● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

С.И. Руденко. Второй Пазырыкский курган. Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1948. С.И. Руденко

Второй Пазырыкский курган.

Результаты работ экспедиции Института истории материальной культуры Академии наук СССР в 1947 г. Предварительное сообщение.

// Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа. 1948. 64 с. + XXIX табл.

 

Оглавление

 

Введение. — 3

 

Экспедиция 1947 г. — 6

Устройство кургана. — 7

Обледенение погребения. — 8

Конское захоронение. — 10

Погребальная камера. — 18

Домашняя утварь и посуда. — 20

Кожаные и меховые изделия. — 27

Ткани. — 32

Одежда. — 35

Принадлежности туалета. — 42

Предметы искусства ритуально-культового значения. — 44

Физические особенности погребённых. — 53

Общие выводы. — 56

 

Примечания [ разнесены по разделам ]. — 61

 

 

 

[ Рисунки и таблицы. ]

 


 

Введение.   ^

 

Величайшие в мире степные пространства, простирающиеся от Карпат на западе до Памира и Алтая на востоке, верховья р. Енисея и Забайкальские степи, уже на заре истории нашей великой страны отмечены не только единством природных условий, но и единством культуры племён, их населявших. Единство это определялось: 1) общностью хозяйственного быта, характерного для той стадии культурного развития, на которой две с лишним тысячи лет назад пребывало население страны; 2) подвижным образом жизни и 3) интенсивными связями на обширных равнинных пространствах.

 

Быт этот, известный нам по ярким и образным описаниям Геродота и Псевдо-Гиппократа, не был всё же вполне однородным. Не говоря уже об отмеченном Геродотом делении скифских племён запада на осёдлых земледельцев и кочевых скотоводов, племена открытых степей востока и замкнутых горных долин Тяньшаня или Алтая должны были так или иначе приспособляться к естественным условиям окружающей их среды, что, в свою очередь, накладывало определённый отпечаток на их быт и порождало местные своеобразные особенности их культуры.

 

Вместе с тем, археологические данные свидетельствуют о том, что жизнь всех этих «скифских» племён не замыкалась внутри отдельных племенных союзов.

 

Международный обмен в эту эпоху был очень оживлённым. На западе сношения с Грецией осуществлялись через её причерноморские колонии. На юге скифы входили в непосредственные сношения с цветущими в те времена центрами, Бактрией и Согдианой, где скрещивались пути, ведущие на запад и юг, в Персию и Индию, а на востоке — в Центральную Азию. Южно-скифские племена (массагеты и саки) неоднократно принимали участие в междоусобных войнах того времени в Передней и Малой Азии, а также на Балканах. Известны скифские походы в Закавказье и вхождение части скифских племён в одну из сатрапий Персидской державы. На север же, по мощным водным артериям Западной Сибири, общение

(3/4)

скифов с таёжными звероловами простиралось вплоть до полярного круга.

 

Вытекающие отсюда взаимосвязи между скифскими и соседящими с ними нескифскими племенами не были односторонними и накладывали свой местный отпечаток на культуру каждого из этих племён.

 

Особый интерес в этом плане представляет культура племён Алтая. Окраинное положение этой горной страны, вдали от передовых культурных центров того времени, но по соседству с менее культурными охотничьими племенами севера, при исключительных природных богатствах, при оживлённых сношениях с севером и, более того, с югом, способствовало и развитию культуры, и процветанию населения Алтая рассматриваемого времени.

 

Горная область Алтая, с предельными абсолютными высотами от 450 до 4600 м, богата степными долинами и открытыми южными склонами с обширными луговыми пространствами, достаточными для прокорма сотен тысяч голов скота. Развитию там скотоводства благоприятствовало и расположение обширных нагорных плато в субальпийском поясе с его богатейшими горными лугами. Всё же полынно-злаковые степи, с их степною богатою солями растительностью, выгодно отличались от пресных кормов лесных или субальпийских лугов, являясь главными урочищами скотоводства. Кроме того, так как зимой степи почти не имеют снежного покрова, скот там в течение круглого года мог пастись на подножном корму. Поэтому как в настоящее время, так и в древности, горные степи Алтая были густо заселены скотоводческими племенами.

 

С другой стороны, Алтай издревле славился богатством своих охотничьих промысловых угодий и ценностью добываемых животных. Прежде всего соболь, затем выдра, благородный и северный олень, лось, архар и горный козёл, кабарга, рысь и многие другие звери и птицы всегда в изобилии водились на Алтае.

 

Наконец, Алтай искони известен богатством ценными металлами и в первую очередь золотом. Недаром Аристей Проконнесский называл «стерегущими золото грифами» алтайцев, проживавших между аримаспами и «простирающимися до моря» гипербореями. С Алтая золото потоком шло на юго-запад, где оно в изобилии отмечено Геродотом у массагетов, и позднее — на юг, в Бактрию.

 

Это изобилие ценных металлов, особенно золота, в скифских могилах было непреодолимой побудительной причиной к их разграблению. Знаменитое Эрмитажное собрание «скифо-сибирского золота» является лишь ничтожною частью тех, поистине сказочных, сокровищ, которое таились в древних погребениях. Ограбление курганов скифской поры в Западной Сибири, Казахстане и на Алтае велось столь методично и повсеместно, что в настоящее время среди сотен и тысяч известных нам больших и, следовательно, богатых курганов трудно сыскать хотя бы один непотревоженный.

 

На Алтае курганы скифской поры выделяются своеобразным устройством погребального сооружения и надмогильной насыпи. В отличие от собственно скифских курганов, алтайские прикрыты сверху каменной

(4/5)

наброской. В условиях высокогорной страны умеренных широт этой наброской обусловлен своеобразный гидро-физический режим и, как результат его, образование вековой курганной мерзлоты.

 

Известны результаты раскопок 1865 г. В.В. Радлова, когда в больших Катандинском и Берельском курганах, оказавшихся промёрзшими почти до дна, он нашёл замечательные вещи, которые в иных условиях не сохранились бы до наших дней. Тем не менее, прошло свыше шестидесяти лет, пока в 1927 и 1929 гг. были раскопаны подобные же курганы в долинах рек Урсула и Улагана. Несмотря на выдающиеся научные результаты и этих раскопок, прошло ещё двадцать лет, пока раскопки алтайских курганов с вековой мерзлотой возобновились.

 

Причина такого, казалось бы, равнодушного отношения к изучению этих, едва ли не единственных в мире по своему состоянию, памятников объясняется особо сложными и необычными в археологической практике условиями работ в вечной мерзлоте и заведомой разграбленностью курганов, когда неизвестно, в какой мере затраченный труд будет оправдан полученными результатами. При раскопках 1929 г. в Улагане оказалось, что грабителями из погребальной камеры были похищены не только изделия из ценных металлов, но и все её содержимое, вплоть до тела погребённого. Я всегда придерживался мнения, [1] что дальнейшие раскопки, в частности в Улагане, курганов с вековой мерзлотой гарантируют научные результаты первостепенной важности. Предварительное сообщение о работах, проведённых там в 1947 г., как мне кажется, служит тому порукой.

 


(/61)

Примечания.   ^

 

[1] С.И. Руденко. Скифская проблема и алтайские находки. Известия Академии Наук СССР, Серия истории и философии, №6, 1944, 275.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки