главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Р.С. МинасянИзображения свернувшегося хищника и лежащего оленя
|
|
|
Рис. 3. Первоначальное положение восковой модели бляхи из с. Долинское до момента сворачивания её в кольцо.(Открыть Рис. 3 в новом окне) |
Рис. 4. Золотой наконечник, отлитый по вырезанной из воска модели. Ст-ца Келермесская, VII в. до н.э.(Открыть Рис. 4 в новом окне) |
и припаивались в тех местах, где это диктовалось условиями композиции. Принципиальные изменения в изготовлении блях из Сибирской коллекции Петра I, Кулаковской и им подобным, сравнительно с аржанской, являются следствием тех корректив, которые были привнесены в литейное производство в связи с упражнениями с пластичными материалами. Таким образом, можно считать, что в скифской металлообработке техника, применённая при изготовлении аржанской бляхи, — литьё в составную форму, сделанную путём оттиска в глине резного шаблона, старше техники литья с использованием пластичного моделирования.
Аналогичная схема развития техники исполнения наблюдается и в других сюжетах скифо-сибирского искусства. Рассмотрим изображения лежащего оленя, которые появляются столь же рано, как и свернувшегося хищника, во всех видах изобразительного творчества — в графике, аппликациях, резьбе по дереву, выколотке, басме, тиснении, чеканке, литье. Источником, питающим скифское анималистическое искусство, бесспорно была живая натура. Меткий глаз и твёрдая рука древних художников улавливали разнообразнейшие нюансы динамики поз животных и воплощали их в различных материалам. Лежащий олень изображается с подогнутыми ногами, с приподнятой, опущенной и повёрнутой к крупу головой, лежащим на подогнутых передних ногах и на бедре одной из выброшенных в сторону задних ног, привстающим и т.д. В данном случае проанализируем только простейший вариант профильного изображения позы оленя, лежащего на подогнутых под себя ногах и с вытянутой вперёд головой, — мотив настолько популярный в творчестве скифо-сибирских племён, что он стал своего рода эмблемой их искусства.
В литературе этот образ трактуется то как «галопирующий», то как «лежащий» олень. Н.М. Ермолова, рассмотрев различные стадии типов бега парнокопытных животных и не найдя там соответствий с изображениями на скифских бляхах, пришла к заключению, что данная поза означает всё же лежащего оленя [11, с. 358-366]. С этим заключением невозможно не согласиться, поскольку таким же образом изображался лежащий олень с повёрнутой к крупу головой, как это мы можем видеть на бляхах из Семибратних курганов [4, табл. 128, 130], а в таком состоянии животное галопировать вообще не может. Однако метод сравнения естественных стадий движения животных с их изображениями, которые по ряду причин идеологического, канонического и технического порядка несут определённую долю условности, по моему мнению, не совсем корректен. Мы же не ищем соответствий с натурой в позе животного с вывернутой задней частью тела. По своей сущности она тоже реалистична, но естественного аналога здесь не существует.
В сюжете с лежащим оленем наблюдается такая же картина, какую мы видели в случаях со свернувшимся хищником — два варианта изображений. На каменных стелах, в аппликациях, на металлических пластинах, не имеющих ажурных прорезей, лежащий олень трактуется со свободно висящими над головой рогами, торчащими ушами, подогнутыми, но не сомкнутыми ногами, как это имеет место на петроглифах Тувы, оленном камне на «дороге Чингиз-хана», на золотых басменных пластинах из Келермеса и Елизаветинской и др. [4, табл. 145, 208 (неверная ссылка), (7,) ил. 29; 3, табл. 66, 138; 6, табл 7: 22; 7; 9; 10].
В резьбе по дереву, басме по деревянной матрице с ажурными прорезями, в литье дело обстоит уже совершенно иным образом. Здесь вступает в силу обстоятельство, требующее от изделия повышенной прочности. Композиция оленя замыкается в тесный клубок и принимает свой классический образ — завитки на рогах спирально закручиваются, уши поджимаются к рогам, рога к спине, ноги смыкаются вместе и поджимаются к животу. Необходимость создания надёжной конструкции влечёт за собой некоторую условность позы, нехарактерную для живой натуры. В качестве примеров такого рода конструкций можно указать на знаменитую золотую бляху из станицы Костромской, наконечник из Келермеса (рис. 4), басменные бляшки из Чиликты, бронзовое навершие из Губской, многочисленные бляшки тагарской культуры [4, табл. 50,
Рис. 5. Бронзовая бляха из кол. акад. В.В. Радлова, найденная к С от Минусинска. V в. до н.э. Бляха отлита в форме, лицевая сторона которой сделана по восковой модели.(Открыть Рис. 5 в новом окне) |
Рис. 6. Первоначальное положение восковой модели бляхи из кол. акад. В.В. Радлова до момента сворачивания её в позу лежащего зверя.(Открыть Рис. 6 в новом окне) |
62; 12; 14, с. 46]. Таким образом, факт зависимости способа изображения от техники производства и здесь не вызывает сомнения.
Пока мне неизвестны изделия с фигурой лежащего оленя, сделанные таким же способом, как аржанская бляха, но техника резьбы на многих находках прослеживается чётко. Это подтверждают басменные деревянные матрицы, использованные при изготовлении келермесской, елизаветинских и чиликтинских обкладок. Все бляшки из Чиликты имеют индивидуальные особенности, свидетельствующие о персональном изготовлении матриц для каждой обкладки. Резьба отчётливо выступает на золотом наконечнике из Келермеса, отлитом по утрачиваемой модели. Костромской олень, сделанный способом выколотки с последующей прочеканкой отдельных деталей, также имеет явные влияния техники резьбы по дереву, проявляющиеся в характерной рубленности широких плоскостей. Факт имитации резьбы здесь очевиден.
Однако упражнения с пластичным материалом и здесь оставили специфический след в развитии образа лежащего оленя (рис. 5). Это сказалось в явно выраженной изогнутости отростков и ствола рогов, в отсутствии жёсткости контуров ног и коленного сустава. Появились и характерные для техники пластичного моделирования перемычки на месте присоединения рогов к спине. В справедливости сказанного можно убедиться, проанализировав бронзовые бляшки из Малого Телека, Турана II, из находок в районе Минусинска из коллекции В.В. Радлова и многих других изделий тагарской культуры, навершие из станицы Губской на Северном Кавказе [12, рис. 95-143; 14, с. 46].
Несмотря на появление элементов пластики в моделировании по-прежнему доминирует резьба. Модели либо вырезаются из целого куска воска, как это имело место на наконечнике из Келермеса, либо мастер режет простейшую профильную фигуру оленя с ветвистыми рогами, свободно висящими над головой, и вытянутыми ногами и затем уже, подгибая рога, отростки рогов, шею, туловище и ноги, спаивая стыки, соединяя зазоры дополнительными перемычками-литниками, если в них появлялась необходимость, придаёт модели искомую композиционную схему (рис. 6).
Подводя итоги проведённого выше исследования, можно констатировать, что эволюция скифской художественной металлообработки шла по пути широкого использования техники резьбы, переноса этой техники в пластичный материал, с последующим использованием приёмов пластичного моделирования. При этом скифо-сибирский стиль терял свой лаконизм, присущий архаической эпохе. Анализ скифской металлообработки позволяет утверждать, что техника резьбы, лежащая в основе художественного литья, перешла в него вместе с изобразительными приёмами, традициями и уже с канонизированными образами.
Тема лежащего оленя и свернувшегося хищника находится в прямой связи с проблемой происхождения скифского искусства. Как мы знаем, в скифологии на сей счёт существует две гипотезы. Одни исследователи видят в скифском искусстве непосредственно влияние культур Древнего Востока [1, с. 70; 22, с. 128-130], другие полагают, что скифское искусство возникло на собственной основе в глубинах Центральной Азии [9, с. 54-59; 14, с. 356-367] Наибольшее обоснование получи-
ла первая идея, и здесь следует хотя бы кратко напомнить, в чём заключается её сущность. Для этой цели, как нельзя лучше подходит недавно изданная монография Д.С. Раевского [17], в которой последовательно аккумулируется аргументация переднеазиатского происхождения скифского искусства. Здесь же приведена библиография по данному вопросу.
По мнению Д.С. Раевского, у скифских племён до восточных походов не было изобразительного творчества. Начальный процесс формирования скифского искусства состоял в отборе из древневосточного репертуара определенных образов и в их переосмыслении, ретроспекции в русле собственной скифской мифологии [17, с. 96-104]. «Отбор древневосточных изобразительных мотивов, помещавшихся на раннескифских памятниках, определялся задачей воплотить собственно скифские мифологические концепции...» На первоначальном этапе заимствовались и антропоморфные и звериные сюжеты, но воспринятым скифами антропоморфным образам суждено было или трансформироваться или умереть. Ввиду кратковременности контактов скифов с носителями переднеазиатских культур, неискушенности самих скифов в изобразительном искусстве, произошло последнее. Единичные попытки создания иконографии мифологических персонажей, подобных изображенным на келермесской секире, не увенчались успехом, и образ человека надолго исчез из скифского искусства [17, с. 104].
Свои положения Д.С. Раевский иллюстрирует археологическими находками из келермесских курганов. Он признаёт, что часть из них имеет инокультурный, нескифский облик, но вот «какие из них какие» — что приспосабливается древневосточными мастерами применительно к скифским потребностям, а что приспосабливается самими скифами к собственным потребностям, из изложения остается не совсем понятным.
Как следует понимать тезис, согласно которому попытки создания иконографии антропоморфных образов у скифов не получили своего развития? Скифы сами сделали келермесскую секиру (!) и в дальнейшем отказались от таких попыток, или скифам попытались навязать антропоморфный образ, но они его не приняли? Как следует понимать рассуждение, в котором после анализа семантической системы изображений на мельгуновском и келермесском акинаках, келермесской секире и зеркале, из которого следует, что антропоморфные образы здесь выполнены в безусловно инокультурной основе, но среди них появляются мотивы звериного стиля (лежащий олень), что очень важно, поскольку здесь прослеживается становление специфически скифской трактовки зооморфных мотивов, возникших на древневосточной основе [17, с. 94]? Имеем ли мы здесь случай соавторства скифских и древневосточных мастеров, сделаны ли указанные вещи скифами, поскольку идёт становление и развитие образа скифского оленя, либо сам древневосточный мастер, по заказу или по собственному побуждению, создаёт этот образ, отбирает средства выражения, делает, так сказать, экслибрис к скифскому искусству?
Со ссылкой на соответствующие исследования, Д.С. Раевский полагает, «что для нас не столь существенно, изготавливал ли все эти предметы иноземный мастер, который работал, сообразуясь с требованиями заказчика, может быть, даже по его указаниям, или же скифский ремесленник по иноземным образцам. В любом случае несомненно, что вещи предназначались для скифского потребителя, и в их форме и декоре явно учтены его запросы [17, с. 95].
Однако вопрос о том, кем были сделаны высокохудожественные золотые вещи из наиболее ранних скифских курганов Прикубанья ни с точки зрения происхождения скифского искусства, ни с точки зрения развития их металлообрабатывающего производства, далеко не праздный, ибо от правильности выбора направления поиска зависит исход решения этих кардинальных проблем.
Культурная принадлежность изделий всегда находится в прямом соответствии с техникой изготовления. Здесь можно указать весьма примечательный пример, это подтверждающий. Античность происхождения золотой бляхи с лежащим оленем (сюжет определённо скифский) из Куль-Обы, датируемой IV в. до н.э., ни у кого не вызывает сомнения. Это согласуется с надписью ΠΑΙ, процарапанной на шее оленя. Как справедливо отметил М.И. Артамонов, античный мастер был настолько далёк от понимания собственно скифского искусства, что в результате не только замысел, но и стиль здесь получили извращённое выражение. На теле оленя чисто механически наложены рельефные изображения грифона, зайца, льва и собаки. Мастер куль-обской бляхи, пытаясь в образе оленя воспроизвести древний скифский сюжет, в моделировке фигур дополнительных изображений «отказался от стилизации и остался целиком и полностью верным привычным для него формам греческого искусства» [4, с. 65]. Замечательным здесь является и то, что при изготовлении мастер пользовался античными приёмами металлообработки — выколоткой, чеканкой и
тиснением с помощью металлических пуансонов, которые никогда не практиковались скифами.
Возвращаясь к изображениям «скифских оленей» на обкладках ножен келермесского и мельгуновского акинаков и келермесской секире, следует особо подчеркнуть, что по манере исполнения они резко отличаются от остальных зверей, там имеющихся. Это замечено давно и многими исследователями. Олени показаны в типичных для скифского искусства позах с подогнутыми под живот ногами, вздёрнутой головой, прижатыми к спине рогами, имеющими S-образные отростки. Форма туловища решена крупными плоскостями, шкура не проработана. Остальные животные показаны в более свободных позах, копытные имеют ветвистые рога, мускулатура тела зверей особо подчёркнута, шкура у многих зверей проработана.
Обкладки мечей и секиры сделаны из листового металла, собраны из нескольких частей, спаянных между собой. Техника нанесения изображений представляет собой образцы великолепной чеканки. Большой набор чеканов, достаточно сложные паячные работы, а также высокое мастерство исполнения свидетельствуют о том, что здесь мы имеем дело с продукцией, которая могла быть только под силу торевтам-профессионалам, работающим в крупных, хорошо организованных и оснащенных ювелирных мастерских. Особенности конструкции обкладок (чеканка была произведена до пайки) не оставляют сомнений в том, что изображения «скифских оленей» были нанесены на крылья ножен одновременно со всеми остальными изображениями, так что о более позднем их появлении в данных случаях не может быть и речи.
Скифские мастера ни в VII в. до н.э. (так теперь датируется мельгуновское и келермесское оружие), ни в последующее время чеканкой (одним из наиболее сложных способов холодной обработки металлов, тем более на таком высоком профессиональном уровне) — практически не пользовались. Пайка у них применялась также редко и ограничивалась простейшими операциями. Они, как уже говорилось, работали в технике басмы по деревянным резным матрицам и в металлопластике [15]. То же самое можно сказать о больших золотых бляхах костромского оленя и келермесской пантеры [4, табл. 22; 62], которые были сделаны из толстого листового золота способом выколотки с прочеканкой отдельных деталей. Таким образом, говорить о какой-то причастности этих вещей, равно как и многих других, найденных в северокавказских курганах VII в. до н.э., к скифскому производству, вообще не приходится.
В таком случае возникает вопрос, о какой переработке передневосточных образцов может идти здесь речь, если сами вещи были сделаны не скифами. Отличия в образах «скифского оленя», родившегося в технике резьбы по дереву, это отмечается многими, от остальных сюжетов, являющихся образцами творчества чеканщиков, на келермесском и мельгуновском оружии — принципиальные; но каким образом эти противоположности совместились на одних изделиях? Кто кого здесь копирует — резчик чеканщика или чеканщик резчика? Тут ответ может быть однозначным. Поскольку каждая из вещей (и секира, и мечи) могла быть изготовлена одним мастером или, во всяком случае, в одной мастерской, то и оленей, естественно, наносил чеканщик. Таким образом, здесь не скиф переработал переднеазиатский мотив, а наоборот, переднеазиатский мастер имитировал в чеканке скифский образ, родившийся в технике резьбы, уже сложившийся и ставший каноничным. При этом он воспользовался приёмами чеканки. Олень на келермесской секире имеет двойные линии на лопатках, крупе и ногах, что несвойственно для техники резьбы.
Не берусь судить о причинах появления скифских сюжетов на передневосточных изделиях. Очевиднее всего, здесь древневосточный мастер делал вещи, предназначавшиеся для самих скифов, и поставил на оружии своего рода визитную карточку, скопировав её с уже реально существующих скифских образцов.
Всё сказанное позволяет в новом свете взглянуть на проблему происхождения скифо-сибирского звериного стиля. На обширных пространствах степей Евразии — в ареале расселения скифо-сибирских племен, наблюдаются локальные различия в особенностях звериного стиля (это тема для особого разговора), но тенденция его развития имеет много общих черт. Гипотеза о переднеазиатских истоках скифского искусства, поддерживаемая рядом исследователей, не находит подтверждения в области развития техники производства. Производственная база, её мощности, набор технических приёмов металлообработки, инструменты, навыки, средства выражения, традиции, не говоря уже о стилистических особенностях, на Переднем Востоке, Кавказе, в Греции были совершенно иными, нежели это имело место у кочевников степей Евразии. Скифо-сибирское искусство, равно как и металлообработка самобытны, прочно опираются на прикладное искусство — резьбу по дереву, кости, аппликацию и др. Художественная металлообработка здесь более молода по отно-
шению к ним. Это подтверждается чрезвычайно бедным ассортиментом технических приёмов, практиковавшихся скифами, в сравнении с приёмами, применяемыми народами древних цивилизаций [15]. На архаичной стадии развития скифо-сибирское искусство свободно от каких-либо чужеродных влияний. Что касается некоторых сюжетных перекличек с передневосточным искусством, то здесь могла, да и должна была сказаться общность происхождения, мировоззрения и мифологического наследия ираноязычных народов, к семье которых принадлежали скифо-сибирские племена.