● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Древнее искусство Азии. Петроглифы. Кемерово: КГУ. 1995. [ сборник ]

Древнее искусство Азии. Петроглифы.

// Кемерово: КемГУ. 1995. 116 с. [ISBN нет]

Отв.ред. В.В. Бобров.

 

[Со стр. 5:]

Светлой памяти
Бориса Николаевича Пяткина
посвящается.

Содержание

 

[Предисловие. — 3]

 

Статьи.

 

Д.Г. Савинов. О происхождении таштыкского стиля. — 6-10

М.А. Дэвлет. Три наскальные композиции из Тувы. — 11-16

Ю.И. Михайлов. Семантика образов и композиций в таштыкской изобразительной традиции (опыт анализа тепсейских плакеток). — 17-21

Д.Г. Савинов. Тесинские лабиринты (по материалам могильника Есино III). — 22-32

О.С. Советова. Петроглифы горы Тепсей. — 33-54

 

Полевые исследования.

 

Н.Ю. Кузьмин. Изображения на плитах оград тагарских курганов у села Верхний Аскиз в Хакасии. — 55-56

И.П. Лазаретов. Изображения на плитах могильника Бырганов V (Хакасия). — 57-60

А.И. Мартынов, Е.А. Миклашевич. Петроглифы Уч-Кошкона (Киргизия). — 61-62

Е.А. Миклашевич. Петроглифы Чолпон-Аты (Киргизия). — 63-68

Д.Г. Савинов. Новые материалы по изображениям на каменных плитах юга Хакасии. — 69-71

Б.Н. Пяткин, Г.Н. Курочкин. Новое изображение зверя-божества окуневской культуры. — 72-74

Д.В. Черемисин. Наскальные изображения Джурамала (Горный Алтай). — 75-81

Я.А. Шер, О.С. Советова, Е.А. Миклашевич. Исследование петроглифов Жалтырак-Таша (Киргизия). — 81-85

 

Из фондов музея.

 

Б.Н. Пяткин, О.С. Советова, Е.А. Миклашевич. Петроглифы Оглахты-V (публикация коллекции). — 86-108

 

Зарубежные исследования.

 

Ю.С. Худяков. Изображения воинов на петроглифах Синьцзяна. — 109-113

 


 

[ Предисловие. ]   ^

 

Памятники древнего искусства составляют золотой фонд в истории человеческой культуры. Они относятся к различным эпохам и поражают нас как многообразием видов изобразительной деятельности (наскальные изображения, каменные изваяния, мелкая пластика, гравировки, орнамент и т.д.), так и глубиной заложенного в них содержания, отражающего исключительное богатство и пока ещё непознанную сущность мировоззрения древних людей. Огромное количество памятников первобытного творчества известно на территории географически многоликой Азии, где они составляют неотъемлемую часть исторического ландшафта. Это особый мир — охотников, скотоводов и земледельцев, разных народов многотысячелетней истории, отражение их живой мысли и стремления к познанию окружающего мира.

 

Благодаря многолетним исследованиям выявлены ведущие художественные стили первобытного искусства, определены хронологические рамки их бытования и принадлежность к тем или иным археологическим культурам, раскрыты некоторые вопросы семантики, намечены основные ареалы этнокультурных взаимодействий, восстанавливаемых по изобразительным материалам. Но ещё больше предстоит сделать. Изучение первобытного искусства — это комплексная проблема, и в её разрешении принимают участие специалисты различных гуманитарных наук — археологии, истории, искусствоведения, философии, этнографии. В Сибири их объединение произошло вокруг издания «Первобытное искусство», организатором которого стал выдающийся исследователь древностей и искусства Азии академик А.П. Окладников. Серия сборников, издаваемых Институтом археологии и этнографии СО РАН, определила круг направлений и программных задач в изучении древнего искусства.

 

В настоящее время актуальным представляется дифференцированное изучение различных видов источников по древнему искусству Азии, отражающее определённые культурно-исторические пласты, специфику и общие закономерности развития. Предлагаемое вниманию читателей издание посвящено одному из наиболее ярких видов древнего изобразительного искусства — наскальным изображениям (петроглифам), происходящим из различных регионов Азии. Такие же тематические исследования, надеемся, будут предприняты и по другим видам изобразительного искусства древности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

 

главная страница / библиотека / обновления библиотеки