главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Г.П. СупруненкоНекоторые источники по древней истории кыргызов// История и культура Китая. М.: 1974. С. 236-248.
Наиболее ранние сведения о древнекыргызских племенах, обитавших в верховьях Енисея, появляются в китайских источниках в период активизации внешней политики Ханьской империи в Центральной Азии. Стремлению Китая проникнуть на Запад препятствовали обитавшие тогда на территории современной Монголии сюнну, контролировавшие торговые пути Центральной Азии и распространившие своё политическое влияние на ряд государств Западного края и на многочисленные племена на севере.
Уже в «Ши цзи», составленных к началу I в. до н.э., есть сообщение о том, что сюнну подчинили себе владение кыргызов [17, 1034]. Это произошло примерно в 201 г. до н.э., когда шаньюй сюнну Маодунь в результате многочисленных походов расширил границы своего государства на востоке до Кореи, а на западе — до современного Синьцзяна [см. 5, 23]. В числе других покорённых племён, обитавших севернее сюнну, наряду с динлинами названы кыргызы (гэгунь). [1]
В «Цянь Хань шу», вставленной в I в. н.э., также упоминается о покорении кыргызов сюнну [8, 2338, 2339]. Бань Гу сообщает, что около 48 г. до н.э. шаньюй Чжичжи разбил племена кыргызов (гяньгунь, гянькунь), [2] обитавших в 7 тыс. ли к западу от его столицы и в
Кыргызы упоминаются также в «Вэй-люе» («Вэйском обозрении»), составленном Юй Хуанем в эпоху Саньго (220-280). Это сочинение сохранилось в комментариях Пэй Сун-Чжи к «Саньго чжи», в которых речь идёт об окружающих Срединное государство племенах и владениях и путях сообщения с ними [13, 4531]. Как указывали многие исследователи, этот источник содержит противоречивые сведения о местонахождении владения кыргызов [23, 559-560, 1, 7-8].
Согласно «Вэй-люе», из Дуньхуана от заставы Юй-мыньгуань в Западный край в древности было две дороги, а в период династии Вэй (220-265) была проложена ещё одна. Все они начинались от Юймыньгуаня. Первая, южная дорога, шла на запад мимо племён жоцян через Цунлин к большим юечжи. Вторая, средняя дорога, шла на запад до Цюцы и Цунлина. Новая, северная дорога, шла на северо-запад до области Чэши, а в Гаочае соединялась со средней дорогой в Цюцы. Нас интересует часть северной дороги, проходившая на запад от владения кыргызов [23, 559-560, 1, 7-8]. Худэ [находится] к северу от Цунлин, к северо-западу от Усунь, к северо-востоку от Канцзюй...
Владение Гяньгунь расположено северо-западнее Канцзюй (!). Отборного войска 30 тыс. человек. Следуют за скотом (т.е. занимаются кочевым скотоводством. — Г.С.). [Там] много соболей, есть хорошие лошади.
Владение Динлин находится севернее Канцзюй...
Эти выше [названные] три государства, с Гяньгунь в центре, находятся от ставки шаньюя сюнну на р. Ань-сишуй на [расстоянии] 7 тыс. ли, на юг от них 5 тыс. ли — Чэши и шесть [других] владений, на юго-запад до границ Канцзюя — 3 тыс. ли (т.е. они расположены северо-восточнее Канцзюя. — Г.С.), на западе до ставки канцзюйского вана — 8 тыс. ли (т.е. они находятся восточнее ставки. — Г.С.). Некоторые считают, что эти динлины и являются теми динлинами, что [обитают] к северу от сюнну, а северные динлины, [находящиеся] западнее Усунь, по-видимому, другое поколение их. Кроме того, севернее сюнну расположены государства: Хуньюй, Цзюеше, Динлин, Гэгунь, Синьли. По-видимому,
В этом сообщении можно выделить не отличающиеся достоверностью сведения самого Пэй Сун-чжи и повторяемые им данные Сыма Цяня и Бань Гу.
По Пэй Сун-чжи, к западу от Чэши обитали усуни, а далее, к северо-западу, находились владения Канцзюй. На китайской же карте времени Троецарствия [2, 315] границы Канцзюй на востоке обозначены примерно по Тарбагатаю, так что усуни оказываются южнее. Эта границы сложились еще в ханьское время. В «Примечаниях к „Хань шу"» Сюй Сун пишет: «Западная и северная сторона [земли усуней] примыкает к Канцзюй» [цит. по: 4, 74].
Далее к северо-востоку от Каяцзюй, согласно Пэй Сун-чжи, находилось Худэ (примерно район Алтая). Следовало бы ожидать, что племена кыргызов будут помещены дальше к востоку, но в результате ошибки или описки владения их он располагает к северо-западу от Канцзюй.
Последующий текст взят с некоторыми добавлениями из «Хань шу» и содержит достоверные сведения: Худэ, Гяньгунь и Динлин располагаются севернее Чэши и северо-восточнее Канцзюй. Именно к северо-востоку от самых крайних восточных границ Канцзюй (по Тарбагатаю) и к северу от Чэши находится район Верхнего Енисея. В заключение, автор цитирует Сыма Цяня, который владения кыргызов (гагунь) помещает рядом с динлинами к северу от сюнну. Пэй Сун-чжи не объясняет явную противоречивость приводимых им сведений.
Сообщения о кыргызах встречаются и в более поздних китайских источниках. Причем в династийных историях — «Чжоу шу», «Суй шу» и «Бэй ши», составленных в одно время при династии Тан (VII-X вв.), — данные о кыргызах во многом повторяются.
В «Вэй шу» и «Бэй ши» в числе племён гаочэ названы хугу [11, 9721; 9, 13868], которых иногда отождествляют с кыргызами. Однако речь шла, по-видимому, об уйгурских племенах. [3] А вот в «Бэй ши» и «Суй шу»
Название хэгу встречается и в ряде других источников. Так, на китайской карте Центральной и Средней Азии, составленной во времена династии Суй, обозначена группа племён и даны следующие комментарии: «К северу от Яньци у Белых гор находятся Циби, Канго, Боло, Чжии, Субо, Нагэ, Уху, Хэгу, Едеу, Ниху и др.» [2, 315].
Упоминаются хэгу и в «Вэй шу» [11, 10055]. Яо Вэй-юань отождествляет их с кыргызами и считает одним из подчиненных сяньби родов [22, 1-10].
В «Чжоу шу» и «Бэй ши» приводится легенда о происхождении кыргызов (цигу), [5] которые обитали между реками Абакан и Енисей [21, 10868; 9, 13879]. Наконец, в «Бэй ши» и «Суй шу» есть еще несколько сообщений о кыргызах в связи с их борьбой против тюрков [9, 13875; 15, 11711].
Итак, первые упоминания о кыргызах в китайских источниках немногочисленны и отрывочны. Это объясняется тем, что в период войн империи Хаиь против сюнну китайские войска не заходили далеко на север. После
Наиболее обширная информация о енисейских кыргызах содержится в сочинениях танского времени. Среди них следует отметить весьма интересный, но малоизвестный источник, который включает многочисленные документы об отношениях Китая с соседними народами, в частности с кыргызами, уйгурами, тибетцами. Речь идет о книге «Ли Вэй-гун хуйчан ипинь цзи» [12]. Автор её, Ли Дэ-юй, был министром при танских императорах Вэнь-цзуне (период правления — 827-841) и У-цзуне (период правления Хуйчан — 841-846).
От императорского имени он составлял письма, грамоты, указы для передачи уйгурским и кыргызским ханам через приезжавших ко двору посланников. Это дало ему возможность собрать и обработать официальные документы о взаимоотношениях Танской империи с соседями. Эти материалы позволяют несколько дополнить историю кыргызов. Одновременно они могут служить иллюстрацией как традиционного китайского дипломатического канона, согласно которому все соседние народы .рассматривались как вассалы Китая, а торговые и посольские связи с ними расценивались как даннические, так и классической внешнеполитической практики китайских империй, стремившихся действовать по принципу «уничтожать варваров руками варваров».
В документах, вошедших в собрание Ли Дэ-юя, встречаются упоминания и о дипломатических сношениях Танской империи с кыргызами в VII-VIII вв. «В 6-й год правления под девизом Чжэнь-гуань (632), — читаем мы в одном из них, — Тай-цзун отправил посланника Ван И-хуна к хану Вашего государства (кыргызского.— Г.С.) с приказом об умиротворении. В 22-й год правления под девизом Чжэнь-гуань (648) хан, государь Вашего владения, лично приезжал ко двору. Тай-цзун пожаловал его чином генерала почётной гвардии левой
С точки зрения китайской дипломатии, учреждение генерал губернаторства (дуду-фу) на кыргызской территории должно было создавать видимость зависимости кыргызов от Китая. На самом деле реальной власти в кыргызских владениях Танская империя не имела. Точно так же как и принятие титулов иностранными властителями не было связано с какими-либо обязательствами и никак не ограничивало их власть.
Сведения о дальнейших взаимоотношениях кыргызов с Китаем можно почерпнуть из других источников танской эпохи, в них встречаются упоминания о ряде поездок енисейских кыргызов в Китай после 648 г. Пригоняя лошадей, кыргызы в обмен получали, так же как и уйгуры, шёлковые ткани. В 653 г. кыргызы приезжали с подарками для выкупа своих соплеменников, каким-то образом попавших в Китай [19, 725-726]. Император Гао-цзун (650-684) в ответ на это посольство направил в страну кыргызов китайского посланника Фань Ця-на с.дарами [см. 19, 725-726]. В 675 г., согласно «Цзю Тан шу» — в 676 г. [18, 13947], кыргызы доставили лошадей [20, 11402].
В годы правления императора Чжун-цзуна (705-710) дважды приезжали кыргызские посланцы — в 707 г. и в 709 г. [20, 11404, 11443]. О посольстве кыргызов в Китай в 711 г. упоминается в письме императора Жуй-цзуна (710-712) к тюркскому кагану [20, 11445].
В «Синь Тан шу» сообщается, что в правление императора Сюань-цзуна (712-756) было четыре посольства от кыргызов [14, 16945]. В энциклопедии «Це фу юань гуй» упоминается о пяти посольствах: в 722 г. ко двору прибыл кыргызский тегин Исибо Шэючжэ Биши Сыгинь, в 723 г. — тегин Цзюйли Пиньхэчжун Сыгинь [20, 11448]. Им обоим были пожалованы военные чины. В 724, 747
Таким образом, в VII-VIII вв. кыргызы вели с Китаем торговлю, обменивая лошадей на китайские товары. Дипломатические визиты с доставлением подарков обычно наносились в начале или в конце года во время традиционных торжеств. В таких случаях посланники получали награды.
В Китае же подобные торговые отношения и дружеские визиты расценивались как символ покорности иноземцев императору.
После разгрома кыргызов уйгурами в 758 г. их связи с Китаем прерываются почти на целое столетие.
Возобновление их относится к началу 40-х годов IX в. Основным источником для рассмотрения бурных событий этого времени и являются собранные Ли Дэ-юем документы.
В 840 г. (некоторые источники называют 839 г.) [10, 1743-1750; 16, цз. 246, 7946] большая армия кыргызов внезапно обрушилась на столицу уйгуров. Город был сожжён, уйгурский хан убит. Захваченную при этом его жену, китайскую принцессу Тай-хэ, [6] кыргызы в 841 г. отправили в Китай в сопровождении эскорта, возглавлявшегося Дулюй Шихэ [16, цз. 246, 7968]. [7] В пути это посольство было перебито уйгурами, которые во главе с Уцзе-тегином отступили на юг после разгрома уйгурской ханской ставки. После захвата принцессы войска Уцзе-тегина перешли Гоби и остановились лагерем перед китайской крепостью Тяньдэцзюнь. Тай-хэ отправила посланника с письмом к императору, в котором сообщила, что возглавлявший уйгуров после гибели её мужа новый хан Уцзе просит грамоты на титул. При дворе было решено оказать уйгурам помощь [12, т. I, цз. 2, 13, 16, цз. 246, 7957].
Вот как эти события описываются в одном из военных приказов китайцев: «Как стало известно, [уйгуры] были разбиты кыргызами, войско потерпело поражение, а народ взбунтовался. [Количество] скота намного уменьшилось, люди в государстве стали голодать, нища-
Вся эта показная благотворительность имела целью превратить уйгуров в вассалов империи. Однако это отнюдь не входило в намерения Уцзе-хана. Переговоры о принятии подданства уйгурами затянулись. В этих условиях танские политики попытались использовать кыргызскую угрозу для давления на уйгур.
В ноябре 842 г. (10-й луне) в Тяньдэцзюнь прибыл кыргызский посланник Та-бу Хэцзу (Тапу Алп Сол) [8] с письмом от кыргызского хана. Он сообщил, что кыргызы, не имея известий о посольстве Дулюй Шихэ и принцессе Тай-хэ, отправили на поиски военный отряд. Китайский главнокомандующий Лю Мянь решил воспользоваться благоприятной ситуацией. В письме к уйгурскому министру Лю Мянь писал: «Ныне кыргызы враждуют с [уйгурским] ханом и просят [разыскать] принцессу [Тай-хэ]. [Они], наверное, планируют поднять большое войско и собрать всех иноземцев, чтобы двинуться с войсками на юг прямо к [нашим] северным границам.
Сейчас народ [Уцзе] хана голодает, численность [его] войска невелика. Если сильный враг появится неожиданно, то как сможете защищаться? Даже силами Великой Тан трудно помочь в беде... Если кыргызы будут преследовать [Вас], то как можно поручиться за намерения [племени] хэйчецзы? Не лучше ли, пока не поздно, подчиниться нашему Великому государству, тогда обеспечите себе безопасность... Если хотите видеть послание кыргызов, то нынче перепишем [его] и отправим [Вам]» [12, т. I, цз. 8, 63].
Но и этот дипломатический маневр не принёс желанного для Танской империи результата. Более того, не дождавшись конца переговоров, Уцзе-хан начал военные действия против китайцев. Сначала он имел некоторые успехи, но затем был разбит танскими войсками, бежал к хэйчецзы и был ими выдан китайцам.
Во время этой войны (842-843 гг.) и в первое время после её окончания дипломатические сношения между Китаем и кыргызским ханом были весьма оживлёнными. В марте 843 г. (2-й луне) [9] в Китай прибыл кыргызский посланник Чжу-у Хэсу (Чугу Алп Сол) с письмом от кыргызского хана. [10] С ним было послано «Письмо к кыргызскому вану», а в апреле 843 г. (3-й луне) [см. 12, т. 4, цз. 1, 285, 18, 14085; 14, 16944; 16, цз. 247, 7973] с китайским посланником Чжао Фанем [11] был послан ответ на грамоту кыргызского хана, переданную Та-бу Хэцзу.
Затем, в июле (6-й луне) [12] 843 г., приезжал с письмом кыргызского хана Вэнь-у Хэ (Ургу Алп), а в апреле (3-й луне) 844 г. — Дидэ Исынаньчжу (Тутук Иыналчи) [16, цз. 247, 7999]. [13] С ними также были переданы китайские письма к кыргызскому хану.
Во всех этих посланиях танский император У-цзун настойчиво призывал кыргызского хана выступить против уйгуров и уничтожить мх. «[Мы] всё же боимся, — писал он, — что бежавшие [уйгуры] снова принесут зло, захотят напасть на Вашу границу, чтобы ещё раз отомстить. Вы тоже должны подготовиться... напасть на [уйгуров] и уничтожить, вырвать их с корнем...» [12, т. 4, цз. 1, 285].
Для привлечения кыргызов на свою сторону использовались все традиционные средства китайской дипломатии. Кыргызскому хану были пожалованы грамоты с присвоением почётных титулов, в одном из писем он именуется даже «ваном» [12, т. 4, цз. 1, 285]. Кыргызские старейшины и военачальники также получили почётные титулы. В письмах к кыргызам в качестве примера для подражания приводятся действия шаньюя сюнну Хуханье, принявшего в эпоху Хань вассальную зависимость от Китая. Кроме того, постоянно используется в политических интересах версия о якобы существующем «родстве» царствующего дома Тан и кыргызских ханов. «Родство» это устанавливается через полководца древности Ли Лина, который попал в плен к гуннам и, будучи назначен наместником во владения кыргызов, стал основателем династии их ханов.
Уже после победы над Уцзе в 844 г. китайский император провокационно склонял хана кыргызов к полному истреблению уйгурского народа. «Поскольку Вы, хан, — утверждал он, — питаете ненависть [к уйгурам], следует полностью уничтожить [этих] варваров. Если оставить тлеющий пепел, то непременно возникнут последующие бедствия» [12, т. I, цз. 6, 37-38]. «Уйгуры являются изменниками нашего государства и Вашими врагами, хан. Нужно вырвать их с корнем, тогда установится мир» [12, т. I, цз. 6, 38-40]. Эти кровожадные призывы сопровождались предложением плана совместных действий: «Кое-что сообщаем о прекрасном плане: прошу прислать пограничный конный отряд и в определённое время собраться в указанном месте. Известно, что племя хэйчецзы удалено от китайских границ на тысячу с лишним ли и находится посреди пустыни. Прежде китайские войска не пробовали добраться к ним. Также слышно, что уйгуры глубоко затаили мысль — бежать в Аньси.
К нынешней осени я отдам приказ четырём погра-
Однако кыргызский хан, будучи заинтересованным в сокрушении уйгуров, едва ли преследовал цель истребления народа. И главное, всячески заигрывая с кыргызами, танский двор стремился превратить их, как и уйгуров, в своих послушных вассалов.
Но усилия китайской дипломатии не достигли цели — Танской империи не удалось подчинить кыргызов. Это вызвало сетования владыки Поднебесной: «Между тем от территории Вашего государства (кыргызского. — Г.С.) [мы] отделены совершенно. Поскольку [Вы] не присутствуете на церемониях в начале года, как же [мы] можем осуществлять управление? Очень жаль, так как Вы, хан, наше союзное государство, и [мы] хотим сохранить [Вашу] славу и осуществить Ваши давние планы» [12, т. I, цз. 6, -38]. Не менее показателен и текст Сыма Гуана: «Кыргызы просили приказа о назначении титула. Ли Дэ-юй представил доклад [о том, что] должно наладить с ними дружеские овязи. Приказано [кыргызам] самим с войском найти преступников, убивших посланника, и разгромить племя хэйчецзы.
Император, опасаясь, что, получив титул хана, они не будут подчиняться и, следуя прежним повадкам уйгуров, потребуют ежегодно подарков и торговли лошадьми, был в нерешительности. [Ли] Дэ-юй доложил: „Кыргызы уже сами назвали [своего правителя] ханом. Желая ныне воспользоваться их силой, боюсь, что не стоит скупиться на этот титул. Уйгуры имеют заслуги в подавлении Ань Лу-шаня и Ши [Сы-мина], поэтому [мы] ежегодно дарили [им] 20 тыс. кусков шёлка и вели с ними торговлю. Кыргызы никогда не имели заслуг перед Китаем, как же осмелятся просить подарков? Если [Вы] не надеетесь, что они будут служить нам, то нужно заключить с ними союз. [Они] непременно должны, подобно уйгурам, признать себя вассалами, тогда пожалуем [их] грамотой с назначением титула”» [16, цз. 247, 7974]. В энциклопедии «Це фу юань гуй» эта цитата приведена в несколько ином виде: «Ввиду того что кыргызы злейшие враги уйгуров, нам нужно теперь иметь дружеские
Министры ещё говорили: „Ныне прежние деяния кыргызов и уйгуров нельзя [рассматривать] одинаково. [Они] не имеют больших заслуг. Как [они] посмеют требовать выгоды! Если согласятся вместе с уйгурами признать себя вассалами, то пожаловать грамотой на титул. Если нет, то прекратить отношения”» [20, цз. 980, 11517].
Итак, факты свидетельствуют о том, что Китай усиленно вовлекал кыргызов в орбиту своей полигики, но они оставались самостоятельными и поддерживали политические и торговые связи с танской империей, исходя из собственных интересов.
[1] Относительно реконструкции китайских транскрипций этнонима кыргыз см. [7, 110-120]. Транскрипция гэгунь (гэкунь) реконструируется в форме qir-qur.[2] Транскрипция гяньгунь (гянькунь) восстанавливается в форме qir-qur (qun).[3] Транскрипция хугу имеет древнее чтение γuo-kuәt. В основе, очевидно, была форма γoqur; в период Суй — Тан конечное «-t» иногда обозначало в иностранных словах звуки «-г» и «-z», а при транскрибировании иностранных слов с начальными гласными «а», «о», «и» китайцы часто пользовались иероглифами, имеющими начальный звук «h». Следовательно, транскрипция хугу (γuo-kuәt) могла основываться на форме «(γ)oqur» (Б. Чонгор дает тибетскую транскрипцию чтения этих иероглифов — «o-kor» [см. 23, 133, 136]), обозначающей уйгурские племена.[4] Уху в древнекитайском произносится uo-γuo, тибетское чтение для «у»-uo = ho [см. 23, 133]. Транскрипция реконструируется как «hoγo» и обозначает уйгуров. Хэгу имеет древнее произношение γuәt-kuәt, восстанавливается как (γ)urqur и обозначает кыргызов.[5] Транскрипция цигу (кигу), древнее чтение k'iet-kuәt, расшифровывается в форме «kїrqur». Иногда в одном контексте в разных династийных историях, возможно в результате описки, смешиваются этнонимы цигу (k'iet-kuәt) и цидань (кидань, k'iei-tân). Для «ци» Б. Карлгрен дает два чтения: «k'iet» и «k'lei» [см. 24, 199, № 2796].[6] Имя до замужества — Дин-ань, была выдана за уйгурского Цзундэ-хана в 821 г.[7] Дулюй Шихэ (древнее чтение VII в. tuo-liwo-sie-γâp) восстанавливается как Тулуш Алп [см. 6, 80].[8] Об этом посольстве сообщается в «Письме к кыргызскому хану» [12, т. I, цз. 6, 37-38], которое было отправлено к кыргызам с китайским посланником Чжао Фанем [см. 16, цз. 7968, 79751, и в «Письме к уйгурскому министру от имени [главнокомандующего] Лю Мяня» [12, т. I, цз. 8, 63].[9] Иная дата — 844 г. — приводится в «Предисловии к описанию картины приношения даров кыргызами» [12, т. I, цз. 2, 11-12].[10] Послание это сильно отстало от событий. Китай уже вёл войну с Уцзе-тегином, а в нем все еще шла речь о пропавшей принцессе.[11] О его посольстве имеется несколько свидетельств. В конце упоминавшегося выше «Письма к кыргызскому хану» говорится: «Поскольку Чжу-у Хэсу возвращается, то прежде всего отдаем приказания и другие церемониальные распоряжения. Вслед за тем специально отправим посланника возвестить умиротворение» [12, т. 4, цз. 1, 285]. В «Синь Тан шу» сказано: «Император повелел... Чжао Фаню с бунчуком возвестить умиротворение в их (т.е. кыргызов. — Г.С.) государстве» [14, 16945]. В «Тан хуйяо» это событие в отличие от Сына Гуана и «Синь Тан шу» отнесено к 844 г. [10, 1786].[12] В ответе на приведенное им послание упоминается о жарком лете, что соответствует указанному времени его прихода.[13] В «Цзю Тан шу» его приезд приурочен к 8-й луне [18, 1408б]. Однако известно, что посольство Дидэ Исынаньчжу отправилось в Китай после возвращения на родину Вэнь-у Хэ. По датировке же «Цзю Тан шу» интервал между этими двумя посольствами составил всего два месяца. За это время вряд ли можно было совершить путь из Китая на Енисей и обратно. Кроме того, в конце письма У-цзуна, посланного в ответ на послание кыргызского хана, доставленное Дидэ Исынань-чжу, сказано: «Весна теплая, надеюсь, Вы [хан], отдыхаете спокойно», а 8-я луна —это осеннее время.
Литература. ^
1. Бартольд В.В., Киргизы (исторический очерк), Фрунзе, 1927.2. Бичурин Н.Я., Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древнейшие [древние] времена, т. 3, М.-Л.3. Киселёв С.В., Древняя история Южной Сибири, М., 1951.4. Кюнер Н.В., Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока, М., 1961.5. «Материалы по истории сюнну (по китайским источникам)», М., 1968.6. Супруненко Г.П., Из древнекыргызской ономастики, — «Советская тюркология», 1970, №3.7. Яхонтов С.Е., Древнейшие упоминания названия «киргиз», — СЭ, 1970, №2.
8. Бань Гу, Цянь Хань шу (История ранней [династии] Хань), — сер. «Эршисы ши» («Двадцать четыре [династийные] истории»), т. 2, Шанхай, 1958.9. Бэй ши (История северных [династий]), — сер. «Эршисы ши», т. 11, Шанхай, 1958.10. Ван Пу, Тан хуйяо (Собрание важнейших сведений о [династии] Тан), т. 3, Пекин, 1955.11. Вэй шу (История [династии] Вэй), — сер. «Эршисы ши», т. 8, Шанхай, 1958.12. [Ли Дэ-юй], Ли Вэй-гун хуйчан ипинь цзи (Собрание сочинений Ли Вэй-гуна периода правления Хучан), т. 1-4, Шанхай, 1936.13. Саньго чжи (История трех царств), — сер. «Эршисы ши», т. 4, Шанхай, 1958.14. Синь Тан шу (Новая история [династии] Тан), — сер. «Эршисы ши», т. 13, Шанхай, 1958.15. Суй шу (История [династии] Суй), — сер. «Эршисы ши», т. 9, Шанхай, 1958.16. Сыма Гуан, Цзы чжи тунцзянь (Всепроникающее зерцало, помогающее управлению), т. 9, Пекин, 1956.17. Сыма Цянь, Ши цзи (Исторические записки), — сер. «Эршисы ши», т. 1, Шанхай, 1958.18. Цзю Тан шу (Старая история [династии] Тан), — сер. «Эршисы ши», т. 12, Шанхай, 1958.19. Цэнь Чжун-мянь, Ту-цзюэ цзи ши (Сводная история тюрков), т. 2, Пекин, 1958.20. Це фу юань гуй (Большая черепаха дворцовой библиотеки), т. 12, Пекин, 1960.21. Чжоу шу (История [династии] Чжоу), — сер. «Эршисы ши», т. 9, Шанхай, 1958.22. Яо Вэй-юань, Бэй чао ху син као (Разыскания о хуских фамилиях эпохи северных [династий]), Пекин, 1962.
23. Сhavannes E., Les pays d'occident d'apres le Wei Lio, — «T'oung Pao», сер. II, т. VI, 1905.24. Csongor В., Some Chinese Texts in Tibetian Script from Tun-Huang, — «Acta Orientalia», т. X, №2, 1960.25. Каrlgren В., Grammata Serica, Stockholm, 1940.
наверх |