● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
В.Д. КубаревКурганы Юстыда.// Новосибирск: 1991. 194 с. ISBN 5-02-029636-8
[ аннотация: ] В монографии впервые публикуются уникальные погребальные комплексы скифской эпохи, открытые и исследованные автором в высокогорных районах Восточного Алтая. В научный оборот вводятся новейшие данные о материальной и духовной культуре древнего населения, поддерживавшего на протяжении многих веков оживлённые связи с родственными племенами Тувы, Монголии и Синьцзяна. В книге рассматриваются вопросы, связанные с периодизацией и культурной принадлежностью исследованных памятников, а также на основе новых материалов реконструируются религиозные представления древних кочевников Алтая. Книга рассчитана на археологов, этнографов, историков.
Оглавление
Предисловие. — 3
Глава I. Краткая история археологического изучения Алтая. — 6Глава II. Топография курганов. — 15Глава III. Погребальный обряд. — 21Могильные сооружения. — 21Состав погребений. — 34Глава IV . Материальная культура. — 42Глава V. Датировка курганов. — 132Глава VI. Искусство, мифология и верования. — 135
Заключение. — 168
Список литературы. — 170Список сокращений. — 188
[Таблицы I-LXXI. — между стр. 176-177]
Заключение. ^
История древних кочевников Алтая, практически не известная нам по письменным источникам, в последнее время всё более успешно восстанавливается с широким привлечением новых археологических материалов. Их введение в научный оборот позволяет заполнить довольно существенные пробелы в наших знаниях и одновременно приводит к новым выводам, уточняющим либо опровергающим сложившиеся представления.
Первостепенными задачами в этой области исследований остаются определение этнической принадлежности населения пазырыкской культуры и создание детальной исторической периодизации, основанной на новейших фактических данных. Для их решения особо важное значение имеет анализ материалов различных археологических памятников, расположенных в зоне контактов кочевников Алтая с разноэтническим населением Тувы, Монголии и Синьцзяна. Отдельные свидетельства таких контактов неоднократно отмечались исследователями, но они не были подкреплены фактической базой, необходимой для прямых сопоставлений. В настоящий момент, когда мы располагаем уникальными материалами наиболее информативных курганов Юстыда и Уландрыка, поставленные задачи не кажутся столь сложными и неразрешимыми. По крайней мере, многие вопросы были сняты уже в первых публикациях. На основе новых данных вполне возможна и реконструкция социальной структуры древнеалтайского кочевого общества.
К середине I тыс. до н.э. высшая аристократическая прослойка древних кочевников Алтая выделилась из основной массы рядового воинства. Имущественное и социальное неравенство в этот период нашло отражение в сооружении грандиозных погребальных усыпальниц для представителей кочевой знати. Десятки огромных каменных курганов Пазырыка, Башадара и Туэкты содержат богатейший погребальный инвентарь, тогда как в одновременных им погребениях рядовых общинников под малыми и средними курганами несравненно более бедный и ограниченный набор традиционных погребальных предметов. Образцы искусства в них — большая редкость. Многие исследователи единодушны в том, что звериный стиль вместе с другими регалиями и символами был призван выделить социальную элиту, подчеркнуть её неограниченную власть. Поэтому несколько неожиданными оказались находки многочисленных сакральных атрибутов во многих рядовых курганах Юстыда и Уландрыка. Выполненные в алтайском зверином стиле, они в основных чертах совпадают с сакральной атрибутикой парадного одеяния вождей из больших курганов Алтая, Казахстана и Афганистана. Это чрезвычайно любопытное явление ещё ждёт объяснения. Следует отметить только, что разнообразие зооморфных персонажей, богатая художественная фантазия, изобретательность и утончённый вкус, возможно, были следствием относительной свободы древних кочевников Восточного Алтая, общество которых было организовано на принципах военной демократии.
наверх |