● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ сборник ]Древнее искусство Азии. Петроглифы.// Кемерово: КемГУ. 1995. 116 с. [ISBN нет]Отв.ред. В.В. Бобров.
[Со стр. 5:] Светлой памяти
Содержание
[Предисловие. — 3]
Статьи.
Д.Г. Савинов. О происхождении таштыкского стиля. — 6-10М.А. Дэвлет. Три наскальные композиции из Тувы. — 11-16Ю.И. Михайлов. Семантика образов и композиций в таштыкской изобразительной традиции (опыт анализа тепсейских плакеток). — 17-21Д.Г. Савинов. Тесинские лабиринты (по материалам могильника Есино III). — 22-32О.С. Советова. Петроглифы горы Тепсей. — 33-54
Полевые исследования.
Н.Ю. Кузьмин. Изображения на плитах оград тагарских курганов у села Верхний Аскиз в Хакасии. — 55-56И.П. Лазаретов. Изображения на плитах могильника Бырганов V (Хакасия). — 57-60А.И. Мартынов, Е.А. Миклашевич. Петроглифы Уч-Кошкона (Киргизия). — 61-62Е.А. Миклашевич. Петроглифы Чолпон-Аты (Киргизия). — 63-68Д.Г. Савинов. Новые материалы по изображениям на каменных плитах юга Хакасии. — 69-71Б.Н. Пяткин, Г.Н. Курочкин. Новое изображение зверя-божества окуневской культуры. — 72-74Д.В. Черемисин. Наскальные изображения Джурамала (Горный Алтай). — 75-81Я.А. Шер, О.С. Советова, Е.А. Миклашевич. Исследование петроглифов Жалтырак-Таша (Киргизия). — 81-85
Из фондов музея.
Б.Н. Пяткин, О.С. Советова, Е.А. Миклашевич. Петроглифы Оглахты-V (публикация коллекции). — 86-108
Зарубежные исследования.
Ю.С. Худяков. Изображения воинов на петроглифах Синьцзяна. — 109-113
[ Предисловие. ] ^
Памятники древнего искусства составляют золотой фонд в истории человеческой культуры. Они относятся к различным эпохам и поражают нас как многообразием видов изобразительной деятельности (наскальные изображения, каменные изваяния, мелкая пластика, гравировки, орнамент и т.д.), так и глубиной заложенного в них содержания, отражающего исключительное богатство и пока ещё непознанную сущность мировоззрения древних людей. Огромное количество памятников первобытного творчества известно на территории географически многоликой Азии, где они составляют неотъемлемую часть исторического ландшафта. Это особый мир — охотников, скотоводов и земледельцев, разных народов многотысячелетней истории, отражение их живой мысли и стремления к познанию окружающего мира.
Благодаря многолетним исследованиям выявлены ведущие художественные стили первобытного искусства, определены хронологические рамки их бытования и принадлежность к тем или иным археологическим культурам, раскрыты некоторые вопросы семантики, намечены основные ареалы этнокультурных взаимодействий, восстанавливаемых по изобразительным материалам. Но ещё больше предстоит сделать. Изучение первобытного искусства — это комплексная проблема, и в её разрешении принимают участие специалисты различных гуманитарных наук — археологии, истории, искусствоведения, философии, этнографии. В Сибири их объединение произошло вокруг издания «Первобытное искусство», организатором которого стал выдающийся исследователь древностей и искусства Азии академик А.П. Окладников. Серия сборников, издаваемых Институтом археологии и этнографии СО РАН, определила круг направлений и программных задач в изучении древнего искусства.
В настоящее время актуальным представляется дифференцированное изучение различных видов источников по древнему искусству Азии, отражающее определённые культурно-исторические пласты, специфику и общие закономерности развития. Предлагаемое вниманию читателей издание посвящено одному из наиболее ярких видов древнего изобразительного искусства — наскальным изображениям (петроглифам), происходящим из различных регионов Азии. Такие же тематические исследования, надеемся, будут предприняты и по другим видам изобразительного искусства древности.
наверх
|