[ хрестоматия ]
Художественная культура первобытного общества.
// СПб: «Славия». 1994. 416 с. ISBN 5-7664-1019-0
(Мировая художественная культура, 1. [см. также т. 2])
Сост. И.А. Химик.
Под редакцией и с предисловием доктора философских наук профессора М.С. Кагана.
Рецензент М.Ю. Герман, доктор искусствоведения, профессор, член Международной ассоциации художественных критиков (AICA).
Содержание
Введение. Происхождение художественной деятельности как проблема.
Вопросы, связанные с происхождением художественного творчества. — 14
От зверя — к человеку, творцу прекрасного. — 16
Какой смысл был заложен в росписи и гравировке на скалах? — 16
О чём рассказывают памятники первобытного творчества. — 23
Раздел I. Синкретическая целостность первобытной культуры.
Глава 1.
Основные черты первобытного сознания и мышления. — 26
Магия. — 26
Гадания. Учения о снах. Гадания по внутренностям. Гадания по костям. Хиромантия. Принципы магии. Гомеопатическая, или имитативная, магия.
Анимизм. — 35
Все объекты природы — живые существа. Теория сновидений: души приходят к спящему. Представление о человеческой душе — модель для создания божества. Духи. «Смутный и путанный» характер теории анимизма.
Фетишизм. — 53
Коллективные представления в сознании первобытных людей и их мистический характер. — 56
Животные и мистические силы. Растения и мистические силы. Человеческое тело и мистические силы. Неодушевлённые предметы и мистические силы. Предметы, изготовленные человеком, и мистические силы. Отличие восприятия первобытных людей от современного. Восприятие изображения. Восприятие имени. Первобытный человек и его тень. Сны как реальность. Опыт первобытных людей бессилен против веры в таинственные силы. Закон сопричастия.
Мышление первобытных людей, отраженное в языке. — 68
Синкретизм слова и жеста. Синкретизм образа-понятия в языке и изображении. Слово и познание действительности. Мистический характер языка.
Мышление первобытных людей, воплощённое в числах. — 72
Мистика числа и пространства. Мистика числа семь.
Мистические связи причин и следствий в пралогическом мышлении. — 74
Представления о времени. Представления о пространстве.
Основные черты первобытного сознания. — 76
Африканские ордалии. Лечебные приёмы. Первобытные языки. Институты, нравы, верования. Причинно-следственные связи. Чувственный характер мышления. Образ мира. Несостоятельность теории особого магического мышления. Появление новых теорий первобытного мышления.
Глава 2.
Первобытная мифология. — 84
Мифы — продукты первобытного мышления. — 84
Функциональная направленность мифа. — 88
Соотношение мифологии и религии. — 89
Изменения в мифологии на пороге классового общества. — 90
Что такое мифы? — 92
Животные. Тотемические мифы. Предки. Архаические мифы творения. Культурный герой. Антропогонические мифы. Этиологические мифы. Родовой строй и первобытная мифология. Этиология социума. Дуалистические мифы. Парные символы.
Восприятие времени и пространства в первобытном обществе. — 115
Календарные мифы. Мифическое время. Архаические представления о времени и пространстве. Как в народном сознании формируется целостное представление о временном потоке. Отношение архаического сознания к времени. Восприятие пространства. Древо мировое.
Мифы о вселенной. — 128
Зооморфная модель мира. — 129
На чём покоится мироздание? Земля держится на железном дубе. Вселенная покоится на спинах слонов. Бык в роли опоры. Гигантские рыбы, черепахи, лягушки, змеи в системе мироздания. Вселенная как космически огромный зверь.
Антропоморфная модель мира. — 134
Очеловечивание вселенной.
Мифологическая модель мира. — 138
Хаос и космос. Космогенез. Космическая модель.
Семантика мифологического сюжета и системы. — 142
Глава 3.
Синкретический характер деятельности первобытного человека. — 144
Древнейший ритуал — погребение. — 144
Обряды и мифы. — 145
Культовые мифы и обрядовые действия. — 146
Какой характер связи между обрядностью и мифом? Мир представлений древнего человека и обряд. Магические операции и действия, обеспечивающие охоту. Церемонии, связанные с «правильной» сменой года, объёмом урожая и т.д.
Обряд инициации. — 153
Героические мифы и «переходные обряды». — 155
Обряды плодородия в свете археологии и этнографии. — 156
Обряд размножения и воскрешения по археологическим материалам. Этнография об обрядах воскрешения и размножения. Значение вещи в магической обрядности. Ритуал — метафора мифического мира. Открытие магического могущества слова, знака, жеста.
Раздел II. Возникновение и развитие художественной деятельности в первобытном обществе.
Глава 4.
Становление художественной культуры в первобытном обществе. — 166
Путь от «неискусства» к искусству. — 166
«Макароны» и их изобразительные возможности. Теория руки. Сочетание природных форм и человеческой фантазии. Гипотеза «простого этапа» и мнимое могущество подсказок природы.
Становление художественной культуры в первобытном обществе. — 178
Предыстория художественной культуры. Возникновение и развитие художественной культуры в верхнем палеолите. Вычленение художественной культуры из исходной синкретической деятельности. Мезолит. Неолит.
Происхождение искусства. — 188
Методологические принципы исследования происхождения искусства. Исторический процесс формирования художественно-образного мышления. Художественное и религиозное сознание. Труд и художественное творчество. Роль первобытного искусства в процессе очеловечивания человека.
Глава 5.
Синкретизм первобытного искусства. — 200
Что может искусство. — 200
Палеолитическое искусство и мифология. — 201
Особенности первобытного искусства. — 206
Условность термина «первобытное искусство». — 214
Синкретизм первобытного искусства. — 216
Бифункциональный характер первобытного искусства. «Мусическая» и «техническая» формы первобытного искусства.
Глава 6.
Первобытное и традиционное искусство. — 220
Два типа традиционной художественной культуры. — 220
Функции традиционного искусства. — 220
Идеологическая функция. Общеобразовательная функция. Коммуникативно-мемориальная функция. Социальная функция. Познавательная функция. Магико-религиозная функция. Эстетическая функция.
Искусство народов Тропической Африки. — 232
Архаическое сознание и художественное творчество в культуре Тропической Африки. Идея целостности мироздания, воплощённая в представлении об изначальном порядке. Ритм — символическое воплощение вечности. Миф — рассказ о том, как люди шли от полуживотного состояния к истинной человечности. Принцип двоичности. Троичная классификация. Магико-мифологическое содержание художественного творчества в древних африканских обществах. Значение слова в архаическом сознании. Утверждение мифических представлений в изобразительном искусстве Тропической Африки.
Искусство австралийских аборигенов. — 240
Чуринги. Наскальные изображения в жизни аборигенов. «Рентгеновский» стиль. Символика цвета. Символизм — характерная черта австралийского искусства.
Магический характер изобразительного творчества туземцев. — 248
Украшения в традиционном обществе. — 249
Символическое значение цвета. Техника раскрашивания. Предпочтение красного цвета. Цвет как психологическое оружие. Узоры на коже. Удаление волос. Стили женских причёсок. Туалетные принадлежности. Головные уборы. Различия в представлениях о хорошем вкусе. Способы уродования зубов. Украшение носа, губ, ушей, глаз, ногтей. Ожерелья, браслеты и другие украшения.
Функциональное значение первобытного искусства — ключ к его пониманию. — 261
Раздел III. Ранние формы художественной деятельности в первобытной культуре.
Глава 7.
Древнейшие формы изобразительного творчества. — 264
Изобразительное творчество древнего человека. — 264
Открытие пещеры Альтамира. «Палеолитические музеи». Ляско — памятник палеолитического искусства. Капова пещера. Мотив лабиринта в искусстве палеолита. Изображения в пещерах и «религия доистории». Периодизация пещерных изображений. Хронология стилей.
Наскальные изображения. — 274
Произведения искусства малых форм. — 275
Первый шаг к зарождению изобразительной деятельности. — 279
В мастерской палеолитического художника. Материалы палеолитического искусства. Техника исполнения произведений искусства в пещерах. Палитра каменного века. Линия и цвет в искусстве палеолита.
Сюжеты наскального искусства. — 284
Образ зверя в искусстве ледникового времени. — 286
Специфика первобытного прогресса. «Натуральное творчество» нижнего палеолита. «Натуральный макет» как переход к скульптуре. Изобразительная деятельность как важнейший фактор становления сознания. Изобразительная деятельность и становление сознания. Генезис элементарных форм изображения зверя. Путь к монументальности и анималистическим шедеврам.
Человек в искусстве палеолита. — 316
Женские изображения. Стилизованные женские изображения. Мужские, неясного пола и человекоподобные изображения.
Искусство эпохи мезолита и неолита. — 330
Наскальные изображения эпохи бронзы. — 334
Особая область первобытного творчества — орнамент. — 334
Можно ли расценивать первобытный орнамент как простое украшение.
Познавательное начало в изобразительной деятельности примитивного человека. — 338
Украшения древнего человека. — 342
Изобразительное искусство и мифология. — 342
Глава 8.
Древнейшие формы архитектонического творчества. — 346
Зарождение строительного искусства. — 346
Истоки архитектуры. — 346
Перекрытие и опора. — 349
Разгадка тайны Стоунхенджа. — 349
Стоунхендж — вычислительная машина каменного века.
Глава 9.
Первобытные истоки словесно-музыкального и актерско-танцевального творчества. — 354
Происхождение театра. — 354
Элементы театрального искусства на ранних этапах первобытнообщинного строя. Охотничья маскировка. Охотничья пляска. Тотемические пляски. Элементы театрального искусства в развитом родовом обществе. Культ предков. Изображение умерших. Предки и их изображение. Элементы театрального искусства в период разложения родового общества. Тайные союзы. Изображение духов. Шаманы и колдуны.
Археология и музыка. — 378
Музыкально-хореографический «ансамбль» каменного века. Музыка и танец в позднем палеолите Восточной Европы.
Танец как компонент первобытного художественного синкретического действа. — 391
Возникновение и ранние формы словесного искусства. — 395
Изобразительное творчество и развитие рисуночного письма. Музыкально-танцевальное творчество. Словесное искусство и миф. Литература и мифы. Сказки и мифы. Исторические корни волшебной сказки.
(/8)
Предисловие. ^
Предлагаемая вниманию читателя хрестоматия — книга необычная. Она способна привлечь интерес самых разных людей, испытывающих потребность приобщиться к наследию мировой художественной культуры не как обыкновенные читатели, зрители, слушатели произведений искусства, оставленных нам великими мастерами прошлых эпох, но как представители современной культуры, коим свойственно стремление не только переживать, но и осмыслять, понимать, изучать переживаемое. Поэтому данная хрестоматия должна быть полезна не только учителю и ученику в школе, преподавателю и студенту в вузе, но и тем, кто способен к самообразованию и самовоспитанию, кто может оставаться наедине с текстами учёных-историков искусства, собранных в этой книге. А таких людей в наше время становится всё больше и больше.
Но данная хрестоматия современна и в другом отношении — в отличие от обычных учебников, излагающих точку зрения автора и, в лучшем случае, рассказывающих о наличии в этой области знания других взглядов и концепций, она разворачивает перед читателем широкий веер разных толкований одних и тех же явлений на каждом этапе истории художественной культуры, предоставляя читателю самому выбирать ту, которая кажется ему наиболее убедительной, или же, сопоставляя разные толкования, вырабатывать своё, интегративное. Составитель хотел организовать своего рода диалог между авторами включённых в хрестоматию фрагментов научных исследований, учебных пособий, публицистических сочинений, демонстрируя читателю богатство заключённых в культуре каждой эпохи качеств и возможностей разных к ней подходов. А тем самым он рассчитывал втянуть в этот диалог и читателя, который обладает уже тем преимуществом перед специалистами-историками, что он ознакомлен с их позициями и может со стороны, объективно, судить о них, вырабатывая собственное мнение, ибо история культуры — процесс открытый не только для её продолжения, но и для бесконечного множества её индивидуальных осмыслений. «Моя» культура рождается именно в результате соприкосновения, скрещения, синтеза духовного наследия человечества и моего личного, уникального духовного мира.
Качество этого синтеза зависит от того, каковы мои собеседники, кто избран организатором нашей встречи для общения со мной, читателем, для удовлетворения моего интереса к истории художественной культуры, в данном случае, к начальному её этапу — культуре первобытного общества. Заслуга составителя настоящей хрестоматии прежде всего в том, что она привлекла к разговору с читателем действительно лучшие силы мировой науки, отечественной и зарубежной. Их состав чрезвычайно разносторонен — мы встречаемся здесь с представителями археологии, этнографии, искусствознания, культурологии, философии.
При этом указаны выходные данные тех книг, из которых выбраны приведённые здесь фрагменты, — читатель, которого особенно заинтересуют суждения того или иного автора, может найти в библиотеке его труд и прочитать целиком.
Поскольку наука о первобытном обществе зародилась в конце XIX века и многие её классические сочинения, написанные тогда и в первой половине нашего столетия, не устарели и поныне, отрывки из этих книг включены в хрестоматию наряду с рассуждениями современных учёных; при желании внимательный читатель может реконструировать в своём воображении и историю изучения первобытной художественной культуры.
Могу сообщить в заключение, что вслед за этим томом хрестоматии выйдет в свет серия других, в которых в таком же ключе будут освещены последующие этапы развития мировой художественной культуры, и нам остаётся надеяться, что составитель сумеет довести свой нелёгкий, но столь нужный для современной культуры труд до наших дней.
Будем же благодарны ему за то, что он делает такой подарок и преподавателю мировой художественной культуры в школе, институте, университете, и учащимся, студентам, аспирантам, и, наконец, каждому, кто стремится самостоятельно развивать свой духовный кругозор и повышать уровень своей эстетической культуры.
Научный редактор,
доктор философских наук
М.С. Каган
(8/9)
От составителя. ^
Мировая художественная культура... Предпринимаемая нами работа, многотомная хрестоматия, лишь отчасти отражает глобальный и труднопостижимый смысл этого сочетания слов. Наиболее сложное и спорное понятие в этом сочетании — «культура». Если иметь в виду, что само слово «культура» произошло от латинского cultura — возделывание, обрабатывание, то понятие «художественная культура» может быть осознано как своеобразное «возделывание», «обрабатывание» всего, что создано духовным и физическим трудом тысяч поколений людей разных эпох, разных социальных и этнических общностей, — в художественно-образной форме. Художественная культура в таком понимании оказывается как бы системой зеркал, в которых каждый человек и всё человечество смогут увидеть своё прошлое и свое настоящее. Но, пытаясь заглянуть в эти зеркала, мы с удивлением обнаружим, что рассмотреть в них целостный образ мира не просто: слишком сложно устроен и сам мир, и зеркала, в которых он отражается. Чтобы постичь общую художественную картину мира, необходимо увидеть в ней определённые закономерности, понять её как систему.
Перед пытливым читателем, пожелавшим проникнуть в мир художественной культуры, встают задачи колоссальной трудности: воспринять и освоить произведения искусства разных видов и жанров не просто как отдельные феномены, но и в их взаимосвязях, заглянуть в «систему зеркал» художественного мира, отражающих в многочисленных исторических, искусствоведческих, философских и других научных работах различные аспекты мира художественной культуры. Разобраться в этом космосе специальной литературы, представляющем разработки отдельных проблем, тем, аспектов культурологии, попытаться соединить их в многостороннее и целостное описание художественного развития человечества — трудно не только рядовому читателю, но и специалисту. Между тем общая цель совокупного человеческого разума, если его можно представить, — создание общей картины мира, в частности, мира художественной культуры как сложной многомерной системы.
Составитель этой многотомной хрестоматии хотел помочь читателю приблизиться к целостному восприятию и пониманию художественной культуры, её рождения, развития, совершенствования, а также научиться ориентироваться в многогранном мире искусства. Для этого он соединил два подхода к анализу художественной культуры.
Первый подход предполагает выявление единой и противоречивой художественной системы на каждом историческом этапе для всего мира или для отдельных художественных культур, таких как, например, культура Древнего Египта или Древней Греции. Данный подход принято называть синхроническим. Модель синхронического описания художественной культуры, впервые сформулированная М.С. Каганом, представляет собой сложно организованную систему, включающую целый ряд составляющих. Это выработка образной картины мира и человека в их взаимодействии. Это описание способов создания, восприятия, хранения и наследования художественных ценностей. И, наконец, это выявление соотношения видов искусства, их родовых и жанровых особенностей, а в целом — роли разных искусств в создании общей художественной картины мира.
Соответственно для хрестоматии подбирались разнообразные фрагменты научных работ по разным аспектам художественной культуры общества и иллюстрирующие их произведения искусства.
Второй подход, диахронический, предполагает отражение истории художественной культуры. Иначе говоря, мы рассматриваем её как единый организм, развивавшийся вместе с человеком и получивший выражение в многообразии форм, видов, родов, составляющих художественную картину мира в целом.
Расположение конкретных материалов и содержание отдельных томов хрестоматии в значительной мере соответствуют второму подходу. Он позволяет рассмотреть изменения как отдельных художественных систем, так и всей художественной культуры.
Сочетание этих двух подходов мотивируется не только требованиями научной методологии, но и практической целесообразностью. С одной стороны, хрестоматия предлагает читателю обширную и достаточно надёжную информацию по частным вопросам художественной культуры (например, о происхождении изобразительного творчества в первобытном обществе, об отличительных особенностях древнеегипетской архитектуры, о значении древнегреческой мифологии, о скульптурном портрете Древнего Рима и т.д.); с другой стороны, читатель имеет возможность получить общее представление об историческом ходе развития художественного творчества, то есть о зарождении и изменении способов, видов и жанров эстетического самовыражения человека, а
(9/10)
также составить системное представление о художественной культуре как целостном — при всей его сложности — явлении.
Первые четыре тома хрестоматии (I — «Художественная культура первобытного общества», II — «Художественная культура древневосточных обществ и кочевых народов» [вышло в другом издательстве], III и IV — «Художественная культура античного мира») отражают исторически сложившееся наследие, аккумулировавшее в себе определённые социальные и этнические нормы, идеи, обычаи, отраженные в предметах искусства. Наследие древних культур, представленное в иллюстративном материале, научных и научно-популярных комментариях, чрезвычайно интересно не только само по себе, но и как основа, имеющая решающее влияние на все последующее развитие художественной деятельности человечества вплоть до новейших времен. Вдумчивый читатель, знакомясь с основами культуры древности, сможет найти очевидные параллели между прошлым и настоящим, примеры прямого и косвенного наследования традиций и канонов современным искусством.
Содержание отдельных томов хрестоматии в известном смысле самостоятельно: в каждом представлена целостная художественная система (дополнительных и специальных комментариев требуют материалы первого тома). Второй, третий и четвёртый тома хрестоматии посвящены определенным художественным системам — древним Египту, Скифии, Греции и Риму. Почему выбор пал именно на них, ведь существовали и другие высокоразвитые региональные культуры Ближнего Востока, Китая, Индии? Такой выбор обусловлен несколькими причинами. Во-первых, из множества древних цивилизаций мы избрали те художественные системы, которые представляются наиболее типичными (как например, древнеегипетская), наиболее значимыми для общей истории развития художественной культуры (такова художественная культура античности в двух стадиях развития — древнегреческой и древнеримской). Обращение к скифской цивилизации позволяет показать наряду с восточным и античным ещё и третий путь выхода из первобытности — путь кочевых народов. Во-вторых, древние Египет, Греция и Рим наиболее основательно изучены и описаны. Это очень важно, особенно для тех, кто начинает изучать историю и теорию художественной культуры, поскольку полнота художественной картины позволяет с наибольшей надеждой на успех освоить системные связи разных сфер художественного творчества в их становлений и развитии. Опыт целостного анализа названных локальных художественных систем поможет читателю не только овладеть культурологическими способами и приёмами изучения художественной культуры на конкретном и особым образом организованном материале, но и получить навыки для самостоятельного освоения других художественных систем.
Самостоятельная работа с хрестоматией допускает разные варианты изучения художественной культуры: сплошное чтение, выборочное знакомство с определёнными темами, авторами, с отдельными явлениями культуры или описаниями конкретных предметов художественного творчества. При необходимости возможно с помощью указателей хрестоматии обращение к полным источникам, к иллюстративному материалу или к доступным произведениям художественной культуры в художественных, исторических и этнографических музеях.
Хрестоматию можно рассматривать и как специальное учебное пособие для последовательного его использования при изучении мировой художественной культуры в качестве общеобразовательной и специальной дисциплины на разных ступенях образования: в школах, гимназиях, училищах, университетах.
Изучение мировой художественной культуры сопряжено с рядом серьёзных трудностей, главной из которых можно признать отсутствие опыта её системного анализа и преподавания как интегративного учебного предмета. Трудности формирования художественной культуры как учебной дисциплины стали причиной отсутствия общепризнанных учебников и пособий, с помощью которых можно было бы организовать процесс обучения. Именно в сложившейся ситуации наша хрестоматия может быть весьма полезной, ибо её структура, подбор и расположение текстов, справочный аппарат и иллюстративный материал позволяют организовать процесс обучения полноценно и эффективно. Возможности в этом отношении весьма широки. Хрестоматия создает условия для продуктивной самостоятельной деятельности по освоению мира художественной культуры в самых разнообразных формах и методах (см. об этом в книге: И.А. Химик, Как преподавать мировую художественную культуру. М.: «Просвещение», 1992).
* * *
Открывается хрестоматия томом, посвящённым первобытной культуре. И это совершенно закономерно, поскольку для понимания любого явления необходимо знать его истоки. Поиски ответов на вопросы, зачем первобытный человек обратился к художественной деятельности и откуда появились у него способности к изобразительному, словесному, музыкальному творчеству, а также каковы результаты этой деятельности, являются основным содержанием книги.
Реконструкция духовного мира древнейшего человека диктуется не только научной любознательностью. Как это ни покажется странным на первый взгляд, такая реконструкция важна и для познания духовного мира и современного человека. Ничто не исчезает из культуры бесследно, и ничто не рождается из ничего. Напротив, духовный опыт наследуется, накапливается и составляет богатство нового человека. Ясно, что даже сама постановка проблемы принадлежит современности. Вряд ли первобытный человек задумывался над вопросами: зачем он создает мифы, как он рисует, поёт, танцует? Безусловно, мы задаём наши вопросы людям иных эпох, обществ и цивилизаций потому, что это нужно нам. Можно не сомневаться в том, что читатель, знакомясь с материалами первого тома, нередко будет обнаруживать сходство некоторых древних действий, ритуалов и верований с нынешними традициями. Само знакомство с мифологическим мировосприятием древнего человека позволяет нашему современнику лучше понять природу собственного сознания. В книге, посвящённой первобытной культуре, собраны материалы, позволяющие представить, каким сложным и многогранным был мир творчества древнего человека. Иллюстрирующие первый том репродукции показывают, что практически все первичные виды художественного творчества в той или иной мере были известны первобытному обществу. Во всяком случае именно там его истоки, хотя в «палеолитических венерах» нелегко разглядеть красавиц античного времени, а в пещерной живописи — будущие полотна эпохи Возрождения. Вероятно и пещеры, расписанные древними художниками, можно воспринимать как прообразы средневековых храмов. И несмотря на то, что происхождение театра относят к античной Греции, всё же начала и этого искусства там, в первобытных маскировках, обрядах и ритуалах.
Мы задаём наши вопросы прошлому, но всё же ожидаем получить ответы людей прошедших эпох, ибо лишь в таком случае возможен диалог между прошлым и настоящим. Видимо, это единственный путь познания прошлого во имя объяснения сегодняшнего.
Первые же страницы хрестоматии погрузят читателя в мир споров и гипотез вокруг проблемы происхождения художественного творчества, ибо наука о древнейшем человеке и о его духовном мире «не тихая заводь, далёкая от борьбы, — в ней кипят страсти». У истории художественной культуры множество нерешённых и спорных проблем, старых и новых. Материалы, собранные в первом томе, предоставляют читателю возможность приобщиться к диалогу учёных, работавших над проблемами происхождения художественного творчества не только в разных странах, но и в разные века. Внимательное и активное чтение хрестоматии позволит читателю делать выводы на основе собственных размышлений. Способствовать этому будет и сам характер текстов, так как отбор материалов для хрестоматии определялся оригинальностью и самостоятельностью позиции авторов использованных сочинений, их способностью интересно и глубоко подойти к ответу на вопрос о природе и причинах происхождения художественного творчества. Тексты подбирались не только по принципу контраста мнений, но и по согласованности концепций, дополняющих, углубляющих и уточняющих друг друга.
Содержание первого тома составляют по преимуществу фрагменты книг и статей отечественных авторов. С одной стороны, это сужает панораму мнений, но, с другой стороны, облегчает возможность читателю обратиться к самим цитируемым произведениям. Вот почему выбор материалов, составляющих первый том, опирается по преимуществу не на редкие издания, а на достаточно доступные книги.
(10/11)
Художественная культура является частью более сложной системы — всей культуры. Вот почему первый раздел книги посвящается общему анализу первобытной культуры. Принцип системного подхода к исследованию сложного и многомерного явления, каким представляется первобытная культура, диктует необходимость разобраться прежде всего в основных чертах первобытного сознания и мышления, которые, в свою очередь, позволяют понять особенности мифологического восприятия мира на ранних стадиях развития человека. Логически завершает этот раздел глава, посвящённая синкретическому (ещё нерасчленённому) характеру деятельности древнего человека, в обрядово-ритуальных формах которой развивались, воплощались все проявления художественного творчества.
Когда, где и почему появилось искусство? Можно ли дать на этот вопрос точный ответ? Ясно одно: искусство постепенно вырастало из «неискусства». Гипотезам и мнениям о том, как это происходило, посвящён второй раздел тома. В нем рассматривается предыстория возникновения и вычленения из исходной синкретической целостности первобытной культуры собственно художественной деятельности. Многие исследователи древнейшей культуры не сомневаются в том, что виды художественного творчества в первобытном обществе были гораздо многообразнее, чем тот набор изобразительных и архитектонических форм, которые сохранили для потомков пещеры и земля нашей планеты. Некоторые виды художественного творчества, широко бытовавшие в первобытной культуре, бесследно исчезли. Это относится не только к словесным, музыкальным, танцевальным, актерским формам, но и к некоторым способам изобразительной деятельности, таким, например, как нательная живопись, роспись на коре, дереве и т.п. Реконструировать целостную картину художественной деятельности можно лишь на основе косвенных данных и по аналогии с творчеством ныне живущих народов, задержавшихся вплоть до XIX века и даже XX века на стадии первобытнообщинного строя. Эти аналогии, конечно, приблизительны. Огромны различия между художественной деятельностью каменного века и современным искусством отсталых народов. И тем не менее, параллельное рассмотрение двух обширных, дополняющих друг друга культурных комплексов даёт возможность познакомиться с формами бытования и разнообразными функциями художественной деятельности на ранних этапах её развития. Вот чем объясняется введение в содержание первого тома материалов по традиционному искусству.
Завершается первый том хрестоматии рассмотрением ранних форм художественной деятельности в первобытной культуре. Вполне естественно, что эта часть хрестоматии наполнена материалами, посвящёнными прежде всего древнейшим формам изобразительного творчества. Археология и её данные вынесены здесь на первый план, ибо эта наука снабжает прямыми фактами историю и теорию происхождения художественного творчества. Несмотря на то, что обращение к этнографии вызывает у некоторых исследователей резко отрицательное отношение (например, у А. Леруа-Гурана), в разделе есть работы, в которых авторы прибегают к помощи этнографии для интерпретации древнего изобразительного творчества. Ещё основательнее роль этнографии в реконструкции истории возникновения и развития словесно-музыкального и актерско-танцевального творчества, то есть там, где археология практически бессильна. Фрагменты из книги С.Н. Бибикова о музыкально-хореографическом ансамбле каменного века позволяют читателю понять, как союз археологии и этнографии приводит к удивительным результатам, давая нам возможность получить представление о том, что, казалось бы, безвозвратно исчезло в толще времени.
И еще одно замечание, относящееся к структуре и содержанию первого тома хрестоматии. Все ранние формы деятельности первобытного человека, включая и художественные, носили ярко выраженный синкретический характер, то есть они были неразрывно связаны между собой в своём развитии и воплощении. Вот почему, несмотря на то, что материал изложен по отдельным разделам и главам, неизбежны некоторые повторения и отсылки к изложенному ранее или позднее. Внимательное отношение к этим замечаниям на полях не позволит читателю забыть, что он проникает в сложный, многомерный, но целостный мир, в котором всё взаимосвязано и взаимообусловлено. Именно отсылки окажут помощь в освоении первобытной культуры как системы, все элементы которой находятся в определённой зависимости друг от друга.
Совершенно очевидно, что первый опыт создания хрестоматии по мировой художественной культуре неизбежно будет иметь ряд недостатков как в выборе материала, так и в характере его подачи. Составитель сознаёт, что предлагаемый подбор текстов не полностью воспроизводит круг проблем художественной культуры, не отражает всего их многообразия. Но никакая хрестоматия, конечно, не в состоянии вместить всю полноту необходимых сведений и мнений о художественной культуре. Приходится признать необходимость сознательно ограничивать себя частью вместо целого. Но и в своей неполноте собрание материалов имеет относительную законченность. Вот почему, познакомившись с содержанием фрагментов из книг и статей, составив своё представление по ведущим проблемам, каждый читатель сможет бесконечно расширять свои впечатления и знания по мировой художественной культуре.
Составитель надеется на то, что ему удалось предложить читателю способ изучения художественной культуры как системы, овладение которым позволит разглядеть в «системе зеркал» становление и развитие человека и мира как целостный процесс.
И. Химик
|