главная страница / библиотека / обновления библиотеки / Оглавление книги

Е.Г. Дэвлет. Альтамира. У истоков искусства. М.: «Алетейа». 2004. («Vita memoriae») Е.Г. Дэвлет

Альтамира. У истоков искусства.

// М.: «Алетейа». 2004. 280 с. ISBN 5-98639-003-2 («Vita memoriae»)

 

Добавление сайта:

 

Список иллюстраций.

 

 • 1 • 2 • 3 • 4 • 5 • 6 • 7 • 8 • 9 • 10 • 

 

 • 11 • 12 • 13 • 14 • 15 • 16 • X7 • 18 • 19 • 20 • 

 

 • 21 • 22 • 23 • 24 • 25 • 26 • 27 • 28 • 29 • 30 • 

 

 • 31 • 32 • 33 • 34 • 35 • 36 • 37 • 38 • 39 • 40 • 

 

 • 41 • 42 • 43 • 44 • 45 • 46 • 47 • 48 • 49 • 50 • 

 

 • 51 • 52 • 53 • 54 • 55 • 56 • 57 • 58 • 59 • 60 • 

 

 • 61 • 62 • 63 • 64 • 65 • 66 • 67 • 68 • 69 • 70 • 

 

 • 71 • 72 • 73 • 74 • 75 • 76 • 77 • 78 • 79 • 80 • 

 

 • 81 • 82 • 83 • 84 • 85 • 86 • 87 • 88 • 89 • 90 • 

 

 • 91 • 92 • 93 • 94 • 95 • 96 • 97 • 98 • 99 • 100 • 

 

 • 101 • 102 • 103 • 104 • 105 • 106 • 107 • 108 • 109 • 110 • 

 

 • 111 • 112 • 113 • 114 • 115 • 116 • 117 • 118 • 119 • 120 • 

 

 • 121 • 122 • 123 • 124 • 125 • 126 • 127 • 128 • 129 • 130 • 

 

 • 131 • 132 • 133 • 134 • 135 • 136 • 137 • 138 • 139 • 140 • 

 

 • 141 • 142 • 143 • 144 • 145 • 146 • 147 • 148 • 149 • 150 • 

 

 • 151 • 152 • 153 • 154 • 155 • 156 • 157 • 158 • 159 • 160 • 

 

 • 161 • 162 • 163 • 164 • 165 • 166 • 167 • 168 • 

 

 


^   Рис. 1. [стр. 7]
Марселино Санс де Саутуола — первооткрыватель пещерного искусства.

(Открыть Рис. 1 в новом окне)

 


^   Рис. 2. [стр. 9]
Мария де Саутуола в восьмилетнем возрасте стала первооткрывательницей пещерного искусства.

(Открыть Рис. 2 в новом окне)

 


^   Рис. 3. [стр. 10]
Хуан Виланова-и-Пиера, профессор Мадридского университета, крупнейший палеонтолог, поддержавший мнение Саутуолы о палеолитическом возрасте росписей Альтамиры.

(Открыть Рис. 3 в новом окне)

 


^   Рис. 4. [стр. 11]
Обложка брошюры «Краткие заметки о некоторых доисторических памятниках провинции Сантандер», увидевшей свет в 1880 г., в которой Саутуола написал о палеолитическом возрасте росписей Альтамиры.

(Открыть Рис. 4 в новом окне)

 


^   Рис. 5. [стр. 19]
Последнее открытие в Кресвел Крэг (Англия) расширило географию пещерного искусства.

(Открыть Рис. 5 в новом окне)

 


^   Рис. 6. [стр. 20]
Самка бизона из Зарайска была спрятана в тайнике более 20 тыс.лет назад.

(Открыть Рис. 6 в новом окне)

 


^   Рис. 7. [стр. 21]
Аббат Брейль стоял у истоков изучения и документирования палеолитических изображений в пещерах.

(Открыть Рис. 7 в новом окне)

 


^   Рис. 8. [стр. 22]
Копии наскальных изображений, выполненные Брейлем и современными исследователями: вверху — гравированное изображение из Кастильо (Испания); внизу — гравированное изображение лошади из Труа Фрер (Франция).

(Открыть Рис. 8 в новом окне)

 


^   Рис. 9. [стр. 24]
План пещеры Альтамира и схема расположения изображений.

(Открыть Рис. 9 в новом окне)

 


^   Рис. 10. [стр. 25]
Общий вид Большого плафона Альтамиры.

(Открыть Рис. 10 в новом окне)

 


^   Рис. 11. [стр. 26]
Изображения бизонов на Большом плафоне Альтамиры. Фрагмент.

(Открыть Рис. 11 в новом окне)

 


^   Рис. 12. [стр. 26]
Изображённый на Большом плафоне Альтамиры кабан — довольно редкий образ наскального искусства.

(Открыть Рис. 12 в новом окне)

 


^   Рис. 13. [стр. 27]
Изображение оленя из Альтамиры.

(Открыть Рис. 13 в новом окне)

 


^   Рис. 14. [стр. 27]
Животные, представленные на Большом плафоне Альтамиры, динамичны и полны жизни. Фрагменты.

(Открыть Рис. 14 в новом окне)

 


^   Рис. 15. [стр. 28]
Гравированные изображения, открытые в Альтамире.

(Открыть Рис. 15 в новом окне)

 


^   Рис. 16. [стр. 28]
Знаки из Альтамиры.

(Открыть Рис. 16 в новом окне)

 


^   Рис. 17. [стр. 29]
Гравированные изображения из Альтамиры.

(Открыть Рис. 17 в новом окне)

 


^   Рис. 18. [стр. 32]
План пещеры Ляско и схема расположения изображений.

(Открыть Рис. 18 в новом окне)

 


^   Рис. 19. [стр. 34]
Крупное изображение так называемой «прыгающей коровы» из Ляско, точнее — самки тура (её размер достигает 1,7 м). Фрагмент полихромной росписи.

(Открыть Рис. 19 в новом окне)

 


^   Рис. 20. [стр. 35]
На первом плане композиции из Ляско в так называемой скрученной перспективе изображены крупные туры, перед ними небольшая лошадь; на заднем плане — олени, чьи изящные рога проработаны тонкой затейливой линией. Фрагмент.

(Открыть Рис. 20 в новом окне)

 


^   Рис. 21. [стр. 36]
Самая загадочная группа изображений Ляско — так называемая коррида — расположена в колодце, или «апсиде», куда один из юных первооткрывателей пещерного искусства спустился по верёвке.

(Открыть Рис. 21 в новом окне)

 


^   Рис. 22. [стр. 37]
Эта группа лошадок из Ляско примечательна тем, что для передачи движения древний художник, подобно современным мультипликаторам, дублировал их конечности в разном положении. Фрагмент.

(Открыть Рис. 22 в новом окне)

 


^   Рис. 23. [стр. 40]
План пещеры Нио и схема расположения изображений.

(Открыть Рис. 23 в новом окне)

 


^   Рис. 24. [стр. 42]
Чёрный салон пещеры Нио. Фрагмент.

(Открыть Рис. 24 в новом окне)

 


^   Рис. 25. [стр. 43]
Чёрный салон пещеры Нио. Фрагмент.

(Открыть Рис. 25 в новом окне)

 


^   Рис. 26. [стр. 44]
Изображение лошади из Нио.

(Открыть Рис. 26 в новом окне)

 


^   Рис. 27. [стр. 45]
Такие прочерченные по глине изображения иногда встречаются в европейском пещерном искусстве. А этого персонажа из Нио ещё и забросали глиняными шарами.

(Открыть Рис. 27 в новом окне)

 


^   Рис. 28. [стр. 46]
План пещер Труа Фрер и Тюк д’Одубер и схема расположения изображений.

(Открыть Рис. 28 в новом окне)

 


^   Рис. 29. [стр. 47]
Поражённый стрелой бизон из Труа Фрер в предсмертной агонии почти завалился на бок.

(Открыть Рис. 29 в новом окне)

 


^   Рис. 30. [стр. 47]
Животные и так называемый колдун в маске из Тюк д’Одубер.

(Открыть Рис. 30 в новом окне)

 


^   Рис. 31. [стр. 48]
Замысловатые многофигурные скопления характерны для Тюк д’Одубер.

(Открыть Рис. 31 в новом окне)

 


^   Рис. 32. [стр. 48]
Смоделированные из глины бизоны на тысячелетия застыли на полу пещеры Тюк д’Одубер.

(Открыть Рис. 32 в новом окне)

 


^   Рис. 33. [стр. 49]
«Колдун» из Труа Фрер — одно из наиболее известных изображений палеолитического искусства.

(Открыть Рис. 33 в новом окне)

 


^   Рис. 34. [стр. 49]
«Стражи», или химеры, из Тюк д’Одубер.

(Открыть Рис. 34 в новом окне)

 


^   Рис. 35. [стр. 52]
План пещеры Комбарелль и схема расположения изображений.

(Открыть Рис. 35 в новом окне)

 


^   Рис. 36. [стр. 53]
Изображения животных в Комбарелль динамичны и выполнены уверенной рукой.

(Открыть Рис. 36 в новом окне)

 


^   Рис. 37. [стр. 53]
В Комбарелль многочисленны палимпсесты — перекрывания одних изображений другими.

(Открыть Рис. 37 в новом окне)

 


^   Рис. 38. [стр. 54]
Идентификация подобных изображений, представленных не только в Комбарелль, затруднительна и для специалистов.

(Открыть Рис. 38 в новом окне)

 


^   Рис. 39. [стр. 56]
План пещеры Фон де Гом и схема расположения изображений.

(Открыть Рис. 39 в новом окне)

 


^   Рис. 40. [стр. 57]
Изображения животных ледниковой эпохи из Фон де Гом.

(Открыть Рис. 40 в новом окне)

 


^   Рис. 41. [стр. 57]
В Фон де Гом соседствуют фигуративные и геометрические изображения так называемые тектиформы перекрывают фигуры животных.

(Открыть Рис. 41 в новом окне)

 


^   Рис. 42. [стр. 58]
Маленький мамонт из Арси-сюр-Кюр.

(Открыть Рис. 42 в новом окне)

 


^   Рис. 43. [стр. 61]
План Руфиньяк, схема расположения изображений в пещере и упрощённая прорисовка фигур на своде.

(Открыть Рис. 43 в новом окне)

 


^   Рис. 44. [стр. 63]
Эта очаровательная лошадка из пещеры Коске так бы и осталась скрытой от людских глаз в морских глубинах, если бы не современные технические достижения.

(Открыть Рис. 44 в новом окне)

 


^   Рис. 45. [стр. 63]
Изображение оленя в пещере Коске, нарисованное углем.

(Открыть Рис. 45 в новом окне)

 


^   Рис. 46. [стр. 66]
Изображение из Марсулы составлено из небольших красочных пятен — манера, напоминающая технику пуантилистов.

(Открыть Рис. 46 в новом окне)

 


^   Рис. 47. [стр. 67]
Пантеры и бизон из Шове.

(Открыть Рис. 47 в новом окне)

 


^   Рис. 48. [стр. 69]
Носороги из Шове.

(Открыть Рис. 48 в новом окне)

 


^   Рис. 49. [стр. 73]
Палеолитические изображения под открытым небом в Фош Коа.

(Открыть Рис. 49 в новом окне)

 


^   Рис. 50. [стр. 75]
Палеолитические изображения под открытым небом из Пенаскоса в долине Коа. Гравированные фигуры копытных образуют палимпсесты.

(Открыть Рис. 50 в новом окне)

 


^   Рис. 51. [стр. 75]
Замечательное по пропорциям изображение козла из Кинта-да-Барко уцелело на открытой плоскости от разрушительного воздействия времени.

(Открыть Рис. 51 в новом окне)

 


^   Рис. 52. [стр. 80]
Изображения лошадей, носорога, мамонтов и геометрический знак (тектиформа) выполнены охрой на стенах Каповой пещеры на Урале.

(Открыть Рис. 52 в новом окне)

 


^   Рис. 53. [стр. 83]
Изображения из Калгутинского рудника на Алтае весьма архаичны.

(Открыть Рис. 53 в новом окне)

 


^   Рис. 54. [стр. 90]
Мамонты из Фон де Гом.

(Открыть Рис. 54 в новом окне)

 


^   Рис. 55. [стр. 90]
Такие изображения краской прочерчены пальцами в Ла Бом-Латрон.

(Открыть Рис. 55 в новом окне)

 


^   Рис. 56. [стр. 91]
Этот мамонт имеет своё прозвище — Патриарх из Руфиньяк.

(Открыть Рис. 56 в новом окне)

 


^   Рис. 57. [стр. 95]
Мамонт. Реконструкция Е. Пфиценмайер.

(Открыть Рис. 57 в новом окне)

 


^   Рис. 58. [стр. 95]
Это гравированное изображение мамонта из Холли Оак (Северная Америка), вероятно, является подделкой.

(Открыть Рис. 58 в новом окне)

 


^   Рис. 59. [стр. 96]
Шерстистый носорог. Реконструкция В. Ляхова.

(Открыть Рис. 59 в новом окне)

 


^   Рис. 60. [стр. 97]
Пара сражающихся носорогов из Шове являющая часть многофигурной группы, уникальна результатом датирования по AMS 14С: расположенный справа носорог получил дату 32 410±720 и 30 790±600 лет назад, а его соперник слева отстаёт с отрывом почти в два тысячелетия — 30 940±610 лет назад.

(Открыть Рис. 60 в новом окне)

 


^   Рис. 61. [стр. 97]
Некоторые носороги, как, например, этот из Комбарелль, довольно симпатичны.

(Открыть Рис. 61 в новом окне)

 


^   Рис. 62. [стр. 99]
Изображения носорогов в Шове весьма разнообразны.

(Открыть Рис. 62 в новом окне)

 


^   Рис. 63. [стр. 100]
Характерные особенности облика пещерного медведя замечательно переданы в Шове.

(Открыть Рис. 63 в новом окне)

 


^   Рис. 64. [стр. 100]
Медведь из Ложери Ба.

(Открыть Рис. 64 в новом окне)

 


^   Рис. 65. [стр. 101]
Натуральный макет — это смоделированный из глины остов туловища медведя, на который в древности набрасывалась шкура и к которому приставлялся череп. Монтеспан.

(Открыть Рис. 65 в новом окне)

 


^   Рис. 66. [стр. 101]
Поражённые дротиками и камнями медведи из пещеры Труа Фрер погибают, истекая кровью.

(Открыть Рис. 66 в новом окне)

 


^   Рис. 67. [стр. 102]
Пещерный медведь. Реконструкция Н. Верещагина.

(Открыть Рис. 67 в новом окне)

 


^   Рис. 68. [стр. 103]
Львы из Труа Фрер.

(Открыть Рис. 68 в новом окне)

 


^   Рис. 69. [стр. 104]
Выгравированные на кости изображения кошачьих из Ля Ваш.

(Открыть Рис. 69 в новом окне)

 


^   Рис. 70. [стр. 105]
Изображения гиен из Шове передают все характерные черты их облика.

(Открыть Рис. 70 в новом окне)

 


^   Рис. 71. [стр. 107]
Быки и коровы из Льонин.

(Открыть Рис. 71 в новом окне)

 


^   Рис. 72. [стр. 107]
Группа копытных из Сан-Роман-де-Кандамо.

(Открыть Рис. 72 в новом окне)

 


^   Рис. 73. [стр. 108]
Лошадь позднего плейстоцена. Реконструкция В. Ляхова.

(Открыть Рис. 73 в новом окне)

 


^   Рис. 74. [стр. 108]
Некоторые лошади, вероятно, окрасом напоминали зебру, как, например, эта лошадка из де Бюксю.

(Открыть Рис. 74 в новом окне)

 


^   Рис. 75. [стр. 109]
Жёлтая лошадь стала своего рода «визитной карточкой» палеолитического искусства Ляско.

(Открыть Рис. 75 в новом окне)

 


^   Рис. 76. [стр. 109]
Мастерски выполненные фигуры лошадей из Ляско.

(Открыть Рис. 76 в новом окне)

 


^   Рис. 77. [стр. 111]
Олени из Комбарелль.

(Открыть Рис. 77 в новом окне)

 


^   Рис. 78. [стр. 111]
Олени из Фон де Гом.

(Открыть Рис. 78 в новом окне)

 


^   Рис. 79. [стр. 112]
Олень и лисица из Альтксерри.

(Открыть Рис. 79 в новом окне)

 


^   Рис. 80. [стр. 113]
Это изображение из Ляско называют плывущими оленями.

(Открыть Рис. 80 в новом окне)

 


^   Рис. 81. [стр. 113]
Навершие с изображением оленёнка из Мас д’Азиль.

(Открыть Рис. 81 в новом окне)

 


^   Рис. 82. [стр. 115]
Группа копытных из Ла Мут.

(Открыть Рис. 82 в новом окне)

 


^   Рис. 83. [стр. 115]
Бизон из Труа Фрер.

(Открыть Рис. 83 в новом окне)

 


^   Рис. 84. [стр. 115]
Бизон из Труа Фрер.

(Открыть Рис. 84 в новом окне)

 


^   Рис. 85. [стр. 116]
На недавно выявленном памятнике пещерного искусства Урдьяль в Кантабрии немало изображений бизонов.

(Открыть Рис. 85 в новом окне)

 


^   Рис. 86. [стр. 116]
Фигурка бизона из Мадлен, который повернул голову назад и вылизывает бок.

(Открыть Рис. 86 в новом окне)

 


^   Рис. 87. [стр. 117]
Бизон из Нио словно осматривает свои раны.

(Открыть Рис. 87 в новом окне)

 


^   Рис. 88. [стр. 117]
Иногда в первобытном искусстве соседствуют необычные персонажи. Бизон и птенец из Ле-Пюй-де-Лакан.

(Открыть Рис. 88 в новом окне)

 


^   Рис. 89. [стр. 118]
Бизон. Скульптура из дерева И.С. Ефимова. 1973 г.

(Открыть Рис. 89 в новом окне)

 


^   Рис. 90. [стр. 118]
Бизон.

(Открыть Рис. 90 в новом окне)

 


^   Рис. 91. [стр. 119]
Так выглядел первобытный бизон. Реконструкция К. Флёрова.

(Открыть Рис. 91 в новом окне)

 


^   Рис. 92. [стр. 120]
Изображения тура на польской картине, обнаруженной английским зоологом в антикварной лавке Аугсбурга (вверху), и на гравюре из «Описания путешествия в Московию» барона Герберштейна (внизу).

(Открыть Рис. 92 в новом окне)

 


^   Рис. 93. [стр. 121]
Туры из Тейжа.

(Открыть Рис. 93 в новом окне)

 


^   Рис. 94. [стр. 121]
Самка тура из Ляско.

(Открыть Рис. 94 в новом окне)

 


^   Рис. 95. [стр. 123]
Так называемый волк на красном фоне из Фон де Гом.

(Открыть Рис. 95 в новом окне)

 


^   Рис. 96. [стр. 123]
Заяц из Истуриц.

(Открыть Рис. 96 в новом окне)

 


^   Рис. 97. [стр. 125]
Обитатели водной среды. Разновременные изображения на скалах.

(Открыть Рис. 97 в новом окне)

 


^   Рис. 98. [стр. 127]
Бескрылые гагарки вымерли в середине XIX в.

(Открыть Рис. 98 в новом окне)

 


^   Рис. 99. [стр. 127]
Бескрылая гагарка. Гравировка из грота Паличи.

(Открыть Рис. 99 в новом окне)

 


^   Рис. 100. [стр. 127]
С помощью бакланов и сегодня ловят рыбу жители Юго-Восточной Азии.

(Открыть Рис. 100 в новом окне)

 


^   Рис. 101. [стр. 130]
В Дэгокри (Корея) много образов, связанных с водной стихией.

(Открыть Рис. 101 в новом окне)

 


^   Рис. 102. [стр. 131]
Палеолитические изображения рыб из Пиндаль.

(Открыть Рис. 102 в новом окне)

 


^   Рис. 103. [стр. 133]
Различные приёмы охоты на морского зверя донесли до нас наскальные изображения.

(Открыть Рис. 103 в новом окне)

 


^   Рис. 104. [стр. 134]
Такие образы со смешанными чертами людей и животных, возможно, являются изображением костюмированных персонажей. Габийу.

(Открыть Рис. 104 в новом окне)

 


^   Рис. 105. [стр. 135]
Накинув на себя шкуру животного, охотник мог подобраться к добыче на расстояние выстрела.

(Открыть Рис. 105 в новом окне)

 


^   Рис. 106. [стр. 135]
Странный антропоморфный персонаж, показанный в фас, из Марсулы.

(Открыть Рис. 106 в новом окне)

 


^   Рис. 107. [стр. 136]
Палеолитическая «Венера с рогом» из пещеры Лоссель.

(Открыть Рис. 107 в новом окне)

 


^   Рис. 108. [стр. 136]
Одна из самых изящных палеолитических женских статуэток из Арси-сюр-Кюр [Брассемпуи] интересна и плетёным головным убором.

(Открыть Рис. 108 в новом окне)

 


^   Рис. 109. [стр. 136]
Одно из парных рельефных изображений «отдыхающих женщин» из Мадлен.

(Открыть Рис. 109 в новом окне)

 


^   Рис. 110. [стр. 137]
Люди-серны из Тейжа.

(Открыть Рис. 110 в новом окне)

 


^   Рис. 111. [стр. 137]
Фантастические существа из пещеры Истуриц.

(Открыть Рис. 111 в новом окне)

 


^   Рис. 112. [стр. 137]
В сложном переплетении линий на плакетке из Ла Марш удалось выявить лицо бородатого мужчины.

(Открыть Рис. 112 в новом окне)

 


^   Рис. 113. [стр. 139]
Негативные изображения кистей рук (в том числе покалеченных) и лошади встречены в пещере Коске на одной плоскости.

(Открыть Рис. 113 в новом окне)

 


^   Рис. 114. [стр. 141]
В Коске трафареты рук относятся к древнейшей фазе изобразительной деятельности.

(Открыть Рис. 114 в новом окне)

 


^   Рис. 115. [стр. 143]
На палеолитических изображениях кисти рук часто лишены фаланг. Схема возможных вариантов.

(Открыть Рис. 115 в новом окне)

 


^   Рис. 116. [стр. 147]
Варианты татуировок и амулет в форме кисти руки (Северная Америка) (вверху и внизу слева); страница из книги XV в. (Германия) (внизу справа).

(Открыть Рис. 116 в новом окне)

 


^   Рис. 117. [стр. 149]
Отпечатки босых ног сохранились на глиняном полу некоторых палеолитических пещер. Фонтане.

(Открыть Рис. 117 в новом окне)

 


^   Рис. 118. [стр. 150]
Геометрические знаки и изображения стоп из Шал Крик (Северная Америка).

(Открыть Рис. 118 в новом окне)

 


^   Рис. 119. [стр. 151]
Иногда человек может быть не изображён, а символически обозначен. Сулайман-Тоо (Кыргызстан).

(Открыть Рис. 119 в новом окне)

 


^   Рис. 120. [стр. 151]
Беломорский памятник «Бесовы следки» получил своё название по центральной антропоморфной фигуре.

(Открыть Рис. 120 в новом окне)

 


^   Рис. 121. [стр. 155]
«Макароны» из Альтамиры. Сквозь извилистые линии проглядывает изображение головы быка.

(Открыть Рис. 121 в новом окне)

 


^   Рис. 122. [стр. 162]
Эта подделка якобы была обнаружена на знаменитом местонахождении Дольни Вестоницы (Моравия).

(Открыть Рис. 122 в новом окне)

 


^   Рис. 123. [стр. 170]
На гальке из Колдстрим в центре изображён древний художник с кистью и палитрой (Южная Африка).

(Открыть Рис. 123 в новом окне)

 


^   Рис. 124. [стр. 171]
При свете лампы древние художники творили в пещерах Реконструкция.

(Открыть Рис. 124 в новом окне)

 


^   Рис. 125. [стр. 173]
Палеолитический фриз с пятнистыми лошадьми и трафаретными изображениями рук из Пеш-Мерль. Всего за сутки исследователю и экспериментатору М. Лорбланше удалось повторить эти изображения в технике, которую он перенял у австралийских художников-аборигенов.

(Открыть Рис. 125 в новом окне)

 


^   Рис. 126. [стр. 178]
Так, возможно, антильские аборигены создавали изображения в пещерах Реконструкция.

(Открыть Рис. 126 в новом окне)

 


^   Рис. 127. [стр. 179]
В центральном мотиве из Пещеры №1 в Пунта-дель-Эсте, состоящем из 28 соединённых попарно окружностей, возможно, зафиксирован опыт летоисчисления по лунному календарю.

(Открыть Рис. 127 в новом окне)

 


^   Рис. 128. [стр. 180]
Концентрические окружности из Пещеры №1 на мысе Пунта-дель Эсте были связаны с астрономическими наблюдениями и фиксировали на её стенах значимые для этой цели точки.

(Открыть Рис. 128 в новом окне)

 


^   Рис. 129. [стр. 181]
Группа геометрических изображений из Пещеры №1, предположительно связанных с астрономическими наблюдениями.

(Открыть Рис. 129 в новом окне)

 


^   Рис. 130. [стр. 183]
Изображение креста в Пещере №1 в Пунта-дель-Эсте маркирует направления четырёх сторон света.

(Открыть Рис. 130 в новом окне)

 


^   Рис. 131. [стр. 189]
Очковидное изображение из Лас Мерседес символизирует единство и оппозицию солнца и луны, дня и ночи.

(Открыть Рис. 131 в новом окне)

 


^   Рис. 132. [стр. 189]
Китайское очковидное изображение связано с летоисчислением по лунному календарю.

(Открыть Рис. 132 в новом окне)

 


^   Рис. 133. [стр. 195]
Концентрические окружности из Пещеры №1 в Пунта-дель-Эсте относятся к одним из универсальных знаков первобытного искусства.

(Открыть Рис. 133 в новом окне)

 


^   Рис. 134. [стр. 199]
Уникальное антропоморфное изображение с элементами рентгеновского стиля из Д’Алгодоналес.

(Открыть Рис. 134 в новом окне)

 


^   Рис. 135. [стр. 199]
Изображения в рентгеновском стиле связаны с представлением о кости как наиболее долговечной части всего живого, залоге реинкарнации.

(Открыть Рис. 135 в новом окне)

 


^   Рис. 136. [стр. 201]
Сцена ритуальной трапезы, выгравированная на кости из Раймонден. От бизона остались не только рожки да ножки, но и позвоночник.

(Открыть Рис. 136 в новом окне)

 


^   Рис. 137. [стр. 202]
Самобытны австралийские изображения в рентгеновском стиле.

(Открыть Рис. 137 в новом окне)

 


^   Рис. 138. [стр. 205]
Лабиринты, изображённые на скалах в Кампо де Матабойш.

(Открыть Рис. 138 в новом окне)

 


^   Рис. 139. [стр. 205]
Лабиринты изображались не только на скалах и могли иметь различную конструкцию и очертания.

(Открыть Рис. 139 в новом окне)

 


^   Рис. 140-142. [стр. 208]
Трудно разобраться в конструкции лабиринта, лишь если находишься внутри него. Его построение основано на простых принципах.

(Открыть Рис. 140, 141, 142 или 140-141-142 в новом окне)

 


^   Рис. 143. [стр. 209]
Лабиринт легко смоделировать: взяв в руки сложенную вдвое верёвку, следуйте прилагаемой инструкции.

(Открыть Рис. 143 в новом окне)

 


^   Рис. 144. [стр. 209]
Разнообразные геометрические знаки образуют не только интересные группы, но и имеют, по-видимому, астрономическое значение. Гегамские горы (Армения).

(Открыть Рис. 144 в новом окне)

 


^   Рис. 145. [стр. 210]
Таких испещрённых геометрическими знаками плоскостей немало в разных частях света. Рейнард Рок (Северная Америка).

(Открыть Рис. 145 в новом окне)

 


^   Рис. 146. [стр. 212]
Изображения европейцев из пещеры Лос Хенералес.

(Открыть Рис. 146 в новом окне)

 


^   Рис. 147. [стр. 213]
Сцена сражения антильских аборигенов с европейцами представлена в пещере Лос Хенералес.

(Открыть Рис. 147 в новом окне)

 


^   Рис. 148. [стр. 213]
Женщины с детьми — редкий сюжет наскального искусства. Лос Хенералес.

(Открыть Рис. 148 в новом окне)

 


^   Рис. 149. [стр. 217]
Стилизованная личина с кинжалами из Монт Бего не оставила у путешественника сомнений в том, что он видел дьявола.

(Открыть Рис. 149 в новом окне)

 


^   Рис. 150. [стр. 219]
Монахи Муромского монастыря «окрестили» онежского неолитического «Беса», чтобы нейтрализовать его языческую силу.

(Открыть Рис. 150 в новом окне)

 


^   Рис. 151. [стр. 223]
Возможно, так коренные обитатели Южной Америки изображали на скалах священные символы.

(Открыть Рис. 151 в новом окне)

 


^   Рис. 152. [стр. 225]
Фантастические персонажи словно появляются из расщелин между скалами в штате Вайоминг (США).

(Открыть Рис. 152 в новом окне)

 


^   Рис. 153. [стр. 228]
Братья-молнии, культурные герои коренного населения Австралии.

(Открыть Рис. 153 в новом окне)

 


^   Рис. 154. [стр. 231]
В бухте Саган-Заба на вертикальных мраморных скальных выходах выбиты изображения антропоморфных существ в рогатых головных уборах.

(Открыть Рис. 154 в новом окне)

 


^   Рис. 155. [стр. 235]
Так антильские аборигены изображали ритуал вдыхания кохобы и курильщиков.

(Открыть Рис. 155 в новом окне)

 


^   Рис. 156. [стр. 235]
Европейцы-курильщики в исполнении австралийских художников.

(Открыть Рис. 156 в новом окне)

 


^   Рис. 157. [стр. 236]
Сцена охоты на памятнике Бхимбетка в Индии.

(Открыть Рис. 157 в новом окне)

 


^   Рис. 158. [стр. 239]
Знаменитый акробат из Сотторп в Швеции предположительно датируется концом II тысячелетия до н.э.

(Открыть Рис. 158 в новом окне)

 


^   Рис. 159. [стр. 242]
Группа изображений из Альта-фьорда в Норвегии: северные олени бродят вокруг ограды, точками показан путь медведей из берлоги.

(Открыть Рис. 159 в новом окне)

 


^   Рис. 160. [стр. 245]
Огромные двухцветные существа словно взывают к высшим силам Нижняя Калифорния (Мексика).

(Открыть Рис. 160 в новом окне)

 


^   Рис. 161. [стр. 253]
Полихромное в рентгеновском стиле изображение кенгуру выполнено в гроте австралийским аборигенным художником в Арнхемленде (Австралия).

(Открыть Рис. 161 в новом окне)

 


^   Рис. 162. [стр. 253]
В рентгеновском стиле изображались и рыбы. Эта рыба из Австралии нарисована в жёлто-коричневой гамме.

(Открыть Рис. 162 в новом окне)

 


^   Рис. 163. [стр. 255]
Этот рисунок, имитирующий искусство палеолита, на самом деле является современным граффити. Подпись автора, знаменитого французского спелеолога Норбера Кастере, нарисовавшего эту группу в 1965 г. в пещере Тибиран (Франция), видна внизу.

(Открыть Рис. 163 в новом окне)

 


^   Рис. 164. [стр. 258]
Изображения вонджин связаны с обрядами вызывания дождя. Такие изображения ежегодно перед сезоном дождей подновляются, чтобы не иссякла их магическая сила. Пещера с изображениями расположена близ реки Кинг Эдвард в Кимберли (Австралия).

(Открыть Рис. 164 в новом окне)

 


^   Рис. 165. [стр. 259]
Вонджины, божества воды, всегда изображались безо рта, иначе бы они затопили потоками воды всю землю. Декор на их одежде символизирует капли дождя. Хребет Чемберлайн в Кимберли (Австралия).

(Открыть Рис. 165 в новом окне)

 


^   Рис. 166. [стр. 261]
Так был закрыт вход в настоящую Альтамиру.

(Открыть Рис. 166 в новом окне)

 


^   Рис. 167. [стр. 263]
Изображение на Большом плафоне Альтамиры.

(Открыть Рис. 167 в новом окне)

 


^   Рис. 168. [стр. 265]
Изображение на Большом плафоне Альтамиры.

(Открыть Рис. 168 в новом окне)

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / Оглавление книги