Е.Г. Дэвлет
Альтамира. У истоков искусства.
// М.: «Алетейа». 2004. 280 с. ISBN 5-98639-003-2 («Vita memoriae»)
[ аннотация: ]
Как и почему первобытный человек в сыром мраке пещер углём и охрой создавал удивительные произведения искусства? Кого изображали древние художники? Где находятся эти шедевры? Ответ на эти вопросы читатель найдет в увлекательном иллюстрированном повествовании о древнейших изображениях на скалах — книге доктора исторических наук Е.Г. Дэвлет.
Судьба памятников наскального искусства прослежена начиная с драматичной истории открытия росписей в испанской пещере Альтамира до недавних сенсационных находок зарубежных и российских археологов.
Книга рассчитана как на специалистов, так и на широкий круг читателей.
Оглавление (развёрнуто)
125-летию открытия пещерного искусства посвящается.
Глава 1.
Древнейшее искусство, или сокровища в пещерах
(Трое в пещере, не считая собаки). — 6
«Антология» палеолитического наскального искусства. Палеолитическая классика. — 15
[Аббат Брейль, или 700 дней под землёй. — 20]
[Альтамира (провинция Сантандер, Испания). — 23]
[Ляско (департамент Дордонь, Франция). — 30]
[Нио (департамент Арьеж, Франция). — 39]
[Труа Фрер и Тюк д'Одубер (департамент Арьеж, Франция). — 45]
[Комбарелль (департамент Дордонь, Франция). — 51]
[Фон де Гом (департамент Дордонь, Франция). — 55]
[Руфиньяк (департамент Дордонь, Франция). — 59]
На море и на суше. Новые находки. — 62
[Коске (департамент Буш-дю-Рон, Франция). — 62]
[Шове (департамент Ардеш, Франция). — 64]
[Долина реки Коа (Португалия). — 71]
В поисках истины. — 76
Восток — дело тонкое. — 77
[Каповая пещера (Урал). — 77]
[Игнатьевская пещера (Урал). — 81]
[В сердце Азии: палеолитическое искусство под открытым небом). — 82]
Освещённые и освящённые. — 84
Глава 2.
Сюжеты искусства палеолита и не только. — 87
[Мамонт. — 89]
[Волосатый, или шерстистый, носорог. — 96]
[Медведь. — 98]
[Львы. — 103]
[Гиена. — 104]
[Лошадь. — 105]
[Оленьи. — 110]
[Сайга. — 114]
[Первобытные бизоны. — 114]
[Первобытные туры. — 119]
[Изображения обитателей водной среды. — 124]
[Антропоморфные фигуры. — 133]
[Кисти рук. — 138]
[Стопы и камни-следовики. — 149]
[«Макароны». — 153]
Методы датирования. — 156
Как отличить подделку? — 161
Мир в цвете. — 163
Где же добывали пигменты? — 167
«Автопортрет» мастера. — 169
Глава 3.
Альтамира Нового света. — 176
[Спираль. — 185]
[Очковидные знаки. — 187]
[Концентрические окружности. — 193]
[Прозрачная плоть (изображения в рентгеновском стиле). — 196]
[Лабиринт, или Взгляд в бесконечность. — 203]
[Встреча двух миров. — 211]
Глава 4.
Судьбы наскального искусства. Новая жизнь Альтамиры. — 215
Нерукотворные образы на священных скалах. — 221
Сюжеты наскального искусства и изменённое состояние сознания. — 233
На страже культурного наследия. — 236
[Богуслен (Швеция). — 237]
[Альта-фьорд (Норвегия). — 240]
[Сьерра-де-Сан-Франсиско (Мексика). — 244]
[Долина реки Коа (Португалия). — 247]
Встреча должна быть хорошо организована. — 250
[Дублёры. — 257]
[Ваши глаза. — 268]
[Сказка со счастливым концом. — 269]
Оглавление. — 276
Список литературы. ^
Altamira Symposium. Actos del Symposium Internacional sobre Arte Prehistórico celebrado en conmemoración del primer centenario del descubrimiento de las pinturas de Altamira (1879-1979). Madrid: Imprenta del Ministerio de Cultura, 1981.
Bahn P.G., Vertut J. Images of the Ice Age. London: Windward, 1988.
Bahn P.G., Vertut J. Journey through the Ice Age. London, 1999.
Chauvet J.M., Brunel Deschamps E., Hillaire Ch. La grotte Chauvet. Paris: Seuil, 1995.
Clottes J., Courtin J. La grotte Cosquer: peintures et gravures de la caverne engloutie. Paris: Seuil, 1994.
García Guinea M.A. Altamira y otras cuevas de Cantabria. Madrid: Silex, 1979.
Grant С. Rock Art of Baja California. Los Angeles: Dawson’s Book shop, 1974.
(271/272)
Leroi Gourhan A. Tresures of prehistoric art. N.Y. Harry N. Abrams, Inc., 1965.
Lorblanchet M. Les grottes ornées de la Préhistoire. Nouveaux regards. Paris: Éditions Errance, 1995.
Lorblanchet M., Bahn P. (eds.) Rock Art Studies: the Post Stylistic Era or Where do we go from here? Oxbow Monograph 35. Oxford, 1993.
Ščelinskij V.E., Širokov V.N. Höhlenmalerei im Ural: Kapova und Ignatievka. Sigmaringen: Jan Thorbecke Verlag, 1999.
(272/273)
Иллюстративные источники. ^
Верн Ж. За убегающим горизонтом. — Гродно — Смоленск, 1994 [Открытие земли. 4] — 100, 105;
Мартиросян М.М. Наскальные изображения Гегамских гор. Археологические памятники Армении. [11. Наскальные изображения.] Вып. III — Ереван: Изд. Арм. АН, 1981 — 145;
Хуан Су Ёнг, Мун Мёнг Де. Петроглифы Бангудэ. — Сеул (на корейском языке), 1984 — 97, 103;
(273/274)
Altamira Symposium. Actos del Symposium Internacional sobre Arte Prehistórico celebrado en conmemoración del primer centenario del descubrimiento de las pinturas de Altamira (1879-1979). Madrid: Imprenta del Ministerio de Cultura, 1981 — 14, 71, 72, 74, 79, 83, 134, 138;
Arte rupestre e Pré-História do Vale do Côa. Trabalhos de 1995-1996. Relatório científico ao Governo da República Portuguesa elaborado nos termos da resolução do Conselho de Ministros. №4/96 1998 — 50;
Bahn P. Prehistoric Art. Cambridge Illustrated History. Cambridge, 1998 — 2, 122, 123, 149;
Bahn P., Petitt P., Ripoll S. Discovery of Palaeolithic cave art in Britain // Antiquity. Vol. 77. №296. June 2003 — 5;
Bahn P.G., Vertut J. Images of the Ice Age. London: Windward, 1988 — 8, 33, 58, 69, 93, 112;
Bahn P.G., Vertut J. Journey through the Ice Age. London, 1999 — 7, 22, 121;
Baptista A.M. No tempo sin tempo. A arte dos caçadores paleolíticos do Vale do Côa. Vila Nova de Foz Côa: Ministerio de Cultura, 1999 — 49, 51;
Bentley M., Bentley T. Gabriola: Petroglyph Island. Sono Niss Press. Victoria, 1998 — 97;
Chaloupka G. Journey in Time. Sydney, 1993 — 137, 156, 161-162;
Chauvet J.-M., Brunel Deschamps E., Hillaire Ch. La grotte Chauvet. Paris: Seuil, 1995 — 47, 48, 60, 61, 63, 70;
Clottes J. World Rock Art. Los Angeles, 2002 — 163-[164]-165.
Clottes J., Courtin J. La grotte Cosquer: peintures et gravures de la caverne engloutie. Paris: Seuil, 1994 — 75, 76, 87, 90, 94, 98, 99, 104, 113, 114, 117, 124;
Coles J. Images of the Past. Uddevala, 1990 — 158;
García Guinea M.A. Altamira y otras cuevas de Cantabria. Madrid: Silex, 1979 — 1, 3, 4, 12, 15, 17, 166-[167]-168;
Grant C. Rock Art of Baja California. Los Angeles, 1967 — 97;
Helskog K. Hellenstningene i Alta. Spor etter ritualer og daglighv i Finnmarks forhistone. Alta, 1988 — 159;
Huyge D. “Where are the fish?”: piscatorial representations in the central Saharan and Egyptian rock art // Rock Art Research. Vol. 15. №2 — 97, 103;
Lee S., Pigeaud R., Saulieu G. Prehistoric Rock Art in South Korea // International Newsletter on Rock Art. №34. 2002 — 101;
Leroi Gourhan A. Tresures of prehistoric art. N.Y. Harry N. Abrams, Inc., 1965 — 9, 18, 20, 21, 23, 28, 35, 39, 42, 43, 55, 62, 88, 102, 106, 111, 121;
Loubser J.H.N., Greiner T.G., Hudson T. Rock Art Research in Georgia, Southeastern United States of America // International Newsletter on Rock Art. №35. 2003 — 118, 144;
(274/275)
Montes R., Morlote J.M., Muñoz E. The Urdiales Cave, a New Paleolithic Rock Art Site in Cantabria // International Newsletter on Rock Art. №25. 2000 — 85;
Neumayer E. Prehistoric Indian Rock Art. Oxford [1983] — 157;
Nuñez Jimenez A. Cuba: dibujos rupestres. Lima: Industrial gráfica, 1975 — 126, 127, 128, 129, 130, 131, 133, 146, 147, 148, 151, 155;
Pagan Perdomo D. Nuevas Pictografías en la Isla de Santo Domingo Las Cuevas de Borbon. Santo Domingo, 1970 — 155;
Shuster С., Carpenter E. Patterns That Connect. New York: Harry N. Abrams, Inc., 1996 — 115, 116, 139, 140, 141, 142, 143,
по Э. Myp (E. Moore) — 160,
предоставлены Ж. Клоттом (J. Clottes) — 44, 45,
Е.Г. Дэвлет — 119, 152.
|