^ Рис. 1. [стр. 7] Марселино Санс де Саутуола — первооткрыватель пещерного искусства.
(Открыть Рис. 1 в новом окне)
|
^ Рис. 2. [стр. 9] Мария де Саутуола в восьмилетнем возрасте стала первооткрывательницей пещерного искусства.
(Открыть Рис. 2 в новом окне)
|
^ Рис. 3. [стр. 10] Хуан Виланова-и-Пиера, профессор Мадридского университета, крупнейший палеонтолог, поддержавший мнение Саутуолы о палеолитическом возрасте росписей Альтамиры.
(Открыть Рис. 3 в новом окне)
|
^ Рис. 4. [стр. 11] Обложка брошюры «Краткие заметки о некоторых доисторических памятниках провинции Сантандер», увидевшей свет в 1880 г., в которой Саутуола написал о палеолитическом возрасте росписей Альтамиры.
(Открыть Рис. 4 в новом окне)
|
^ Рис. 5. [стр. 19] Последнее открытие в Кресвел Крэг (Англия) расширило географию пещерного искусства.
(Открыть Рис. 5 в новом окне)
|
^ Рис. 6. [стр. 20] Самка бизона из Зарайска была спрятана в тайнике более 20 тыс.лет назад.
(Открыть Рис. 6 в новом окне)
|
^ Рис. 7. [стр. 21] Аббат Брейль стоял у истоков изучения и документирования палеолитических изображений в пещерах.
(Открыть Рис. 7 в новом окне)
|
^ Рис. 8. [стр. 22] Копии наскальных изображений, выполненные Брейлем и современными исследователями: вверху — гравированное изображение из Кастильо (Испания); внизу — гравированное изображение лошади из Труа Фрер (Франция).
(Открыть Рис. 8 в новом окне)
|
^ Рис. 9. [стр. 24] План пещеры Альтамира и схема расположения изображений.
(Открыть Рис. 9 в новом окне)
|
^ Рис. 10. [стр. 25] Общий вид Большого плафона Альтамиры.
(Открыть Рис. 10 в новом окне)
|
^ Рис. 11. [стр. 26] Изображения бизонов на Большом плафоне Альтамиры. Фрагмент.
(Открыть Рис. 11 в новом окне)
|
^ Рис. 12. [стр. 26] Изображённый на Большом плафоне Альтамиры кабан — довольно редкий образ наскального искусства.
(Открыть Рис. 12 в новом окне)
|
^ Рис. 13. [стр. 27] Изображение оленя из Альтамиры.
(Открыть Рис. 13 в новом окне)
|
^ Рис. 14. [стр. 27] Животные, представленные на Большом плафоне Альтамиры, динамичны и полны жизни. Фрагменты.
(Открыть Рис. 14 в новом окне)
|
^ Рис. 15. [стр. 28] Гравированные изображения, открытые в Альтамире.
(Открыть Рис. 15 в новом окне)
|
^ Рис. 16. [стр. 28] Знаки из Альтамиры.
(Открыть Рис. 16 в новом окне)
|
^ Рис. 17. [стр. 29] Гравированные изображения из Альтамиры.
(Открыть Рис. 17 в новом окне)
|
^ Рис. 18. [стр. 32] План пещеры Ляско и схема расположения изображений.
(Открыть Рис. 18 в новом окне)
|
^ Рис. 19. [стр. 34] Крупное изображение так называемой «прыгающей коровы» из Ляско, точнее — самки тура (её размер достигает 1,7 м). Фрагмент полихромной росписи.
(Открыть Рис. 19 в новом окне)
|
^ Рис. 20. [стр. 35] На первом плане композиции из Ляско в так называемой скрученной перспективе изображены крупные туры, перед ними небольшая лошадь; на заднем плане — олени, чьи изящные рога проработаны тонкой затейливой линией. Фрагмент.
(Открыть Рис. 20 в новом окне)
|
^ Рис. 21. [стр. 36] Самая загадочная группа изображений Ляско — так называемая коррида — расположена в колодце, или «апсиде», куда один из юных первооткрывателей пещерного искусства спустился по верёвке.
(Открыть Рис. 21 в новом окне)
|
^ Рис. 22. [стр. 37] Эта группа лошадок из Ляско примечательна тем, что для передачи движения древний художник, подобно современным мультипликаторам, дублировал их конечности в разном положении. Фрагмент.
(Открыть Рис. 22 в новом окне)
|
^ Рис. 23. [стр. 40] План пещеры Нио и схема расположения изображений.
(Открыть Рис. 23 в новом окне)
|
^ Рис. 24. [стр. 42] Чёрный салон пещеры Нио. Фрагмент.
(Открыть Рис. 24 в новом окне)
|
^ Рис. 25. [стр. 43] Чёрный салон пещеры Нио. Фрагмент.
(Открыть Рис. 25 в новом окне)
|
^ Рис. 26. [стр. 44] Изображение лошади из Нио.
(Открыть Рис. 26 в новом окне)
|
^ Рис. 27. [стр. 45] Такие прочерченные по глине изображения иногда встречаются в европейском пещерном искусстве. А этого персонажа из Нио ещё и забросали глиняными шарами.
(Открыть Рис. 27 в новом окне)
|
^ Рис. 28. [стр. 46] План пещер Труа Фрер и Тюк д’Одубер и схема расположения изображений.
(Открыть Рис. 28 в новом окне)
|
^ Рис. 29. [стр. 47] Поражённый стрелой бизон из Труа Фрер в предсмертной агонии почти завалился на бок.
(Открыть Рис. 29 в новом окне)
|
^ Рис. 30. [стр. 47] Животные и так называемый колдун в маске из Тюк д’Одубер.
(Открыть Рис. 30 в новом окне)
|
^ Рис. 31. [стр. 48] Замысловатые многофигурные скопления характерны для Тюк д’Одубер.
(Открыть Рис. 31 в новом окне)
|
^ Рис. 32. [стр. 48] Смоделированные из глины бизоны на тысячелетия застыли на полу пещеры Тюк д’Одубер.
(Открыть Рис. 32 в новом окне)
|
^ Рис. 33. [стр. 49] «Колдун» из Труа Фрер — одно из наиболее известных изображений палеолитического искусства.
(Открыть Рис. 33 в новом окне)
|
^ Рис. 34. [стр. 49] «Стражи», или химеры, из Тюк д’Одубер.
(Открыть Рис. 34 в новом окне)
|
^ Рис. 35. [стр. 52] План пещеры Комбарелль и схема расположения изображений.
(Открыть Рис. 35 в новом окне)
|
^ Рис. 36. [стр. 53] Изображения животных в Комбарелль динамичны и выполнены уверенной рукой.
(Открыть Рис. 36 в новом окне)
|
^ Рис. 37. [стр. 53] В Комбарелль многочисленны палимпсесты — перекрывания одних изображений другими.
(Открыть Рис. 37 в новом окне)
|
^ Рис. 38. [стр. 54] Идентификация подобных изображений, представленных не только в Комбарелль, затруднительна и для специалистов.
(Открыть Рис. 38 в новом окне)
|
^ Рис. 39. [стр. 56] План пещеры Фон де Гом и схема расположения изображений.
(Открыть Рис. 39 в новом окне)
|
^ Рис. 40. [стр. 57] Изображения животных ледниковой эпохи из Фон де Гом.
(Открыть Рис. 40 в новом окне)
|
^ Рис. 41. [стр. 57] В Фон де Гом соседствуют фигуративные и геометрические изображения так называемые тектиформы перекрывают фигуры животных.
(Открыть Рис. 41 в новом окне)
|
^ Рис. 42. [стр. 58] Маленький мамонт из Арси-сюр-Кюр.
(Открыть Рис. 42 в новом окне)
|
^ Рис. 43. [стр. 61] План Руфиньяк, схема расположения изображений в пещере и упрощённая прорисовка фигур на своде.
(Открыть Рис. 43 в новом окне)
|
^ Рис. 44. [стр. 63] Эта очаровательная лошадка из пещеры Коске так бы и осталась скрытой от людских глаз в морских глубинах, если бы не современные технические достижения.
(Открыть Рис. 44 в новом окне)
|
^ Рис. 45. [стр. 63] Изображение оленя в пещере Коске, нарисованное углем.
(Открыть Рис. 45 в новом окне)
|
^ Рис. 46. [стр. 66] Изображение из Марсулы составлено из небольших красочных пятен — манера, напоминающая технику пуантилистов.
(Открыть Рис. 46 в новом окне)
|
^ Рис. 47. [стр. 67] Пантеры и бизон из Шове.
(Открыть Рис. 47 в новом окне)
|
^ Рис. 48. [стр. 69] Носороги из Шове.
(Открыть Рис. 48 в новом окне)
|
^ Рис. 49. [стр. 73] Палеолитические изображения под открытым небом в Фош Коа.
(Открыть Рис. 49 в новом окне)
|
^ Рис. 50. [стр. 75] Палеолитические изображения под открытым небом из Пенаскоса в долине Коа. Гравированные фигуры копытных образуют палимпсесты.
(Открыть Рис. 50 в новом окне)
|
^ Рис. 51. [стр. 75] Замечательное по пропорциям изображение козла из Кинта-да-Барко уцелело на открытой плоскости от разрушительного воздействия времени.
(Открыть Рис. 51 в новом окне)
|
^ Рис. 52. [стр. 80] Изображения лошадей, носорога, мамонтов и геометрический знак (тектиформа) выполнены охрой на стенах Каповой пещеры на Урале.
(Открыть Рис. 52 в новом окне)
|
^ Рис. 53. [стр. 83] Изображения из Калгутинского рудника на Алтае весьма архаичны.
(Открыть Рис. 53 в новом окне)
|
^ Рис. 54. [стр. 90] Мамонты из Фон де Гом.
(Открыть Рис. 54 в новом окне)
|
^ Рис. 55. [стр. 90] Такие изображения краской прочерчены пальцами в Ла Бом-Латрон.
(Открыть Рис. 55 в новом окне)
|
^ Рис. 56. [стр. 91] Этот мамонт имеет своё прозвище — Патриарх из Руфиньяк.
(Открыть Рис. 56 в новом окне)
|
^ Рис. 57. [стр. 95] Мамонт. Реконструкция Е. Пфиценмайер.
(Открыть Рис. 57 в новом окне)
|
^ Рис. 58. [стр. 95] Это гравированное изображение мамонта из Холли Оак (Северная Америка), вероятно, является подделкой.
(Открыть Рис. 58 в новом окне)
|
^ Рис. 59. [стр. 96] Шерстистый носорог. Реконструкция В. Ляхова.
(Открыть Рис. 59 в новом окне)
|
^ Рис. 60. [стр. 97] Пара сражающихся носорогов из Шове являющая часть многофигурной группы, уникальна результатом датирования по AMS 14С: расположенный справа носорог получил дату 32 410±720 и 30 790±600 лет назад, а его соперник слева отстаёт с отрывом почти в два тысячелетия — 30 940±610 лет назад.
(Открыть Рис. 60 в новом окне)
|
^ Рис. 61. [стр. 97] Некоторые носороги, как, например, этот из Комбарелль, довольно симпатичны.
(Открыть Рис. 61 в новом окне)
|
^ Рис. 62. [стр. 99] Изображения носорогов в Шове весьма разнообразны.
(Открыть Рис. 62 в новом окне)
|
^ Рис. 63. [стр. 100] Характерные особенности облика пещерного медведя замечательно переданы в Шове.
(Открыть Рис. 63 в новом окне)
|
^ Рис. 64. [стр. 100] Медведь из Ложери Ба.
(Открыть Рис. 64 в новом окне)
|
^ Рис. 65. [стр. 101] Натуральный макет — это смоделированный из глины остов туловища медведя, на который в древности набрасывалась шкура и к которому приставлялся череп. Монтеспан.
(Открыть Рис. 65 в новом окне)
|
^ Рис. 66. [стр. 101] Поражённые дротиками и камнями медведи из пещеры Труа Фрер погибают, истекая кровью.
(Открыть Рис. 66 в новом окне)
|
^ Рис. 67. [стр. 102] Пещерный медведь. Реконструкция Н. Верещагина.
(Открыть Рис. 67 в новом окне)
|
^ Рис. 68. [стр. 103] Львы из Труа Фрер.
(Открыть Рис. 68 в новом окне)
|
^ Рис. 69. [стр. 104] Выгравированные на кости изображения кошачьих из Ля Ваш.
(Открыть Рис. 69 в новом окне)
|
^ Рис. 70. [стр. 105] Изображения гиен из Шове передают все характерные черты их облика.
(Открыть Рис. 70 в новом окне)
|
^ Рис. 71. [стр. 107] Быки и коровы из Льонин.
(Открыть Рис. 71 в новом окне)
|
^ Рис. 72. [стр. 107] Группа копытных из Сан-Роман-де-Кандамо.
(Открыть Рис. 72 в новом окне)
|
^ Рис. 73. [стр. 108] Лошадь позднего плейстоцена. Реконструкция В. Ляхова.
(Открыть Рис. 73 в новом окне)
|
^ Рис. 74. [стр. 108] Некоторые лошади, вероятно, окрасом напоминали зебру, как, например, эта лошадка из де Бюксю.
(Открыть Рис. 74 в новом окне)
|
^ Рис. 75. [стр. 109] Жёлтая лошадь стала своего рода «визитной карточкой» палеолитического искусства Ляско.
(Открыть Рис. 75 в новом окне)
|
^ Рис. 76. [стр. 109] Мастерски выполненные фигуры лошадей из Ляско.
(Открыть Рис. 76 в новом окне)
|
^ Рис. 77. [стр. 111] Олени из Комбарелль.
(Открыть Рис. 77 в новом окне)
|
^ Рис. 78. [стр. 111] Олени из Фон де Гом.
(Открыть Рис. 78 в новом окне)
|
^ Рис. 79. [стр. 112] Олень и лисица из Альтксерри.
(Открыть Рис. 79 в новом окне)
|
^ Рис. 80. [стр. 113] Это изображение из Ляско называют плывущими оленями.
(Открыть Рис. 80 в новом окне)
|
^ Рис. 81. [стр. 113] Навершие с изображением оленёнка из Мас д’Азиль.
(Открыть Рис. 81 в новом окне)
|
^ Рис. 82. [стр. 115] Группа копытных из Ла Мут.
(Открыть Рис. 82 в новом окне)
|
^ Рис. 83. [стр. 115] Бизон из Труа Фрер.
(Открыть Рис. 83 в новом окне)
|
^ Рис. 84. [стр. 115] Бизон из Труа Фрер.
(Открыть Рис. 84 в новом окне)
|
^ Рис. 85. [стр. 116] На недавно выявленном памятнике пещерного искусства Урдьяль в Кантабрии немало изображений бизонов.
(Открыть Рис. 85 в новом окне)
|
^ Рис. 86. [стр. 116] Фигурка бизона из Мадлен, который повернул голову назад и вылизывает бок.
(Открыть Рис. 86 в новом окне)
|
^ Рис. 87. [стр. 117] Бизон из Нио словно осматривает свои раны.
(Открыть Рис. 87 в новом окне)
|
^ Рис. 88. [стр. 117] Иногда в первобытном искусстве соседствуют необычные персонажи. Бизон и птенец из Ле-Пюй-де-Лакан.
(Открыть Рис. 88 в новом окне)
|
^ Рис. 89. [стр. 118] Бизон. Скульптура из дерева И.С. Ефимова. 1973 г.
(Открыть Рис. 89 в новом окне)
|
^ Рис. 90. [стр. 118] Бизон.
(Открыть Рис. 90 в новом окне)
|
^ Рис. 91. [стр. 119] Так выглядел первобытный бизон. Реконструкция К. Флёрова.
(Открыть Рис. 91 в новом окне)
|
^ Рис. 92. [стр. 120] Изображения тура на польской картине, обнаруженной английским зоологом в антикварной лавке Аугсбурга (вверху), и на гравюре из «Описания путешествия в Московию» барона Герберштейна (внизу).
(Открыть Рис. 92 в новом окне)
|
^ Рис. 93. [стр. 121] Туры из Тейжа.
(Открыть Рис. 93 в новом окне)
|
^ Рис. 94. [стр. 121] Самка тура из Ляско.
(Открыть Рис. 94 в новом окне)
|
^ Рис. 95. [стр. 123] Так называемый волк на красном фоне из Фон де Гом.
(Открыть Рис. 95 в новом окне)
|
^ Рис. 96. [стр. 123] Заяц из Истуриц.
(Открыть Рис. 96 в новом окне)
|
^ Рис. 97. [стр. 125] Обитатели водной среды. Разновременные изображения на скалах.
(Открыть Рис. 97 в новом окне)
|
^ Рис. 98. [стр. 127] Бескрылые гагарки вымерли в середине XIX в.
(Открыть Рис. 98 в новом окне)
|
^ Рис. 99. [стр. 127] Бескрылая гагарка. Гравировка из грота Паличи.
(Открыть Рис. 99 в новом окне)
|
^ Рис. 100. [стр. 127] С помощью бакланов и сегодня ловят рыбу жители Юго-Восточной Азии.
(Открыть Рис. 100 в новом окне)
|
^ Рис. 101. [стр. 130] В Дэгокри (Корея) много образов, связанных с водной стихией.
(Открыть Рис. 101 в новом окне)
|
^ Рис. 102. [стр. 131] Палеолитические изображения рыб из Пиндаль.
(Открыть Рис. 102 в новом окне)
|
^ Рис. 103. [стр. 133] Различные приёмы охоты на морского зверя донесли до нас наскальные изображения.
(Открыть Рис. 103 в новом окне)
|
^ Рис. 104. [стр. 134] Такие образы со смешанными чертами людей и животных, возможно, являются изображением костюмированных персонажей. Габийу.
(Открыть Рис. 104 в новом окне)
|
^ Рис. 105. [стр. 135] Накинув на себя шкуру животного, охотник мог подобраться к добыче на расстояние выстрела.
(Открыть Рис. 105 в новом окне)
|
^ Рис. 106. [стр. 135] Странный антропоморфный персонаж, показанный в фас, из Марсулы.
(Открыть Рис. 106 в новом окне)
|
^ Рис. 107. [стр. 136] Палеолитическая «Венера с рогом» из пещеры Лоссель.
(Открыть Рис. 107 в новом окне)
|
^ Рис. 108. [стр. 136] Одна из самых изящных палеолитических женских статуэток из Арси-сюр-Кюр [Брассемпуи] интересна и плетёным головным убором.
(Открыть Рис. 108 в новом окне)
|
^ Рис. 109. [стр. 136] Одно из парных рельефных изображений «отдыхающих женщин» из Мадлен.
(Открыть Рис. 109 в новом окне)
|
^ Рис. 110. [стр. 137] Люди-серны из Тейжа.
(Открыть Рис. 110 в новом окне)
|
^ Рис. 111. [стр. 137] Фантастические существа из пещеры Истуриц.
(Открыть Рис. 111 в новом окне)
|
^ Рис. 112. [стр. 137] В сложном переплетении линий на плакетке из Ла Марш удалось выявить лицо бородатого мужчины.
(Открыть Рис. 112 в новом окне)
|
^ Рис. 113. [стр. 139] Негативные изображения кистей рук (в том числе покалеченных) и лошади встречены в пещере Коске на одной плоскости.
(Открыть Рис. 113 в новом окне)
|
^ Рис. 114. [стр. 141] В Коске трафареты рук относятся к древнейшей фазе изобразительной деятельности.
(Открыть Рис. 114 в новом окне)
|
^ Рис. 115. [стр. 143] На палеолитических изображениях кисти рук часто лишены фаланг. Схема возможных вариантов.
(Открыть Рис. 115 в новом окне)
|
^ Рис. 116. [стр. 147] Варианты татуировок и амулет в форме кисти руки (Северная Америка) (вверху и внизу слева); страница из книги XV в. (Германия) (внизу справа).
(Открыть Рис. 116 в новом окне)
|
^ Рис. 117. [стр. 149] Отпечатки босых ног сохранились на глиняном полу некоторых палеолитических пещер. Фонтане.
(Открыть Рис. 117 в новом окне)
|
^ Рис. 118. [стр. 150] Геометрические знаки и изображения стоп из Шал Крик (Северная Америка).
(Открыть Рис. 118 в новом окне)
|
^ Рис. 119. [стр. 151] Иногда человек может быть не изображён, а символически обозначен. Сулайман-Тоо (Кыргызстан).
(Открыть Рис. 119 в новом окне)
|
^ Рис. 120. [стр. 151] Беломорский памятник «Бесовы следки» получил своё название по центральной антропоморфной фигуре.
(Открыть Рис. 120 в новом окне)
|
^ Рис. 121. [стр. 155] «Макароны» из Альтамиры. Сквозь извилистые линии проглядывает изображение головы быка.
(Открыть Рис. 121 в новом окне)
|
^ Рис. 122. [стр. 162] Эта подделка якобы была обнаружена на знаменитом местонахождении Дольни Вестоницы (Моравия).
(Открыть Рис. 122 в новом окне)
|
^ Рис. 123. [стр. 170] На гальке из Колдстрим в центре изображён древний художник с кистью и палитрой (Южная Африка).
(Открыть Рис. 123 в новом окне)
|
^ Рис. 124. [стр. 171] При свете лампы древние художники творили в пещерах Реконструкция.
(Открыть Рис. 124 в новом окне)
|
^ Рис. 125. [стр. 173] Палеолитический фриз с пятнистыми лошадьми и трафаретными изображениями рук из Пеш-Мерль. Всего за сутки исследователю и экспериментатору М. Лорбланше удалось повторить эти изображения в технике, которую он перенял у австралийских художников-аборигенов.
(Открыть Рис. 125 в новом окне)
|
^ Рис. 126. [стр. 178] Так, возможно, антильские аборигены создавали изображения в пещерах Реконструкция.
(Открыть Рис. 126 в новом окне)
|
^ Рис. 127. [стр. 179] В центральном мотиве из Пещеры №1 в Пунта-дель-Эсте, состоящем из 28 соединённых попарно окружностей, возможно, зафиксирован опыт летоисчисления по лунному календарю.
(Открыть Рис. 127 в новом окне)
|
^ Рис. 128. [стр. 180] Концентрические окружности из Пещеры №1 на мысе Пунта-дель Эсте были связаны с астрономическими наблюдениями и фиксировали на её стенах значимые для этой цели точки.
(Открыть Рис. 128 в новом окне)
|
^ Рис. 129. [стр. 181] Группа геометрических изображений из Пещеры №1, предположительно связанных с астрономическими наблюдениями.
(Открыть Рис. 129 в новом окне)
|
^ Рис. 130. [стр. 183] Изображение креста в Пещере №1 в Пунта-дель-Эсте маркирует направления четырёх сторон света.
(Открыть Рис. 130 в новом окне)
|
^ Рис. 131. [стр. 189] Очковидное изображение из Лас Мерседес символизирует единство и оппозицию солнца и луны, дня и ночи.
(Открыть Рис. 131 в новом окне)
|
^ Рис. 132. [стр. 189] Китайское очковидное изображение связано с летоисчислением по лунному календарю.
(Открыть Рис. 132 в новом окне)
|
^ Рис. 133. [стр. 195] Концентрические окружности из Пещеры №1 в Пунта-дель-Эсте относятся к одним из универсальных знаков первобытного искусства.
(Открыть Рис. 133 в новом окне)
|
^ Рис. 134. [стр. 199] Уникальное антропоморфное изображение с элементами рентгеновского стиля из Д’Алгодоналес.
(Открыть Рис. 134 в новом окне)
|
^ Рис. 135. [стр. 199] Изображения в рентгеновском стиле связаны с представлением о кости как наиболее долговечной части всего живого, залоге реинкарнации.
(Открыть Рис. 135 в новом окне)
|
^ Рис. 136. [стр. 201] Сцена ритуальной трапезы, выгравированная на кости из Раймонден. От бизона остались не только рожки да ножки, но и позвоночник.
(Открыть Рис. 136 в новом окне)
|
^ Рис. 137. [стр. 202] Самобытны австралийские изображения в рентгеновском стиле.
(Открыть Рис. 137 в новом окне)
|
^ Рис. 138. [стр. 205] Лабиринты, изображённые на скалах в Кампо де Матабойш.
(Открыть Рис. 138 в новом окне)
|
^ Рис. 139. [стр. 205] Лабиринты изображались не только на скалах и могли иметь различную конструкцию и очертания.
(Открыть Рис. 139 в новом окне)
|
^ Рис. 140-142. [стр. 208] Трудно разобраться в конструкции лабиринта, лишь если находишься внутри него. Его построение основано на простых принципах.
(Открыть Рис. 140, 141, 142 или 140-141-142 в новом окне)
|
^ Рис. 143. [стр. 209] Лабиринт легко смоделировать: взяв в руки сложенную вдвое верёвку, следуйте прилагаемой инструкции.
(Открыть Рис. 143 в новом окне)
|
^ Рис. 144. [стр. 209] Разнообразные геометрические знаки образуют не только интересные группы, но и имеют, по-видимому, астрономическое значение. Гегамские горы (Армения).
(Открыть Рис. 144 в новом окне)
|
^ Рис. 145. [стр. 210] Таких испещрённых геометрическими знаками плоскостей немало в разных частях света. Рейнард Рок (Северная Америка).
(Открыть Рис. 145 в новом окне)
|
^ Рис. 146. [стр. 212] Изображения европейцев из пещеры Лос Хенералес.
(Открыть Рис. 146 в новом окне)
|
^ Рис. 147. [стр. 213] Сцена сражения антильских аборигенов с европейцами представлена в пещере Лос Хенералес.
(Открыть Рис. 147 в новом окне)
|
^ Рис. 148. [стр. 213] Женщины с детьми — редкий сюжет наскального искусства. Лос Хенералес.
(Открыть Рис. 148 в новом окне)
|
^ Рис. 149. [стр. 217] Стилизованная личина с кинжалами из Монт Бего не оставила у путешественника сомнений в том, что он видел дьявола.
(Открыть Рис. 149 в новом окне)
|
^ Рис. 150. [стр. 219] Монахи Муромского монастыря «окрестили» онежского неолитического «Беса», чтобы нейтрализовать его языческую силу.
(Открыть Рис. 150 в новом окне)
|
^ Рис. 151. [стр. 223] Возможно, так коренные обитатели Южной Америки изображали на скалах священные символы.
(Открыть Рис. 151 в новом окне)
|
^ Рис. 152. [стр. 225] Фантастические персонажи словно появляются из расщелин между скалами в штате Вайоминг (США).
(Открыть Рис. 152 в новом окне)
|
^ Рис. 153. [стр. 228] Братья-молнии, культурные герои коренного населения Австралии.
(Открыть Рис. 153 в новом окне)
|
^ Рис. 154. [стр. 231] В бухте Саган-Заба на вертикальных мраморных скальных выходах выбиты изображения антропоморфных существ в рогатых головных уборах.
(Открыть Рис. 154 в новом окне)
|
^ Рис. 155. [стр. 235] Так антильские аборигены изображали ритуал вдыхания кохобы и курильщиков.
(Открыть Рис. 155 в новом окне)
|
^ Рис. 156. [стр. 235] Европейцы-курильщики в исполнении австралийских художников.
(Открыть Рис. 156 в новом окне)
|
^ Рис. 157. [стр. 236] Сцена охоты на памятнике Бхимбетка в Индии.
(Открыть Рис. 157 в новом окне)
|
^ Рис. 158. [стр. 239] Знаменитый акробат из Сотторп в Швеции предположительно датируется концом II тысячелетия до н.э.
(Открыть Рис. 158 в новом окне)
|
^ Рис. 159. [стр. 242] Группа изображений из Альта-фьорда в Норвегии: северные олени бродят вокруг ограды, точками показан путь медведей из берлоги.
(Открыть Рис. 159 в новом окне)
|
^ Рис. 160. [стр. 245] Огромные двухцветные существа словно взывают к высшим силам Нижняя Калифорния (Мексика).
(Открыть Рис. 160 в новом окне)
|
^ Рис. 161. [стр. 253] Полихромное в рентгеновском стиле изображение кенгуру выполнено в гроте австралийским аборигенным художником в Арнхемленде (Австралия).
(Открыть Рис. 161 в новом окне)
|
^ Рис. 162. [стр. 253] В рентгеновском стиле изображались и рыбы. Эта рыба из Австралии нарисована в жёлто-коричневой гамме.
(Открыть Рис. 162 в новом окне)
|
^ Рис. 163. [стр. 255] Этот рисунок, имитирующий искусство палеолита, на самом деле является современным граффити. Подпись автора, знаменитого французского спелеолога Норбера Кастере, нарисовавшего эту группу в 1965 г. в пещере Тибиран (Франция), видна внизу.
(Открыть Рис. 163 в новом окне)
|
^ Рис. 164. [стр. 258] Изображения вонджин связаны с обрядами вызывания дождя. Такие изображения ежегодно перед сезоном дождей подновляются, чтобы не иссякла их магическая сила. Пещера с изображениями расположена близ реки Кинг Эдвард в Кимберли (Австралия).
(Открыть Рис. 164 в новом окне)
|
^ Рис. 165. [стр. 259] Вонджины, божества воды, всегда изображались безо рта, иначе бы они затопили потоками воды всю землю. Декор на их одежде символизирует капли дождя. Хребет Чемберлайн в Кимберли (Австралия).
(Открыть Рис. 165 в новом окне)
|
^ Рис. 166. [стр. 261] Так был закрыт вход в настоящую Альтамиру.
(Открыть Рис. 166 в новом окне)
|
^ Рис. 167. [стр. 263] Изображение на Большом плафоне Альтамиры.
(Открыть Рис. 167 в новом окне)
|
^ Рис. 168. [стр. 265] Изображение на Большом плафоне Альтамиры.
(Открыть Рис. 168 в новом окне)
|
|