главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Историческая этнография: традиции и современность. Л.: ЛГУ. 1983. В.Я. Бутонаев

Происхождение хакасов по данным этнонимики.

// Историческая этнография: традиции и современность. / Проблемы археологии и этнографии. Вып. II. Л.: 1983. С. 68-73.

 

Вопрос о происхождении хакасского народа, несмотря на ряд крупных работ по этой проблеме, [1] до сих пор остаётся открытым. В данной статье предпринята попытка проследить сложение хакасских племенных групп и родов по данным этнонимики, почёрпнутым из хакасских народных преданий, записанных в различных районах современной Хакасии.

 

Вплоть до Великой Октябрьской революции патриархально-феодальное общество хакасов сохраняло родовые пережитки, одним из которых являлась память людей о своей принадлежности к определённому роду (сеоку). Такое положение поддерживалось шаманскими культами, семейно-брачными отношениями и царской административной системой, созданной для управления народами Сибири. В XIX в. хакасский народ состоял из следующих племенных групп: качинцы (хаас), Койбалы (хойбал), кызыльцы (хызыл), сагайцы (сагай), бельтиры (пилтир) и бирюсинцы (пÿрÿс), которые разделялись более чем на 150 сеоков.

 

По хакасским легендам, все этнические группы происходят от родных братьев и поэтому считаются принадлежащими одному народу. [2] Общим их прародителем многие легенды называют Пÿрÿса. Пÿрÿс принадлежал к народу хыргыс, погибшему во время всемирного потопа. Вместе с женой Пÿрÿс спасся на плоту и затем пристал к вершине горы, названной впоследствии в честь него «Пÿрÿс тасхыл» (по-русски — Борус). До последнего времени Пÿрÿс тасхыл почитался у всех хакасских племенных групп как священная гора. [3]

 

Судя по письменным источникам, вероятно, уже в начале XIX в. хакасские племенные группы представляли собой народность с единым бытовым укладом, языком, культурой [4] и общим этническим самоназванием «тадар», сохраняющимся в разговорном языке до сих пор. Термин «тадар» не является историческим именем хакасов. По свидетельствам народных преданий и данным других источников (топонимика, шаманские тексты и т.д.), слово «тадар» существует недавно и появилось под непосредственным влиянием русских, которые до Октябрьской революции именовали хакасов татарами (минусинскими татарами).

 

Средневековые восточные письменные источники, а также русские документы XVII в. называли население Хакасско-Минусинской котловины киргизами. Хакасский исторический фольклор также называет в качестве исконного населения долины Среднего Енисея народ «хыргыс». Хакасы до сих пор именуют средневековые погребения «киргизскими могилами». В средневековых источниках VI-X вв. этноним «хыргыс» передавался формой «хягасы». При национальном самоопределении последний был принят за основу этнического имени хакасов. Однако при углублённом исследовании хакасского исторического фольклора выяснилось, что до вхождения в состав России хакасы носили назва-

(68/69)

ние «Хоорай» или «Хоорий». Название «Хоорай» сохранилось и в письменных источниках. Например, на карте Страленберга долина р. Абакан и горный хребет Западных Саян обозначены как территория «Хонхорай». [5] В 1708 г. монгольские документы отмечали: «И тот Хонгороя... киргиз, урянхай, маторы, их кочевья». [6] Когда в 1707 г. был построен Абаканский острог, то монгольские князья заявляли, что «на урочище Хонгороя русские люди поставили город». [7]

 

Ещё в прошлом веке алтайцы и тувинцы называли хакасов и Хакасию «Хоорай», «Конграй» или «Хонру». [8] Бывшие северные соседи кетоязычные котты и самоедоязычные камасинцы называли соприкасавшихся с ними койбалов «конграйчиен» и «Хоорай». [9] Не случайно в середине XIX в. известный учёный и путешественник А. Кастрен отмечал, что именем «Конгорай» обозначаются «вообще все татары (т.е. хакасы. — В.Б.), платящие дань в Красноярск». [10]

 

Происхождение народа «Хоорай» хакасский фольклор непосредственно связывает с кыргызами: «От девяти братьев кыргызов вырос девятитысячный объединённый народ Хоорай». [11] О том, что девятитысячный народ «Хоорай» имеет непосредственную генетическую связь с кыргызами раннего средневековья, свидетельствуют письменные источники: «С приходом к власти династии Юань этот народ (цзилицзисы) разделили и создали девять тысяч дворов», [12] т.е. завоевав кыргызов, монголы создали из населения их страны один тумен (тумен Хоорай), который мог выставить девять тысяч воинов. Это административное деление и донесли до нас хакасские исторические предания.

 

Судя по легендам, впоследствии народ «Хоорай» был захвачен ойратами и уведён в плен в страну Ах Моол (Белая Монголия) или Тöрбет (Северо-Западная Монголия). По другой версии они ушли в Тургайскую степь. Оставшаяся небольшая часть народа «Хоорай», как объясняют предания, вошла в состав формирующейся хакасской народности. В настоящее время в разговорном языке слово «Хоорай» потеряло своё конкретное значение и обозначает просто «народные массы». Однако в исторических преданиях и традиционном языке шаманских текстов до последнего времени хакасский народ именовался «Хоорай».

 

Центральной племенной группой современных хакасов являлись качинцы — хаас. В XIX в. они занимали степную часть Хакасии от р. Абакан до р. Чулым. В XVIII в. территория их проживания доходила до г. Красноярска. Среди качинцев широко бытовала легенда о том, что земли по р. Кача являются их прародиной, причём согласно некоторым преданиям район р. Качи и Среднего Енисея назывался в прошлом «Хоорай». [13] По кызыльским и сагайским легендам, все качинцы пришли из Монголии. Считается, что это потомки народа страны Тöрбет (то есть дербеты), подаренные Моол-ханом в качестве приданого дочери, которая вышла замуж за хакасского князя. Решить этот вопрос позволяют данные этнонимики.

 

Основное ядро (около 90% фамилий) качинцев составляли следующие сеоки: хасха (Шалошин), хыргыс (Тубинский), пÿрÿт (Татаров), соххы (Кубанов) и ызыр (Мунгатов). Остановимся на некоторых из

(69/70)

них. Согласно части легенд, прародина сеока пÿрÿт находится в стране Тöрбет. [14] По А.В. Адрианову, сеок пÿрÿт, имеющийся также среди сагайцев и кызыльцев, считается потомком моола (т.е. монголов), пришедшего из Сойотии и рассеявшего кыргызов. [15] Не исключено, что пÿрÿт — это вернувшаяся из Джунгарского плена часть кыргызов, принявшая на себя ойратское название «Бурут». Именно так именовали ойраты киргизов. [16] Сеок соххы, по преданиям, произошёл от легендарной девушки Паян хыс и родоначальника сеока пÿрÿт Ир Тохчына и таким образом генетически близок сеоку пÿрÿт. Паян хыс жила в Июсских степях на речке Соххы Чул, что говорит о топонимическом происхождении этого этнонима. Сеоки ойрат хасха и ойрат хыргыс, вероятно, являются осколками джунгаров, которые самими хакасами считаются потомками кыргызов, женившихся на ойратских девушках. Особо следует отмстить сеок талчан (тайчан), который получил своё название от имени прародительницы рода хасха Талчан иней. По записям Е.К. Яковлева Тадзян был легендарным богатырем, который привел аринцев с р. Качи на территорию Хакасии, [17] исходя из чего можно предположить арийское происхождение сеока талчан. В начале XIX в. в состав качинцев вошли также отдельные роды бывших Аринской и Яринской землиц, по число их было незначительно.

 

Койбалы признаются исследователями потомками населения Тубинской землицы XVII в. [18] Название этой группы, видимо, произошло от имени моторского князька Койбала и в дальнейшем было официально закреплено за его улусом русской администрацией. [19] Вплоть до середины XIX в. Койбалы сохраняли своё древнее самоназвание туба, под которым они были известны также у сагайцев и кызыльцев. [20] Всего в составе койбалов насчитывалось 26 сеоков. Объединяющим, по всей видимости, был сеок туба. Поскольку он входил также в состав качинского рода хыргыс (официальное название — Тубинский), их можно считать частью кыргызов. Такое предположение подтверждают русские документы XVII в.: «А на Тубе-реке живут киргизы, словут тубинцы». [21] Сами кыргызы также утверждали, что «тубинские-де и маторские люди с ними одни люди и род и племя». [22] Не случайно северные соседи именовали койбалов «Хоорай», т.е. общим именем средневековой Хакасии.

 

Племенная группа Сагай объединяла 19 сеоков, которые считались осколками древних родов. Судя по народным преданиям, сагайцы вместе с кызыльцами — это потомки Хоран пига, который был главой девятитысячного тумена «Хоорай». Этническим ядром сагайцев являлся сеок сагай, вокруг которого группировались другие роды. Осколком древнего племени был сеок сарыглар, т.е. «жёлтые». Прародиной их является гора Саартаг, от которой, как будто они и получили своё название. По преданию сарыглар вместе с киргизами были уведены отсюда ойратами. Остатки их вошли в состав сагайцев (10 фамилий), бельтиров (4 фамилии) и качинцев (1 фамилия). Другой древний сеок — ичеге уходил в Туву и затем вернулся обратно. Интересно было бы сопоставить это название с именем средневекового народа — чики, жившего во второй половине I тыс. н.э. в долине р. Кемчик в Туве. Другой сеок — кочигес или келегес — можно сопоставить с «кучюнгута-

(70/71)

ми» XVII в., которые обитали в Саянах. [23] К племенной группе Сагай, примыкает и сеок том (Казановский род). По историческим преданиям предки группы том, спасаясь от джунгарского разгрома, ушли в верховья р. Томь. В дальнейшем часть их вернулась обратно, и с тех пор они называются по имени этой реки.

 

Бывшее племя бельтир в в середине XIX в. насчитывало 95 фамилий. Ядро его составлял сеок пилтир, делившийся на ах пилтир, хара пилтир и изен пилтир. Среди исследователей сложилось мнение об их южном, монгольском происхождении. [24] Судя по хакасским легендам, бельтиры относятся к потомкам народа «Хоорай», уведённого отсюда на Алтай и затем вернувшегося из плена обратно. Живя в плену, они смешались с монголами и стали называться хара моол пилтир — «метисы чёрных монголов». Со временем слово кара моол забылось, а пилтир осталось и закрепилось за ними в качестве этнического наименования. Родовой горой бельтиры считали «Хооргыс тасхыл», находящуюся в устье р. Матур, где их предки спасались от джунгаров (долина верхнего Абакана). В числе бельтиров имелся крупный сеок хахпына. Судя по легендам, он произошёл от двух братьев, бежавших в Хакасию из Тувы. Имеются основания сравнить имя хахпына с именем народа Капкапас, который в XIII в. населял истоки р. Енисей. [25] Ещё более заманчивым было бы предположить, что в древности капкапасы были кетоязычными, так как хахпын по-кетски значит «кукушка». [26] В 1822 г. бельтиры вошли в состав административной Сагайской степной думы и объединились в один «бельтирский род», в результате чего самоназвание отдельных групп было потеряно. В настоящее время все бельтиры считают себя сагайцами.

 

Племенная группа бирюсинцев Пÿрÿс объединяла сеоки харга (Каргинсклй род), кобый (Кивинский), хый (Кийский) и хызыл хая (Кызыльский). [27] Кроме того, судя по данным П.С. Палласа, сюда входил и сеок шop[28] Данные исторического фольклора подтверждают, что подразделение каргинцев — суг харгазы (Ближне-Каргинский род) является исконно кыргызским родом. В него входили также более мелкие сеоки туран, тилегес, сайын. Роды с такими же названиями имеются и в составе племенной группы Саган. Другая группа каргинцев — таг харгазы (Дальне-Каргинский род) своей прародиной считает долину р. Мрассу, где находилась их родовая гора Харатаг, давшая название рода Харга. [29] Сеок хызыл хая получил своё название от одноимённой горы в верховьях р. Томи, где жили два брата Хызыл хаз и Хобый алас, которые затем спустились по р. Томи и поднялись в верховья Мрассу. Часть сеока хызыл хая осталась жить в устье р. Пызас, а другая часть ушла на территорию Хакасии и поселилась в верховьях рек Таштып и Большая Есь. Потомки их составили кызыльский род Сагайской думы и кызыльский род Кузнецкого округа. По некоторым преданиям сеок хобый получил своё название от имени предка Хобый алас, который был уведён джунгарами в плен, но оттуда бежал, некоторое время жил в устье р. Матур и затем переселился в долину р. Таштып. Часть сеока хобый поселилась по р. Кобырзе и составила кивинский род Кузнецкого округа. С 1822 г. бирюсинцы вошли в Сагайскую степ-

(71/72)

ную думу и также стали именоваться сагайцами. Только Койбалы до сих пор называют бирюсинцев термином пÿрÿс.

 

Племенная группа кызыльцев получила своё название от рода хызыл — красный, вокруг которого группировались остальные сеоки (всего 14 родов). В XVII в. Кызыльская волость находилась в долине Июсов, [30] т.е. в центральной части киргизской земли. Кызыльский сеок тумат считается осколком народа «Хоорай». Местность, где они жили, до сих пор носит название «Тумат чазызы» — Туматская степь. Их охотничьи угодья располагались в верховьях р. Белый Июс в местности «Тумат сазы» — Туматское болото. У кызыльцев нами отмечен также сеок нарбалар или нарбазан, который по преданию получил своё название от р. Нарба в районе Красноярска. Так как этноним нарбалар существует и в форме нарбазан, можно представить его камасинское происхождение — только у саянских самоедов (которые, кстати, жили и по р. Мана) отмечалось множественное число на «-сан». [31]

 

Итак, анализируя данные этнонимики, содержащиеся в исторических преданиях и легендах хакасов, можно отметить, что в целом предания и легенды связывают происхождение хакасского этноса с енисейскими кыргызами. Народные предания рисуют следующую картину. Во времена господства монголо-джунгарских ханов древний Кыргызский каганат был разрушен. На его месте был образован тумен кыргызов, находившийся в вассальной зависимости от монголов. В результате дальнейшего социально-экономического развития все племена Хакасско-Минусинской котловины консолидировались под эгидой княжеского племени кыргыз в единую общность с самоназванием «Хоорай». В дальнейшем народ «Хоорай», несмотря па насильственный увод части населения в Джунгарию, явился этническим ядром хакасов. В течение XVIII-XIX вв. в хакасский этнос вошли также незначительные группы выходцев из Джунгарии, Алтая, Тувы, Шории, а также других местностей Присаянского края, которые в целом не повлияли на развитие языка, культуры и экономики коренного населения Хакасии.

 


 

[1] Потапов Л.П. Происхождение и формирование хакасской народности. Абакан, 1957; Токарев С.А. Пережитки родовых отношений у хакасов в XIX в. — В кн.: Сибирский этнографический сборник. М., 1952, с. 108-115; Козьмин H.H. Хакасы. Иркутск, 1925; Кызласов Л.Р. К вопросу об этногенезе хакасов. — Учён. зап. Хакаск. ин-та языка, лит-ры, истории, 1959, вып. VII, с. 70-92; Копкоев К.Г. «Енисейские киргизы» и этногенез хакасов. — Там же, 1969, вып. XII, с. 21-38; и др.

[2] Тадаp ченынанар. — В кн.: Хакас чоннын кип — чоохтары, нымахтары. Абакан, 1960, с. 63.

[3] Информатор: Чалкин Анас, 1893 г.р., Койбал, аал Койбалы.

[4] Пестов И. Записки об Енисейской губернии. М., 1833, с. 89; Степанов А.П. Енисейская губерния, ч. I. СПб., 1835, с. 125; Чихачёв П. Путешествие в Восточный Алтай. М., 1974, с. 296, и др.

[5] М.И. Боргояков считает, что «Хоорай» есть стяжённая форма слова «Хонгорай».

[6] Русско-китайские отношения в XVIII в., т. I. М., 1978, с. 106.

[7] Там же, с. 105.

[8] Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии, ч. IV. СПб., 1883, с. 10, 72; Чихачёв П. Указ. соч., с. 210; Яковлев Е.К. Этнографический обзор долины Южного Енисея. Минусинск, 1900, с. 19.

(72/73)

[9] Дульзон А.П. Словарные материалы XVIII в. по кетским наречиям. — Учён. зап. Томск. пед. ин-та, 1961, т. XIX, вып. 2, с. 158.

[10] Путешествие Александра Кастрена по Лапландии, Северной России и Сибири, т. VI, ч. II. М., 1860, с. 427.

[11] Бутонаев В.Я. Этногенетические связи хакасов с енисейскими кыргызами.— В кн.: Происхождение и этническая история тюрков Сибири. Омск, 1979, с. 151.

[12] Кычанов Е.И. Сведения в «Юань-ши» о переселениях киргизов в XIII веке. — Изв. АН Кирг. ССР. Сер. общественных наук, т. V, вып. 1, 1963, с. 59; Кызласов Л.Р. О численности древних хакасов в IX-XI и в XIII веках. — Учён. зап. Хакасск. ин-та языка, лит-ры, истории, 1966, вып. XII, с. 153.

[13] Катанов Н.Ф. Образцы литературы тюркских племён, ч. IX. СПб., 1907, с. 622.

[14] Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии, ч. IV, с. 36, 43; Вяткина К.В. Монголы МНР. — В кн.: Восточно-Азиатский этнографический сборник. М., 1960, с. 238-239.

[15] Яковлев Е.К. Указ. соч., с. 8.

[16] Абдыкалыков А.О. О термине «буруты». — СЭ, 1963, №1, с. 127.

[17] Яковлев Е.К. Указ. соч., с. 9.

[18] Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке. М., 1960, с. 269.

[19] Потапов Л.П. Происхождение и этнический состав койбалов. — СЭ, 1956, №3, с. 37.

[20] Риттер К. Землеведение Азии, т. IV. СПб., 1877, с. 619; Катанов Н.Ф. Предания присаянских племён о прежних делах и людях. — ЗИРГО, отд. этнографии, т. XXXIV. СПб., 1909, с. 278; Радлов В.В. Опыт словаря тюркских наречий, г. III, ч. 2. СПб., 1905, с. 1514.

[21] Копкоев К.Г. Указ. соч., с. 25.

[22] Потапов Л.П. Происхождение и формирование хакасской народности, с. 95.

[23] Миллер Г.Ф. История Сибири, т. II. М.; Л., 1941, с. 262.

[24] Потапов Л.П. Происхождение и формирование хакасской народности, с. 238.

[25] Козин С.А. Сокровенное сказание. М.; Л., 1941, с. 174.

[26] Бутонаев В.Я. Некоторые особенности хакасской лексики. — Учён. зап. Хакасск. ин-та языка, лит-ры, истории, 1973, вып. XVIII, с. 149.

[27] Спасский Г. Народы, кочующие в верху Енисея, ч. 5. СПб., 1819, с. 10.

[28] Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российского государства, ч. III. СПб., 1788, с. 508.

[29] Информатор: Боргояков Керсе, 1892 г.р., сагаец, аал Халар.

[30] Копкоев К.Г. Указ. соч., с. 22.

[31] Потапов Л.П. Происхождение и формирование хакасской народности, с. 216.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки