● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Е.Г. Дэвлет. Альтамира. У истоков искусства. М.: «Алетейа». 2004. («Vita memoriae») Е.Г. Дэвлет

Альтамира. У истоков искусства.

// М.: «Алетейа». 2004. 280 с. ISBN 5-98639-003-2 («Vita memoriae»)

 

аннотация: ]

Как и почему первобытный человек в сыром мраке пещер углём и охрой создавал удивительные произведения искусства? Кого изображали древние художники? Где находятся эти шедевры? Ответ на эти вопросы читатель найдет в увлекательном иллюстрированном повествовании о древнейших изображениях на скалах — книге доктора исторических наук Е.Г. Дэвлет.

Судьба памятников наскального искусства прослежена начиная с драматичной истории открытия росписей в испанской пещере Альтамира до недавних сенсационных находок зарубежных и российских археологов.

Книга рассчитана как на специалистов, так и на широкий круг читателей.

 

Оглавление (развёрнуто)

 

125-летию открытия пещерного искусства посвящается.

 

Глава 1.

Древнейшее искусство, или сокровища в пещерах
(Трое в пещере, не считая собаки). — 6

«Антология» палеолитического наскального искусства. Палеолитическая классика. — 15

[Аббат Брейль, или 700 дней под землёй. — 20]

[Альтамира (провинция Сантандер, Испания). — 23]

[Ляско (департамент Дордонь, Франция). — 30]

[Нио (департамент Арьеж, Франция). — 39]

[Труа Фрер и Тюк д'Одубер (департамент Арьеж, Франция). — 45]

[Комбарелль (департамент Дордонь, Франция). — 51]

[Фон де Гом (департамент Дордонь, Франция). — 55]

[Руфиньяк (департамент Дордонь, Франция). — 59]

На море и на суше. Новые находки. — 62

[Коске (департамент Буш-дю-Рон, Франция). — 62]

[Шове (департамент Ардеш, Франция). — 64]

[Долина реки Коа (Португалия). — 71]

В поисках истины. — 76

Восток — дело тонкое. — 77

[Каповая пещера (Урал). — 77]

[Игнатьевская пещера (Урал). — 81]

[В сердце Азии: палеолитическое искусство под открытым небом). — 82]

Освещённые и освящённые. — 84

 

Глава 2.

Сюжеты искусства палеолита и не только. — 87

[Мамонт. — 89]

[Волосатый, или шерстистый, носорог. — 96]

[Медведь. — 98]

[Львы. — 103]

[Гиена. — 104]

[Лошадь. — 105]

[Оленьи. — 110]

[Сайга. — 114]

[Первобытные бизоны. — 114]

[Первобытные туры. — 119]

[Изображения обитателей водной среды. — 124]

[Антропоморфные фигуры. — 133]

[Кисти рук. — 138]

[Стопы и камни-следовики. — 149]

[«Макароны». — 153]

Методы датирования. — 156

Как отличить подделку? — 161

Мир в цвете. — 163

Где же добывали пигменты? — 167

«Автопортрет» мастера. — 169

 

Глава 3.

Альтамира Нового света. — 176

[Спираль. — 185]

[Очковидные знаки. — 187]

[Концентрические окружности. — 193]

[Прозрачная плоть (изображения в рентгеновском стиле). — 196]

[Лабиринт, или Взгляд в бесконечность. — 203]

[Встреча двух миров. — 211]

 

Глава 4.

Судьбы наскального искусства. Новая жизнь Альтамиры. — 215

Нерукотворные образы на священных скалах. — 221

Сюжеты наскального искусства и изменённое состояние сознания. — 233

На страже культурного наследия. — 236

[Богуслен (Швеция). — 237]

[Альта-фьорд (Норвегия). — 240]

[Сьерра-де-Сан-Франсиско (Мексика). — 244]

[Долина реки Коа (Португалия). — 247]

Встреча должна быть хорошо организована. — 250

[Дублёры. — 257]

[Ваши глаза. — 268]

[Сказка со счастливым концом. — 269]

 

Список литературы. — 271

Иллюстративные источники. — 273

Оглавление. — 276

 

[Добавление сайта: Список иллюстраций.]

 


 

Список литературы.   ^

 

Абрамова З.А. Изображения человека в палеолитическом искусстве Евразии. — М.-Л.: Наука, 1966.

Бадер О.Н. Каповая пещера. — М.: Наука, 1965.

Верещагин Н.К. От ондатры до мамонта: путь зоолога. — СПб.: Астерион, 2002.

Дэвлет Е.Г. Памятники наскального искусства изучение, сохранение, использование. — М.: Научный мир, 2002.

Дэвлет Е.Г., Дэвлет М.А. Духовная культура древних народов Северной и Центральной Азии (мир петроглифов). — Нью-Йорк: Эдвин Меллен Пресс, 2000.

Молодин В.И., Черемисин Д.В. Древнейшие наскальные изображения плоскогорья Укок. — Новосибирск: Наука, 1999.

Окладников А.П. Утро искусства. — Л.: Искусство, 1967.

Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. — М.: Искусство, 1985.

Филиппов А.К. Происхождение изобразительного искусства. — СПб , 1997.

Художественная культура первобытного общества / Под ред. Кагана М.С. Хрестоматия. — СПб.: Славия, 1994.

Шер Я.А., Вишняцкий Л.Б., Бледнова Н.С. Происхождение знакового поведения. — М.: Научный мир, 2004.

Altamira Symposium. Actos del Symposium Internacional sobre Arte Prehistórico celebrado en conmemoración del primer centenario del descubrimiento de las pinturas de Altamira (1879-1979). Madrid: Imprenta del Ministerio de Cultura, 1981.

Bahn P.G., Vertut J. Images of the Ice Age. London: Windward, 1988.

Bahn P.G., Vertut J. Journey through the Ice Age. London, 1999.

Chauvet J.M., Brunel Deschamps E., Hillaire Ch. La grotte Chauvet. Paris: Seuil, 1995.

Clottes J., Courtin J. La grotte Cosquer: peintures et gravures de la caverne engloutie. Paris: Seuil, 1994.

García Guinea M.A. Altamira y otras cuevas de Cantabria. Madrid: Silex, 1979.

Grant С. Rock Art of Baja California. Los Angeles: Dawson’s Book shop, 1974.

(271/272)

Leroi Gourhan A. Tresures of prehistoric art. N.Y. Harry N. Abrams, Inc., 1965.

Lorblanchet M. Les grottes ornées de la Préhistoire. Nouveaux regards. Paris: Éditions Errance, 1995.

Lorblanchet M., Bahn P. (eds.) Rock Art Studies: the Post Stylistic Era or Where do we go from here? Oxbow Monograph 35. Oxford, 1993.

Ščelinskij V.E., Širokov V.N. Höhlenmalerei im Ural: Kapova und Ignatievka. Sigmaringen: Jan Thorbecke Verlag, 1999.

 

(272/273)

 

Иллюстративные источники.   ^

 

Амирханов X.А., Лев С.Ю. Статуэтка бизона с Зарайской стоянки археологический и знаково-символический аспекты изучения // Российская археология. №1. 2003 — 6;

Верещагин Н.К. От ондатры до мамонта: путь зоолога. — СПб.: Астерион, 2002 — 57, 59, 66, 73, 91;

Верн Ж. За убегающим горизонтом. — Гродно — Смоленск, 1994 [Открытие земли. 4] — 100, 105;

Выставка произведений Ивана Семёновича Ефимова. Каталог. — М., 1959 — 89;

Герберштейн С. Записки о Московии. — М.: Изд. МГУ, 1988 — 92;

Диков Н.Н. Наскальные загадки древней Чукотки. Петроглифы Пегтымеля. — М., 1971 — 103;

Ларичев В.Е. Открытие наскальных изображений на территории Внутренней Монголии, в Синцзяне и Цинхае // Рериховские чтения 1984. — Новосибирск, 1985 — 132;

Мартиросян М.М. Наскальные изображения Гегамских гор. Археологические памятники Армении. [11. Наскальные изображения.] Вып. III — Ереван: Изд. Арм. АН, 1981 — 145;

Молодин В.И., Черемисин Д.В. Древнейшие наскальные изображения плоскогорья Укок. — Новосибирск: Наука, 1999 — 53;

Окладников А.П. Петроглифы Ангары. — М.-Л.: Наука, 1966 — 135, 3;

Окладников А.П. Утро искусства. — Л.: Искусство, 1967 — 136;

Окладников А.П. Петроглифы Нижнего Амура. — Л.: Наука, 1971 — 135, 1;

Окладников А.П. Петроглифы Байкала — памятники древней культуры народов Сибири. — Новосибирск: Наука, 1974 — 135, 2, 154;

Раков В.А. Наскальные изображения гигантских морских животных в неолите на юге Корейского полуострова // Мир древних образов на Дальнем Востоке. — Владивосток, 1998 — 97, 103;

Савватеев Ю.А. Залавруга. — Л.: Наука, 1970 — 103;

Саватеев Ю.А. Наскальные рисунки Карелии. — Петрозаводск: Карелия, 1983 — 97, 120, 150;

Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. — М.: Искусство, 1985 — 19, 34, 67;

Фёдорова И.К. Новые данные о мифологии острова Пасхи // Фольклор и этнография. Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. — Л., 1977 — 97;

Хуан Су Ёнг, Мун Мёнг Де. Петроглифы Бангудэ. — Сеул (на корейском языке), 1984 — 97, 103;

(273/274)

Художественная культура первобытного общества / Под ред. Кагана М.С. Хрестоматия. — СПб.: Славия, 1994 — 24, 25, 30, 33, 41, 46, 95, 108;

Щелинский В.Е. Настенная живопись Каповой пещеры на Южном Урале (датировка, размещение, культурная принадлежность) // Проблемы изучения наскальных изображений в СССР. — М., 1990 — 52;

Altamira Symposium. Actos del Symposium Internacional sobre Arte Prehistórico celebrado en conmemoración del primer centenario del descubrimiento de las pinturas de Altamira (1879-1979). Madrid: Imprenta del Ministerio de Cultura, 1981 — 14, 71, 72, 74, 79, 83, 134, 138;

Arte rupestre e Pré-História do Vale do Côa. Trabalhos de 1995-1996. Relatório científico ao Governo da República Portuguesa elaborado nos termos da resolução do Conselho de Ministros. №4/96 1998 — 50;

Bahn P. Prehistoric Art. Cambridge Illustrated History. Cambridge, 1998 — 2, 122, 123, 149;

Bahn P., Petitt P., Ripoll S. Discovery of Palaeolithic cave art in Britain // Antiquity. Vol. 77. №296. June 2003 — 5;

Bahn P.G., Vertut J. Images of the Ice Age. London: Windward, 1988 — 8, 33, 58, 69, 93, 112;

Bahn P.G., Vertut J. Journey through the Ice Age. London, 1999 — 7, 22, 121;

Baptista A.M. No tempo sin tempo. A arte dos caçadores paleolíticos do Vale do Côa. Vila Nova de Foz Côa: Ministerio de Cultura, 1999 — 49, 51;

Bentley M., Bentley T. Gabriola: Petroglyph Island. Sono Niss Press. Victoria, 1998 — 97;

Chaloupka G. Journey in Time. Sydney, 1993 — 137, 156, 161-162;

Chauvet J.-M., Brunel Deschamps E., Hillaire Ch. La grotte Chauvet. Paris: Seuil, 1995 — 47, 48, 60, 61, 63, 70;

Clottes J. World Rock Art. Los Angeles, 2002 — 163-[164]-165.

Clottes J., Courtin J. La grotte Cosquer: peintures et gravures de la caverne engloutie. Paris: Seuil, 1994 — 75, 76, 87, 90, 94, 98, 99, 104, 113, 114, 117, 124;

Coles J. Images of the Past. Uddevala, 1990 — 158;

García Guinea M.A. Altamira y otras cuevas de Cantabria. Madrid: Silex, 1979 — 1, 3, 4, 12, 15, 17, 166-[167]-168;

Grant C. Rock Art of Baja California. Los Angeles, 1967 — 97;

Helskog K. Hellenstningene i Alta. Spor etter ritualer og daglighv i Finnmarks forhistone. Alta, 1988 — 159;

Huyge D. “Where are the fish?”: piscatorial representations in the central Saharan and Egyptian rock art // Rock Art Research. Vol. 15. №2 — 97, 103;

Lee S., Pigeaud R., Saulieu G. Prehistoric Rock Art in South Korea // International Newsletter on Rock Art. №34. 2002 — 101;

Leroi Gourhan A. Tresures of prehistoric art. N.Y. Harry N. Abrams, Inc., 1965 — 9, 18, 20, 21, 23, 28, 35, 39, 42, 43, 55, 62, 88, 102, 106, 111, 121;

Loubser J.H.N., Greiner T.G., Hudson T. Rock Art Research in Georgia, Southeastern United States of America // International Newsletter on Rock Art. №35. 2003 — 118, 144;

(274/275)

Montes R., Morlote J.M., Muñoz E. The Urdiales Cave, a New Paleolithic Rock Art Site in Cantabria // International Newsletter on Rock Art. №25. 2000 — 85;

Müller-Karpe H. Handbuch der Vorgeschichte. München, 1966 — 10, 11, 13, 16, 26, 27, 29, 31, 32, 36, 37, 38, 40, 54, 56, 64, 65, 68, 77, 78, 80, 81, 82, 84, 86, 96, 107, 109, 110, 125;

Neumayer E. Prehistoric Indian Rock Art. Oxford [1983] — 157;

Nuñez Jimenez A. Cuba: dibujos rupestres. Lima: Industrial gráfica, 1975 — 126, 127, 128, 129, 130, 131, 133, 146, 147, 148, 151, 155;

Pagan Perdomo D. Nuevas Pictografías en la Isla de Santo Domingo Las Cuevas de Borbon. Santo Domingo, 1970 — 155;

Shuster С., Carpenter E. Patterns That Connect. New York: Harry N. Abrams, Inc., 1996 — 115, 116, 139, 140, 141, 142, 143,

по Э. Myp (E. Moore) — 160,

предоставлены Ж. Клоттом (J. Clottes) — 44, 45,

Е.Г. Дэвлет — 119, 152.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки