К.Ф. Смирнов
Сарматы и утверждение
их политического господства в Скифии.
// М.: 1984. 184 с.
Савроматы и сарматы.
Античные письменные источники позволяют заключить, что сарматы установили своё политическое господство в степях Северного Причерноморья путём последовательных вторжений и переселений в Скифию с Востока. Диодор (I в. до н.э.) говорит, что новые переселенцы, которых он называет «савроматами», «много лет спустя, сделавшись сильнее, опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребляя побеждённых, превратили большую часть страны в пустыню» (Диодор Сицилийский, Библиотека, II, 43, 7) а. [сноска: а Все античные источники цитируются по следующим изданиям: Латышев В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. СПб., 1893-1906; Полибий. Всеобщая история в сорока книгах. М., 1899, пер. М.Г. Мищенко; ВДИ, 1947-1950.] Он не сообщает о времени этого кровавого вторжения, положившего начало сарматскому периоду в истории Северного Причерноморья. Повествуя о вторжении, Диодор отразил события наиболее активного военного движения восточных соседей скифов. Позже Плиний Старший (23 или 24-79 гг. н.э.) в «Естественной истории» при описании расселения различных племён в Северном Причерноморье на основании старых греческих периплов и современных ему римских дорожников указывает: «По реке Танаису... живут сарматы..., разделяющиеся на многие племена» (VI, 15, 19). Он подробно перечисляет и называет те мелкие сарматские племена, которые некогда перешли с восточного берега Танаиса (Дона) на западный (VI, 15, 22). В других источниках эти племена, кроме сатархеев, не упоминаются.
Массовое вторжение сарматов в северопричерноморские степи произошло не позже начала II в. до н.э., ибо уже в это время они начинают играть роль в международных событиях античного мира. Так, Полибий описывает современное ему событие 179 г. до н.э. — заключение мирного договора между рядом государств Малой Азии (Понтийское царство, Пергам, Вифиния и Каппадокия), в котором принял участие в союзе с Херсонесом Гатал — царь европейских, т.е. северопричерноморских, сарматов (Полибий, История, XXV, 2; XXVI, 2, 6).
Массовому завоеванию Скифии предшествовал период постепенного проникновения на запад отдельных савромато-сарматских групп, значительная часть которых вышла из большого массива «савроматских» племён, как собственно савроматов Геродота, так и родственных им более восточных племён, живших к востоку от Волги — в степях Южного Приуралья. Точное название последних мы не знаем. Однако их никак нельзя оторвать от собственно савроматов ни по образу жизни, ни по погребаль-
(9/10)
Рис. 1. Варианты савроматской археологической культуры.
а — курганные погребения, упоминаемые в тексте; б — доно-волжский; в — самаро-уральский, г — восточноуральский; 1 — группа курганов Шиханы у с. Липовка Бузулукского р-на Оренбургской обл.; 1а — курган А12 у с. Блюменфельд; 2 — курганные группы на левобережье Илека; 3 — курган Биш-оба близ Орска; 4 — орские курганы (Новокумакская группа); 5 — курганные группы у с. Аландское Кваркенского р-на Оренбургской обл.; 6 — курган у с. Варна Челябинской обл.
ному обряду, ни в целом по материальной культуре. [1] Общность их археологической культуры говорит о том, что все они безусловно родственны по происхождению и, вероятно, по языку. Но при этом они могли иметь особые племенные названия. Многочисленные кочевые племена Задонья, Поволжья и Южного Приуралья (рис. 1) представляли большое единство, и я всех их называю условно «савроматами» VII-IV вв. до н.э. — непосредственными предками многих сарматских племён.
История сарматского населения евразийских степей тесно связана с савроматами. Согласно литературной античной традиции многие греческие (в том числе и Диодор) и римские писатели полностью отождествляли новых пришельцев Северного Причерноморья с савроматами. Вероятно, это было не простое автоматическое перенесение имени савроматов на новые объединения кочевников, появившихся в степях Северного Причерноморья, где бо́льшая часть областей была некогда занята коче-
(10/11)
выми и осёдлыми скифами, и в степях Приазовья, особенно восточнее Меотиды (Азовского моря) и Танаиса (Дона), где кочевали сарматы под разными племенными названиями. Савроматы составили значительный компонент этих объединений. Савроматы и сарматы часто отождествлялись по сходству этнонимов — самоназвания или названия, данного этим племенам со стороны, что мы установить достоверно не можем. Надо думать, что какая-то часть этого родственного массива, господствующая группа племён, сама себя так называла. Отождествлению этнонимов «савроматы» и «сарматы» способствовало и то, что носители их генетически были тесно связаны между собой.
Савроматы — древнейшее население восточной части Приазовья и земель, расположенных преимущественно к востоку от Дона — Танаиса. Об этом свидетельствуют как письменные источники, так и археологические данные. [2] Утверждая автохтонное происхождение ряда племён, вошедших в савроматское объединение (ибо савроматы действительно составляли обширную группу племён, связанных между собой политическим союзом), я разделяю точку зрения М.И. Ростовцева о приазовском «автохтонизме» основного ядра савроматов. [3] Вероятно, это племенное ядро и имело самоназвание «савроматы», заимствованное античными писателями для обозначения всех племён, живших по Танаису, берегам Меотиды и восточнее, в степях Поволжья. Но я вовсе не разделяю мнения М.И. Ростовцева о полной независимости сарматов от савроматов, [4] поскольку материальную культуру собственно савроматов Геродота нельзя совершенно отрывать от «савроматской» культуры Южного Приуралья, [5] а последнюю — от прохоровской, [6] носителями которой несомненно были сарматские племена. По М.И. Ростовцеву последние составляли новую иранскую волну, отличную от скифов и савроматов. О том, что ядро савроматского объединения сложилось очень давно («во времена Гераклов и Фесеев», по выражению Ф.Г. Мищенко [7]) где-то в степях Меотиды, по берегам Танаиса, свидетельствует легенда о происхождении савроматов, указывающая на тесную генетическую связь скифов и савроматов (Геродот, IV, 110-117 [8]). Судя по тому, что савроматы говорили на скифском языке, но издревле искажённом (Геродот, IV, 117), савроматский язык можно рассматривать как один из скифских диалектов. [9] Переселение ранних савроматов к востоку на «три дня пути от Танаиса и три же от озера Меотиды к северу» (Геродот, IV, 116) отражает борьбу отдельных племён скифского мира (в широком понимании этого слова), происходившую в Северном Приазовье после возвращения скифской многоплеменной орды из дальних передневосточных походов.
Вероятно, не позже чем за сто — полтораста лет до жизни Геродота савроматы расселились далее на восток от места сложения первоначального своего ядра, отличного от скифского объединения в Северном Причерноморье. Геродот при описании Скифии и расселения савроматов даёт уже стабильную картину, на которой савроматский союз занимает обширную степную территорию за Танаисом — Доном: там уже «не скифская земля» — она принадлежит савроматам, «которые, начиная от угла Меотийского озера, занимают пространство на 15 дней пути к северу» (Геродот, IV, 21). О том, что савроматские кочевники прочно занимали междуречье Дона и Волги, а также заволжские степи, возможно,
(11/12)
доходя до бассейна Бузулука (Оренбургская обл.), свидетельствуют выразительные, довольно богатые курганы и даже их группы. Ещё П.Д. Pay отнёс их к Геродотовым савроматам, [10] а мной они были включены в поволжскую группу савроматской культуры (рис. 1). [11] К ней я позже отнёс и некоторые погребальные памятники VI-V вв. до н.э. Бузулукского бассейна (курганы Шиханы у с. Липовка Бузулукского р-на Оренбургской обл. (рис. 1). [12] Эту мою точку зрения оспорил Б.А. Раев, отнеся савроматские курганы Липовки к самаро-уральскому варианту савроматской культуры. [13] Разительное сходство Блюменфельдского кургана А12 с Липовскими по погребальному обряду и инвентарю он не признал аргументом в пользу отнесения липовских комплексов к савроматам Геродота. Самый же типичный для них комплекс кургана Блюменфельд А12 он связал с переселенцами из Южного Приуралья. Если липовские комплексы нельзя с полной уверенностью связать с поволжской группой, так как в них действительно имеются приуральские черты, которые я не отрицаю, то во всяком случае они отражают тесный контакт между кочевниками Поволжья и Приуралья на их «пограничной» полосе. Такой же пограничной зоной мог служить и южный правобережный участок р. Урал. В савроматский союз за Доном и на Волге вошли как его основа потомки местных срубных и продвинувшихся сюда андроновских племён эпохи бронзы, что я постарался показать в своё время на основании изучения погребального обряда и некоторых категорий погребального инвентаря, особенно местной керамики. [14] Этот факт всё больше и больше подтверждается и в результате исследований в Поволжье, особенно новых, правда немногих, памятников переходного типа, т.е. конца эпохи бронзы и начала раннего железного века, новейшая сводка которых (на 1977 г. — до 50 комплексов) дана В.И. Мамонтовым. [15]
Можно признать, что прямые предки скифских и савроматских племён вышли из общего массива прежнего населения — носителей срубной и андроновской (для савроматов) культур евразийских степей. Кому конкретно принадлежали те или иные памятники переходного типа из бассейна степного Дона и Поволжья, — прямым предкам скифов или савроматов, сказать невозможно. Археологические памятники скифов и савроматов начала их истории почти не различимы, так как их погребальные обряды и материальная культура в целом имели больше общего, чем раздельного. В период, когда впервые фиксируются события истории скифов (т.е. их ранние походы в Переднюю Азию), в скифскую орду, хозяйничавшую в Закавказье и Малой Азии, вполне вероятно, входили и непосредственные предки савроматов. Эта моя мысль [16] была поддержана В.Б. Виноградовым. [17] Он сделал попытку обосновать гипотезу об участии в этих походах и «савроматов», или, точнее, тех родственных причерноморским скифам племён, которые образовали союз «скифских» племён (в широком понимании этого слова) Задонья и Поволжья, выступивших несколько позднее в истории под названием «савроматов». Судя по письменным источникам, образование савроматского союза было тесно связано с ранней историей скифов, со временем их походов и возвращения из Передней Азии.
В ранний период своей истории, согласно прежде всего сообщениям
(12/13)
Диодора Сицилийского (Библиотека, II, 43, 5), «скифы» господствовали на обширной территории «с одной стороны, до восточного океана (т.е. Индийского. — К.С.), а с другой — до Каспийского моря и Меотийского озера», т.е. в рамки этой территории входили степи Северного Кавказа [18] и Предкавказья между Доном и Каспийским морем (Диодор, II, 43, 2), на что обратили в последнее время внимание Д.А. Мачинский и А.М. Хазанов. [19] Таким образом, надо думать, что среди этих «многих значительных племён» (Диодор) были ещё и «несамоопределившиеся» этнически и политически будущие савроматские племена, принимавшие участие в далёких скифских походах. Скифские цари при возвращении из Передней Азии переселили «многие другие покорённые племена». Одним из наиболее важных переселений Диодор называет выселение «из Мидии, основавшееся у реки Танаида; эти переселенцы назывались савроматами» (Диодор, II, 43, 6). По Диодору, эти-то «последние много лет спустя, сделавшись сильнее, опустошили значительную часть Скифии» (Диодор, II, 43, 7). Таким образом, для Диодора савроматы — прямые предки его современников — сарматов.
Плиний в «Естественной истории» называет сарматов «по преданию потомками мидян» (VI, 19). Это тоже, вероятно, связано с возвращением савроматов из Передней Азии вместе со скифами, а не только является свидетельством общности и родства сарматского языка с мидийский — родства савроматов с теми мидянами, которые стали ираноязычными. [20] Другой древний письменный источник, уже иранский — религиозная книга зороастрийцев Авеста — в своём древнейшем разделе «Гаты» книги Ясна (Яшт XIII, 43; XXI, 52) упоминает и «страну, лежащую на западе», — «сайрима».
Ряд исследователей, и в первую очередь И. Маркварт, связывают «сайрима» с савроматами — сарматами. [21] Один из гимнов Авесты воспевает «мужей праведных сайрима» и «жён праведных сайрима». [22] Не сохранились ли в них отголоски почётного положения женщины, как это было у савроматов? Древнейшая часть Авесты (арамейская письменность), вероятно, была оформлена при Дарии I, т.е. в конце VI в. до н.э., [23] а складывалась даже раньше. [24] События же, в ней отражённые, могут восходить ещё ко времени не позже VII в. до н.э., [25] т.е. к периоду скифских походов.
Итак, в раннескифское время, на рубеже VII и VI вв. до н.э., [26] в задонских и поволжских степях складывается савроматское объединение родственных кочевых племён, которое я связываю с доно-поволжским вариантом савроматской культуры. Нам неизвестно расположение племён «сайрима», но поскольку они отождествляются с савроматами, есть некоторое основание связать их с далёкой большой рекой Авесты Рангхой (авест. Ran’ha, Raha), сопоставляемой с греческой Pa (Rā) Птолемея, [27] т.е. с Волгой, по которой жили савроматы и сарматы. Такое сопоставление Рангхи с Волгой И.М. Дьяконов считает филологически вполне допустимым. [28] Можно, таким образом, считать, что «кочевники, живущие без главы у вод Рангхи» или «в стране на берегах вод Рангхи, которые не знают власти верховных правителей» (Авеста, Вендидад, I, XX, 76-78), и были, возможно, племенами «сайрима», или савроматов, [29] кочевавших в поволжских степях.
(13/14)
Поскольку кочевники Южного Приуралья (самаро-уральский вариант савроматской культуры) имеют большое сходство с поволжскими савроматами, то рассмотрим вопрос о возможной конкретной этнической принадлежности «савроматов» этой области. О связи этих кочевников с савроматами осторожно высказывался П.Д. Pay. [30] Позже более уверенно их отождествил Б.Н. Граков. [31] Моё двойственное и как будто противоречивое отношение к «савроматам» самаро-уральской группы [32] подверг критике Д.А. Мачинский, предприняв попытку обосновать гипотезу об исседонской принадлежности всех южноуральских кочевников. [33] Я по-прежнему отмечаю огромное сходство археологических памятников Поволжья и Приуралья при сравнительно незначительных различиях в локальных группах единой археологической культуры. На основании этого сходства можно уверенно говорить о большой близости этих кочевников. Недавно я уточнил свое отношение к «савроматам» илекской группы, связав её с родственным савроматам дахо-массагетским миром. [34] Я не рискнул бы назвать всех приуральских кочевников исседонами, которые, по Геродоту, имеют черты, сближающие их с савроматами: «Женщины у них (исседонов. — К.С.) равноправны с мужчинами» (Геродот, IV, 26). Д.А. Мачинский при локализации исседонов большое значение придаёт легендарной периегесе Аримаспеи. Между тем, на основании более точных сведений ионийской периегесы, взятой за основу Геродотом, исседонов можно скорее разместить к северу от массагетов и к востоку от аргиппеев (Геродот, I, 201; IV, 23-27).
Археологически самаро-уральская группа «савроматов» значительно менее однородна, чем поволжская. Она размещается на большой степной территории от бассейна р. Самара до бассейнов Ори и верхнего Урала (по р. Суундук — левому притоку Урала). Дальнейшие археологические исследования, вероятно, позволят расширить эту группу к востоку и разбить на дробные варианты, которые, возможно, будут отвечать более мелким племенным подразделениям. Однако уже и теперь мы можем в общих чертах выделить из неё по некоторым особенностям погребального обряда и инвентаря восточный район в степях и предгорьях бассейна верхнего Урала от Орска до Магнитогорска, включая в него южные районы Челябинской обл. [35] В эту группу прежде всего можно включить некоторые памятники восточной Башкирии, южных районов Челябинской обл. (Варна), [36] бассейна Суундука (аландская группа «савроматских» погребений) [37] и даже «савроматские» курганы по р. Кумачка на восточной окраине Орска и у пос. Новый Кумак (рис. 1). [38]
Именно эта группа «савроматских» памятников может больше претендовать на то, чтобы её назвали собственно исседонской. Ибо исседоны — непосредственные соседи массагетов — жили «напротив массагетов» (Геродот, I, 201), т.е. к северу или северо-востоку от них. Скифские купцы в своих торговых походах от Ольвии на восток, [39] вероятно, доходили до исседонов, потому что область, «населённая исседонами, хорошо известна» (Геродот, IV, 25). Дж.О. Томсон, следуя Геродоту, помещает исседонов северо-восточнее Каспия, так как массагеты жили к востоку от Каспийского моря, а ещё севернее за исседонами, у гор (вероятно, Уральских), располагает других соседей — аргиппеев. [40] На предполагаемой территории исседонов или скорее по соседству с ними было найдено оль-
(14/15)
вийское импортное зеркало (курган Биш-Оба). [41] Памятники восточных районов самаро-уральской группы проявляют некоторые черты сходства с центральноказахстанскими памятниками тасмолинской культуры (каменные жертвенники и единичные курганы с «усами»). Эту культуру К.А. Акишев и М.К. Кадырбаев не без основания связывают с исседонами, [42] представлявшими по всем письменным данным огромный массив родственных племён.
Мне могут возразить: всё же памятники восточной группы самаро-уральского варианта савроматской культуры и памятники тасмолинской культуры Казахстана имеют мало общих признаков и принадлежат разным археологическим культурам. Однако в истории и этнографии нередки случаи, когда этнографическая культура народов одного и того же названия имела разный характер, [43] особенно, если они расселены на обширных пространствах, как это и можно предполагать для большого исседонского населения. Его западная группа, постоянно контактируя с племенами савроматской культуры, сама могла быть носителем этой культуры. Отдельные группы исседонов могли жить и за Уралом (Геродот), и в Восточном Туркестане, судя по сообщению поздних античных авторов (Птолемей), [44] если только это не результат позднейших миграций. Сходная картина была и у собственно савроматов. Часть их жила в «Европе», т.е. западнее Танаиса, по крайней мере уже в V в. до н.э. (Псевдо-Гиппократ, О воздухе, водах и местностях, 24). [45] Но их памятники не выделяются чётко, ибо здесь, в отличие от Задонья и Поволжья, где главную роль играла савроматская культура, господствовала культура степных скифов и приазовских «меотов».
Наиболее вероятно, что именно исседоны, непосредственные соседи массагетов и близкие им по образу жизни, жили на какой-то части ареала «савроматской» культуры юго-восточного Приуралья. Я бы назвал их вслед за С.П. Толстовым «отраслью массагетов», [46] т.е. отнёс бы к обширнейшему сако-массагетскому «туранскому» миру.
Прямое отношение к «савромато»-сарматскому миру Южного Приуралья, вероятно, имели древние дахи, или даи, — предки парфян. Первое упоминание о них под названием daha мы находим в Авесте (Яшт XIII, 144). Начиная с В. Гейгера, [47] многие исследователи отождествляют их с даями греческих источников. Даи при Геродоте были кочевниками (Геродот, I, 125).
Античные авторы размещают даев — дахов в различных местах Средней Азии и Ирана, но в современной историографии их обычно принято помещать на территории Туркмении. [48] Есть свидетельство о том, что они были выходцами из большой группы или конфедерации племён, кочевавших некогда севернее, между Оксом (Амударьёй) и Каспийским морем. [49] Только позже они переселились в юго-восточные районы Прикаспия. Они, вероятно, некогда были соседями савроматов — сайрима, ибо последние упоминаются в Авесте рядом с дахами, ария и тура. [50] Древнюю страну даев (дахов) можно поместить согласно сведениям Страбона севернее Каспийского и Аральского морей, в степях, на значительной части которых нам известны памятники савроматской и сарматской культур. Это те «скифские и кочевые племена», которые занимали «всю северную сторону Гирканского (Каспийского) моря». Далее Страбон говорит:
(15/16)
«Большинство скифов, начиная от Каспийского моря, называются даями (Δάοι). Племена, живущие восточнее последних, носят название массагетов и саков» (Страбон, XI, VIII, 2). Это была большая конфедерация или союз племён, в которую входили, по Страбону, три племени: «Из даев одни называются апарнами (!΄Άπαρνοι), другие — ксанфиями (Ξάνϑιοι) и третьи — писсурами (Πισσσῦροι)» (Страбон, XI, VIII, 2). Первоначальное северное расположение даев (дахов) подтверждают следующие слова Страбона: «Апарны — даи, как говорят, были переселенцами из области даев, живущих над Меотидой, которых называют ксандиями или париями» (XI, IX, 3). Известно, что в античной традиции со времён Александра Македонского Меотидой и Танаисом считали не только Азовское море и Дон, но также Аральское море и Сырдарью (Яксарт). [51]
Возможно, от общего названия этих племён происходит древнее название Урала (Яика) — Даик (Δάιξ; Daicus). [52] Об этой реке, текущей с гор, имеется упоминание у Птолемея (География, IV, 14, 2-5) и Аммиана Марцеллина (История, XXIII, 6, 63). В историографии давно установилось представление, что Даик — это Урал. Таким образом, вполне вероятно, что приуральские кочевники, оставившие нам памятники савроматского и особенно прохоровского типа, хотя бы частично были выходцами из дахского племенного объединения. Может быть, «савромато»-сарматы бассейна Илека [53] и среднего течения Урала к западу от Орска были дахами — даями Авесты и греческих писателей.
Гипотеза о дахо-массагето-сакском происхождении большинства сарматских объединений, вторгшихся в Северное Причерноморье, не нова. Ещё М.И. Ростовцев писал, что сарматы — это саки, обитавшие у Аральского моря и между Аралом и Каспием, которые стали вторгаться в «Скифскую империю» в конце IV-III в. до н.э. [54] Саков он отождествлял с массагетами и дахами. С.П. Толстов включил савроматов, имея в виду их восточное подразделение, т.е. северокаспийское — приуральское, в дахо-массагетский комплекс племён, считая савроматов северо-западной ветвью этого комплекса. [55] Гипотезу об отождествлении ранних кочевников Южного Приуралья — носителей прохоровской культуры — с дахами попытался обосновать Ю.М. Десятчиков. [56]
Наконец, И.В. Пьянков высказал близкую моей точку зрения о тесной связи и даже тождестве «савроматов» Южного Приуралья с западной частью массагетов, а «прохоровцев», хотя бы частично, — с дахами. [57] Эту гипотезу я во многом разделяю и предполагаю, что из дахо-массагетской среды кочевников вышли сарматы — аорсы, создавшие обширное племенное объединение от Танаиса до западных и северных степей областей Прикаспия, а вовсе не по берегам Каспия в буквальном смысле, как превратно понял меня В.П. Шилов. [58] Анализ письменных источников вовсе не позволяет безапелляционно утверждать, как это делает В.П. Шилов, что «протоаорсы никогда не обитали в Южном Приуралье». Ведь по Страбону известно: «Верхние аорсы... владели более обширной страной и господствовали, можно сказать, над наибольшей частью (курсив мой. — К.С.) Каспийского побережья» (Страбон, XI, V, 8). Те аорсы, которые жили между Меотидой и Каспийским морем, как сообщает Страбон, были «беглецы из среды ныне живущих выше народов», т.е. выходцы из каких-то более отдалённых «северных», согласно географическим представ-
(16/17)
лениям античных учёных, земель, а точнее, расположенных восточнее. Южноуральские степи нельзя абсолютно исключать из ойкумены обширного союза аорсов, хотя, конечно, точных указаний на этот счёт в античных источниках нет. Зато имеется много археологических параллелей, и очень близких, между погребальными комплексами территории аорсов между нижним Доном и районами Северо-Западного Каспия (Астраханская обл.) и сарматскими погребениями III-II вв. до н.э. из илекской группы курганов. [59] Довольно выразительные параллели, которые устанавливаются между савроматской и сарматской культурами и культурой саков Южного Приаралья, [60] укрепляют мою гипотезу. К тому же, в античной литературной традиции сохранились сообщения о массагетском происхождении алан — одного из наиболее крупных объединений, вышедших из общесарматской среды. Алан связывал с массагетами Дион Кассий (Римская история, LXIX, 15, 1) и дважды Аммиан Марцеллин, назвавший алан «прежними массагетами» (История, XXIII, 5, 16; XXXI, 2, 12).
Грозные союзы племён, возглавляемые родственными племенами, которые мы называем общим именем «сарматы», [61] были связаны по происхождению с кочевниками Южного Приуралья и, вероятно, степей Приаралья. У нас нет никакого сомнения в их генетической связи с «савроматами» Южного Приуралья. [62] Археологические памятники их, особенно илекской группы, [63] и орские курганы (Ново-Кумакский могильник) [64] оставили нам выразительные комплексы савроматской и раннесарматской (прохоровской) культуры от VI до III вв. до н.э. Прежде всего, в илекских и орских курганах мы наблюдаем появление характерных черт прохоровской культуры и культуры сарматской вообще. Там зарождаются уже в савроматское время главные формы погребальных сооружений и общего погребального обряда сарматов — подбойные и катакомбные могилы и могилы с «заплечиками»; уже довольно широко распространяется южная ориентировка погребённых; [65] впервые возникает тенденция к диагональному расположению покойников; [66] из инвентаря появляются круглодонная керамика с характерной орнаментацией, [67] мечи с перекрестиями переходной формы от бабочковидных к дуговидным или в виде переломленных брусков, [68] бронзовые зеркала в виде плоского круглого диска с длинной плоской же ручкой, [69] круглые и овальные жертвенники в виде блюда с бортиком, украшенным рельефным орнаментом, и пр.
Я не хочу сказать, что роль Геродотовых савроматов Подонья и Поволжья являлась в сложении более поздних сарматских объединений незначительной и пассивной. Этногенетические и культурно-экономические связи савроматов Геродота с кочевниками Южного Приуралья были постоянными и тесными в скифо-савроматский период. Впоследствии савроматы, по крайней мере их значительная часть, вероятно, перемешались с южноуральскими кочевниками, возможно, ставшими политически гегемонами, и вошли в новые сарматские объединения. Политическая и экономическая ориентации ираноязычных ранних кочевников самаро-уральской (дахи, западные массагеты, исседоны?) и доно-поволжской (савроматы) групп в савроматское и раннесарматское (прохоровская культура) время были несколько различными. Если первая была более тесно связана со Средней Азией и Передним Востоком, особенно с ахеменидским
(17/18)
Ираном, [70] то вторая — со Скифией, городами Северного Причерноморья и меотами Прикубанья, откуда поступали некоторые виды посуды, античный импорт, предметы звериного стиля и пр. Эти различия в культурно-экономической и политической ориентации сохранились и у ранних сарматов Южного Приуралья и доно-поволжских степей, что и отразилось на некотором своеобразии их археологических памятников в обоих регионах. [71]
Итак, сарматы — общее обозначение ираноязычных кочевников степей Восточной Европы. Это не просто позднейшие савроматы Геродота, а новые союзы родственных племён. В них органически слились савроматские племена Подонья — Поволжья, пришельцы из Приуралья — носители прохоровской культуры — и, возможно, Приаралья. Большинство их наверное по языку было очень близко между собой. Сильнее отличались они в этом отношении от скифов (разные диалекты). Но основные этнические ядра их сложения могли быть далеко не одинаковы: где-то ведущую основу составляли прежние савроматы Геродота (сирматы), где-то — родственные племена степного Предкавказья и Восточного Приазовья (сираки и языги, [72] последние — от яксаматов (?) по Мюлленгофу). Существенной частью были дахо-массагетские племена Южного Приуралья и Приаралья (аорсы, роксоланы и аланы). Таким образом, рассматривая кочевые племена степей юга Восточной Европы последних трёх или двух веков до нашей эры и первых трёх веков нашей эры, кроме собственно скифов, я всех их буду называть «сарматами», как называли их и античные авторы. В составе «сарматов» жило и прежнее скифское население, попавшее под власть завоевателей.
Так я представляю себе кочевников обширной степной полосы от Дона до восточных районов Южного Приуралья и отношения между ранними кочевниками Приуралья и савроматами Геродота, а также между носителями савроматской культуры и сарматами в целом как обширной группы родственных племён, создавших новые политические объединения и завоевавших в конце концов Скифию.
Примечания
(/162)
Савроматы и сарматы.
[4] Ростовцев М.И. Эллинство и иранство..., с. 33, 34; Rostovzeff M. The Animal Style in South Russia and China. Princeton, 1929, p. 48; Idem. Scythien und der Bosphorus. Berlin, 1931, S. 100, 101; Idem. Iranians and Greeks, p. 113, 114.
[7] Мищенко Ф.Г. Противоречия в известиях Геродота о первом появлении сарматов и скифов в Европе. — В кн.: Филологическое обозрение. М., 1899, XVII.
[9] Kretschmer P. Sarmatae. — In: RE, Bd IA, S. 2543; Zgusta L. Die Personennamen griechischer Städte der nördlichen Schwarzmeerküste. Praha, 1955, S. 245, 246 ff.
[10] Rau P.D. Die Gräber der frühen Eisenzeit im unteren Wolgagebiet. Pokrowsk, 1929.
[11] Смирнов К.Ф. Сарматские племена Северного Прикаспия. — КСИИМК, 1950, XXXIV, с. 99, рис. 28; Он же. Савроматы, с. 194, 195.
[13] Раев Б.А. Рец. на кн.: Памятники Южного Приуралья и Западной Сибири сарматского времени. — СА, 1976, 1, с. 299, 300.
[15] Мамонтов В.И. О погребениях позднего этапа срубной культуры в Нижнем Поволжье и Волго-Донском междуречье. — СА, 1980, 1, с. 175-194.
[17] Виноградов В.Б. О скифских походах через Кавказ (по письменным источникам). — Труды ЧИНИИ, 1964, IX, с. 41 сл.; Он же. Центральный и Северо-Восточный Кавказ в скифское время. Грозный, 1972, с. 17 сл.
[21] Marquart J. Eranšahr nach der Geographie des Ps. Moses Chorenac’i. — Abhandlungen Königlich Gesellschaft der Wissenschaften zu Göttingen, Phil.-Hist. Klasse, 1901, N.F., Bd III, S. 155; Idem. Untersuchungen zur Geschichte von Iran. T. II. Philologus. Leipzig, 1905, Suppl. Bd X/1, S. 78; Justi F. Iranisches Namenbuch. Marburg, 1895, S. 289; Толстов С.П. По следам древнехорезмийской цивилизации. М.; Л., 1948, с. 87; Он же. Древний Хорезм. М., 1948, с. 222.
[24] Абаев В.И. Скифский быт и реформа Зороастра. — Archiv orientálni, 1956, XXIV/1, s. 23-56.
[25] Виноградов В.Б. О скифских походах через Кавказ..., с. 44.
[30] Rau P.D. Die Gräber...
(162/163)
[35] Смирнов К.Ф. Ранние кочевники Южного Урала. — АЭБ, 1971, IV, карта между с. 70 и 71.
[36] Стоколос В.С. Археологические исследования Челябинского областного музея. — ВАУ, 1961, 2, с. 21-26.
[38] Мошкова М.Г. Ново-Кумакский курганный могильник..., с. 206 сл.; Она же. Сарматские погребения Ново-Кумакского могильника близ Орска. — В кн.: Памятники Южного Приуралья и Западной Сибири сарматского времени. М., 1972, с. 27 сл.
[39] Граков Б.М. Чи мала Ольвія торговельні зносини з Поволжжям і Приураллям в архаїчну та класичну епохи? — Археологія, 1947, 1, с 23 сл.; Томсон Дж.О. История древней географии. М., 1953, с. 101.
[41] Курган, раскопанный П.С. Назаровым в Орском уезде Оренбургской губернии (Биш-Оба). — Известия Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, 1890, XVIII. Труды антропологического отдела, XII/8. Дневник антропологического отдела; Граков Б.М. Чи мала Ольвія..., с. 31, рис. 2; Смирнов К.Ф. Савроматы, с. 364, рис. 72, 14.
[42] Акишев К.А., Кушаев Г.А. Древняя культура саков и усуней долины реки Или. Алма-Ата, 1963, с. 16. Древняя культура Центрального Казахстана. Ч. II. Памятники тасмолинской культуры. Алма-Ата, 1960, с. 308, 407, 408, рис. 1.
[43] Аверкиева Ю.П. Индейцы Северной Америки. От родового общества к классовому. М., 1974, с. 175 сл. Другой пример: если бы мы не знали о русском происхождении кубанских и терских казаков, то мы на основании этнографии (одежда, жилище и пр.) отнесли бы их к местным горцам.
[45] Мачинский Д.А. О времени...; Максименко В.Е. Кочевое население нижнего Дона в VII-II вв. до н.э. Автореф. канд. дис. М., 1974.
[47] Geiger W. Ostiranische Kultur im Altertum. Erlangen, 1882, S. 200 f.
[51] Томсон Дж.О. История древней географии, с. 190; Berger H. Geschichte der Wissenschaftlichen Erdkunde der Griechen. Leipzig. 1887-1893, IV, S. 36; Бартольд В.В. Сведения об Аральском море и низовьях Аму-Дарьи с древнейших времён до XVII в. — Известия Туркестанского отдела РГО, 1902, IV, с. 11, 17; Gutschmidt А., von. Geschichte Irans und seiner Nachbarländer von Alexander den Grossen bis zum Untergang Arsakiden. Tübingen, 1888, S. 31; Ростовцев M.И. Скифия и Боспор. Пг., 1925, с. 103.
[52] Бартольд В.В. Сведения об Аральском море..., с. 29.
[54] Rostovzeff М. The Animal Stile..., p. 45.
[56] Десятчиков Ю.М. Процесс сарматизации Боспора. Автореф. канд. дис. М., 1974, с. 9, 10.
(163/164)
[61] Этноним «сарматы» появился впервые в античной литературе в IV или начале III в. до н.э., т.е. с окончательным утверждением прохоровской культуры. См.: Смирнов К.Ф. О начале проникновения сарматов в Скифию. — ПСА, с. 191; Мачинский Д.А. О времени..., с. 42-45.
[64] Мошкова М.Г. Ново-Кумакский могильник...; Она же. Сарматские погребения Ново-Кумакского могильника...; Смирнов К.Ф. Орские курганы ранних кочевников. — В кн.: Исследования по археологии Южного Урала. Уфа, 1977, с. 3-51.
[66] Смирнов К.Ф. Сарматы на Илеке, с. 160; Он же. Сарматы Нижнего Поволжья и междуречья Дона и Волги в IV в. до н.э. — II в. н.э. — СА, 1974, 3, с. 42; Мошкова М.Г. Савроматские памятники северо-восточного Оренбуржья, с. 57-59, рис. 3, V.
[67] Стоколос В.С. Археологические исследования..., с. 25, рис. 8, 1; Мошкова М.Г. Сарматские погребения Ново-Кумакского могильника..., с. 33, 37, рис. 4, 1, 5; 5, 7; Смирнов К.Ф. Орские курганы ранних кочевников, с. 24, 25, рис. 11, 9.
[71] Смирнов К.Ф. Сарматы Нижнего Поволжья и междуречья Дона и Волги...
[72] Смирнов К.Ф. Савроматы, с. 286 сл.; Максименко В.Е. Кочевое население нижнего Дона...
|