Гяньгунь в центре находятся от ставки шаньюя сюнну на р. Аньсишуй на расстоянии 7 тыс.ли, на юге от них 5 тыс.ли — Чеши и шесть других владений, на юго-запад до границ Канцзюя — 3 тыс.ли, на западе до ставки канцзюйского вана — 8 тыс.ли» 1[8] Сведения противоречивы. Судя по всему, гяньгуни продолжали обитать на своих прежних землях западнее динлинов.

 

В V в.н.э. кыргызы известны под названием хэгу (гегу, цигу, йегу). В начале V в. йегу были покорены в землях, лежащих на севере от ставки кагана, жужанями 2[9] Жужани постоянно враждовали с гаогюйцами. По-видимому, в борьбе с жужанями кыргызы вступили в союз гаогюйских динлинов (теле). В V в. н.э. хэгу (кыргызы) упоминаются в составе племён теле, обитавших к северу от Яньци (Карашара) 3[10] Эти земли «к северу от Яньци у Белых гор», где в его время жили хэгу и другие телеские племена, находились в Тарбагатае или монгольском Алтае. Вероятно, именно в этот период кыргызы (гяньгуни, хэгу), войдя в состав племён теле (гаогюйских динлинов), могли смешаться с ними.

 

Археологические памятники периода гяньгуньско-динлинского союза остаются неизвестными. Источники приписывают гаогюйцам своеобразный погребальный обряд — в могилу ставят тело умершего с копьём, мечом и натянутым духом в руках, могильную яму не засыпают землёй. Такие памятники пока не найдены. Неясно, практиковали гяньгуни в этот период обряд трупосожжения или нет. В источниках нет сведений на этот счёт.

 

В VI в. кыргызы (цигу) обитали уже на Енисее. Причины, обстоятельства и момент переселения с мест прежнего обитания

(31/32)

остаются неясными, возможно, кыргызы мигрировали или были поселены в Минусе в результате войн жужаней и гаогюйцев. В середине V в. жужани переселили «на южную сторону Алтайских гор» тюрок-ашина. А один из братьев Надулу-шада Цигу стал «царствовать» «между реками Афу и Гянь» в Минусинской котловине. Этот факт свидетельствует не о «родстве» тюрок-ашина и кыргызов, как это принято думать, а о воцарении у кыргызов представителей правящего рода Ашина. Такое событие могло произойти в конце V — начале VI в., когда после очередного покорения гаогюйцев жуаньжуань могли поставить во главе союзных гаогюйцам кыргызов своего вассала из рода Ашина. В момент, когда это произошло, кыргызы находились уже на Енисее.

 

В середине VI в. после разгрома жужаней тюрками и образования Тюркского каганата Мухан-кагану пришлось снова «на севере» покорять Цигу, в VI-VIII вв. кыргызы обитали на Енисее, к северу от Саянских гор до истоков Чулыма, попав в зависимость от первого тюркского каганата, они были вынуждены платить тюркам дань железными изделиями, стали для последних источником рабов-военнопленных. В конце VI — начале VII в. н.э. кыргызы освободились от власти тюрок. В 30-е годы VII в. они попали в зависимость от сейяньто, правитель которых имел у кыргызов «своего гьелифу для верховного надзора» 1[11] В течение VII — начале VIII в. кыргызам приходилось отстаивать свою независимость в войнах с тюрками второго восточнотюркского каганата, в 711 г. войско тюркских полководцев Тоньюкука, Кюль-Тегина и Могиляна совершило поход на Енисей, разгромило кыргызов, в одном из сражений погиб кыргызский каган Барс-Бег, кыргызы попади в зависимость от тюрок 2[12]

 

После падения Второго Восточнотюркского каганата кыргызы вновь обрели независимость и оказали активное противодействие экспансии уйгурских каганов. В «758 г. хойху (уйгуры) завоевали сие государство» 3[13] В 790 г., воспользовавшись сменой власти в Уйгурском каганате, кыргызы восстали, но были разгромлены каганом Кутлугом 4[14]

(32/33)

 

Археологические материалы Минусинской котловины вполне согласуются с изложенным ходом событий. Кыргызская культура формируется в Минусе в VI в. н.э. и в течение эпохи чаа-тас до IX в. территориально ограничена степными районами к северу от Саянского хребта. В начале VIII в. в Минусе распространяются памятники древних тюрок: погребения с конём, оградки, изваяния, рунические надписи. Кыргызы испытывали сильное влияние со стороны тюрок, восприняли многие элементы древнетюркской культуры, включая вооружение, конское снаряжение, административную систему, титулатуру, письменность, обычай установки памятных эпитафий. Именно к этому периоду относится распространение у кыргызов обычая кремации умерших и захоронения остатков погребального костра, что подтверждается к письменными источниками и данными археологии. В то же время в кыргызской культуре сохранились некоторые элементы, характерные для местного таштыкского населения. К концу VIII в. относится появление в Минусе отдельных памятников уйгуров — погребений со шкурой коня 1[15] Связи кыргызов с другими государствами — Тибетом, империей Тан — в этот период были эпизодическими.

 

В 20-е годы IX в. кыргызы восстали против уйгурского господства, воспользовавшись ослаблением последних. «Но только что хойху начали упадать, то Ажо сам объявил себя ханом, мать, урождённую Туциши, — вдовствующею ханьшею, жену, дочь Гэлушэху — ханьшею». Началась война с уйгурами, длившаяся около 20 лет. Поскольку инициатива в объявлении войны принадлежала кыргызам, можно предположить, что ей предшествовала централизация власти в кыргызском государстве и укрепление его северных границ, покорение таёжных племён Приангарья, Енисея, Притомья, среднего Приобья. Начало войны совпало с внутренними междоусобицами в Уйгурском каганате, неудачами уйгуров в войне с тибетцами. Несмотря на ослабление уйгуров, военные действия, развернувшиеся на территории Тувы, поначалу приняли затяжной характер. «Хойхуский хан послал министра с войском, но сей не имел успеха. Хан двадцать лет продолжал войну».

(33/34)

Постепенно военное счастье стало склоняться на сторону кыргызов. «Ажо, надмеваясь победами, говорил: “Твоя судьба кончилась. Я скоро возьму золотую твою орду, поставлю перед нею моего коня, водружу моё знамя. Если можешь состязаться со мною, то немедленно приходи, если не можешь, то скорее уходи”». Военные неудачи способствовали усилению междоусобиц в Уйгурском каганате. В результате очередного переворота в 839 г. в числе противников придворной клики, захватившей власть в Орду-Балыке, оказался полководец Гюйлу Мохэ, возглавлявший уйгурские войска в войне с кыргызами. Переход Гюйлу Мохэ вместе с войском на сторону кыргызов открыл дорогу кыргызским войскам в Центральную Азию. В решающем сражении под Орду-Балыком стотысячная кыргызская армия разгромила уйгуров. «Хан был убит в сражении и его дэлэ рассеялась» 1[16] Кыргызы разрушили и сожгли уйгурскую столицу. «Ажо под личным предводительством предал огню ханское стойбище и жилище царевны». Была захвачена богатая добыча. «Хойхуский хан обыкновенно сидел в Золотой палатке. Ажо забрал все его сокровища и в плен взял Тай Хо царевну». Был разгромлен окружавший Орду-Балык земледельческий район. Полагая, что разгром уйгурского государства закончен, кыргызский каган перенёс свою ставку «на южную сторону гор Лао-Шань» 2[17] Захваченная в плен царевна Тай Хо, родом из династии Тан, была отправлена на родину в 841 г. в сопровождении посольства и военного экскорта [эскорта]. Это был повод для установления прямых контактов с империей Тан и для демонстраций своей власти над Центральной Азией. Уйгуры и другие телеские племена, опасаясь истребления, бежали с мест прежнего обитания: на восток — в земли шивэй и киданей, на юго-восток — к границам империи Тан, на юг — в Приалашанье и Турфан, на запад — в Прииртышье 3[18] Часть уйгуров и телесцев осталась в Монголии, часть была переселена в Минусу.

 

В 841-843 гг. в результате интенсивной дипломатии танскому двору удалось спровоцировать кыргызов на продолжение войны

(34/35)

с уйгурами. В 843 г. киргизское войско совершило далекий поход на юг, в Восточный Туркестан, где были захвачены города Аньси и Бэйтин. В 848 г. кыргызский министр Або «во главе 70000 войска, состоявшего из различных племён», совершил поход на юго-восток, в земли шивэй, где укрывалась часть уйгуров. «Он нанёс сильное поражение народу шивэй, затем собрал всех уйгуров, находившихся у шивэй, и вернул их на север от Гоби» 1[19] Остатки уцелевших от разгрома уйгуров во главе с каганом Энянем бежали в Восточный Туркестан. В 848 г. «вождь одной из групп уйгуров, Пан-лэ», отвоевал у кыргызов Аньси и объявил себя каганом. В 60-70-е годы IX в. уйгуры овладели и Бэйтином, вытеснив кыргызов из вновь завоёванных земель в Восточном Туркестане.

 

Для восстановления своего господства кыргызы совершили поход в восточный Туркестан в конце IX в. Во время похода были захвачены города Пенчул и Аксу, кыргызские войска доходили до Кашгара. В ходе этих войн кыргызы выступали против уйгуров в союзе с тибетцами. В 904 г. тибетцы и кыргызы совместно с тюрками Ли Кэ-юна вмешались в междоусобицу в империи Тан. К владениям кыргызов в этот период относилась Южная Сибирь, Монголия, часть Забайкалья и Прииртышья. В Восточном Туркестане их владения простирались от Кашгара до оз. Иссык-Куль.

 

Этот период истории кыргызов справедливо назван В.В. Бартольдом «кыргызским великодержавием». Впервые в истории средневековья Центральная Азия была объединена под властью небольшого южносибирского кочевого народа, а культурный центр степного пояса переместился в Саяно-Алтай. Это был поистине «звёздный час» кыргызской истории, время поразительных успехов кыргызского оружия, распространения кыргызской культуры по обширным пространствам степной Азии. Именно в этот период кыргызы проникли в Прибайкалье и Забайкалье, где вошли в дальнейшем в качестве родовых подразделений в состав бурят и якутов, в Туву, Алтай, Западную Монголию, где сохранились в виде родовых подразделений в составе современных тувинцев, алтайцев, монголов-захчинов и баитов. В этот же период значительная часть кыргызов переселилась, по сути дела вернулась, на свои древние земли, в Восточный Туркестан.

(35/36)

 

Археологические материалы позволяют проследить и конкретизировать границы распространения кыргызской культуры в эпоху великодержавия 1[20] Памятники кыргызской культуры в IX-X вв. зафиксирована в районах к северу от Красноярска, в Приангарье, в долине р. Кан. Памятники племён, испытавших сильное кыргызское влияние, распространяются из Притомья на Приобье и Прииртышье. Отдельные памятники кыргызов обнаружены в центральной и Южной Монголии, Восточном Забайкалье. Следы пребывания кыргызов прослеживаются в Восточном Туркестане. Значительное количество кыргызских памятников этого времени найдено в Туве. В то же время памятников эпохи великодержавия на исходной территории, в Минусинской котловине, очень немного. Такая картина полностью отражает процесс переселения кыргызов из Минусы на юг, в Туву и другие земли.

 

Военные успехи кыргызов способствовали их расселению на огромной территории, истощению людских ресурсов, ослаблению этнических связей между отдельными группами кыргызов, несмотря на длительную войну, «хягас не мог совершенно покорить хойху» 2[21] Не смогли кыргызы удержать под своим господством земли Центральной Азии. В 908 и 918 гг. уйгуры, проживавшие в Центральной Монголии, прислали послов с данью ко двору киданьского императора, в 916 и 924 гг. киданьский император Елюй Амбагань совершил два похода в Монголию, где уже не встретил кыргызов, а «вступил в область уйгуров» 3[22] Истощённые многолетней войной кыргызы и другие тюркоязычные племена Центральной Азии не могли оказать активного сопротивления киданям.

 

Западные границы киданьских владений простирались до Алтайских гор. Кидани разделили единый кыргызский этнический массив надвое. Часть кыргызов сохранила под своей властью Саяно-Алтай. Возможно, что енисейские кыргызы в этот период находились в зависимости от киданей. Ко двору императоров Ляо

(36/37)

«хягасы постоянно присылали посланников и дань», при «ляоском Тайцзуне западная граница руководила приходом к просвещению людей государства Хягасы» 1[23] Ряд исследователей усматривает слада киданьского влияния в материальной и духовной культуре кыргызов, археологические памятники енисейских кыргызов эпохи сууктэр (XI-XII вв.) сосредоточены преимущественно в Минусинской котловине 2[24] Отдельные кыргызские памятники зафиксированы в Ачинско-Мариинской лесостепи, в бассейне р. Кии, в Туве, на Алтае, в бассейне оз. Кыргыз-нур в Северо-Западной Монголии, считается, что в XII в. енисейские кыргызы испытали военное давление со стороны кара-киданей и найманов.

 

Другая часть кыргызов в IX-XII вв. обитала в восточном Туркестане, в ходе военных действий с уйгурами кыргызы захватили города Куча, Беш-Балык, Уч-Турфан и другие области Восточного Туркестана. В мусульманских источниках отмечается, что земли кыргызов размещались в соседстве с токуз-гузами (уйгурами), карлуками, чигилями. Некоторые города, например, Пенчул (Уч-Турфан), неоднократно переходили то к кыргызам, то к уйгурам. В конце X в. кыргызы попали в зависимость от турфанских уйгуров. В этот период восточнотуркестанские кыргызы расселялись в пределах восточного Притяньшанья, вдоль северных и западных границ Уйгурского Турфанского княжества, к востоку от карлуков и ягма, к северу от чигилей, к югу от кимаков. Оторванные от кыргызов Саяно-Алтая, восточнотуркестанские кыргызы, испытав влияние местного населения, утрачивают часть своих обычаев, «у киргизов в обычае сжигание своих умерших; они утверждали при этом, что огонь очищает и делает их чистыми, таким был их обычай в прошлом, но когда они оказались соседями мусульман, то стали хоронить мёртвых» 3[25] Очевидно, к XII в. восточнотуркестанские кыргызы оставили обряд кремации умерших, перейдя к захоронению мёртвых. Вероятно, и в культурном отношении восточнотуркестанские кыргызы к этому времени существенно обособились от енисейских.

 

Возможно, что именно против кыргызов Восточного Туркеста-

(37/38)

на были направлены походы кара-киданьского гурхана и найманских государей в XII в. Гурхан Елюй Даши «послал войско к пределу киргизов, чтобы отомстить за беспокойство, причинённое ими, и взял Бешбалык» 1[26] Судя по всему, «пределы» земель кыргызов находились недалеко от Бешбалыка. Найманские государи Наркыш-Таян и Эниат-каан «разбили племя киргизов», обитавших в «области киргизов», которая находилась рядом с горами, за которыми протекала р. Иртыш, и пустыней, граничащей «со страной уйгуров» Турфана 2[27]

 

Археологические комплексы восточнотуркестанских кыргызов предмонгольского времени остаются совершенно не известными.

 

В начале XIII в. племена центральной Азии были покорены монголами. Енисейские кыргызы «изъявили покорность и били челом» Чингисхану, войдя в состав монгольской империи в результате похода в Саяно-Алтай Джучи в 1207 г. В 1218 г. кыргызы присоединились к восстанию туматов и были «усмирены» в результате нового похода Джучи-хана. В течение XIII в. земли енисейских кыргызов входили в состав улуса Великого хана, а затем империи Юань. В 70-90 гг. XIII в. Саяно-Алтай стал ареной междоусобной войны чингизидов Хубилая и Хайду, военные действия тяжело отразились на кыргызском населении, монголы неоднократно использовали енисейских кыргызов для пополнения своих войск, расселяли их в качестве поселенцев в Монголии близ г. Каракорума, в Маньчжурии, в г. Чжаочжоу и на землях Хэсыхэ, в северном Китае в провинции Шаньдун. В результате сократилась численность кыргызского этноса, они утратили этническое единство в пределах Саяно-Алтайского нагорья, сохранив своё привилегированное политическое положение только в Минусе. В местах расселения кыргызы смогли сохранить своё этническое своеобразие только в одном из районов Маньчжурии, образовав народность фуюйских киргизов.

 

Памятники енисейских кыргызов монгольского времени обнаружены в основном на территории Минусинской котловины 3[28] От-

(38/39)

дельные кыргызские памятники известны в бассейне р. Кии, в Ачинско-Мариинской лесостепи, в Туве, в Центральной Монголии в окрестностях г. Каракорума.

 

Восточный Туркестан, включая «область кыргызов», был завоёван монголами в начале XIII в. Правители уйгуров и карлуков добровольно подчинились Чингисхану. На земли Восточного Туркестана переселилось большое количество монгольских и тюркских кочевников из Центральной Азии. В XI в. земли кыргызов стали ареной междоусобных войн чингизидов Ариг-Буги, Алгу, Хубилая. В 60-е годы XIII в. Восточный Туркестан вошёл в состав улуса Хайду. В 80-х годах в состав последнего было включено княжество турфанских уйгуров. После смерти Хайду в начале XIV в. началась борьба между претендентами на престол, принёсшая стране большое разорение. «Из-за усобиц обе враждующие стороны потеряли людей, верховые животные стали бессильными. Казна пуста. Города и строения разрушены и покинуты… Из-за грабежей кыргыз и китайцев не стало спокойствия» 1[29] В начале XIV в. восточнотуркестанские кыргызы впервые со времени монгольского завоевания выступили как самостоятельная военная сила, в середине XIV в. государство Хайду раскололось, Притяньшанье и Восточный Туркестан вошли в состав Моголистана. В ходе вторжения в восточный Туркестан войск Искандера, внука Тимура Тамерлана, в 1399 г. выли разграблены основные города Хотан, Аксу, Яркенд, Кучу, захвачены многочисленные пленные. Искандер послал в подарок Тимуру «красавиц Хотана и Армалыка, чаровниц киргизок из Бешбалыка». В первые два десятилетия XV в. кыргызы упоминаются в качестве «лесных племён», обитавших в междуречье Иртыша и Или. В ходе военных столкновений эти «лесные» кыргызы, которым «принадлежит значительная часть лесных районов Моголистана», были переселены в центр страны, на Тянь-Шань. Какая-то часть кыргызов откочевала в Монгольский Алтай. Для ханов Моголистана кыргызы являлись «зачинателями всех смут», из-за чего неоднократно подвергались репрессиям 2[30] В начале XVI в. кыргызы выступают как самостоятельное политическое объединение во главе со своим правителем Мухаммедом.

(39/40)

 

Вокруг переселившихся на Тянь-Шань восточнотуркестанских кыргызов началось формирование современной киргизской народности. Сложение киргизского народа проходило путём ассимиляции местного ираноязычного и тюркоязычного населения Притяньшанья, включения тюркских и монгольских племён Моголистана, вхождения отдельных групп ойратов. Киргизы расселились по территории Семиречья, западного и восточного Тянь-Шаня, Алая, Памира. Некоторые родоплеменные подразделения тюркских и монгольских кочевников вошли в состав киргизов, казахов, узбеков, алтайцев, что обусловило частичное сходство родоплеменного состава этих народов.

 

Археологические памятники кыргызов Восточного Туркестана и Тянь-Шаня развитого и позднего средневековья пока не исследованы.

 

Енисейские кыргызы продолжали обитать на территории Южной Сибири вплоть до XVIII в. Они находились в зависимости от государств Алтын-ханов и Джунгар. В начале XVIII в. основная часть кыргызов была уведена в Джунгарию 1[31] оставшиеся вошли в состав местных племён, известных под общим названием «хоорай», а в дальнейшем — в состав современной хакасской народности 2[32] Джунгарские кыргызы разделили судьбу ойратов. Часть из них попала в Поволжье и вошла в состав калмыков, ногайцев, астраханских татар, башкир.

 

Археологические памятники енисейских кыргызов XV-XVII вв. пока слабо исследованы. Они аналогичны объектам предшествующего времени и сосредоточены на территории Минусинской котловины.

 

Таков исторический путь кыргызов Центральной Азии до их вхождения в состав современных народов.

 


 

[1] 1 Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. — М.;Л.; 1950. Ч. 1. С. 50.

[2] 2 Бартольд В.В. Киргизы // Сочинения, Т. 2. Ч. 1. — М., 1963, С. 477.

[3] 3 Киселёв С.В. Древняя история Южной Сибири. — М.;Л., 1949. С. 267.

[4] .1 Кызласов Л.Р. Таштыкская эпоха в истории Хакасско-Минусинской котловины. — М., 1960. С. 161-162.

[5] 2 Кызласов Л.Р. Таштыкская эпоха… С. 161-162; он же. Этапы древней истории Тувы // Вестн. МГУ. Сер. ист.-фил. 1958. №4. С. 96, 97.

[6] 3 Бичурин Н.Я. Указ.соч. С. 50.

[7] 4 Таскин В.С. Материалы по истории сюнну. — М., 1973. Вып. 2. С. 37-39.

[8] 1 Супруненко Г.П. Некоторые источники по древней истории кыргызов // История и культура Китая, — М., 1974. С. 237.

[9] 2 Бичурин Н.Я. Указ.соч. С. 188.

[10] 3 Супруненко Г.П. Указ.соч. С. 239.

[11] 1 Бичурин Н.Я. Указ.соч. С. 216, 221, 222, 229, 352, 354.

[12] 2 Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности. — М.; Л., 1951. С. 41.

[13] 3 Бичурин Н.Я. Указ.соч. С. 355.

[14] 4 Васильев В.П. Китайские надписи на орхонских памятниках в Кошо-Цайдаме и Карабалгасуне // Сборник трудов Орхонской экспедации (СТОЭ). Т. 3. — СПб., 1897. С. 24, 25.

[15] 1 Худяков Ю.С. Кок-тюрки на среднем Енисее // Новое в археологии Сибири и Дальнего Востока. — Новосибирск, 1979, С. 194-206; он же. Уйгуры на Среднем Енисее // Изв. СО АН СССР. Сер. истории, филологии и философии. Вып. 3. 1985. №11. С. 55-59.

[16] 1 Бичурин Н.Я. Указ.соч. С. 355-356.

[17] 2 Там же. С. 356.

[18] 3 Малявкин А.Г. Уйгурские государства в IX-XII вв. — Новосибирск, 1983. C. 25-30.

[19] 1 Малявкин А.Г. Материалы по истории уйгуров в IX-XII вв. — Новосибирск, 1974. С. 30.

[20] 1 Худяков Ю.С. Кыргызы на Енисее. Новосибирск, 1986. С. 55.

[21] 2 Бичурин Н.Я. Указ.соч. С. 357.

[22] 3 Викторова Л.Л. Роль монголоязычных племён в этнокультурной и политической истории Центральной Азии в X-XII вв. // Олон улсын Моноли Эрдэнтний IV Их Хурал. Бот. 1 — Уланбаатар, 1985. Тэл. 370.

[23] 1 Кюнер Н.В. Новые китайские материалы по этнографии кыргызов (хакасов) VII-VIII вв. // УЗХНИИНЛИ. Вып. 2. — Абакан, 1951. С. 12.

[24] 2 Худяков Ю.С. Кыргызы на Енисее. С. 60.

[25] 3 Цит. по: Бартольд В.В. Отчёт о поездке в Среднюю Азию с научной целью. — Спб., 1897. С. 111.

[26] 1 Цит. по: Кызласов Л.Р. История Тувы в средние века. — М., 1969. С. 131.

[27] 2 Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. 1. Кн. 1. — М.;Л., 1952. С. 135-137.

[28] 3 Худяков Ю.С. Кыргызы на Табате. — Новосибирск, 1983. С. 178-205.

[29] 1 Цит. по: История Киргизской ССР. Т. 1. — Фрунзе, 1984. С. 392.

[30] 2 История Киргизской ССР. Т. 1. — Фрунзе, 1984. С. 381-384, 392, 402, 491, 432.

[31] 1 Потапов Л.П. Происхождение и формирование хакасской народности. — Абакан, 1957. С. 47, 57, 59, 167.

[32] 2 Бутанаев В.Я. Происхождение хакасов по данным этнонимики // Историческая этнография. Традиции и современность. — Л., 1983. Вып. 2. С. 68-72.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки